Фразеологизм аника воин значение. "Аника-воин"- значение и происхождение фразеологизма с примерами? Смотреть что такое "Аника-воин" в других словарях

Аника-воин, кличка, даваемая ныне всякому хвастуну, храброму лишь на словах…
В стародавние времена жил на Руси витязь Аникей. Не дал ему Бог той силушки, что бы богатырём прозываться, поэтому и слава о нём шла малая. И удал был Аникей, и в бою неистов, и могуч, но так, что бы «мечом махнуть, да сотню ворогов сразить», не мог.
А к тридцати годкам стал наш боец задумываться, а не пора ли ему на покой уходить. Дом поставить, жениться, да малыми детушками обзавестись. Не век же в степи ночевать и ратными делами промышлять. И вот, едет он через лес на коне буланом, думу думает, улыбается про себя. Вдруг, видит, идёт навстречу мужик и огромную змею на плечах несёт.
— Бог в помощь, поздорову ли, серый зверь да не прорыскиват ли?- приветствует его витязь.
— Поздорову, добрый молодец, — степенно отвечает мужик.
— Откуда змей?
— В лесу поймал, — говорит змееносец. – Отнесу домой, зарежу, кожу сниму, да кушак справлю.
Уж незнамо, что на Аникея нашло, но пожалел он аспида.
– Продай его мне, пахарь, — молвит витязь.
Дал мужику денежку серебряную, да и забрал змея. Отъехал вглубь леса, бросил его на траву.
— Ползи домой, подколодный, — говорит. – К жене своей и малым змеёнышам.
— Ай, спасибо, душа-человек, — отвечает змей человеческим голосом. – За добро такое христианское, отплачу сполна. Знай же, удалой боец, что отныне у тебя не одна жизнь, а добрая сотня. Пронзит, ежели, ворог мечом, али копьём, одна жизнь пропадёт, а остальные останутся.
Вот тут и пришла к Аникею слава богатырская. Стал он подвиги вершить, что другим витязям не под силу. В одиночку на целую рать выходит, и смерть его не берёт. Всё ему нипочём, ни орды татарские, ни драконы огнедышащие. Калики перехожие песни о его победах складывают, князья на службу зовут, да по праву рученьку на пиру усаживают. Зажил наш богатырь в стольном городе Рязани. Дом каменный поставил, женился, детишек завёл. А, как беда у ворот, садится богатырь на коня, выезжает во чисто поле, да разит ворогов, сам смерти не боится.
Но время идёт, свой счёт ведёт. И к сорока годам осталась у Аникея последняя жизнь. Не до сражений ему теперь, не до подвигов ратных. Хочется сынов вырастить, да дочерей замуж выдать. А враги, словно догадываются, тут как тут. Кочевники деревни соседские жгут, людей в полон уводят. В лесах разбойники дело злое творят.
Пришли витязи рязанские под окно аникеево.
— Веди нас в бой, богатырь, — зовут. – Возглавь воинство православное.
Молчит Аникей, носа из дома не кажет.
Другой раз соберутся ратнички.
— Помоги, Аникеюшка, — просят, — с разбойничками справится.
— Недосуг мне, — отмахивается тот.
Был богатырь, да весь вышел. Перестал народ за помощью хаживать, перестал и князь на пиры звать.
«Позабыли все его подвиги,
наградили кличкой обидною.
Величают теперь не заступником,
Прозывают Воином-Аникою».

Одни скажут, мол, вольготно богатырём со ста жизнями в запасе жить. Настоящий герой – тот, кто своей головой рискует. Но, ведь, Аникей, своим даром благородно распорядился, не на злые дела, да потехи, а людям на пользу. Поклониться бы рязанцам ему в пояс и в покое оставить. Ан, нет…

Есть русская поговорка: «Аника-воин сидит да воет». Имя «Аник а» избрано для этой насмешливой пословицы неспроста: по-гречески «а» – отрицание «не», «ника» (ника)- «победа».

Наверно, именно поэтому про «воина Анику» и была сложена сказка, в которой он хвастается, что не боится смерти, а когда она вдруг появляется перед ним, начинает трусить и умолять о прощении.

Теперь кличка «Аника-воин» прилагается ко всякому хвастуну, храброму лишь на словах, вдали от опасности.

С древнегреческого: Anikitos. Перевод: Непобедимый.
Источник выражения - один из русских народных «духовных стихов» об Анике-воине, который хвалился своей отвагой, хитростью и силой, но, встретив Смерть, испугался и был побежден ею. Сам этот стих восходит к «Повести о прении (борьбе. - Сост.) живота со смертью», которая пришла (не ранее XVI в.) на Русь с Запада. А имя героя стиха взято, видимо, из византийского сказания о герое Дигенисе, который там упоминается не иначе как с постоянным эпитетом anikitos. Русские переписчики сказания сочли этот эпитет именем собственным, посему и вошел этот легендарный персонаж в книжную культуру Руси как некий Аника-воин. Он часто упоминался во многих сказках и притчах, его же нередко изображали и на лубочных картинках, текст которых обычно являл собою краткое изложение «Повести о прении живота со смертью».

АНИКА-ВОИН

Жил да был на земле
Храбрые человек Аника.
Много он полонил,
Много он покорил
Царей и царевичей,
Королей, королевичей
И сильных-могучих богатырей.
Собирается Аника
В Ерусалим-град:
Хочет Аника
Святую святыню погубить,
Господень гроб разорить.
Едет Аника через поле,
Навстречу Анике едет Чудо:
Голова у Чуда человеческа,
Власы у Чуда до пояса,
Тулово у Чуда звериное,
А ноги у Чуда лошадиные.
Аника на коне становился
И этому Чуду дивился:
«Скажи ты мне, Чудо, проведай,
Царь ли ты, ли царевич,
Король ли ты, королевич,
Или ты сильные-могучий бога тырь?»
Чудо ему отвечает:
«Я не царь, не царевич,
Не король-королевич,
И не сильный-могучий богатырь,
А я смерть, страшна и грозна,
Вельми непомерна,
Сердцем своим непосульна.
Кто сотворил небо и землю,
Кто сотворил облаки, звезды,
Тот меня сотворил,
По всей земле попустил.
Где кого застану, искоша ю:
В пути, в дороге застану – искошаю,
В избе, на подворье застану – искошаю.
Хочу и тебя, Аника, искоси ти».

«Я палицу подыму, палицей пришибу,
Либо коня попущу, конем потопчу
По главе по твоей».
Она ему отвечает:
«Был на земле Самсон-богатырь,
Был на земле Святогор-богатырь -
И я их искосила,
Хочу и тебя, Аника, искосити».
Возговорит храбрые человек Аника:
«О смерть, страшна и грозна!
Дай ты мне сроку хоть на полгода:
Сострою я тебе церьковь,
Спишу твой лик на иконе,
Поставлю твой лик на престоле,
И будут к нам съезжаться
Князья и бояре
И сильные-могучие богатыри,
И станут нам свозить казну золотую».
Она ему отвещает:
«Кабы-де брать мне казну золотую,
Были бы у меня горы золотые,
От востока и до запада».
Вынимает пилы невидимые,
Потирает его по рукам и по ребрам.
Возговорит храбрые человек Аника:
«О смерть, страшна и грозна!
Дай ты мне сроку на один год.
Есть у меня казна золотая,
Раздам я ее по тюрьмам,
По тюрьмам и по богадельням».
Она ему отвещает:
«Казна твоя кровавая -
Душе твоей не помога».
Вынимает пилы невидимые,
Потирает его по костям и по жилам.
Возговорит храбрые человек Аника:
«Смерть, страшна и грозна!
Дай ты мне сроку хоть на полгода.
Есть у меня отец и мать,
Дай ты мне с отцом с матерью проститься
Она ему отвещает:
«Как же ты ехал на ратное дело,
Зачем с отцом с матерью не простился?»
Вынимает пилы невидимые,
Потирает его по костям, по жилам,
Аника на коне шатается,
И смертные уста запекаются,
Аника с коня повалился,
Тут по Анике и слава.
Одна из самых популярных древнерусских баллад. Основана на переработке одного из сказаний византийского эпоса VIII-IX веков, посвященного Дигенису Акриту – о смерти непобедимого (по-гречески «аникетос») Дигениса. Позднее песня испытала воздействие Повести о споре жизни и смерти (Повесть была распространена в русской литературе с первой половины XVI века).

Исторические песни. Баллады. Сост., подг. текстов, вступ. статья и примеч. С. Н. Азбелева. М.: Современник, 1986

Аника-воин и смерть

Аника-воин — так с иронией называют человека, хвастливо изображающего собой грозного, сурового, воинственного, но на самом деле таковым не являющимся.

Понятие «Аника» пришло в русскую культуру из византийской повести о непобедимом герое Дигенисе. По-гречески, непобедимый — anikitos. Определение это было воспринято, как имя собственное. Прозвание Аника, anikitos наложилось на перевод одного из немецких диалогов жизни со смертью, оригиналом которого был текст, напечатанный в Германии и перевезенный в Новгород любекским типографом Бартоломеем Готаном в конце XV века. В русской транскрипции рассказ получил название "Прение живота со смертью" и стал в XVI веке одним из популярнейших произведений. Оно неоднократно подвергалось переработкам и изменениям. Например, в результате переработки, сделанной во второй половине XVI века, первоначальная форма чистого диалога заменилась повествованием, а абстрактные образы собеседников персонифицированы. Смерть оказалась представлена в виде безобразной старухи с большим запасом оружия, сидящей на тощем коне. Неопределенный «живот» превратился в удалого воина, похваляющегося своею силой, но в стокновении со смертью напуганного и побеждённого ею.

"Рече же живот: «Госпоже моя смерть, покажи на мне милость свою, отпусти мя ко отцу моему духовному, да покаюся ему, елико согреших».
Рече же ему смерть: «Никако же, человече, не отпущу тя ни на един час. Тем вы прельщаетеся, глаголюще: заутра ся покаю, и бес покаяния наипаче согрешаете, а мене забываете, а ныне как аз пришла, так и возму. Ко всем моя любовь равна есть: какова до царя, такова и до нища, и до святителя, и до простых людей... И тако его поверже с коня на землю, дондеже предаст дух свой богу. Тако сконча воин жизнь свою. Ныне и присно и во веки веком. Аминь
"

Применение выражения в литературе

«Ничего… Завтра поеду в область. ― Эх ты, Аника-воин! Пойдем, хоть накормлю тебя» (Борис Можаев «Падение лесного короля»)
«На дедушку войной пошел. Ах ты, Аника-воин!.. Уж ежели туго придется ― ко мне беги али меня кричи: выручу» (Ф. В. Гладков. «Повесть о детстве»)
«Ты не буровь дюже, Аника-воин, а то я тебя враз усмирю» (М. А. Шолохов «Тихий Дон»)
«Жребий брошен». ― Ах ты, Аника-воин! ― с горестной насмешкой воскликнула мать» (С. Т. Григорьев. «Александр Суворов»)
«В ответ послышалось дружное ржание всех присутствующих: ― О-го-го! Аника-воин! ― Подожди. Заработаешь!» (Г. Г. Белых, А. И. Пантелеев. «Республика ШКИД»)
«В виде эпизодов являлись и витязь Бармуил, и воин Аника, и какая-то «богиня», сражающаяся с Аникой в чистом поле, и смерть с косой» (И. С. Аксаков. «Письма родным»)

Аника-воин Прост. Ирон. Хвастающий своей силой, задира, драчун. - В кои-то веки я её затащил к себе, а ты уже и разлютовался, Аника-воин эдакий храбрый! (А. Левитов. Дворянка). Дедушка видел мои синяки, но никогда не ругался, только крякал и мычал: - Опять с медалями! Ты у меня, Аника-воин, не смей на улицу бегать, слышишь! (М. Горький. Детство). - От имени героя древнерусского народного сказания Аники-воина, который, хвастая своей непобедимостью, вызвал на поединок Смерть и погиб в борьбе с ней.

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Аника-воин" в других словарях:

    Аника-воин - С древнегреческого: Anikitos. Перевод: Непобедимый. Источник выражения один из русских народных «духовных стихов» об Анике воине, который хвалился своей отвагой, хитростью и силой, но, встретив Смерть, испугался и был побежден ею. Сам этот стих… … Словарь крылатых слов и выражений

    Аника воин. - Аника смотрок. Аника воин (см. лубочную картину). См. РУСЬ РОДИНА … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    АНИКА-ВОИН - АНИКА ВОИН, аники воина (разг. ирон.). Неудачливый вояка. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    аника-воин - сущ., кол во синонимов: 2 трус (54) хвастун (30) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Аника-воин - Лубок. «Сильный и храбрый богатырь Аника воин» Ани … Википедия

    Аника-воин - а) крыл. сл. В одном из произведений русской народной поэзии, «духовном стихе» об Анике воине, рассказывается о воине, который гордился своей силой и хитростью, но, встретив Смерть, испугался и был побежден ею. Имя «Аника воин» получило… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Аника-воин - ирон. о хвастливом человеке, бахвалящемся своей храбростью лишь находясь вдали от опасности. Выражение связано с народной поговоркой Аника воин сидит да воет, в которой имя избрано не случайно: греч. а – “не”, nike – “победа”. Видимо, поэтому… … Справочник по фразеологии

    Аника-воин - персонаж духовного стиха. Согласно сюжету, А., великий воин, одержавший за долгую жизнь (в разл. вариантах ему от 220 до 390 лет) множество побед и совершивший немало нечестивых поступков, намеревался разорить Иерусалим (по др. версиям готов… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Аника-воин - м. Тот, кто, хвастая своею силою, своими возможностями, терпит поражение, оказывается в невыгодном, неприятном для себя положении. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Аника воин - … Википедия

Книги

  • Неизданные материалы экспедиции Б. М. и Ю. М. Соколовых. 1926-1928. По следам Рыбникова и Гильфердинга. В 2 томах. Том 1. Эпическая поэзия , . Книга содержит уникальную коллекцию классических духовных стихов (120 текстов) на эпические сюжеты: "Голубиная книга", "Борис и Глеб", "Егорий Храбрый" . "Аника-воин" и др. В книгу вошли и… Купить за 946 руб
  • Песни Петера Сьлядека , Г. Л. Олди. Идет по путям-дорогам лютнист Петер Сьлядек, раз за разом обреченный внимать случайным исповедям: пытаются переиграть судьбу разбойник, ученик мага и наивная девица, кружатся в безумном…

Аника-воин

Аника-воин
С древнегреческого: Anikitos. Перевод: Непобедимый.
Источник выражения - один из русских народных «духовных стихов» об Анике-воине, который хвалился своей отвагой, хитростью и силой, но, встретив Смерть, испугался и был побежден ею. Сам этот стих восходит к «Повести о прении (борьбе. - Сост.) живота со смертью», которая пришла (не ранее XVI в.) на Русь с Запада. А имя героя стиха взято, видимо, из византийского сказания о герое Дигенисе, который там упоминается не иначе как с постоянным эпитетом anikitos. Русские переписчики сказания сочли этот эпитет именем собственным, посему и вошел этот легендарный персонаж в книжную культуру Руси как некий Аника-воин. Он часто упоминался во многих сказках и притчах, его же нередко изображали и на лубочных картинках, текст которых обычно являл собою краткое изложение «Повести о прении живота со смертью».
Иносказательно: недалекий, задиристый вояка, который хвастает своей силой, но в схватке с серьезным противником терпит постыдное поражение.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Аника-воин

В одном из произведений русской народной поэзии, "духовном стихе" об Анике-воине, рассказывается о воине, который гордился своей силой и хитростью, но, встретив Смерть, испугался и был побежден ею. Имя "Аника-воин" получило популярность и стало синонимом задиры, хвастающегося силой, но терпящего поражение.

Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .


Синонимы :

Смотреть что такое "Аника-воин" в других словарях:

    Аника смотрок. Аника воин (см. лубочную картину). См. РУСЬ РОДИНА … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    АНИКА ВОИН, аники воина (разг. ирон.). Неудачливый вояка. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 2 трус (54) хвастун (30) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Лубок. «Сильный и храбрый богатырь Аника воин» Ани … Википедия

    Аника-воин - Прост. Ирон. Хвастающий своей силой, задира, драчун. В кои то веки я её затащил к себе, а ты уже и разлютовался, Аника воин эдакий храбрый! (А. Левитов. Дворянка). Дедушка видел мои синяки, но никогда не ругался, только крякал и мычал: Опять с… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    Аника-воин - а) крыл. сл. В одном из произведений русской народной поэзии, «духовном стихе» об Анике воине, рассказывается о воине, который гордился своей силой и хитростью, но, встретив Смерть, испугался и был побежден ею. Имя «Аника воин» получило… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Аника-воин - ирон. о хвастливом человеке, бахвалящемся своей храбростью лишь находясь вдали от опасности. Выражение связано с народной поговоркой Аника воин сидит да воет, в которой имя избрано не случайно: греч. а – “не”, nike – “победа”. Видимо, поэтому… … Справочник по фразеологии

    Аника-воин - персонаж духовного стиха. Согласно сюжету, А., великий воин, одержавший за долгую жизнь (в разл. вариантах ему от 220 до 390 лет) множество побед и совершивший немало нечестивых поступков, намеревался разорить Иерусалим (по др. версиям готов… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    М. Тот, кто, хвастая своею силою, своими возможностями, терпит поражение, оказывается в невыгодном, неприятном для себя положении. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    - … Википедия

Книги

  • Неизданные материалы экспедиции Б. М. и Ю. М. Соколовых. 1926-1928. По следам Рыбникова и Гильфердинга. В 2 томах. Том 1. Эпическая поэзия , . Книга содержит уникальную коллекцию классических духовных стихов (120 текстов) на эпические сюжеты: "Голубиная книга", "Борис и Глеб", "Егорий Храбрый" . "Аника-воин" и др. В книгу вошли и…

Читайте также: