Способы разрядки накопившихся эмоций. Разрядка отрицательных эмоций и техника самоуспокоения Способы разрядки накопившихся эмоций

Психотерапевтическая сказка

I. Чувство.

1. Вначале было Животное, и в Животном было Чувство.
2. И Чувство управляло Животным. Ибо когда Животное было злым — оно нападало, а когда боялось — оно убегало.
3. И это была Гармония, ибо ни что ни с чем не конфликтовало.

II. Разум.

1. Но однажды родился в Животном Разум. И стало разумное Животное именоваться Человеком.
2. И стал Разум управлять Человеком, ибо был Разум сильнее Чувства. Теперь когда Человек был злым — он думал, можно ли нападать, а когда боялся — думал, стыдно ли убегать.
3. И Гармония умерла, ибо пришел Конфликт между Разумом и Чувством.

III. Невроз.

1. Затем родились Сдержанные Эмоции. И были они плодом победы Разума над Чувством.
2. И стал Человек накапливать Сдержанные Эмоции. Ибо когда он не позволял себе напасть — копилась злость, а когда он не позволял себе убежать — копился страх.
3. А когда Сдержанных Эмоций становилось слишком много, они превращались в Невроз.

IV. Мысль.

1. И тогда пришел Он и принес Мысль о том, как не накапливать сдержанные эмоции. И сказал Он, что это хорошо.

Человеку свойственно накапливать эмоции . Когда эмоций накапливается слишком много они могут выплескиваться на окружающих против воли самого человека, появляется раздражительность. В результате портятся отношения с окружающими , чаще с близкими (почему-то многие считают, что на работе нужно быть «хорошим», а дома можно и сорваться). Если же и этом случае эмоции продолжают копиться, они превращаются в разнообразные болезни : головные боли, бессонница, «комок в горле», гипертоническая болезнь и т. д.

В Японии есть древняя традиция — в каждом доме держали специальный объект для избиения . Японцы люди сдержанные, по любому поводу кланяются друг другу и улыбаются. А затем приходят домой и выплескивают накопившиеся эмоции на специальный объект. В результате и отношений ни с кем не портят и живут долго . В современном варианте на предприятиях в специальных комнатах вывешивают чучело начальника. Выслушает японец неприятные слова от начальника, поклонится с уважительной улыбкой, выйдет из кабинета. Потом зайдет в специальную комнату с чучелом начальника , закроется, возьмет в руки палку и … от всей души, чтобы ни одной лишней эмоции не осталось . А затем приходит домой к своей японской жене и японским детям добрый, ласковый и без капли раздражения . А у нас? На работе наехали – дома сорвался.

Конечно на каждого потенциального источника негативных эмоций чучелом не запасешься. Приходится прибегать к универсальным «чучелам» . Один из наиболее распространенных вариантов – обычная подушка , желательно покрепче. Возможно, Вы видели «Ералаш » на эту тему. Приведу реальный пример.

Пример № 1:
Была у меня пациентка 25 лет. Пыталась она быть «правильной», то есть сдерживать все эмоции, которые не соответствуют ее представлению о «правильном поведении для девушки». Особенно она «должна» была любить свою мать. А мать, надо сказать, была весьма деспотичной. Так что обид за 25 лет накопилось очень-очень много. До начала лечения эта девушка была вся напряженная, скованная, сгорбленная, взгляд почти всегда в пол. Рассказал я ей про разрядку сдержанных эмоций, порекомендовал подушку дома побить. На следующий день встречаемся, вижу, у нее некоторые пальцы на руках забинтованы.

Спрашиваю:
— Что случилась?

А она:
— Пришла вчера домой. Мама ушла в гости. Я взяла мамину подушку, вспомнила все обиды, которые у меня накопились, разревелась и стала со всей злостью эту подушку бить. Бью, реву, кричу … И вдруг заметила, что подушка красной стала. Посмотрела себе на руки, а на пальцах кожа содрана. Видимо эмоции были такими сильными, что боли не чувствовала. А на душе очень полегчало!

Лечение было закончено месяца через 1,5 – 2. К тому времени ее движения были свободными и легкими, осанка изящной, взгляд вперед, носик приподнят.

Но больше всего запомнилась фраза:
— Я вдруг заметила, что небо, оказывается, голубое, а деревья зеленые. И люди вокруг красивые. А раньше за своими обидами я видела мир только серым и неинтересным.

Конечно, я ее лечил не только избиением подушки, но разрядка накопленных эмоций имела огромное значение.
Метод «избиения подушки» эффективен, но не всегда применим. Не у каждого есть возможность регулярно оставаться наедине с подушкой и быть уверенным, что ни кто в этот момент в комнату не зайдет. И не каждый сможет себе позволить столь абстрактный метод разрядки эмоций. Некоторые серьезные дяди и тети даже в одиночестве стремятся вести себя солидно и «правильно» (то есть соответствовать придуманным правилам). На этот случай есть другое «чучело» – коврик. Заведите себе коврик , который Вы сможете без труда выносить на улицу. Купите хлопушку для выбивания ковров, желательно металлическую. И действуйте. Соседи и домашние будут восхищаться Вашей чистоплотностью (еще бы, если по три раза в день выбивать ковер). И ни кто не догадается, что в образе коврика Вы представляете именно его.

Но есть одно обязательное правило. Удары не должны быть механическими. Не забывайте, что Ваша цель не удалить пыль, а разрядить накопившиеся эмоции. Соответственно сначала необходимо растормошить в себе все обидки , злобки и т. п. Надо возненавидеть образ атаки. В этом случае Ваши удары станут проявлением эмоций и их разрядкой . Помните, душа расслабится только тогда, когда устанет тело . Не жалейте ни себя, ни коврик, ни, тем более, образ атаки.

Классическим «чучелом» является боксерская груша.

Пример № 2:
Приходилось мне общаться с омоновцами. Они рассказывали, что после выполнения задания часто остается много неотреагированных агрессивных эмоций. Кто-то с этими эмоциями идет домой, кто-то в сауну с пивком (или еще чем покрепче), а некоторые сразу в спортзал грушу бить. Со временем у первых начинаются проблемы в семье, часть вторых спивается. Третьи оказываются самыми успешными, и семью и здоровье сохраняют.

Существуют и другие способы разрядки накопившихся эмоций: можно посуду бить, если много лишних денег, можно дрова рубить, если проживаете в сельской местности. Кто-то газеты рвет в клочья, а кто-то полотенце выжимает, как бы душит своего врага. Некоторые юные девушки рассказывали как после конфликтов с родителями шторы в своей комнате срывали (учитывая, что прием применялся регулярно, шторы висели так, чтобы не рвались при срывании).

Пример № 3 (про себя):
Я, когда жил в общежитии, повесил на дверь щит ДСП. Если чувствовал в себе лишние агрессивные эмоции, крепил на щите рисунок абстрактной фигуры или чей-либо портрет. Затем брал кухонные ножи и со всей злостью метал в этот рисунок . Помогало очень хорошо.

Конечно, если Вы не умеете метать ножи, то каждый невоткнувшийся нож будет только усиливать раздражение. В этом случае рекомендую игру Дарс, стрелы брошенные с трех метров втыкаются в 99 % случаев. Только мишень выбирайте покрупнее.

По аналогии можете придумать свой оригинальный способ разрядки эмоций исходя из личного опыта.

Пример № 4:
Один мой знакомый женился по большой взаимной любви. Но через 2 месяца он сообщил, что дело идет к разводу.

Я очень удивился:
— Как так, вы же любите друг друга! Что случилось?

— Во всем виновата работа. Сверху начальство план требует, снизу рабочие возмущаются несвоевременной выплатой зарплаты. Я целый день конфликты сглаживаю, проблемы разруливаю, всех успокаиваю. У самого на душе ураган, но вынужден всем улыбаться. Домой прихожу и по малейшему поводу на жену срываюсь. Потом целый вечер извиняюсь, а она надуется и не разговаривает. Она же не видит, какой я на работе хороший. Она видит только то, что дома я на нее ору.

Рассказал я товарищу про методы разрядки эмоций, он обещал подумать.

Встречаемся через месяц. Он:
— Ты представляешь, у нас с женой второй медовый месяц!

— Поздравляю. Как удалось решить проблему?

— В детстве я был вратарем в дворовой команде. Что бы выработать реакцию часто кидал маленький мячик в стену дома и ловил его. После такой тренировки на душе легче становилось. Я рассказал обо всем жене и мы договорились, что когда я прихожу с работы, она сразу уходит в дальнюю комнату, а в прихожей оставляет спортивный костюм и мячик для большого тенниса. Я прямо в прихожей переодеваюсь, беру мячик и со всеми эмоциями кидаю его в торец соседнего дома минут тридцать. А затем уставший и спокойный возвращаюсь домой. Вот тут-то жена меня и встречает с распростертыми объятиями.

Замечу, что бросание предмета – это очень агрессивное действие. Наши предки многие сотни лет кидали камни в мамонта и копья друг в друга.

Один из самых агрессивных видов спорта – это футбол. Мало того, что мяч ногами избивают, так еще и весь смысл игры в том, чтобы сделать плохо команде противника. Да и другие командные игры с мячом немногим уступают по эффективности разрядки накопившихся эмоций. Занимайтесь спортом, дамы и господа, и будете здоровы душой и телом.

Но и это еще не все. Вместо спорта с тем же успехом можно от души попрыгать на дискотеке. Можно «проораться» в качестве болельщика на стадионе или на митинге. А еще многим помогает хороший секс.

Кровавые компьютерные игры дают весьма умеренный эффект. Наверное потому, что не сопровождаются физической активностью, а с точки зрения природы это неестественно.

Я рассказал про методы разрядки накопившихся эмоций. Есть еще методы сдерживания эмоций (музыка, успокаивающие травы или препараты, водные процедуры, прогулки, домашние животные и т. п.). Все это хорошо, но сдержать эмоцию, значит отложить ее на время или превратить в болезнь. Не злоупотребляйте последним.

Отрицательные эмоции, особенно такие, как гнев, агрессия и раздра­жение, отнимают очень много психических сил, и потому желательно как можно реже впадать в такое состояние, серьезно затрудняющее предпринимательскую деятельность и, естественно, не дающее возмож­ность создать положительный деловой имидж. В этой связи имеет смысл рассмотреть технические приемы и методы их приостановки 15 .

1. Всегда разделяйте человека и проблему. Сосредоточьтесь на ней. Ведь она важнее. Это переключит вас с эмоционального уровня на ра­циональный. Тогда проще и легче разрешить противоречие. К тому же такое переключение освобождает от аффекта, бурной эмоциональной реакции, при которой сознание отключается и не контролируется про­цесс поведения.

2. Представьте на своем месте другого человека. Как бы он повел себя в этой ситуации? Сыграйте роль этого человека. Это поможет за­быть про себя и охладить гнев.

3. Можно представить и такую картину. Между вами и вашим парт­нером стеклянная стена. Вы видите его раздраженные жесты, но не слы­шите, что он говорит. Отпадет нужда отвечать тоже «рычанием». Вы­берите какую-то деталь в его туалете (плохо пришитую пуговицу, сбив­шийся набок галстук и т. п.), посмотрите внимательно на нее, скажите задумчиво: «Вы потеряете пуговицу, а в продаже таких нет». Услыши­те в ответ: «Какая к черту пуговица!» Покажите: «Вот эта».

4. Вы закипели от гнева, готовы высказать партнеру обидные сло­ва, но пересильте себя: спокойно, вы уверены в себе, вы владеете собой. Улыбнитесь или изобразите улыбку мышечно. Представьте, какая смешная у вас улыбка.

Весьма полезны и следующие ТРИ МЕТОДА САМОУСПОКОЕНИЯ.

1. РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ГНЕВА. Этот метод требует прежде все­го осмыслить причину, породившую гнев, и придать ей другое значе­ние. Вами управляли эмоции, а разум спал. Разбудите его. Извлеките уроки.

Поищите что-либо положительное в том, что случилось. Оно все­гда есть. Найдите, и ситуация будет выглядеть несколько иначе.

В гневе, как правило, человек почти ничего не добивается. И вы тоже ничего не достигли, дав волю своим эмоциям. Спросите себя: «Очень ли важно для меня то, чего я не достиг?» После таких вопросов вам должно стать смешно, если вы обладаете юмором.

Проанализируйте, те ли мотивы и намерения имел ваш партнер, о которых вы думаете? И в самом ли деле он хотел унизить вас своими словами или действиями?

Проверьте себя еще раз и мысленно спросите, все ли вы сделали, чтобы ваш партнер не повел себя грубо и оскорбительно. Видимо, он был недоволен вашими действиями, если говорить откровенно. Ска­жите себе: «Да, этот тип должен обладать громадной выдержкой и боль­шим уважением ко мне, чтобы не сорваться».

2. ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ГНЕВА. Его техника направлена на то, что­бы пережить событие, которое охладит гнев. Например, вас обидел ка­кой-то человек. Вы на него гневаетесь. Но если вы смогли бы увидеть этого человека в какой-либо унизительной ситуации, у вас появилось бы чувство удовлетворения («Так тебе и надо»), возможно - даже жа­лость к нему. И ваш гнев, скорее всего, исчез бы.

Техника визуализации учит тому, чтобы вся конфликтная ситуа­ция проигрывалась в воображении, как бы на внутреннем экране, и тем самым гасила бы гнев. Для визуализации надо расслабиться, сосредо­точиться на внутренних ощущениях и привести в норму дыхание. Можно рекомендовать следующие варианты визуализации гнева:

1) уменьшите в росте человека, вызвавшего ваш гнев. Пусть он бу­дет карликом, гномом или букашкой;

2) постарайтесь увидеть этого человека в смешном виде;

3) представьте гнев в виде пучка энергии, который уходит сквозь вас в землю;

4) придумайте сцену воображаемого реванша по отношению к ваше­му обидчику и насладитесь мщением (только в воображении, конечно).

3. РЕЛАКСАЦИЯ (сила связи между нервной и мышечной систе­мами). Ее техника основана на расслаблении мышечной системы, вслед за которой расслабляется и нервная система. Используя эту технику, надо действовать в следующей последовательности.

1) Вначале попытайтесь смягчить свой гнев и унять агрессивность. Дайте им выйти из вас и не сдерживайте их. Это время займите какой-либо физической работой.

2) Затем максимально расслабьтесь, проведите небольшой аутот­ренинг и мышечно изобразите на своем лице улыбку. Пусть она внача­ле будет похожа на гримасу. Посмотрите на себя в зеркало. Ваш вид действительно вызовет у вас улыбку, но уже не искусственную, а на­стоящую, но, правда, весьма ироничную.

3) Чтобы быстрее успокоиться, не надо быстро ходить по комнате. Лучше остановитесь и сосредоточьтесь на своих внутренних ощуще­ниях. Следите за своим дыханием. Постарайтесь, чтобы оно было как можно более глубоким.

4) Не спешите с ответом вашему, видимо, тоже разгоряченному партнеру. Держите паузу как можно дольше. Такая пауза позволит быстрее успокоиться, лучше сосредоточиться и подобрать достойный ответ. При этом не стремитесь отомстить партнеру или каким-либо словом задеть его самолюбие. Помните о необходимости «сохранить лицо» как для себя, так и для него.

Как известно, отрицательные эмоции более воздействуют на наш слух. Поэтому в напряженных ситуациях следует фиксировать внима­ние не на негативных слуховых ощущениях, а на зрительно восприни­маемых объектах.

Оппонент, раздражающий вас, продолжает говорить что-то, что вы­зывает отрицательную эмоцию. Чтобы отгородиться от действия его речи, постарайтесь увидеть его лицо - как можно отчетливее, во всех деталях, как если бы вы собирались затем по памяти нарисовать его портрет.

Следует смотреть молча, очень внимательно, но не «пялиться», а именно рассматривать, чтобы увидеть. Во время этой умышленной паузы, когда вы замолчали, постарайтесь увидеть как можно больше деталей обстановки рядом с вашим разгоряченным оппонентом.

Кто бы ни был вашим оппонентом - начальник или подчиненный, старший или младший, - ваше внезапное, неожиданное молчание не­пременно вызовет у него недоумение: его эмоциональная напряжен­ность начнет ослабевать.

Сознательно сохраняемое спокойствие всегда является проявле­нием силы духа и поэтому дает огромное преимущество, обладая боль­шой силой воздействия. Нужно только, чтобы ваше молчание и рас­сматривание не были восприняты оппонентом как проявление непри­язни и ироничного отношения к нему.

Для учителя очень важно правильно организовать урок, т.к. он является основной формой педагогического процесса. От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эмоциональные разрядки на уроках

Современный урок характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Быстрая утомляемость школьников на уроках вызвана спецификой предметов: необходимостью в большом количестве тренировочных упражнений. Для учителя очень важно правильно организовать урок, т.к. он является основной формой педагогического процесса. От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.

Чтобы достигнуть высокой эффективности урока, следует учитывать физиологические и психологические особенности детей, предусматривать такие виды работы, которые снимали бы усталость. Первые признаки утомления могут проявляться в двигательном беспокойстве детей на 12 -14 мин. урока. Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности.

Для этой цели необходимо повышение эмоционального наполнения учебных занятий, их привлекательности, смена деятельности учащихся, оптимизация процесса взаимодействия взрослого и ребенка на занятиях позволят увеличить число положительно переживаемых эмоций, помогут снять физическое и психоэмоциональное напряжение школьников, приведут к повышению умственной и физической работоспособности в режиме учебного дня учащихся.

Положительное эмоциональное состояние учащихся важно в двух аспектах:

Оно активизирует высшие отделы мозга, способствует высокой их возбудимости, улучшает память и тем самым повышает работоспособность;

Способствует психическому здоровью.

Обучение должно проходить на фоне хорошего настроения учащихся давать ощущение радости. Прием переключения внимания основан на свойственной детям школьного возраста подвижности нервных процессов и непроизвольности характера психической деятельности. Переключение внимания является важным приемом эмоциональной регуляции, если осуществляется целенаправленно, предварительно планируется педагогом, используется как с дидактической целью, так и для временной эмоциональной разрядки. С указанной целью можно использовать разнообразные игровые ситуации, звуковые сигналы, задания со сменой деятельности, задания на быстрое реагирование. К группе вербально -стилистических приёмов можно отнести фольклор, юмор, крылатые слова. Учёные указывают, что использование таких приемов помогает активизировать любую деятельность, предупредить или безболезненно ликвидировать сложный конфликт, снять эмоциональное напряжение.

Переключение деятельности для коррекции эмоций скуки или боязни может осуществляться как при помощи слов, так и при использовании цвета, музыки, жестовых сигналов, включения в работу предметов, наглядных пособий. К формам переключения деятельности на уроках относятся физкультминутки, физкультпаузы. Здесь уместно использовать крылатые фразы, мудрые мысли, игры - разминки, кричалки, музыкальные физминутки, небольшое стихотворение, юмористическая или поучительная картинка, которые доступны и могут быть использованы в работе с детьми школьного возраста.

Что такое эмоциональная разрядка или релаксация? Релаксация – это расслабление или снижение тонуса после напряженной умственной деятельности. Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.

Следует помнить о том, что при проведении релаксации не нужно ставить цель перед учениками запомнить учебный материал. Релаксация должна освобождать ученика от умственного напряжения.

Очень полезно для снятия эмоционального напряжения использование музыки. Музыка позволяет без волевых усилий активизировать работу на уровне непроизвольной регуляции выполняемых движений, облегчает выполнение работы, избавляет от опасных психофизических перенапряжений. Музыка формирует положительные эмоции, воспитывает чувство ритма, музыкальность, оказывает терапевтический эффект.

Приведу в качестве примера некоторые виды разрядки, которые можно применить на уроках.

Разрядка с использованием различного вида движения

Учащиеся по команде учителя встают и выполняют простые движения (поднимают руки вверх, вниз, прыгают, топают, имитируют движения). Действия, совершаемые учащимися, могут при выполнении команд сопровождаться проговариванием.

Истории со звуковыми эффектами.

Данный прием релаксации, на мой взгляд, интересен тем, что позволяет “оживить” учащихся после интенсивной работы на уроке. Суть данного приема заключается в следующем: (“роль звуковых» эффектов” исполняют ученики) все участники делятся на группы (по 2 -3 человека), которые будут изображать какие - то персонажи, звуки, использовать мимику, жесты. Текст должен читаться медленно

(можно под тихую музыку). После тренировки темп постепенно убыстряется.

Необычным раздражителем, вызывающим непроизвольную реакцию учащихся и способствующим снятию усталости и напряжения, является смех.

Ожидание необычного, особая заинтересованность также служит релаксации учащихся, так как затрагивает эмоциональную сферу.

Человек – существо разумное, но ленивое (возможны исключения). Как уменьшить гнусное влияние лени и ускорить процесс усвоения новых знаний? Один из способов – мотиваторы. Мотиваторы - внешние по отношению к человеку раздражители, которые (если они соответствуют его потребностям и мотивам) побуждают человека к определенному поведению.

Основная функция мотиваторов: ускорить достижение цели.

Мотиваторы выполняют следующие задачи:

уменьшают чувство лени

повышают умственную и физическую активность

повышают/понижают настроение

уменьшают дискомфорт от того или иного вида деятельности.

На уроках можно использовать позитивные мотиваторы.

Визуальные образы: различные изображения, связанные с поставленной целью.

Мотиваторы - простые и доступные способы поднять мотивацию учеников и стимулировать их для достижения учебных целей.

Можно так же использовать игры - разминки или энерджайзеры, направленные на повышение тонуса, групповой активности и энергии учеников. Ниже приводятся примеры игр, направленных на снятие эмоционального напряжения.

Буги -Вуги (песенка)

Песенка сопровождается движениями, при этом движения повторяют слова. Слова почти не меняются, а меняется только часть тела, которая двигается (правая рука, левая рука, правая нога, левая нога, голова..).

Руку правую – вперед,

А потом ее – назад,

А потом опять – вперед

И немного потрясем.

Мы танцуем Буги -Вуги,

Поворачиваясь в круге.

Вот, что мы поем! ХЭЙ!

Бум-чики -бум (песенка)

Песенка повторяется несколько раз, при этом меняется только характер пения: быстрее, медленнее, басом, шепотом и т.д. Ведущий поет строчку, остальные повторяют за ним.

Пою я бум чики бум

Пою я бум чики бум

Пою я бум чики раки чики раки чики бум

АГА! О -е! Еще раз!

Верещагин, уходи с баркаса!

Группа делится на три части. Первая часть начинает и повторяет слова: «Култых - бултых, култых -бултых». Вторая часть подхватывает и повторяет слова: «Чух - чух, чух - чух, чух - чух, чух -чух». Третья часть вступает последней и один раз кричит слова: «Верещагин! Уходи с баркаса!» Когда третья часть закончит кричать свои слова, все вместе должны очень громко сымитировать взрыв – «БА - ааа - Х -ххххх!!!»

Гол – мимо!

Группа делится на две приблизительно равных команды "болельщиков". Одна команда по знаку ведущего – взмаху правой руки – хором говорит: “Гол!", другая – на взмах левой руки отвечает как можно более ехидными голосами: "Мимо!" Ведущий "дирижирует" хором, делая движения руками то поочередно, то одновременно.

Звериный хор

Аудитория делится на четыре (оптимально) части. Каждой части дается звук какого -нибудь животного.

Например: ”Гав! Мяу! Бе - е! Хрю!” Используется мотив какой -нибудь легка песенки (“В лесу родилась елочка“ или “Во поле березка стояла”). Мотив разучивается на каждый звук отдельно. Затем по знаку ведущего должна вступать та или иная часть зала.

Тыр! Пыр! Пулемет! (песенка)

Слова сопровождаются движениями, поются с ускорением темпа.

Тыр, пыр, пулемет!

Выше крыши самолет.

Бац артиллерия

Скачет кавалерия.

Кричалки

“Два цветочка”. Ведущий называет слова, а дети за ним громко повторяют.

Два цветочка, два цветочка

Ежики, ежики

Наковальня, наковальня

Ножницы, ножницы

Бег на месте, бег на месте

Зайчики, зайчики

А теперь мы дружно скажем девочки и мальчики.

“Как живешь”.

Ведущий задает вопрос, а дети показывают ответ движением.

Как живешь? Вот так

А плывешь? Вот так

Ждешь ответ? Вот так

Машешь вслед? Вот так

Как бежишь? Вот так

Утром спишь? Вот так

Вдаль глядишь? Вот так

Как шалишь? Вот так

Еду на танке

Повторять за ведущим громко слова.

Еду на танке

Вижу корову

В шапке ушанке

С рогом здоровым

Здравствуй, корова

Как поживаешь?

Ду - ю - спик -инглишь?

Чё обзываешь?

Чика - бум

Повторять слова за ведущим

Чика -бум - крутая песня

Будем петь её все вместе

Если нужен классный шум

Пойте с нами - чика -бум

Пою я - бум - чика -бум

Пою я - бум - чика -бум

Пою я - бум - чика - рака - чика - рака - чика -бум

А - а - а, о - е!

Ещё раз

Побыстрее. Всё повторяется снова, только в более убыстренном варианте.

Запуск ракеты

К запуску космической ракеты приготовиться

Есть! Приготовиться!!! (отдают честь)

Пристигнугь ремни!

Есть пристигнугь ремни (хлопок перед собой)

Включить контакты!

Есть включить контакты (соединяют перед собой большие пальцы рук)

Завести моторы!!!

Есть, завести моторы!! !(вращают большие пальцы рук и нарастающий гул)!!!

Когда, гул стал громким, ведущий на пальцах ведет отсчет:

5,4,3,2,1 пуск!!

Все кричат: Ура! Ура! Ура!

Мы – Красивы

Громко повторять за ведущим

Мы - Красивы

Мы - Умны

Мы - Умелы, веселы

Мы - Отличные от всех

Мы - Грызём лесной орех

Давайте вместе с нами

Пойдем за чудесами

Туда, где есть узоры

За реки и за горы

Где буе – буе – раки

И где зимуют раки

Где дружно вау – вау

Живет семейка Бау

"КОЛПАК"

(говорить слова и показывать движения руками)

Колпак мой треугольный,

Треугольный мой колпак,

А если он не треугольный,

То это не мой колпак.

(во время игры нужно убирать слова и заменять их движениями рук)

ПОЛ, НОС, ПОТОЛОК

Эта игра также является хорошей проверкой внимательности. Она очень проста, ее правила легко объяснить. Правой рукой покажите на пол и назовите: «Пол». Затем покажите на нос (лучше будет, если Вы его коснетесь), скажите: «Нос», а потом поднимите руку вверх и скажите: «Потолок». Делайте это не торопясь. Пусть ребята показывают с Вами, а называть будете Вы. Ваша цель запутать ребят. Скажите:

«Нос», а сами покажите в это время на потолок. Ребята должны внимательно слушать и показывать правильно. Хорошо, если Вы весело прокомментируете происходящее: «Я вижу, у кого -то в четвертом ряду нос упал на пол и там лежит. Давайте поможем найти отвалившийся нос». Игра может повторяться несколько раз с убыстрением темпа. В конце игры можно торжественно пригласить на сцену обладателя «самого высокого в мире носа».

Ипподром

Цель: разгрузка, выход энергии, "покричать".

Ведущий: “Покажите мне ваши руки и ваши коленки. У всех есть две коленки? Тогда вперед! Будем сейчас участвовать в скачках на ипподроме. Повторяйте за мной". Участники повторяют движения за ведущим. "Лошади вышли к старту (хлоп - хлоп -хлоп вразнобой по коленям). Остановились на старте.

Помялись (тихонько хлопаем). На старт, внимание, марш! Гонка началась (хлопаем быстро по коленям).

Барьеры (поднимаем руки, словно зависли над барьером). Каменная дорога (стучим кулаками по груди).

По болоту (дергаем себя за щеки). Песочек (трем ладонь о ладонь). Финишная прямая (очень быстро). Ура!"

Ловля моли

Цель: активное вовлечение учеников в игровой процесс, поднять общий тонус группы.

Особенность: проводится стоя.

Ведущий указывает на одну из участниц игры, представляя ее как “хозяйку, которая пригласила нас в гости. У нее в доме развелось много моли. Она пригласила нас для того, чтобы все мы вместе помогли ей избавиться от моли”. Далее ведущий предлагает всем участникам группы “убить по 10 штук моли”, и первый демонстрирует “убивание моли” хлопками в воздухе, хлопаньем по плечам и головам участников,

по вещам в помещении и т.п. Он побуждает всех членов игры принять участие в этом действии. Прекращает упражнение ведущий с учетом меры вовлеченности всех участников в игру.

Шумовые спектакли

Идея этих мини -спектаклей проста: участники разделяются на небольшие группы, каждой из которых дается задание изобразить следом за ведущим тот или иной звук, имитирующий что -либо (пение птиц, громовые раскаты и т.д.). Ведущий репетирует с каждой группой один -два раза, а затем начинает рассказ, давая знак той или иной группе для начала их "партии". В заключение, как правило, все группы

исполняют свои партии вместе.

Штурм Зимнего дворца.

Этот мини - спектакль иллюстрирует шуточный рассказ ведущего об историческом событии - штурме Зимнего дворца в октябре 1917 года. "Прогремел выстрел "Авроры" (группа N 1: "Ба -бах!", группа N 2 изображает ворон: "Кар - кар -кар!"). Вооруженные солдаты и матросы бросились на штурм Зимнего (группа N 3: "Ураа!", группа N 2: "Кар - кар -кар!"). Кадеты, охраняющие Зимний, отстреливаются (группа N 4: "Тра - та - та - та - та!"; группа N 2: "Кар - кар -кар!"). Идет сражение (все группы). Зимний взят (группа N

3: "Ураа!"). Вы можете также проиллюстрировать любое из событий, которое имеет отношение к занятию или определенной дате.

"Слон".

Ведущий спрашивает у детей: "Вы знаете, как чихает слон? А хотите узнать?" Дети делятся на три части, каждая группа разучивает своё слово:

первая - ящики

вторая - хрящики

третья - потащили

А затем по взмаху руки ведущего все дети кричат одновременно - но каждая группа своё слово. Вот так чихает слон.

"Хвалилки".

Положите правую руку себе на голову, погладьте и скажите: "Ах, какой я молодец!" А теперь положите руку соседу на голову, погладьте и скажите: "Ах, какой ты молодец!"

КАРЛИКИ И ВЕЛИКАНЫ

Если Ведущий говорит великаны - дети должны стать на носки и поднять руки вверх; если карлики - все должны присесть и вытянуть руки вперед. Ведущий может говорить и делать разные движения, детям главное не сбиться.

"Если весело живется, делай так " - веселая и легкая игра, понравится детям разных возрастов и взрослым. Можно играть под музыку. Движения повторяются за ведущим. Перед каждым движением повторяется: "Если весело живется, делай так".

Движения могут быть любыми, например: два хлопка в ладоши перед грудью; два щелчка

пальцами; один хлопок над головой; три хлопка за спиной; прыжок, и так далее, что придумает ведущий в момент игры. Игра заканчивается тем, что при последнем исполнении песенки после слов "делай так" повторяются сразу все движения.

Таким образом, мы видим, что использование разнообразных приемов эмоциональной регуляции в режиме учебного дня позволяет снять психическое и физическое напряжение у школьников, что дает возможность повысить их умственную и физическую работоспособность, изменить отношение ребенка к учебной деятельности, установить доброжелательные взаимоотношения между учителем – учеником, учеником – учеником, снять стрессовые состояния перед различными видами контроля, повысить значимость собственного Я, что вселяет уверенность в реальные возможности решения конкретных задач обучения и воспитания.

Pages to the People

Контакт

Телефон:

Отрицательные эмоции, особенно такие, как гнев, агрессия и раздра­жение, отнимают очень много психических сил, и потому желательно как можно реже впадать в такое состояние, серьезно затрудняющее предпринимательскую деятельность и, естественно, не дающее возмож­ность создать положительный деловой имидж. В этой связи имеет смысл рассмотреть технические приемы и методы их приостановки.

1. Всегда разделяйте человека и проблему. Сосредоточьтесь на ней. Ведь она важнее. Это переключит вас с эмоционального уровня на ра­циональный. Тогда проще и легче разрешить противоречие. К тому же такое переключение освобождает от аффекта, бурной эмоциональной реакции, при которой сознание отключается и не контролируется про­цесс поведения.

2. Представьте на своем месте другого человека. Как бы он повел себя в этой ситуации? Сыграйте роль этого человека. Это поможет за­быть про себя и охладить гнев.

3. Можно представить и такую картину. Между вами и вашим парт­нером стеклянная стена. Вы видите его раздраженные жесты, но не слы­шите, что он говорит. Отпадет нужда отвечать тоже «рычанием». Вы­берите какую-то деталь в его туалете (плохо пришитую пуговицу, сбив­шийся набок галстук и т. п.), посмотрите внимательно на нее, скажите задумчиво: «Вы потеряете пуговицу, а в продаже таких нет». Услыши­те в ответ: «Какая к черту пуговица!» Покажите: «Вот эта».

4. Вы закипели от гнева, готовы высказать партнеру обидные сло­ва, но пересильте себя: спокойно, вы уверены в себе, вы владеете собой. Улыбнитесь или изобразите улыбку мышечно. Представьте, какая смешная у вас улыбка.

Весьма полезны и следующие ТРИ МЕТОДА САМОУСПОКОЕНИЯ.

1. РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ГНЕВА. Этот метод требует прежде все­го осмыслить причину, породившую гнев, и придать ей другое значе­ние. Вами управляли эмоции, а разум спал. Разбудите его. Извлеките уроки.

Поищите что-либо положительное в том, что случилось. Оно все­гда есть. Найдите, и ситуация будет выглядеть несколько иначе.

В гневе, как правило, человек почти ничего не добивается. И вы тоже ничего не достигли, дав волю своим эмоциям. Спросите себя: «Очень ли важно для меня то, чего я не достиг?» После таких вопросов вам должно стать смешно, если вы обладаете юмором.

Проанализируйте, те ли мотивы и намерения имел ваш партнер, о которых вы думаете? И в самом ли деле он хотел унизить вас своими словами или действиями?

Проверьте себя еще раз и мысленно спросите, все ли вы сделали, чтобы ваш партнер не повел себя грубо и оскорбительно. Видимо, он был недоволен вашими действиями, если говорить откровенно. Ска­жите себе: «Да, этот тип должен обладать громадной выдержкой и боль­шим уважением ко мне, чтобы не сорваться».

2. ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ГНЕВА. Его техника направлена на то, что­бы пережить событие, которое охладит гнев. Например, вас обидел ка­кой-то человек. Вы на него гневаетесь. Но если вы смогли бы увидеть этого человека в какой-либо унизительной ситуации, у вас появилось бы чувство удовлетворения («Так тебе и надо»), возможно - даже жа­лость к нему. И ваш гнев, скорее всего, исчез бы.

Техника визуализации учит тому, чтобы вся конфликтная ситуа­ция проигрывалась в воображении, как бы на внутреннем экране, и тем самым гасила бы гнев. Для визуализации надо расслабиться, сосредо­точиться на внутренних ощущениях и привести в норму дыхание. Можно рекомендовать следующие варианты визуализации гнева:

1) уменьшите в росте человека, вызвавшего ваш гнев. Пусть он бу­дет карликом, гномом или букашкой;

2) постарайтесь увидеть этого человека в смешном виде;

3) представьте гнев в виде пучка энергии, который уходит сквозь вас в землю;

4) придумайте сцену воображаемого реванша по отношению к ваше­му обидчику и насладитесь мщением (только в воображении, конечно).

3. РЕЛАКСАЦИЯ (сила связи между нервной и мышечной систе­мами). Ее техника основана на расслаблении мышечной системы, вслед за которой расслабляется и нервная система. Используя эту технику, надо действовать в следующей последовательности.

1) Вначале попытайтесь смягчить свой гнев и унять агрессивность. Дайте им выйти из вас и не сдерживайте их. Это время займите какой-либо физической работой.

2) Затем максимально расслабьтесь, проведите небольшой аутот­ренинг и мышечно изобразите на своем лице улыбку. Пусть она внача­ле будет похожа на гримасу. Посмотрите на себя в зеркало. Ваш вид действительно вызовет у вас улыбку, но уже не искусственную, а на­стоящую, но, правда, весьма ироничную.

3) Чтобы быстрее успокоиться, не надо быстро ходить по комнате. Лучше остановитесь и сосредоточьтесь на своих внутренних ощуще­ниях. Следите за своим дыханием. Постарайтесь, чтобы оно было как можно более глубоким.

4) Не спешите с ответом вашему, видимо, тоже разгоряченному партнеру. Держите паузу как можно дольше. Такая пауза позволит быстрее успокоиться, лучше сосредоточиться и подобрать достойный ответ. При этом не стремитесь отомстить партнеру или каким-либо словом задеть его самолюбие. Помните о необходимости «сохранить лицо» как для себя, так и для него.

Как известно, отрицательные эмоции более воздействуют на наш слух. Поэтому в напряженных ситуациях следует фиксировать внима­ние не на негативных слуховых ощущениях, а на зрительно восприни­маемых объектах.

Оппонент, раздражающий вас, продолжает говорить что-то, что вы­зывает отрицательную эмоцию. Чтобы отгородиться от действия его речи, постарайтесь увидеть его лицо - как можно отчетливее, во всех деталях, как если бы вы собирались затем по памяти нарисовать его портрет.

Следует смотреть молча, очень внимательно, но не «пялиться», а именно рассматривать, чтобы увидеть. Во время этой умышленной паузы, когда вы замолчали, постарайтесь увидеть как можно больше деталей обстановки рядом с вашим разгоряченным оппонентом.

Кто бы ни был вашим оппонентом - начальник или подчиненный, старший или младший, - ваше внезапное, неожиданное молчание не­пременно вызовет у него недоумение: его эмоциональная напряжен­ность начнет ослабевать.

Сознательно сохраняемое спокойствие всегда является проявле­нием силы духа и поэтому дает огромное преимущество, обладая боль­шой силой воздействия. Нужно только, чтобы ваше молчание и рас­сматривание не были восприняты оппонентом как проявление непри­язни и ироничного отношения к нему.


Похожая информация.


Бывает нужна. Тот, кто боится собственной агрессивности, рано или поздно все равно взрывается: когда ему уже сели на шею и достали «по полной». Агрессивность - вовсе не всегда плохо, в руках разумного человека управляемая агрессия - полезная вещь. Умение взорваться агрессивностью в любую секунду и в следующую секунду уже безмятежно улыбнуться - показатель высокого уровня владения собой и собственными эмоциями. Если вы научитесь свободно вызывать агрессию, вам вскоре станет легче и ее выключать, да и окружающие начнут относиться к вам с большим уважением.

Тем не менее, в жизни бывает всякое. Мы все живые, иногда мы сердимся и обижаемся, после чего хочется внутреннее напряжение как-то разрядить. Как?

Не только от друзей и соседей, но и в популярной психологической литературе вы нередко можете встретить рекомендацию: «Если вы разозлились и вас переполняет агрессия, не подавляйте ее в себе, найдите способ ее разрядить. Выбросите её в словах, выплесните её в действиях, и вам станет легче. Если же вы будете подавлять свои эмоции, это плохо отразится на вашем здоровье ».

Отнеситесь к подобной рекомендации осторожно: это очень популярный, но вредный миф, где полуправда смешана с невежеством. Метафора с кастрюлей красива, но неверна. Гнев в большей степени представляет собой лесной пожар, который захватит большие площади с катастрофическими разрушениями, если вовремя не совладеть с первым маленьким огоньком или костром.

Этот вопрос много раз привлекал к себе внимание научной психологии, результаты однозначны. Эксперименты Р. Уолтерса и М. Брауна (1959), Ш. Маллика и Б. Мак-Кэндлисса (1966), Ч. Тернера и Д. Голдсмит (1976), Р. Грина (1981), М. Зузула (1989), Д.Гласса, Д.и Э. Джонса , а также Б. Бушмена (2002) убедительно показали – ни воображаемая агрессия, ни выплески гнева не только не снижают вероятность раскрутки реальной агрессии, но, напротив – ее повышают.

Давайте посмотрим, почему же выплеск агрессии считается эффективным методом?

Во-первых, люди не всегда понимают, от чего им становится легче. Нужно учитывать, что выплеск эмоций вводит человека в измененное состояние , и на этом фоне любые внушения действуют гораздо сильнее. Если психотерапевт авторитетно заявит, что для освобождения от агрессии клиенту нужно выплеснуть свои эмоции, введет клиента в измененное состояние сознания и даст внушения "Вас оставили обиды и гнев", с высокой вероятностью клиент почувствует улучшение. При этом нужно понимать, что результат дали внушения специалиста, а не процедура разрядки агрессии и выплескивания чувств.

Во-вторых, разрядка агрессии и выплеск негативных эмоций популяризируется, по видимо, вследствие путаницы: выплеск эмоций путают с возможностью свои эмоции проговорить . Или - разрядить внутреннее напряжение физической прокачкой. А это все разные вещи.

Разберемся? Например, дочка рассердилась и на родителей, и на себя, внутри нее все бурлит, злость внутри нее закипела. Что теперь ей делать? Первый, вполне разумный вариант - проговорить свои чувства: "Я очень злюсь и на себя и на вас, кажется сейчас взорвусь". Второй, также вполне приемлемый вариант: уйти в свою комнату, протопать ногами свое внутреннее напряжение, или утанцеваться под музыку так, чтобы после этого хотелось только лечь и расслабиться. Третий вариант: проорать свои чувства, выплеснуть в самых энергичных выражениях свою злость на себя дуру и на таких-то (еще энергичнее) родителей. Вот это – недопустимо, даже если это звучит не в лицо родителям.

Кроме того, нужно очень хорошо понимать ограничения и "подводные камни", связанные с намерением выплескивать свою агрессию.

Первое: желание сбросить напряжение через выплескивание агрессии очень похоже на попытки расслабиться с помощью алкоголя. Известно, что от стакана водки мужчинам тоже становится легче. Нужно ли делать прием двухсот граммов ежедневной привычкой, учитывая еще и то, что скоро двести грамм будет уже не хватать?

Второе, что необходимо учесть - этот метод чаще помогает женщинам и плохо помогает мужчинам . Более того, им он приносит чаще неприятности. Если в женских криках выплескивается лишь внутреннее напряжение без конкретного содержания, то слова мужчин означают именно то, что в них говорится, крик мужчины содержателен и конкретен, в него вкладывается внятное желание выполнить те или иные угрозы. Выплескивая свой гнев, мужчина себя не разряжает, а накручивает и заряжает, и дело может закончиться не облегчением, а дракой .

А третье и самое главное, что должен знать каждый: этот метод быстро перестает работать. Даже специалисты не все знают, что выплеск эмоций и разрядка агрессии всерьез облегчает внутреннее состояние только на первых порах, пока такая разрядка для человека нечто новое, пока это событие отвлекает его внимание . Чем более разрядка агрессии входит в привычку, тем в меньшей степени крики и даже удары помогают разрядиться. Метод разрядки перестает работать, а привычка орать остается.

Разрядка агрессии, повторяясь, перестает работать как эмоциональное отреагирование,
превращаясь только в психопатическое поведение.

"Когда мой младший брат был чем-нибудь рассержен, он начинал пинать ногами мебель. Наша мать говорила, что таким образом он «выпускает пар». Теперь ему исполнилось 32 года, и, если его что-то раздражает, он по-прежнему вымещает свою злобу на мебели. Но кроме того, он стал бить свою жену, своих детей, свою кошку и крушить все, что попадается на его пути" - так ответила одна читательница на рекомендацию психолога дать ребенку специальный "мешок для битья", чтобы помочь ему справиться со вспышками раздражения.

Итого: как метод снижения агрессивности, разрядка агрессии и выплеск негативных эмоций не эффективны. Более того, воображаемая агрессия скорее повышает вероятность раскрутки реальной агрессии . Полезно и нормально свою обиду (злость, недовольство) проговорить, полезно разрядить напряжение физической активностью (спорт, помыть посуду, отдраить полы), а выплескивать свои негативные эмоции, проживая воображаемую агрессию - не стоит. Разрядка агрессии, повторяясь, перестает работать как эмоциональное отреагирование, превращаясь только в психопатическое поведение. А нам это – не нужно!

Что делать с собственной агрессивностью

Развитые, душевно здоровые и душевно взрослые люди решают этот вопрос без особых проблем, см.→ . У реалистически мыслящего человека, привыкшего в первую очередь думать, а не переживать, бурные негативные эмоции появляются не часто. У воспитанного человека возникшие негативные эмоции не превращаются в бурю, с ними несложно совладать, они вполне управляемы . Не нужно ничего выплескивать тому, кто себя не разжигает: происшедшее можно понять, а то, что вас тревожит или бесит, можно проговорить . Сдержанность в поведении, способность сдерживать свои негативные чувства - показатель внутренней культуры и воспитанности, обязательный атрибут делового и просто успешного человека. Если эмоции внутри себя не накручивать, то сдержанность в поведении и выражении своих чувств вовсе не вредна .

Как относиться к выплеску эмоций детьми

К выплеску эмоций детьми нужно относиться так же, как и в выплеску эмоций взрослыми людьми. Дети еще плохо умеют управлять собой, а управлять своими эмоциями дети умеют лучше взрослых, и поощрять будущее истерическое поведение не следует. См.

Читайте также: