Придумать продолжение сказки апостроф и мягкий знак. Сказка про мягкий и твердый знаки

Цель занятия: изучаем твердый знак, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой Ъ, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву Ъ по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Съесть пирожное Подъёмный кран Съедобные грибы Доска объявлений

  • Рассмотри новую букву. Это - буква твердый знак.
  • Повтори слова: СЪЕЛА, СЪЕЛ, ВЪЕХАЛ, ПОДЪЕХАЛ, ОБЪЕХАЛ.
  • Все эти слова пишутся с твердым знаком.

Прочитай слова:
съе-ла, въе-хал, объе-хал, подъе-хал, съел

В русском языке есть слова, в которых звуки произносятся раздельно. Чтобы это было видно при чтении, после согласной буквы пишут твердый знак.

  1. Еще раз рассмотри букву твердый знак.
  2. На какую букву он похож?
  3. А чем отличаются твердый и мягкий знаки?

Задание: печатная буква Ъ для дошкольников

Рассмотри букву твёрдый знак. Нашили букву Ъ в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Сказка про букву Ъ

Сказка про твёрдый и мягкий знаки

Однажды по дороге твёрдой походкой шёл Твёрдый Знак.

— Не сочините ли вы для меня какую-нибудь сказку? — остановил его Восклицательный знак.
— Я подарю её Восклицательному знаку. Сегодня у меня день рожденья.
— Не! — твёрдо ответил Твёрдый знак.
— Неужели не сочините? — опечалился Вопросительный знак.
— Нет и только нет! — сказал Твёрдый знак ещё твёрже.
— Но почему? — удивился Вопросительный знак.
— Не хочу! Не буду! Не желаю! — Твёрдый Знак стоит на своём очень твёрдо.

Вопросительный Знак вопросительно смотрел на дорогу. По дороге в мягких тапочках шёл Мягкий Знак.

— Не сочините ли вы для меня какую-нибудь сказку? — обратился к нему Вопросительный знак.
— Мне, честно говоря, не хочется, — мягко сказал Мягкий Знак.
— Но я попытаюсь… так и быть.

И вот вечером Вопросительный Знак прибежал к Мягкому Знаку за сказкой.

— Жаль… мне очень жаль, — промямлил Мягкий Знак, — но, право, я не умею сочинять сказки. И он заплакал.
— Но почему же вы мне сразу не сказали? — рассердился Вопросительный Знак.
— Вы были так любезны, — прошептал Мягкий Знак, — и я не смог вам отказать сразу. Я не люблю отказывать. И он заплакал ещё сильнее.

Вопросительный Знак расстроился:

— Извините, но я не могу вас утешить. Я опаздываю. На день рожденья.

Он бежал по дороге и думал: «Что же я скажу, если Восклицательный Знак спросит, где подарок???»
Но Восклицательный Знак ничего не спросил. Он воскликнул:

— Ура! Наконец-то! Пришёл мой друг — Вопросительный Знак! Как я рад!

(Э. Мошковская)

Пословицы и поговорки на букву Ъ

Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть.

Веселые стихи про букву Ъ для детей

А рано утром натощак
Пошли мы к букве «твердый знак».
Но не могли найти никак
Ни твердый знак,
Ни мягкий знак.
Мы долго думали в пути,
Где эти знаки нам найти,
И после размышленья в печать
решили мы послать такое объявленье:
«Пропала не собака,
А два печатных знака.
Найти их рядом мудрено.
Но, может быть, однако,
Словцо отыщется одно,
Где будут оба знака?»
В одной из утренних газет
Мы через день прочли ответ
От школьника Петрова
Из города Тамбова.
Илья Петров ответил так:
«И твердый знак, и мягкий знак
Найдешь в одно мгновенье.
Ты их найдешь,
Когда прочтешь
Свое же объявленье!»
Мы объявленье перечли
И оба знака в нем нашли.
И написали мы в Тамбов:
«Благодарим, Илья Петров!»
(С. Маршак)

Волк ужасно разъярен -
Съесть ежа не может он.
Еж, хотя он и съедобен,
Для съеденья неудобен:
Съёжась, выставил иголки -
Объегорил злого волка.
(В. Лунин)

Мягкий знак и твердый знак
Разговаривали так:
- Сколько я пирожных съем?
- Мягкий знак ответил:
- Семь.
(А. Шибаев)

Что случилось с мягким знаком?
Был мягкий знак высоковат…
Сказали буквы строго:
- Эй, наклонись немного! -
И так согнулся он, чудак,
Что превратился в…
Твердый знак.
(А. Шибаев)

Птица смотрит в удивлении
На лесное объявление.
Не найдет она никак
В этом слове твердый знак.
(Г. Сатир)

Подъем - для тех, кто ловок, смел,
Он беспокойным впору.
На холм взобраться не сумел -
Штурмуй большую гору.
(Я. Аким)

Обойди хоть всю планету,
С твердым знаком зверя нету.
Может, где-то на Венере
С твердым знаком рыщут звери?
(Е. Григорьева. И. Гамазкова)

Объявляется банкет!
Все объедки сдай в буфет!
Объясняю: в цирке есть те,
Кто их желает съесть!
(В. Берестов)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

Интересная и полезная сказка для детей, она не только познакомит с мягким, твёрдым знаком, знаками вопроса и восклицания. Но и расскажет про различные характеры, и имеет поучительное содержание. Сказка с иллюстациями

Сказка про твёрдый и мягкий знаки

(Эмма Мошковская)

Художник В. Розанцев

Однажды по дороге твёрдой походкой шёл Твёрдый Знак.
– Не сочините ли вы для меня какую-нибудь сказку? – остановил его Вопросительный Знак. – Я подарю её Восклицательному Знаку. Сегодня у него день рождения.
– Нет! – твёрдо ответил Твёрдый Знак.

Художник В. Розанцев

– Неужели не сочините? – опечалился Вопросительный Знак.
– Нет и только нет! – сказал Твёрдый Знак ещё твёрже.
– Но почему? – удивился Вопросительный Знак.
– Не хочу! Не буду! Не желаю! – Твёрдый Знак стоял на своём очень твёрдо.
Вопросительный Знак вопросительно посмотрел на дорогу. По дороге в мягких тапочках шёл Мягкий Знак.

Художник В. Розанцев

– Не сочините ли вы для меня какую-нибудь сказку? – обратился к нему Вопросительный Знак.
– Мне, честно говоря, не хочется, – мягко сказал Мягкий Знак. – Но я попытаюсь… так и быть.
И вот вечером Вопросительный Знак прибежал к Мягкому Знаку за сказкой.
– Жаль… мне очень жаль, – промямлил Мягкий Знак, – но, право, я не умею сочинять сказки.
И он заплакал.
– Но почему же вы сразу не сказали? – рассердился Вопросительный Знак.
Художник В. Розанцев
– Вы были так любезны, – прошептал Мягкий Знак, – и я не смог вам отказать. Я не умею отказывать.
И он заплакал ещё сильнее.
Вопросительный Знак расстроился:
– Извините, но я не могу вас утешить. Я опаздываю. На день рождения.
Он бежал по дороге и думал: “Что же я скажу, ели Вопросительный Знак спросит, где подарок???”
Но Восклицательный Знак ничего не спросил. Он воскликнул:
– Ура! Наконец-то! Пришел мой друг – Вопросительный Знак! Как, я рад!!!

Сборник заданий для детей семи лет перед подготовкой к школе: твердый знак, словарный диктант, развитие речи, формирование знаний об окружающей среде, развитие памяти, решение задач по математике.


Обучение чтению. Знакомство с "Ъ"

Цель : знакомство с Ъ.

Материал : рабочий лист. Карточка с Ъ.

- Ребята в русском языке есть еще одна буква, который не имеет звука – это Ъ.

Педагог показывает карточку с буквой.

- На что похож Ъ. Чем он отличается от Ь?
- Обведите букву пальчиком.
- Послушайте слова, в которых есть Ъ: СЪЕЛ, ПОДЪЕХАЛ, ОБЪЕХАЛ.
- А сейчас послушайте сказку про Ъ и мягкий знак.

В сказочной городе "Алфавитске" жили 32 веселые буквы. Они занимались тем, что писали книги. Однажды буква А собрала всех жителей и сказала:

Сестры! Среди нас существуют буквы, которые нам неровня. Они не являются звуками и не выполняют той работы, которой занимаемся мы. Я говорю о мягком и твердом знаках. Предлагаю исключить их из нашей команды. Пусть отправляются на все четыре стороны.

Как же так? Что же нам теперь делать? – неуверенно и грустно прошептал мягкий знак.

Вы еще пожалеете об этом! – погрозил твердый знак. – Пойдем, брат, обойдемся и без них.

И они отправились, куда глаза глядят. Худенький мягкий знак шел робко и неуверенно, все время спотыкаясь. А толстый и неповоротливый твердый знак надел свою шляпу и, насвистывая веселую песенку, бодро зашагал вместе со своим другом по тропинке. На их пути встретился темный лес. Там они нашли заброшенную избушку дровосека и стали жить припеваючи.

В это время буквы продолжали заниматься своими делами. Они выпустили очередную книгу. Но, ни один читатель к ней не притронулся, потому что все в ней было бессмысленно. Слова без твердого и мягкого знаков потеряли свое значение.

Тяжелые времена наступили в жизни букв.

Так существовать невозможно! – воскликнула буква Я. – Надо оставить гордость и вернуть наших друзей.

Ее поддержала буква Д:

Нужно собираться в дорогу!

Буква А скомандовала:

Завтра в поход!

Рано утром они отправились в дорогу. Путь был долгим и утомительным. Перед ними показалось озеро. Построив лодку, буквы стали переплывать водоем. Вдруг нос лодки уперся во что-то твердое. Буква А хотела крикнуть:

Внимание! Мы садимся на мель!

Но вместо этого получилось:

Мы садимся на мел!

Все буквы послушно выбрались из воды и обмазались в мелу, которым был покрыт берег, хотя не понимали, зачем это нужно. Грязные, недовольные и голодные они побрели дальше.

Буква А поняла, что надо накормить команду и подумала:

"Сейчас скомандую, чтобы каждый остановился, съел и отдохнул".

Посидели буквы, но сил им это не прибавило. Наступила ночь, путешественники стали замерзать и разбили палатку.

Разжигайте уголь! – скомандовала буква А.

Но все услышали только "разжигайте угол" и послушно подожгли края палатки. Начался сильный пожар и буквам пришлось его тушить.

Наконец показались лес и избушка дровосека. Когда утомленные буквы зашли туда, то увидели, что мягкий и твердый знаки с удовольствием пьют чай с сахаром вприкуску, мирно беседуют и ничего их не тревожит. Вокруг чисто, тепло и уютно.

Поняли буквы, что несправедливо обошлись со своими товарищами, попросили у них прощения, осознав, что без твердого и мягкого знаков прожить невозможно. Братья не держали на них зла, накормили, напоили чаем. Утром все отправились в обратный путь.

С тех пор у каждого жителя города "Алфавитска" была своя задача. Гласные и согласные буквы обозначали звуки, а мягкий и твердый знак указывали на их мягкость или твердость.

Обучение чтению "Ъ"

Цель : формирование знания образа буквы.

Материал : рабочий лист.

Раскрасьте Ъ.

Обведите и допишите Ъ.

На что похож Ъ?

Обучение чтению. Чтение слов с Ъ

Цель : формирование навыка чтения.

Материал : рабочий лист. Звуковые кубики.

Педагог на доске пишет два слова – СЕЛ и СЪЕЛ. Педагог предлагает выложить схему слова СЕЛ . В результате этой работы дети видят, к какому слову относится предложенная схема на доске. Педагог сообщает детям, что еще один способ разделения звуков в словах - использование буквы Ъ. Ребята работают над сходством и различием слов сел и съел и делают выводы, что в слове съел, слышим отчетливо слияние двух звуков [Й] [Э] и, чтобы они не сливались со звуком [с] пишем Ъ.

Затем педагог обращает внимание на задание в рабочем листе.

- Прочитайте слова.
- Подчеркните Ъ.
- Затем педагог просит детей выполнить следующее задание в рабочем листе.
- Разделите слова на слоги. В квадратах напишите количество слогов.

Диктант. Предложение

Цель : формирование навыка письма, развитие способности к кодированию.

Материал : рабочий лист.

Напишите под диктовку предложение:

ПО МОРЮ ПЛЫВЕТ КОРАБЛЬ.

Поставьте в словах ударение.

Развитие речи. Беседа на тему "Занятия и инструменты"

Цель : развитие речи, активного и пассивного словарного запаса, формирование представлений о труде взрослых, об инструментах, используемых в профессии.

Материалы : мяч.

- Каждую работу нужно выполнять с помощью специальных инструментов. Блин готовил с помощью кастрюль, сковородок, посуды, печки. Мышонок рубил дрова с помощью чего? (Топора, пилы). Верно. Давайте я буду называть какое-то занятие, а вы – инструменты, которые для этого нужны.
  • Дворник – Что ему нужно? – (метла, тряпка, ведро, швабра).
  • Парикмахер – Что ему нужно? (Ножницы, расческа, вода, фен, бритва).
  • Портной – игла, нитки, наперсток, швейная машина.
  • Певица – сцена, микрофон, пианино.
  • Ученик – книги, тетрадки, ручка, карандаш.
  • Грибник – корзинка, ножик, сапоги, плащ.
  • Рыбак – удочка, ведро.
  • Математика. Измеряем крупу разными мерками

    Цель : учить детей измерять одно и то же количество крупы мерками разной величины, понимать зависимость полученного результата от величины мерки. Развитие умственного действия анализа-синтеза, сравнения.

    Материалы : два тазика (один пустой, в другом насыпано 3 "кастрюльки" риса), "кастрюлька" пластиковая, пластиковый стаканчик, бусины из шнуровки. Цифры от 1 до 9. Знаки "больше", "меньше", "равно".

    Следить за полнотой мерки!

    - Как называется крупа в тазике?
    - Как узнать, сколько риса в тазике? Что для этого надо сделать?
    - Чем можно измерить рис? (Всеми предметами, в который его можно насыпать).

    Педагог предлагает измерить рис кастрюлькой – это будет мерка. Напоминает, что каждый раз, когда отмеряем полную чашку, надо выставить какой-нибудь предмет (например, положить бусину), для того, чтобы не сбиться со счета.

    - Сколько кастрюлек риса было в тазике? (Три).

    Найдите и положите эту цифру перед собой.

    - А теперь давайте измерим этот же рис стаканчиком.
    - Сколько получилось стаканчиков риса? Найдите цифру. Положите рядом.
    - Сколько получилось кастрюлек риса? Сколько стаканчиков?
    - Поставьте знак между цифрами и прочитаете запись. (Например, "три больше пяти" и "пять больше трех").
    - Почему получились разные ответы при одном и том же количестве риса? Какой можно сделать вывод?
    - Правильно, чем больше мерка, тем меньшее число получается и наоборот: чем меньше мерка, тем большее число получается.
    - Чем были сейчас для нас кастрюлька и стаканчик? (Мерками).

    Графический диктант

    Цель : развитие мелкой моторики руки, формирование зрительно-двигательной координации.

    Материалы : рабочий лист.

    Педагог выдает детям рабочие листы и просит поставить карандаш на точку.

    Педагог диктует:

    Одну клетку вправо. Две клетки вверх. Одну клетку вправо. Две клетки вниз. Одну клетку вправо. Две клетки вверх. Одну клетку вправо. Две клетки вниз. Одну клетку вправо. Две клетки вверх.

    Продолжите узор самостоятельно.

    Математика. Решение задач. Яблоки

    Цель : развитие операций мышления.

    Материал : рабочий лист.

    Составьте и решите задачу. Запишите решение.

    Формирование знаний об окружающем мире. Мебель

    Цель : формирование умственных действий обобщения, классификации, анализа-синтеза.

    Скажите одним словом:

  • Стол, за которым обедают, называется...
  • Стол для газет и журналов называется...
  • Стол, за которым пишут, называется...
  • Шкаф для одежды называется...
  • Стол для компьютера называется...
  • Полка для книг называется...
  • Шкаф для книг называется...
  • Скажи наоборот:

  • Шкаф высокий, а тумбочка...
  • Шкаф большой, а полка...
  • Диван мягкий, а табурет...
  • Кресло мягкое, а стол...
  • Математика. Примеры

    Цель : формирование умения решать примеры.

    Материал : рабочий лист.

    Педагог обращает внимание на следующее задание в рабочем листе.

    Решите примеры.

    Игра с мячом "Ориентировка в пространстве"

    Цель : формирование ориентировки в пространстве.

    Я буду бросать мяч и называть предметы, находящиеся в этой комнате. А ты должен использовать в своем ответе слова "слева", "справа", "впереди", "позади".

    Например, "стол где?" (впереди меня).

    Развитие памяти. Кто сидит на лесенке?

    Цель : отработка понятий "выше, ниже", "между", "над", "под", порядковый счет в пределах пяти, развитие памяти.

    Материалы : раздаточные листы 1 и 2, карточки с изученными цифрами, фломастер или пластилин (5 шариков разных цветов каждому малышу).

    Дети получают 1-й раздаточный лист.

    - Перечислите всех, кто сидит на лестнице. (Мальчик, девочка, кошка, собака, петушок).
    - Сколько всего друзей сидит на лестнице? (Пять).
    - Покажите карточку с этой цифрой. (Поднимают карточку "5").
    - Кто сидит на первой, нижней ступеньке? (Девочка).
    - Кто сидит на верхней ступеньке? (Петушок).
    - Какая верхняя ступенька по счету? (Пятая).
    - Кто сидит на третьей ступеньке? (Собака).
    - На какой ступеньке сидит кошка? (На второй).
    - Покажите карточку с этим номером. (Два).
    - Кто сидит между девочкой и собакой? (Кошка).
    - Кто сидит между петушком и кошкой? (Мальчик и собака).
    - Кто летает над лестницей? (Три стрекозы).
    - Каких стрекоз больше: синих или зеленых? (Зеленых стрекоз больше, чем синих, два больше, чем один).
    - Что растет под лестницей? (Одуванчики).
    - Поднимите карточку с цифрой, равной числу одуванчиков. (Поднимают "5").
    - А теперь еще раз внимательно посмотрите на лист и запомните, кто на какой ступеньке сидит. Готово? Сдайте мне свои листы.

    Вместо них дети получают 2-й раздаточный лист.

    - Возьмите фломастер и соедините линиями мальчика, девочку и всю их компанию с теми ступеньками, на которых они сидели.
    (Можно эту работу сделать и с помощью пластилина. Для этого дети получают 5 небольших кусочков пластилина разных цветов. Берется первый кусочек, например, красного цвета.
    - Разделите кусочек пластилина пополам, скатайте из него два шарика. Первый шарик прикрепите к девочке, а второй шарик - к ступеньке, на которой она сидела.
    - Теперь возьмите пластилин синего цвета, разделите его на две части, скатайте два синих шарика. Один шарик прикрепите к мальчику, а второй – к ступеньке, на которой он сидел.
    - Возьмите зеленый пластилин. (Работа по аналогии).

    Когда дети определили всех персонажей на определенные ступени, взрослый выдает им 1-й лист, и дети себя проверяют.

    Подготовка руки к письму. Петельки

    Цель : развитие графо-моторных функций.

    Материал : рабочий лист.

    Обведите петельки.

    Педагог задает домашнее задание детям.

    В сказочной городе «Алфавитске» жили 32 веселые буквы. Они занимались тем, что писали книги. Однажды буква А собрала всех жителей и сказала:
    - Сестры! Среди нас существуют буквы, которые нам неровня. Они не являются звуками и не выполняют той работы, которой занимаемся мы. Я говорю о мягком и твердом знаках. Предлагаю исключить их из нашей команды. Пусть отправляются на все четыре стороны.
    Гласные радостно заголосили, а согласные согласились.
    - Как же так? Что же нам теперь делать? – неуверенно и грустно прошептал мягкий знак.
    - Вы еще пожалеете об этом! – погрозил твердый знак. – Пойдем, брат, обойдемся и без них.
    И они отправились, куда глаза глядят. Худенький мягкий знак шел робко и неуверенно, все время спотыкаясь. А толстый и неповоротливый твердый знак надел свою шляпу и, насвистывая веселую песенку, бодро зашагал вместе со своим другом по тропинке. На их пути встретился темный лес. Там они нашли заброшенную избушку дровосека и стали жить припеваючи.
    В это время буквы продолжали заниматься своими делами. Они выпустили очередную книгу. Но, ни один читатель к ней не притронулся, потому что все в ней было бессмысленно. Слова без твердого и мягкого знаков потеряли свое значение.
    Тяжелые времена наступили в жизни букв.
    - Так существовать невозможно! – воскликнула буква Я. – Надо оставить гордость и вернуть наших друзей.
    Ее поддержала буква Д:
    - Нужно собираться в дорогу!
    Буква А скомандовала:
    -Завтра в поход!
    Рано утром они отправились в дорогу. Путь был долгим и утомительным. Перед ними показалось озеро. Построив лодку, буквы стали переплывать водоем. Вдруг нос лодки уперся во что-то твердое. Буква А хотела крикнуть:
    -Внимание! Мы садимся на мель!
    Но вместо этого получилось:
    -Мы садимся на мел!
    Все буквы послушно выбрались из воды и обмазались в мелу, которым был покрыт берег, хотя не понимали, зачем это нужно. Грязные, недовольные и голодные они побрели дальше.
    Буква А поняла, что надо накормить команду и подумала:
    “Сейчас скомандую, чтобы каждый остановился, съел и отдохнул”.
    Но голос не слушался ее. Вырвалось: “Чтобы каждый остановился, сел, отдохнул”.
    Посидели буквы, но сил им это не прибавило. Наступила ночь, путешественники стали замерзать и разбили палатку.
    - Разжигайте уголь! – скомандовала буква А.
    Но все услышали только “разжигайте угол” и послушно подожгли края палатки. Начался
    сильный пожар и буквам пришлось его тушить.
    Наконец показались лес и избушка дровосека. Когда утомленные буквы зашли туда, то увидели, что мягкий и твердый знаки с удовольствием пьют чай с сахаром вприкуску, мирно беседуют и ничего их не тревожит. Вокруг чисто, тепло и уютно.
    Поняли буквы, что несправедливо обошлись со своими товарищами, попросили у них прощения, осознав, что без твердого и мягкого знаков прожить невозможно. Братья не держали на них зла, накормили, напоили чаем. Утром все отправились в обратный путь.
    С тех пор у каждого жителя города «Алфавитска» была своя задача. Гласные и согласные буквы обозначали звуки, а мягкий и твердый знак указывали на их мягкость или твердость.

    На вопрос сочинение на тему сказка о ь и ъ заданный автором Slava Moshnikov лучший ответ это Два брата
    В некотором государстве Русский язык есть небольшой город под названием Алфавит. Этот городок небольшой, в нём живут всего тридцать три буквы. Среди них было два брата: одного звали Мягкий знак, а другого – Твёрдый знак.
    Жили все буквы дружно и никогда не ссорились. Каждая буква городка Алфавит обозначала какой-то звук. Только Мягкий и Твёрдый знаки не обозначали никакого звука. Один брат – Твёрдый знак – обладал твёрдым характером, другой – Мягкий знак – был помягче. Оба брата дружили с согласными буквами. Все жители Алфавита принимали участие в составлении слов. Если последний согласный в слове произносился мягко, значит после него стоял Мягкий знак (сласть, радость). После твёрдого согласного в приставке, перед гласными е, ё, ю, я стоял Твёрдый знак, его ещё называли разделительным (подъезд, объявление). Мягкий знак тоже, как и брат, мог быть разделительным, если стоял между согласной и гласными е, ё, ю, и, я (перья, жильё, ручьи) .
    Так и жил городок Алфавит спокойно и тихо, но однажды буквы решили посмеяться над братьями – знаками. Они смеялись и шутили над тем, что все жители Алфавита обозначают определённые звуки, а Твёрдый и Мягкий знаки не обозначают никакого звука. Братья сначала не обращали никакого внимания на эти шутки и считали их глупыми, но буквы не унимались, слишком уж весело им было. Тогда Мягкий и Твёрдый знаки обиделись. Они собрали все свои вещи, и ушли из Алфавита. Всем было так весело, что они и не заметили, как исчезли из города братья.
    А братья поселились в пригороде и спокойно наблюдали, как же без них будет жить городок.
    Уже на следующее утро в городе Алфавит объявили чрезвычайное положение. Все составляемые слова либо потеряли вообще смысл, либо приобретали другой. Например, вместо слова «вьюга» получалось «вюга» , вместо «съёмка» – «сёмка». По радио не могли даже сказать «объявляю» потому, что не хватало Твёрдого знака. Получалось «обявляю». Весь город впал в тоску и печаль. Как же вернуть братьев? Но братья вернулись сами, им стало жалко Алфавит. Все жители городка очень обрадовались и долго извинялись за свои шутки.
    А самое главное, все поняли, что Алфавит не может существовать без Твёрдого и Мягкого знаков. И пусть Твёрдый и Мягкий знаки не обозначают звука, но всё же играют немаловажную роль в жизни Алфавита и всего громаднейшего государства Русский язык.
    ***
    Разделительные Ъ и Ь
    Давным-давно жили два друга Ъ и Ь. Жили они дружно, потому что оба должны были разделять на письме согласные буквы от гласных. Но однажды друзья поссорились. Собрался Ъ в слово, а там уже Ь. В следующий раз Ъ занял место Ь. И разругались старые знакомцы в пух и прах. Надоело на смотреть королеве Орфографии. И издала мудрая правительница указ: «Отныне Ъ будет стоять только на стыке приставки и корня после согласных перед буквами Е, Ё,Ю, Я. А Ь пусть займёт место перед буквами Е, Ё,Ю, Я, И в корне и перед окончаниями слов. » Поблагодарили Ъ и Ь умную орфографию за то, что рассудила их. И стали жить опять в мире и согласии, потому что каждый стал занимать своё место.

    Читайте также: