Весь курс обществознания. Программа по обществознанию для основной школы

1.Предмет и задачи методики преподавания обществознания в школе.

Методика преподавания обществознания как научная дисциплина. Предмет, задачи методики преподавания обществознания. Научная актуальность изучения проблем обществоведческого образования. Концептуально- методические подходы. Связь методики преподавания обществознания с другими науками. Цели учебного курса, его структура и содержание. Основная литература по предмету.

2.Становление и этапы развития школьного обществознания в России.

Преподавание социальных дисциплин в школах России в XVIII- XIX вв. Развитие методической мысли в дореволюционной России. Преподавание обществознания в 20-30 годы, появление нового единого комплекса в середине 30-х годов. Курс «Конституция СССР». Методические поиски в этот период. Курс «Обществоведения» в 60-80 – е годы - норма коммунистического образования и воспитания в советской школе. Достижения в области методики в этот период. Введение курса «Основы советского государства и права» в 70-х годах.

3. Опыт обществоведческого образования в зарубежной школе.

Обществознание за рубежом. Мировые тенденции развития школьного социогуманитарного образования. Инновационные процессы в зарубежном обществоведческого образования. Проблема соотношения национальных и общечеловеческих интересов в преподавании социальных наук. Проблема создания интегративных гуманитарных курсов. Сравнительный анализ структуры обществоведческого гражданского образования в европейских странах (Германии, Латвии, Финляндии). Идея сотрудничества и социального партнерства - доминирующая идея в преподавании предметов социального цикла.

4. Психологические основы процесса обучения и особенности методики преподавания в школе.

Основные компоненты процесса обучения в старшей школе. Деятельность учителя (преподавание) и учащихся (обучение), их единство и взаимосвязь. Личность учителя и ее влияние на процесс обучения и воспитания. Необходимость овладения современной методикой обучения. Возрастные особенности и познавательные возможности учащихся. Сложности и трудности в процессе усвоения обществоведческого материала.

5.Госстандарт и школьная программа по обществознанию.

Стратегия развития школьного обществоведческого образования и спорные подходы к конструированию его содержания. Характеристики современного этапа развития школьного образования. Концепции обществоведческого образования. Государственный образовательный стандарт по обществоведческому образованию. Базисный учебный план: образовательная область «Обществознание». Проблема создания федеральных и региональных общеобразовательных стандартов. Виды программ: государственные, региональные, авторские. Появление новых альтернативных учебных программ и учебных пособий.


Специфика обществоведческого образования: это прежде всего личностно- ориентированное образование, направленное на развитие социальных свойств школьника, формирующее системно- концептуальное мировоззрение, а также поликультурное образование. Философские и мировоззренческие основы обществоведческого образования. Цели обществоведческого образования как критерий отбора содержания. Особенности курса «Человек и общество». Интегративные и модульные курсы. Концентрический и линейный подходы к содержанию обществоведческого образования в школе. Формы, методы, средства обучения обществознанию. Место и роль политологических знаний в обществоведческом образовании учащихся.

7.Традиционные и инновационные технологии в преподавании обществознания.

Понятие «педагогическая технология». Научное обоснование этого термина. Классификация образовательных технологий. Традиционное обучение. Модернизированные технологии. Альтернативные технологии. Технологии развивающего обучения. Групповые технологии и их разновидности в обучении обществознанию: групповой опрос, общественный смотр знаний, учебная встреча, диспут, нетрадиционные уроки. Игровые технологии. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов).

8.Учебно- методические комплексы и планирование преподавания обществознания в школе.

Понятие об учебно- методическом комплексе, его значение и роль в обучении. Рациональное распределение времени на изучение разделов и тем. Планирование по разделам и темам курса и его задачи. Роль календарно- тематического планирования, его структура. Образовательно- воспитательные задачи разделов и тем. Значение поурочного планирования. Учебные пособия по обществознанию. Рабочие тетради. Методическая литература и ее особенности. Методические рекомендации как варианты расширенного планирования.

9. Школьный учебник и система работы с ним на уроках обществознания.

Учебники по предметам обществоведческого цикла: достоинства и недостатки. Перечень учебников и пособий, рекомендованных Минобразованием и проблема сохранения единого образовательного пространства в РФ. Требования к современному учебнику. Учебник и его компоненты. Система работы с учебником в процессе изучения политологического блока в школе. Работа учителя и учащихся с учебником. Методические подходы к проблеме соотношения текста учебника и первоисточника в обучении истории.

10. Организация познавательной деятельности на уроках обществознания.

Выбор модели обучения в соответствии с типом учебного заведения. Воспроизводящий и творческий, поисковый характер познавательной деятельности. Учет психовозрастных особенностей учащихся при построении курса, корректировка целей, структуры курса в соответствии с возможностями учащихся. Дифференцированное обучение в соответствии с концепции личностно- ориентированного подхода. Развитие творческого мышления. Роль учителя, его мастерства в развитии познавательных интересов учащихся.

11.Организация самостоятельной работы учащихся на уроках обществознания: групповые и индивидуальные формы.

Значение самостоятельной работы учащихся при изучении обществознания: активизация познавательной деятельности, развитие мышления, способностей, выработка умений и навыков, стимулирование процесса самообразования, саморазвития, творческой самостоятельности. Исследовательская работа учащихся в классе и при выполнении домашних заданий. Отбор форм и методов, обеспечивающих процесс управления исследовательской деятельностью учащихся.

12.Методика формирования понятий в ходе обучения социально- политическим дисциплинам.

Планирование работы учителя по формированию системы понятий. методологические и психолого- педагогические основы методики формирования понятий. Классификация понятий в школьных курсах обществоведения: этапы формирования понятий, введение термина и определение понятия. Деятельностный подход к выбору методов и приемов работы с понятиями и закономерностями. Индуктивный и дедуктивный способы раскрытия понятий. Приемы работы с понятиями: объяснение, эвристическая беседа, логико- наглядный прием в раскрытии структуры сложных понятий и закономерностей. Соотношение общего и частного в логике раскрытия понятий и закономерностей. Конкретизация понятий и закономерностей фактами общественной жизни. Связь теории с практикой. Приемы осуществления развития мышления учащихся при изучении проблемы социально- политических дисциплин. Развитие умений и навыков учащихся.

13.Урок по обществознанию: типы уроков, подготовка учителя к уроку по обществознанию.

Урок- основная форма организации обучения обществознанию. Проблема типологии и структура уроков обществознания. Общие принципы подготовки урока. План и конспект урока. Модели уроков. Межпредметные связи.Комбинированный урок. Лабораторные уроки. Уроки- семинары. Проектные уроки. Уроки, имитирующие публичные формы общения. Объяснительно- иллюстративный и проблемный характер изложения. Диалектические и воспитательные возможности инновационных технологий: диалог, игровые формы, беседа, диспут, дискуссия, лабораторные занятия; импровизированные дебаты, тренинги; проектные технологии. Формулирование целей, иерархия целей, создание поурочного планирования. Отбор основных понятий урока. Учет интегративных связей и их отражение в тематическом планировании. Этапы разработки урока учителем. Современные требования к уроку. Анализ эффективности урока. Наглядность и технические средства в преподавании обществознания. Нетрадиционные формы уроков обществознания как средство сотрудничества учителя и учащихся в процессе обучения.

14.Формы проверки уровня сформированности основных компетенций / знаний, умений, навыков.

Уровень образованности учащихся по обществознанию и его оценка. Методы контроля и обучения. Стандартизованные формы контроля результатов обучения. Приемы текущей проверки и оценки знаний и умений учащихся. Значения повторения и обобщения. Итоговая проверка. Тестирование, варианты разноуровневых тестов, виды и формы. Письменные работы, контрольные работы. Экзамены и зачеты. Экзаменационные материалы по обществознанию.Инновационные способы проверки знаний. Компьютерные технологии. Тестовая диагностика.

15. Изучение источников и литературы на уроках обществознания

Понятие «Источник знаний». Роль источников знаний в решении целей курса. Функции документа в курсе обществознания. Особенности работы с текстами в курсе обществознания: приемы и формы. Основные типы источников. Хрестоматии. Книги для чтения. Политические документы и их виды.

Работа учителя и учащихся с документами. Тезисы и конспекты источников политических знаний. Типы заданий при работе с документами: ответы на вопросы, раскрывающие содержание текста; задание, предполагающие анализ основных положений двух документов (фрагментов документов); задания, позволяющие выявить аргументы ученых, мыслителей, сделать выводы и обобщения и на этой основе составить сравнительную таблицу; задания, выявляющее личностное отношение идеям, формирующее оценочное суждение; познавательные проблемные задания.

16.Внеурочная работа в курсе обществознании: содержание и формы

Понятие о внеучебной работе. Внеклассная работа- составная часть учебно- воспитательной работы школы, одна из форм организации досуга учащихся. Образовательно- воспитательное значение внеклассной работы. Соотношение классно- урочных и внеклассных занятий по обществознанию. Нравственное и патриотическое воспитание, воспитание гражданственности. Содержание, формы, методические приемы и средства внеклассной работы. Факультативная и кружковая работа. Подготовка и проведение экскурсий. Занятия в музее. Индивидуальная работа с учащимися.

Учебная и учебно-методическая литература, рекомендованная для подготовки к итоговому государственному экзамену, имеющаяся в библиотеке РГУ им. И. Канта

.Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сайгатинская средняя общеобразовательная школа»

www . strana .ru /

Приложение 1

по обществознанию

на 2014-2015 учебный год

Класс: 6

Количество часов:

Всего 35

На 1 четверть – 9 часов

На 2 четверть – 7 часов

На 3 четверть – 10 часов

На 4 четверть – 9 часов

Плановых

Практических – 11 (1 ч. – 3; 2 ч. – 2; 3 ч. – 1; 4 ч. – 4)

урока

Кол-во

часов (на

раздел, тему)

Параграф, пункт

Дата

По плану

Фактически

1 четверть – 9 уроков

Введение. Как работать с учебником.

Стр.5

03.09.

8 ч.

Глава 1. Человек.

Человек родился.

10.09

Человек – личность.

Практическая работа по теме «Личность».

17.09.

Особый возраст – отрочество.

24.09.

01.10.

Практическая работа по теме «Познай самого себя».

08.10

Человек и его деятельность.

15.10.

Что человек чувствует, о чем размышляет.

22.10.

Контрольная работа по теме «Человек».

29.10.

2 четверть 7 часов

5 ч.

Глава 2. Семья.

Семья – ячейка общества.

12.11.

Семья – ячейка общества

19.11.

Семейное хозяйство.

26.11.

Делу время, потехе – час.

03.12.

Практическая работа по главе «Семья».

тест

10.12.

3 ч.

Глава 2. Школа.

Профессия – ученик.

17.12.

Контрольная работа по теме «Семья».

24.12

3 четверть -10 уроков

Одноклассники, сверстники, друзья.

14.01.

Обобщение по теме «Школа».

21.01.

4 ч.

Глава 4. Труд.

Труд – основа жизни.

28.01.

Труд и творчество.

04.02.

На пути к жизненному успеху.

11.02.

Обобщение по главе «Труд». Тест.

18.02.

7 ч.

Глава 5. Родина.

Что значит быть патриотом.

25.02.

Что значит быть патриотом.

04.03.

Символика России.

11.03.

Контрольная работа по теме «Школа», «Труд»

18.03.

4 четверть –9 уроков

Гражданин – Отечества достойный сын.

01.04.

Мы – многонациональный народ.

08.04.

Праздник «Мы едины».

15.04.

5 ч.

Глава 6. Добродетели.

Человек славен добрыми делами.

22.04.

Будь смелым.

29.04.

Что такое человечность.

06.05.

13.05.

Практическая работа по теме «Добродетели».

20.05.

Контрольная работа по теме «Человек и общество».

27.05.

Приложение 2

Календарно-тематическое планирование уроков

по обществознанию

на 2014-2015 учебный год

Учитель: Ваховская Елена Анатольевна

Класс: 7

Количество часов:

Всего 35

На 1 четверть – 9 часов

На 2 четверть – 7 часов

На 3 четверть – 10 часов

На 4 четверть – 9 часов

Плановых

Контрольных работ – 4 (1 ч. – 1; 2 ч. – 1; 3 ч. – 1; 4 ч. – 1)

Практических – 11 (1 ч. – 1; 2 ч. – 3; 3 ч. – 3; 4 ч. – 4)

урока

Кол-во

часов (на

раздел, тему)

Параграф, пункт

Дата

По плану

Фактически

1 четверть – 9 уроков

Введение

Стр.3

03.09.

5 ч.

Глава 1. Человек среди людей.

Отношения между людьми.

10.09.

Ты и твои товарищи.

17.09.

Зачем люди общаются.

24.09.

Почему нужно быть терпимым.

01.10.

Практическая работа по теме «Человек среди людей».

08.10.

12 ч.

Глава 2. Человек и закон.

Что значит жить по правилам.

15.10.

Права и обязанности граждан.

22.10.

Контрольная работа по теме «Человек среди людей».

тест

29.10.

2 четверть – 7 уроков

Практическая работа по теме «Права и обязанности граждан».

12.11.

Почему важно соблюдать законы.

19.11.

Защита Отечества.

26.11.

Что такое дисциплина. Практическая работа по теме «Дисциплина».

03.12.

Виновен – отвечай.

Практическая работа по теме «Правонарушения».

10.12.

Кто стоит на страже закона

17.12

Контрольная работа по теме «Человек и закон».

24.12

3 четверть –10 уроков

Кто стоит на страже закона

14.01.

Практическая работа по теме «Кто стоит на страже закона».

тест

21.01.

10 ч.

Глава 3. Человек и экономика.

28.02.

Экономика и ее основные участники.

04.02.

Золотые руки работника.

12.02.

Производство: затраты, выручка, прибыль.

19.02.

Виды и формы бизнеса.

26.02.

05.03.

12.03.

Контрольная работа по теме «Человек и экономика».

19.03

4 четверть – 9 уроков

Деньги, их функции.

02.04.

Экономика семьи.

Практическая работа по теме «Семейный бюджет».

проект

09.04.

Обобщение по теме «Человек и экономика».

тест

16.04.

4 ч.

Тема 4. Человека и природа.

Воздействие человека на природу.

23.04.

Практическая работа по теме

«Охранять природу значит сохранять жизнь».

30.04.

Закон на страже природы.

07.05.

Контрольная работа по теме «Человек и природа».

14.05.

Повторение.

21.05.

Повторение.

28.05.

Приложение 3

Календарно-тематическое планирование уроков

по обществознанию

на 2014-2015 учебный год

Учитель: Ваховская Елена Анатольевна

Класс: 8

Количество часов:

Всего 35

На 1 четверть – 9 часов

На 2 четверть – 7 часов

На 3 четверть – 10 часов

На 4 четверть – 9 часов

Плановых

Контрольных работ – 4 (1 ч. – 1; 2 ч. – 1; 3 ч. – 1; 4 ч. – 1)

Практических – 12 (1 ч. – 2; 2 ч. – 2; 3 ч. – 4; 4 ч. – 4)

урока

Кол-во

часов (на

раздел, тему)

Параграф, пункт

Дата

По плану

Фактически

1 четверть – 9 уроков

Курс обществознания: особенности и формы работы

Стр.4-5

02.09.

4 ч.

Глава 1. Личность и общество.

Быть личностью.

09.09.

Общество – форма жизнедеятельности людей.

17.09.

Развитие общества.

Практическая работа по теме «Проблемы современности».

23.09.

Повторение по теме «Личность и общество». Тест.

30.09.

9 ч.

Глава 2. Сфера духовной культуры.

Сфера духовной культуры.

07.10.

Мораль. Практическая работа по теме «Мораль».

14.10.

Долг и совесть.

21.10.

Контрольная работа по теме «Сфера духовной культуры». Тест.

28.10.

2 четверть – 7 уроков

Моральный выбор – это ответственность.

11.11

Образование. Практическая работа по теме «Образование».

18.11.

Наука в современном обществе.

25.11.

Практическая работа по теме «Религия в современном обществе».

02.12.

Повторение по теме «Сфера духовной культуры». Тест.

09.12.

15 ч.

Глава 3. Экономика.

Экономика и ее роль в жизни общества.

16.12.

Контрольная работа по теме «Экономика»

23.12.

3 четверть – 10 уроков

Главные вопросы экономики.

13.01.

Собственность.

20.01.

Рыночная экономика. Практическая работа по теме «Рынок».

27.01.

Производство – основа экономики.

03.02.

Предпринимательская деятельность.

10.02.

Практическая работа по теме «Мой бизнес».

17.02.

Роль государства в экономике.

Практическая работа по теме «Бюджет».

24.02.

Распределение доходов.

03.03.

Потребление. Практическая работа по теме «Закон РФ «О защите прав потребителей».

10.03.

Инфляция и семейная экономика.

Кратковременная контрольная работа по теме «Экономика».

17.03.

4 четверть – 9 уроков

Практическая работа по теме «Безработица, ее причины и последствия».

31.03.

Мировое хозяйство и международная торговля.

07.04.

Повторение по теме «Экономика». Тест.

14.04.

6 ч.

Глава 4. Социальная сфера.

Практическая работа по теме «Социальная структура общества».

21.04.

Социальные статусы и роли.

28.04.

Практическая работа по теме «Нации и межнациональные отношения».

05.05.

Отклоняющееся поведение. Практическая работа по теме «Правовая грамотность».

12.05.

Повторение по теме «Социальная сфера». Тест.

19.05.

Контрольная работа по курсу «Обществознание» 8 класс. Тест.

Приложение 4

Календарно-тематическое планирование уроков

по обществознанию

на 2014-2015 учебный год

Учитель: Ваховская Елена Анатольевна

Класс: 9

Количество часов:

Всего 35

На 1 четверть – 9 часов

На 2 четверть – 7 часов

На 3 четверть – 10 часов

На 4 четверть – 9 часов

Плановых

Контрольных работ – 4 (1 ч. – 1; 2 ч. – 1; 3 ч. – 1; 4 ч. – 1)

Практических – 10 (1 ч. – 2; 2 ч. – 3; 3 ч. – 2; 4 ч. – 3)

урока

Кол-во

часов (на

раздел, тему)

Параграф, пункт

Дата

По плану

Фактически

1 четверть – 9 уроков

Введение.

Стр.5

03.09.

15 ч.

Раздел 1. Политика.

Политика и власть.

10.09.

Государство, его отличительные признаки.

17.09.

Практическая работа по теме «Формы государств».

24.09.

Политический режим.

01.10.

Демократические ценности.

08.10.

Правовое государство.

Практическая работа по теме «Разделение властей».

15.10.

Гражданское общество.

22.10.

тест

29.10.

2 четверть – 7 уроков

Участие граждан в политической жизни.

12.11.

Практическая работа по теме «Выборы в РФ».

19.11.

Практическая работа по теме «Политические партии и движения».

26.11.

Средства массовой информации.

03.12.

Практическая работа по теме

«Средства массовой информации».

семинар

10.12.

Контрольная работа по теме «Политика».

Тест

17.12.

Анализ контрольных работ.

24.12.

3 четверть – 10 уроков

18 ч.

Раздел 2. Право.

Право, его роль в жизни человека, общества, государства.

14.01.

Правоотношения и субъекты права.

21.01.

Практическая работа по теме «Особенности правового статуса несовершеннолетних».

28.01.

Правонарушения и юридическая ответственность.

04.02.

Правоохранительные органы.

11.02.

Конституция РФ.

18.02.

Практическая работа по теме «Конституция».

работа с документом

25.02.

Основы конституционного строя.

04.03.

Права и свободы человека и гражданина.

14-15

11.03.

Контрольная работа по теме «Право».

Тест

18.03.

4 четверть – 9 уроков

Гражданские правоотношения.

01.04.

Практическая работа по теме «Трудовые правоотношения».

08.04.

Семейные правоотношения.

15.04.

Административные правоотношения.

22.04.

Уголовно-правовые отношения.

29.04.

Практическая работа по теме «Социальные права».

06.05.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

13.05.

Итоговая контрольная работа.

20.05.

Экскурсия на ЗСК.

Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле.

Теории происхождения:

1) Религиозная. Божественное происхождение.

2) Человек – создание неземное, пришельцы из Космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.

3) Человек появился в результате эволюции (Ч.Дарвин)

Человек – биосоциальное существо:

1) Биологическое в человеке: анатомия, физиология, обладает кровеносной, мышечной системами. Приспосабливается к условиям существования.

2) Социальное в человеке: неразрывно связан с обществом, способен и готов к общественно-полезному труду, обладает сознанием и разумом.

Основные отличия человека от животного:

1) Обладает мышлением и членораздельной речью.

2) Способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности.

3) Не только приспосабливается, но и преобразует окружающую действительность.

4) Способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ.

5) Присутствуют духовные потребности.

Потребность – это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования.

Виды потребностей:

1) Биологические (первичные, врожденные):

А) физиологические (пища, сон, отдых)

Б) Экзистенциальные (безопасность существования)

2) Вторичные (приобретенные)

* социальные (общение, общественная деятельность, общественное признание)

* духовные (в знаниях, творчестве)

Способности – это совокупность свойств человека, благодаря которым обеспечивается его деятельность.

Уровни развития способностей:

  • Способности

    Одаренность

  • Гениальность

Деятельность человека

Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.

Компоненты деятельности: Субъект (тот, кто осуществляет деятельность)

Объект (то, на что направлена деятельность)

Структура деятельности:

Цель - средства достижения целей - действия - результат

Виды деятельности, в которые включается каждый человек в процессе развития:

Игра – целью является не результат, а процесс (развлечение), происходит в условной ситуации (воображаемой обстановке), которая быстро меняется, используются замещающие предметы, нацелена на удовлетворение интересов участников, способствует развитию личности.

Общение – обмен информацией, эмоциями и идеями. Способствует социализации человека (усвоению норм, принятых в обществе), оказывает влияние на психическое состояние, помогает осуществлять совместную деятельность.

Учение – приобретение человеком знаний, умений и навыков. Может осуществляться организованно (в образовательных учреждениях) и неорганизованно (как дополнительный результат), может иметь характер самообразования.

Труд – направлен на достижение практически полезного, заранее ожидаемого результата осуществляется при наличии определенных знаний, умен

Виды деятельности (по объектам и результатам):

Материальная (создание материальных благ)

    Материально – производственная (преобразование природы)

    Социально – преобразовательная (преобразование общества)

Духовная (создание культурных ценностей)

    Познавательная

    Ценностно – ориентировочная (формирование положительного или отрицательного отношения людей к явлениям окружающего мира)

    Прогностическая (планирование или предвидение возможных изменений действительности)

Творчество – это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (например, новая цель, новый результат, или новые средства достижения цели). Может быть компонентом какой-либо деятельности, или самостоятельной деятельностью (например, деятельность ученых, изобретателей, писателей, художников).

Познавательная деятельность человека

Познание – деятельность человека. Результатом которой является получение нового знания об окружающем мире.

Познание имеет два уровня:

1) Чувственное познание – осуществляется органами чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус)

2) Рациональное познание – присуще только человеку, осуществляется посредством мышления

Виды знаний:

1) Научное (достоверное обобщение фактов)

2) Ненаучное:

* мифология * жизненный опыт * народная мудрость * паранаука (околонаучное знание)

Истина – соответствие наших знаний о предмете самому предмету

    Абсолютная (исчерпывающее достоверное знание)

    Относительная (неполное, неточное знание)

Индивид. Индивидуальность. Личность.

Индивид – единичный представитель человеческого рода.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека.

Личность – субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, которые он реализует в общественной жизни.

На формирование личности влияют: семья (воспитание), окружение (общение), общество, историческая эпоха, личное стремление человека к самоусовершенствованию.

Личность обладает следующими чертами: активная жизненная позиция, сила воли, ответственность, реалистическая самооценка (не заниженная и не завышенная).

Личность формируется в процессе социализации. Социализация – процесс усвоения принятых в обществе норм и освоения социальных ролей. Социализация бывает первичной (детство) и вторичной (длится всю жизнь).

Самопознание – процесс, в ходе которого каждый человек осмысливает свои способности, желания, возможности, интересы.

Самореализация – процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.

Духовный мир человека

Структура духовного мира человека:

1) Познание (основано на интеллекте)

2) Эмоции – кратковременные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, гнев, страх)

3) Чувства – эмоциональные состояния, более длительные чем эмоции (дружба, любовь, тоска, патриотизм)

4) Мировоззрение – система общих взглядов на мир. Мировоззрение бывает: религиозное, обыденное, научное.

Свобода и ответственность

Свобода – возможность действовать на основе выбора, осознавая ответственность за него.

Свобода человека в обществе ограничена свободой других людей. Свобода проявляется в умении управлять своим поведением. Регулятором подобного поведения является совесть.

В широком смысле – обособившаяся от природы часть мира.

В узком смысле – круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения; -- исторические периоды развития общества.

Основные сферы общественной жизни

Деятельность людей и отношения между ними

Учреждения

(организации )

Экономическая

(обеспечивает удовлетворение материальных потребностей)

Производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, и соответствующие отношения

Заводы, фирмы, биржи, банки.

Социальная

(обеспечивает удовлетворение потребностей в общении, коллективности)

Отношения между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами; деятельность государства по обеспечению социальных гарантий

Системы здравоохранения, социального обеспечения, коммунальные службы

Политическая

(обеспечивает удовлетворение потребности в организованности, дисциплине, мире, в законе и порядке)

Организация государственной власти, отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями

Парламент, правительство, партии, общественные организации

Духовная

(обеспечивает удовлетворение потребности в самореализации, в нравственном совершенствовании, в познании)

Отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления

Школы, вузы, театры, музеи, библиотеки, архивы, церковь.

Общество – сложноорганизованная, саморазвивающаяся система (система – включает в себя отдельных индивидов и социальные группы, между ними существуют согласованные связи), которая характеризуется динамичностью, альтернативностью и незавершенностью развития. Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития.

Природа:

В широком смысле – весь мир.

В узком смысле – весь материальный мир, за исключением общества.

Взаимосвязь природы и общества:

Общество

1) с помощью орудий труда воздействует на природу, изменяя ее, т.е. целенаправленно,

2) развитие науки усиливает влияние общества на природу

3) влияние может быть улучшающим (создание заповедников, ужесточение природоохранного законодательства) или ухудшающим(истощение природных ресурсов)

Природа:1) создает условия для существования общества

2) природные условия влияют на хозяйство и образ жизни общества

3) в ответ на действия человека природа также может «ухудшать»

жизнь общества (стихийные бедствия)

Типология обществ

сравнения

Аграрное

(традиционное)

Индустриальное

Постиндустриальное

(информационное)

Экономика

Основная ценность – земля, 75 % населения заняты сельским хозяйством

Основная ценность – капитал, 85 % населения заняты в промышленности, массовое промышленное производство

Основная ценность – знания, 66 % населения занято в сфере услуг, автоматизация производства, компьютеризация общества

Социальная структура

Общество делиться на сословия, сословия замкнуты (трудность перехода)

Общество делится на классы, они открыты и подвижны

Деление общества на классы в соответствии с уровнем знаний, квалификацией, рост численности среднего класса

Политика

Преобладают монархии, права и свободы человека отсутствуют

Политические права и свободы, равенство перед законом, выборность власти

Политические права и свободы, равенство перед законом, выборность власти,

Сильное гражданское общество

Духовная жизнь

Господствуют традиционные ценности (семья, религия), малое количество образованных людей

Ценности прогресса, личного успеха, развивается наука, распространяется массовая культура

Высокий уровень образования (и его продолжение в течение жизни), особая роль науки, ведущая роль информации

Развитие общество может происходить следующими путями:

1) Эволюция – постепенное развитие, способом преобразования являются реформы.

2) Революция – коренное, качественное изменение всех или нескольких сторон общественной жизни (научно-техническая революция приводит к преобразованию производственной сфере, революция в политике ведет к изменению формы правления).

Прогресс – направление развитие, для которого характерен переход от низшего к высшему, движение вперед к более совершенному. (Регресс – обратное движение)

Отличительной чертой развития современного общества является глобализация.

Глобализация – процесс, в ходе которого возрастают взаимовлияние и взаимозависимость народов и государств в разных областях деятельности (экономике, культуре…)

Глобальные проблемы человечества:

1) Вызваны деятельностью людей всего мира.

2) Создают угрозу дальнейшему существованию человечества

3) Могут быть решены совместными усилиями

Глобальные проблемы:

    Экологическая (истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды)

    Неравномерность развития отдельных регионов (отсталость развивающихся стран)

    Демографическая (рост населения)

    Проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны

    Угроза международного терроризма

ПРАВО

Совокупность общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных государством и обеспечиваемых его принудительной силой

Публичное право – область государственных дел (конституционное, административное, уголовное, финансовое)

Частное право – сфера частных дел (гражданское, семейное, трудовое)

Система права – внутренняя структура права. Включает:

1) Отрасли права 2) Подотрасли права 3) Институты права 4) Правовые нормы

Основные отрасли системы российского права:

1 ) Конституционное (закрепляет форму правления, государственно-территориальное устройство, права и обязанности граждан)

2 ) Административное (регулирует общественные отношения в сфере государственного управления, организацию и деятельность органов исполнительной власти)

3 )Гражданское (регулирует имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения)

4 ) Семейное (регулирует отношения между супругами, а также между родителями и детьми)

5 ) Трудовое (регулирует трудовые отношения)

6 ) Уголовное (определяет преступность и наказуемость деяний)

Источники права :

1) Законы и подзаконные акты (различаются по юридической силе, высшей юридической силой обладает Конституция )

2) Правовой обычай

3) Юридический прецедент

4) Договор с нормативным содержанием (основан на взаимном волеизъявлении сторон)

Правонарушения: преступления и проступки

Основные виды юридической ответственности:

1 ) Дисциплинарная (нарушение трудовой, учебной дисциплины)

2 ) Гражданско-правовая (причинение имущественного вреда)

3 ) Административная (за административные проступки)

4 ) Уголовная (за преступления)

5 ) Материальная (за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации)

Правовая культура личности – совокупность правовых знаний, ценностей, правового поведения личности.

ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Способ защиты прав, свобод и законных интересов – судебная защита

В случае нарушения прав человек обращается в «основное звено» – суды общей юрисдикции – районные суды, рассматривающие большинство судебных дел. Судебная власть осуществляется посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Приговоры в уголовном судопроизводстве и решения в гражданском судопроизводстве выносятся от имени Российской Федерации. Если человек не удовлетворен решением суда общей юрисдикции, он может обратиться в Верховный Суд России, в случае несогласия и с его решением – в надгосударственный суд – Европейский Суд по правам человека, который является последней инстанцией. Решение этого Суда обязательно для всех государств – членов Совета Европы.

Прямо направлено на защиту индивида в условиях вооруженных конфликтов международного и внутреннего характера МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО, Военные преступления против человечества в соответствии с нормами международного права не имеют срока давности.

.

Социальная сфера жизни общества охватывает взаимоотношения между людьми, группами, объединениями. Общество имеет социальную структуру - внутреннее устройство.

Элементы социальной структуры общества:

I . Социальные группы – устойчивые совокупности людей, которые имеют отличительные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).

Виды социальных групп:

по численности:

    Малая группа (от 2 до 30 человек). В малой группе люди хорошо знают друг друга (лично знакомы), заняты каким-либо общим делом. Наличие эмоционально окрашенных межличностных отношений, устойчивость и постоянство состава. Например – семья, школьный класс, экипаж самолета.

    Большая группа. Многочисленная совокупность людей, занимающих одинаковое положение в структуре общества и имеющих вследствие этого общие интересы. Например – нация, класс.

по взаимодействию:

    Формальная (официальная). Ее деятельность определяется посредством нормативных документов (школьный класс, футбольная команда «Зенит»)

    Неформальная (неофициальная). Ее деятельность определяется личными интересами ее участников (поэтический кружок, организация болельщиков футбольной команды «Зенит», компания друзей)

Семья – малая социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, моральной и правовой ответственностью.

Функции семьи:

1) Репродуктивная (биологическое воспроизводство населения)

2) Социализации (воспитание детей, формирование индивида как личности)

3) Хозяйственно – экономическая (материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества, ведение домашнего хозяйства)

4) Эмоциональная (психологическая поддержка)

5) Духовно – нравственная (развитие личности)

Виды семьи:

по характеру распределения домашних обязанностей:

    Традиционная (патриархальная) – домашние обязанности выполняет женщина, мужчина зарабатывает деньги и является главой семьи.

    Партнерская – обязанности не разделяются, выполняются совместно или по очереди, важнейшие вопросы жизни семьи решаются вместе.

по родственной структуре:

    Нуклеарная, малая (супружеская пара с детьми)

    Расширенная, многопоколенная (супружеская пара с детьми и кто-то из родственников, проживающих с ними)

    Неполная (один родитель с ребенком или детьми)

по числу детей

*Многодетная * малодетная * бездетная

II. Социальные общности – совокупности людей, характеризующиеся относительной целостностью и выступающие самостоятельными субъектами исторического и социального действия.

    Этнические общности – существуют на определенной территории, имеют общий исторический опыт, историческую память, язык и культурные традиции. Разновидности: племя, народность, нация

    Классы – различаются по месту в системе общественного производства, отношению к средствам производства, роли в общественной организации труда, способам и размерам получаемого богатства Например: буржуазия, рабочий класс, или высший класс, средний класс, низший класс.

    Социально -демографические общности (пожилые люди, подростки)

Молодежь – группа людей от 16 до 25 лет, проблемы – трудно найти место в жизни, получить интересные предложения о работе в силу недостаточности жизненного опыта.

    Социально-территориальные (горожане, сельское население, сибиряки)

    Профессиональные (горняки, учителя, врачи)

Различные социальные группы и общности занимают разное общественное положение.

В обществе с первобытных времен существует неравенство – неравномерное распределение дефицитных ресурсов (денег, власти, образования и престижа) между различными слоями населения.

Показателями социального положения могут являться: богатство, доход власть, профессия, образование, престиж, образ жизни.

Социальный статус – положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением. (У человека может быть много статусов, это будет называться статусным набором. Среди них могут быть основные и неосновные)

    Предписанный статус – не зависит от заслуг личности (пол, национальная принадлежность)

    Достигаемый статус – приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека

Социальная роль – ожидаемое обществом поведение человека, связанное с его положением в обществе и типичное для его социальной группы. (У одного человека может быть много ролей, в совокупности они называются ролевым набором. Например: на работе – сотрудник, дома – муж, в гостях у родителей –сын, в компании друзей – друг, в день выборов – избиратель и т.д.)

Принято различать две основные формы социального взаимодействия :

1) Сотрудничество – обоюдная заинтересованность, выгодность взаимодействия для обеих сторон, взаимодействие направлено на достижение совместной цели. Отношения дружбы, партнерства, поддержки.

2) Соперничество – отсутствие совместной цели, но наличие аналогичной цели относительно неделимого объекта (экономическая, политическая конкуренция). Отношения зависти, неприязни, озлобления.

При столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов соперничество может перерасти в конфликт.

Конфликт – столкновение двух человек или социальных групп за обладание чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.

Виды социальных конфликтов:

1) Экономические 2) Межнациональные 3) Политические 4) Семейно-бытовые

Специалисты выделяют следующие способы решения социальных конфликтов:

    Переговоры (мирная беседа сторон по решению проблемы)

    Компромисс (решение проблемы через взаимные уступки)

    Посредничество (использовании третьей стороны при решении проблемы)

    Применение силы, власти, закона (одностороннее использование той стороной, которая считает себя сильнее)

Социальные конфликты имеют как негативные последствия (стресс, беспорядки, жертвы), так и позитивные последствия (снятие социальной напряженности, стимулирование социальных изменений).

Поведение человека в обществе может быть:

1) Соответствующим нормам (конформистским)

2) Отклоняющимся (не соответствует нормам –девиантным)

– приложение жанра “Образование”, оптимизированное для устройств на базе андроид. Программа поможет пользователю ознакомиться с правами, обязанностями, а также получить больше ведомостей о политических устоях РФ (Российской Федерации). У программы простой интерфейс в котором разберется пользователь любого возраста. При входе в приложение мы моментально попадаем в главное меню, откуда можем переходить между различными разделами внутри приложения.

Чтобы перейти к подробному описанию каждой темы (об этом упоминалось выше), нажмите на любую понравившуюся или интересующую вас надпись в главном меню.

Каждая статья не подвергается копированию. Также достаточно интересной функцией является возможность “Спрятать шпору”. Она отображается в нижней части экрана во время чтения любой темы. По нажатию на данную кнопку по верх экрана налаживается изображение вашего экрана блокировки, выйти и данного режима можно простым нажатием на любую часть дисплея.

Особенности “”:

1. Лаконичный интерфейс, котором можно разобраться за 5-10 минут пребывания в программе;

2. Русификация – есть (русским пользователям будет проще ориентироваться в приложении);

3. Бесплатное скачивание, установка, использование;

4. Вес APK файла – 22 МБ;

5. Вес программы после установки – 30 мегабайтов;

6. Минимальная версия андроид для запуска – 2.3.3;

7. Средняя оценка, по мнению других пользователей – 4,9 бала из 5 (основано на 659 отзывах);

8. Количество скачиваний с Google Play – более 10 000;

9. Частота обновлений от разработчика Study Apps – раз в 3-4, возможно реже;

10. Приложение для андроид платформ содержит уникальную информацию.

– образовательная программа для android, с приятным интерфейсом.

Сегодня можно заметить повышенный интерес к обществознанию в современном обществе, так как процесс способен максимально повлиять на развитие школьников и подготовки их к современному миру. Известно, что в Госдуме в середине весны было собрано специальное заседание, на котором обсуждалась тематика полного усовершенствования всей концепции, направленной на преподавание обществознания в школе. Практически все депутаты единогласно пришли к общему выводу, что данную программу необходимо корректировать в некоторой степени и изменить для достижения высококачественного результата. Существующая известная многим обучающимся и преподавателям концепция преподавания обществознания является неполноценной, что было отмечено на заседании. Для создания и разработки новейших стандартов, учебных пособий, помогающих, максимально повысить эффективность донесения информации школьникам. И улучшению преподавания обществознания ученикам школ была, создана, специальная группа, которую возглавил спикер нижней палаты Сергей Нарышкин. Готовая концепция всего процесса была представлена в 2016 году в сентябре, которая смогла оправдать ожидаемые доверия от эффективности мероприятий. При формировании обновленного курса, были привлечены к работе многие преподаватели и, конечно же, родители обучающихся детей.Не менее важным следует отметить предложения выдвинутые о введение обществознания с более старшего возраста обучающихся. Так как предмет не является настолько простым, как кажется на первый взгляд. От Вячеслава Никонова, занимающего пост главы комитета, было поступление четких недостатков существующей программы, а именно о том, что в ней нет целостности, в некоторых учебниках имеются разнотипные параграфы, одни из них чересчур простые, другие же слишком нравоучительны и далеки от жизни. Также было выдвинуто предложение, указывающее на дополнение школьной программы по обществознанию, такими предметами, как философия, эстетика и, конечно же, этика, для достижения дополнительных навыков для обучающихся. Они являются незаменимыми для всех детей, независимо от классов обучения. Особенно важным необходимо отметить дополнение программы, таким предметом, как обществознание в начальной школе. Оно считается необходимым для детей младшего возраста, так как способно с ранних лет развить множество положительных качеств, особых навыков и максимально подготовить обучающихся к современному миру.

ЕГЭ по обществознанию

Известно, что сегодня несмотря на вышеуказанные недостатки предмета, который входит в школьную программу по обществознанию, спрос на него значительно велик. Многие современные выпускники, предпочитают сдавать ЕГЭ по обществознанию 2017. Популярность ЕГЭ по обществознанию значительно возросла в данном году, из-за потребности его обязательной сдачи при поступлении в ВУЗ. Известно, что сегодня не многие популярные предметы ЕГЭ, способны выпускники сдать хорошо. Результаты трех ЕГЭ можно будет узнать проходящим аттестацию выпускникам до 12 апреля.

Экзамен в 2018 году

Необходимо ли изучать обществознание в школе?

Многим известно, что обществознание является достаточно уникальным и полезным предметом, который необходим, участвовать в любой школьной программе. В курс входит множество научных знаний, которые открывают основные вопросы политологии, социологии, философии и, конечно же, социальной психологии. В каждой школе можно отметить своеобразные стандарты, которые дают основные знания по обществознанию для всех обучающихся без исключения.Изучать обществознание является достаточно полезным процессом, так как он включает в себя богатейший набор всевозможных знаний, поэтому его особенно сложно сравнить с любым другим предметом в школьной программе. Что я могу сказать о представленной современной школьной программе по обществознанию, я считаю, что она является незаменимой для правильного обучения школьников. Она может избавить молодое общество от незнаний многих важнейших моментов, которые повстречаются перед ними на любом жизненном этапе. Не менее важным является то, что изучать обществознание, сдавать ЕГЭ по обществознанию помогут молодому обществу грамотно воспитать в себе гражданское сознание и усовершенствовать процесс общественного развития.

В чем заключается популярность обществознания среди современных выпускников?

Сегодня в сети интернет можно встретить настолько популярный запрос, как сдаю обществознание. Так как оно действительно является актуальным предметом для многих выпускников при сдаче Единого государственного экзамена. В данном году сдачи ЕГЭ по обществознанию смогли порадовать многих людей положительным результатам, так как многие школьники достаточно глубоко вникли в изучение обществознания и выбрали его в качестве предмета на выбор при сдаче экзамена. Предварительно пройдя специальные курсы ЕГЭ по обществознанию выпускники смогли набрать высокий проходной бал при сдаче. Не менее важную роль в популярности обществознания сыграла необходимость его выбора для поступления в ВУЗ. Сегодня в большинстве университетов требуется знание обществознания и сдача ЕГЭ по нему.

Основные советы для выпускников, отдавшим предпочтение данному предмету при сдаче ЕГЭ

Обществознание отличается повышенной сложностью среди других, существующих в школьной программе, поэтому выбирая его необходимо заблаговременно подготовиться к сдаче. Не менее важным является то, что обществознание плотно связано с другими дисциплинами, поэтому заблаговременно необходимо подготовиться и к ним. Основным этапом следует отметить необходимость постоянного повторения изученного, во избежание забывания каких-либо ключевых моментов.

Читайте также: