Местечковое мышление. Вселенская местечковость - родовая болезнь западной цивилизации

Где с 15-16 вв. представители местной знати приглашали евреев селиться в принадлежащих им селах и городах на сравнительно благоприятных условиях. Большинство таких городков было на осваиваемых восточных территориях - в нынешних Украине и Беларуси .

Многие из таких населенных пунктов постепенно превращались в своего рода еврейские городки, большинство жителей которых по роду своей деятельности (аренда помещичьих имений и субаренда отдельных объектов в них - шинков, мельниц, мастерских, скупка сельскохозяйственных продуктов, коробейничество , различные ремёсла), а также по образу жизни были тесно связаны с деревней.

Пик развития местечка - время после 1650-х годов, после конца Хмельничины и шведского вторжения. Дворянство предприняло согласованные усилия, чтобы восстановить своё экономическое положение путем создания новых рыночных городов. Развитие этих местечек совпало с огромным демографическим ростом польского еврейства. В 1500 году польско-литовское еврейское население составило, вероятно, 30,000 человек, а к 1765 году оно выросло до 750,000.

Отличительной чертой этого еврейского населения было его сильная дисперсия. В 1770-х годах более половины польских евреев жили в сотнях частных городов, находящихся в собственности дворянства; примерно одна треть жила в деревнях. Во многих польских городах христианские гильдии и католическая церковь боролись за сокращение права евреев на жительство.

После разделов Польши

Это единство нарушилось с разделами Польши (после 1772 г.) под влиянием социально-экономических и культурных особенностей государств, которым отошли польские земли. В Пруссии характерный для местечка образ жизни постепенно исчез, а в Австрии , позже Австро-Венгрии (Галиция , Закарпатье , Буковина , Словакия , в меньшей мере - собственно Венгрия и Богемия , приобрел своеобразные для каждой из областей черты.

Строительство железных дорог и рост крупных городских центров помогли создать новые региональные и национальные рынки, которые конкурировали с экономической базой многих местечек. Новые крестьянские движения поставили под сомнение еврейскую роль в сельском хозяйстве; возникли кооперативы, которые конкурировали с местечками. Кроме того, растущая урбанизация крестьян и движение евреев в большие города, которые начались во второй половине 19 века привели к тому, что евреи стали меньшинством во многих городах, где они ранее преобладали.

На территории Российской империи самобытный уклад местечка развивался в пределах черты оседлости , включая Царство Польское (с 1815 г.), а также Бессарабию (присоединена к России в 1812 г.), тогда как в остальной части Молдавского княжества (Молдова) местечки развивались с 1862 г. в составе Румынии . Постепенно местечками стали называть не только бывшие частные городки польской шляхты, а и все мелкие поселения такого типа в Восточной Европе.

В самой России небольшие города были в первую очередь административными центрами, а не рыночными городами, которые многие российские чиновники считали зловещими плацдармами еврейской коррупции в сельской местности. Русская политика в отношении евреев часто вертелась между желанием изменить евреев через ассимиляцию и решимостью ограничить их контакты с коренным населением России.

В 1791 году Екатерина II учредила черту еврейской оседлости (формализованную в 1835 указом), ограничивая еврейское население России в основном бывшими польскими провинциями. Конгресс Польши имел отдельный правовой статус. В то время как некоторые категории евреев в конечном итоге получить разрешение на выезд из черты оседлости, границы которой были несколько расширены в Украине , эти ограничения пребывания осталось в силе до 1917 года. Накануне Первой мировой войны около 94 % российского еврейства (около 5 миллионов человек) все еще жили в пределах черты оседлости.

В царской России в конце 19 - начале 20 века

Польские восстания 1830-1831 и 1863 годов серьезно ослабили польскую шляхту, и, таким образом, её еврейских партнеров. Дворяне также пострадали от отмены крепостного права. Экономическая основа местечек получила серьёзный удар.

Юридически и политически, не было такого понятия, как местечко. То, что евреи называли местечком, могло быть городом, городком, поселком, селом согласно польскому, русскому или австрийскому закону. В 1875 году русский сенат учредил юридическую категорию «Местечко» (небольшой город), который, в отличие от деревни, имел юридическую организацию горожан, известную как мещанское общество . Статус местечка определялся русским властями на уровне губерний. В ряде местечек действовало городское самоуправление, другие подчинялись администрации ближайшего города.

Вопрос о признании за населенным пунктом статуса местечка приобрел для евреев России большое значение после издания «Временных правил » (май 1882 г.; не распространялись на Царство Польское), запрещавших евреям селиться, а также приобретать и арендовать недвижимость в сельской местности, то есть вне городских поселений, к которым относились и местечки .

Местная администрация (главным образом губернские правления), стремясь еще больше ограничить места проживания евреев, стала произвольно переименовывать местечки в сельские поселения. Пошёл поток жалоб в сенат. Сенат в ряде постановлений выступил против самоуправства местных властей и установил критерии для отличия местечек от селений. Сенат признал также, что естественный рост местечковых поселений расширяет, вместе с тем, и территорию, доступную для заселения евреев (Указ 14 июня 1896 г. по делу Лившица).

Но под эти постановления не попадали многие поселки (официально считавшиеся даже деревнями), существовавшие порой в течение столетий и известные как местечки среди местного населения, а также новые, возникавшие в черте оседлости в местах оживленной торговли. Эти поселки, населенные почти исключительно евреями, оказались вне закона, и судьба их зависела всецело от произвола низших органов полицейской власти.

Для узаконения этих поселков правительство решило изъять их из действия «Временных правил» и допустить в них свободное жительство евреев. Согласно российской переписи 1897 года, 33.5% еврейского населения жили в «малых городах», но население местечек было, вероятно, гораздо выше, поскольку многие формально города были фактически местечками.

Открытие еврейской больницы в Балте в 1899 году.

10 мая 1903 г. правительство разрешило евреям проживать в 101 селении, которые фактически стали местечками. Список таких поселений несколько раз дополнялся, и в 1911 г. их число достигло 299. Но вне списка остались еще многие поселки, приобретшие характер торгово-промышленных местечек.

В 19 веке центр тяжести еврейской жизни начал смещаться в города. Но юридические барьеры для свободного передвижения в России , наряду с быстрым демографическим ростом восточноевропейского еврейства, привели к тому, что население местечек продолжало расти на грани 19 и 20 веков, несмотря на массовые миграции в новые городские центры (Одесса , Варшава , Лодзь , Вена) и эмиграцию в США и ​​другие страны. Многие местечки адаптировались к изменяющимся обстоятельствам, став центрами специализированного производства. В местечках резко усилилось социально-имущественное неравенство, одной из причин которого была тяжелая конкурентная борьба, вызванная скученностью резко возросшего населения.

В конце 19 в. - начале 20 в. эмансипация евреев, а также процессы индустриализации и урбанизации поколебали социально-экономические основы жизни местечек. В России, где ограничительные законы против евреев продолжали действовать, распад местечка был ускорен антиеврейскими репрессиями, экономическими стеснениями и погромами .

А. Субботин в исследовании экономического состояния западной и юго-западной части Российской империи за 1887 г. («В черте еврейской оседлости», в 2-х ч., СПб., 1888-90) показал бедственное экономическое положение еврейских ремесленников и торговцев в местечках. Экономические и социально-политические трудности, консервативность и косность жизни в местечке делали его все менее привлекательным для молодого поколения, среди которого росло увлечение революционными идеологиями и движениями.

Именно в местечках укрепилось самосознание широких еврейских масс и зародились национальное и социалистическое еврейские движения. Молодежь из местечек устремилась в большие города черты оседлости, а зачастую эмигрировала (чаше всего в Соединенные Штаты Америки). Из местечек Восточной Европы вышли многие лидеры сионизма, в их числе Д. Бен-Гурион , Б. Кацнельсон , И. Табенкин , Х. Вейцман , М. Дизенгоф и другие.

После начала пятилеток в 1928 году, советский режим начал предлагать евреям больше социальной мобильности и возможности для получения образования. Новое законодательство изменило многие ограничения на «лишенцев». Многие евреи, особенно молодые, начали покидать местечек для работы и учебы в больших городах, включая Москву и Ленинград .

Несмотря на преследования, многие местечки сохранили в большой мере свой еврейский характер. В Украине и Беларуси местные коммунистические власти поддерживали политику Евсекции о продвижении идиша в школы для еврейских детей, и до середины 1930-х годов еврейские дети в этих небольших городах могли не только говорить на идише дома, но и получать на нём начальное образование. Независимо от недостатков коммунистических школ на идише, они обеспечивали некоторое подкрепление против ассимиляции , но родители поняли, что путь к высшему образованию и продвижению лежит через русские школы.

К середине 1930-х годов многие бывшие местечки начали адаптироваться к новой социально-экономической реальности, созданной коллективизацией и пятилетками. Они стали центрами для местного ремесленного производства или обслуживали соседние колхозы. Несмотря на судьбоносных изменения, которые прошли эти местечки, евреи, жившие в них, в основном говорить на идише и гораздо реже вступать в смешанные браки , чем их современники в крупных городах.

В межвоенной Восточной Европе

Местечко Лахва Брестской обл., 1926 год.

Распад австрийской и российской империй после Первой мировой войны разделил большую часть еврейского населения местечек между Советским Союзом и несколькими новыми государствами, крупнейшим из которых была возрожденная Польская Республика .

Холокост

Еврейские обитатели большинства местечек были уничтожены в период Катастрофы европейского еврейства . Жителям местечек было труднее эвакуироваться, чем жителям больших городов. Их уничтожение изменило весь характер советского еврейства путём устранения его наиболее национально сознательных и менее впитавших окружающую культуру элементов.

Лишь незначительные остатки еврейских местечек после Второй мировой войны сохранялись в течение нескольких десятилетий в Румынии , Молдавии , Закарпатье , Литве и некоторых других областях Восточной Европы.

Жизнь в местечках

При всём их многообразии, местечки в Восточной Европе заметно отличается от предыдущих видов еврейского поселения диаспоры во всех странах - от Вавилонии до Франции , Испании или Италии .

Концентрация евреев в одном населённом пункте

В других странах евреи жили, разбросанные среди всего населения или, наоборот, населяли определенную часть города или еврейскую улицу. Редко они образовали большинство. Это было не так в местечках, где евреи иногда составляли 80% населения или более. Во многих местечках евреи заняли большую часть города, особенно по улицам, сгруппированные вокруг центрального рынка. Бедные евреи должны были жить дальше от центра, и часто земледельцы-неевреи были сосредоточены на периферийных улицах, для того, чтобы быть ближе к земле, которую они возделывали.

Еврейская жизнь в компактных поселениях имела огромное психологическое воздействие на развитие восточно-европейского еврейства, как и язык местечка - идиш . Несмотря на включение многочисленных славянских слов, идиш местечка заметно отличается от языков, используемых в основном славянскими соседями евреев. Хотя было бы большой ошибкой видеть штетл как совершенно еврейский мир, без иноверцев, тем не менее, верно, что идиш усиливал глубокое чувство психологического и религиозного отличия от неевреев. Проникнутый намеками на еврейские традиции и религиозные тексты, идиш разработал богатый резервуар идиом и поговорок, отражающих яркие народную культуру, неотделимую от еврейской религии.

Евреи имели свою классификацию населённых пунктов. В идише различается штетл (שטעטל) - городок, ште́теле (שטעטעלע) - совсем маленький городок, штот (שטאָט) - город, дорф (דאָרף) - деревня и йи́шев (ישעוו) - крошечное поселение в сельской местности. Штетлом назывался населённый пункт, достаточно большой, чтобы поддержать основную сеть учреждений, необходимых для еврейской общинной жизни: по крайней мере одну синагогу , микву , кладбище , школу и набор общественных объединений, которые выполняли основные религиозные и общинные функции. Это было ключевое различие между местечком и деревней, и местечковые евреи много шутили по адресу своих деревенских собратьев.

Местечко было также отмечено профессиональным разнообразием. В то время как другие евреи диаспоры часто сосредотачивались на небольшом наборе профессий, часто определявшимся политическими ограничениями, в местечках еврейские профессии проходили всю гамму от богатых подрядчиков и предпринимателей до лавочников, плотников, сапожников, портных, возчиков и водовозов. В некоторых регионах, еврейские фермеры и сельские жители жили рядом. Это поразительное разнообразие профессий внесло вклад в жизнеспособность местечкового общества и его культурного развития. Это также привело к классовым конфликтам и часто болезненным социальным различиям.

Опыт жизни в качестве преобладающей культуры на местном уровне, большой численности, своего языка и профессионального разнообразия подчеркнул особое место местечка в виде еврейского поселения диаспоры. Вековая отчужденность от окружающей нееврейской среды, экономический и бытовой уклад местечка с его ограниченными возможностями для торговой и ремесленной деятельности, с его устойчивой приверженностью традициям и местным общинным авторитетам во многом формировали своеобразный облик восточноевропейского еврейства, свойственный ему психологический склад и особенности его духовного самовыражения. Жизнь еврея в местечке ограничивалась домом, синагогой и рынком.

Город отличался от местечка тем, что в местечке все друг друга знали, а в городе люди были несколько более анонимны. В сатирической повести Исроэля Аскенфельда «Дос штернтихл» (головная повязка), город отличался от местечка тем, что «каждый может похвастаться, что он приветствовал кого-то с соседней улицы, потому что принял его за приезжего». Новая железная дорога могла быстро превратить штетл в город, а большой город Бердичев мог стать «захолустным местечком», поскольку его обошла железная дорога.

Проблемы повседневной жизни

Санитарно-бытовые условия были часто убогими. Весна и осень превращали грунтовые улицы в море грязи, а летом распространялся страшный смрад от неочищенных сточных вод, надворных построек, а также сотен лошадей, прибывающих в базарный день.

Нередко наличие семейных ферм на окраине местечка ограничивало доступное пространство для расширения и приводило к невозможной плотности построек. Строительные нормы и правила не существовали. Местечковых здания были, как правило, деревянными, хотя местный «гвир » (богач) мог занимать и «мо́йер » (кирпичное здание) на рыночной площади. Пожары были распространены и были главной темой местечкового фольклора и литературы на идише о местечках.

Образовательные учреждения, особенно для детей из бедных семей, могли быть шокирующе плохими.

«Местечковость»

Местечко было достаточно мало, чтобы каждому там досталось прозвище. Общество как бы устанавливало для каждого его место внутри себя. По воспоминаниям одной женщины о 1930 годах, в её местечке были люди с кличками Рыжий, Икона, Паршивый, Пуз, Грыжа, Горбун, Заика, Медная Борода, Костыль (одноногий), Сортир (человек с неприятным запахом). Была Либичке Старая дева - замужняя женщина с детьми, которой никак не могли забыть, что она поздно вышла замуж.

Дом (то есть семья с ее патриархально-традиционными устоями) был основной социальной единицей местечка. В нем с наибольшей полнотой проявлялись еврейская любовь к детям и гордость за их успехи, спаянность семьи, наслаждение в исполнении религиозных обрядов. Семейные события (рождение, обрезание , бар-мицва , свадьба , смерть) становились достоянием всей общины , которая выражала одобрение или порицание любому поступку своих членов.

Этот общинный контроль стал одним из главных регулирующих факторов самоуправления, в течение столетий поддерживавшего соблюдение предписаний Ѓалахи и следившего за общественным порядком, обходясь без собственных органов принуждения и не прибегая к вмешательству полиции. Но этот же контроль стал восприниматься как угнетение и подавление личности с изменением общественных условий, с проникновением веяний внешнего мира в 19-20 вв.

Распространенный стереотип о местечке как о гармоничном сообществе вводит в заблуждение. Тем, у кого был низкий уровень образования и мало денег, постоянно напоминали об отсутствии у них статуса. В этом плане женщины из бедных семей были в особенно невыгодном положении. Тем не менее, было бы также неправильно принять некритически обвинения и широкий спектр критики от маскилим , сионистов , советских еврейских учёных, что местечки было умирающим обществом, расколотым лицемерием, отупляющей традицией и ожесточенными классовыми конфликтами. Реальность гораздо сложнее, и следует учитывать исторический контекст и региональные различия.

Социальные различия, которые разделяли местечковых евреев, ощущаелись повсюду, от синагоги до рынка. В верхней части социальной лестницы были «шейне идн» - состоятельные элиты, которые содержали учреждения местечка и контролировали их политику. В синагоге они обычно сидели у восточной стены. Чуть ниже «шейне идн» были «балебатим» - «средний класс», чьи магазины и предприятия не сделали их богатыми, но давали им определенную меру уважения от общества. Дальше по социальной лестнице шли квалифицированные ремесленники , такие как часовщики и особо квалифицированные портные . В нижней части были обычные портные и сапожники, а затем водовозы и извозчики. Еще ниже были нищие и маргинальные типы, которые были в каждом местечке.

Гендерные роли в местечке были, на первый взгляд, довольно просты. Мужчины держали властные позиции. Они контролировали общину и, конечно, синагогу, где женщины сидели отдельно. Девушки из бедных семей сталкивались с мрачными перспективами, особенно если не могли найти себе мужа. За кулисами, женщины, особенно из зажиточных семей, часто играли ключевые роли в общественной и экономической жизни местечка.

Женщины на самом деле имели некоторые возможности научиться читать и писать. Религиозная и светская литература на идише для них (и для бедных, менее образованных мужчин) включала такие устои как «Цене-Рене» (образные переводы и легенды, основанные на Пятикнижии), частные индивидуальные молитвы, называемые «тхи́нес» и романсы. Популярнейшим еврейским писателем 19 века в Восточной Европы был маскиль Айзик Мейер Дик , который писал на идише дидактические рассказы, и их в значительной степени читали женщины.

Общественно-политическая обстановка в местечках

Численное превосходство евреев в местечках редко приводило к их политической власти на местах. Они никогда не контролировали местное самоуправление, хотя было много способов, которыми они могли торговаться за свои интересы. В Российской империи законы запрещали евреям занимать руководящие должности в местных советах.

Местечки и окружающий их мир

Рынок в Любче (Гродненская обл.) в начале 20 века.

Наличие рынка было определяющей характеристикой местечка, и в базарный день крестьяне начинали стекаться в местечке рано утром. Сотни телег прибывали, и евреи окружали их, чтобы купить продукты, которые крестьяне должны были продать. С деньгами в карманах крестьяне затем отправился в еврейские магазины и шинки.

Базарный день был полон шумной какофонии криков и переговоров и суеты. Часто после продажи лошади или коровы крестьяне и евреи пожимали друг другу руки и вместе выпивали. Иногда вспыхивала драка, и все сбегались на неё посмотреть. Наличие сотен лошадей, стоящих вокруг, особенно в жаркий летний день, придавало местечку незабываемый запах. Но базарный день был жизненной основой местечка.

Рынок (рыночная площадь) в местечках был не только источником заработка торговцев, ремесленников и посредников, но и местом, где происходила встреча с неевреем-крестьянином - чуждым и часто враждебным местечку миром. Евреи, с их культом учености, поголовно грамотные, сталкивались с темной безграмотной массой. Деревня и местечко обладали разными, порой трудносовместимыми этнографическими особенностями.

В сотнях мелких еврейских общин в окружении славянской сельской глубинки многие обычаи - приготовление пищи, одежда, поговорки и сам восточной диалект идиша отражали влияния нееврейского мира. Это особенно заметно в еврейском фольклоре Украины , Молдавии и Польши (поговорки и песни полны украинизмов, полонизмов и мелоса этих областей).

Евреи и неевреи, принадлежа к разным религиозным и культурным мирам, имели также личных связи, которых часто не хватало в больших городах. В то время как каждая сторона держала много негативных стереотипов о другой, эти стереотипы были нарушены реальностью конкретных добрососедских связей. Было почти обычно для неевреев говорить по-еврейски, и даже менее необычно для евреев говорить на смешанном языке (идиш плюс местный).

Евреи местечка с внутренним достоинством переносили оскорбления и презрение нееврейского окружения, платя ему тем же презрением. Даже когда взаимоотношения с соседями были дружественными, у евреев местечка постоянно присутствовало опасение (подкрепленное памятью о прошлых бедствиях) неожиданного погрома . Обычно погром начинался на рыночной площади, а затем перекидывался на дома и синагоги .

Местечко в еврейской культуре

В еврейской литературе и искусстве тема местечка занимает центральное место. С середины 19 века местечко стало культурным и литературным термином. Этот «образ местечка», в отличие от «реального местечка», часто исключительно еврейский, община лицом к лицу, которая жила в еврейском пространстве и времени и которая сохранила традиционную еврейскую жизнь. В литературе, в политической и культурной речи, «образ местечка» вызвал много различных реакций, которые варьировались от пародии и презрения до восхваления как предполагаемого бастиона чистого «идишкайта» (еврейства).

Как краткий символ, отношение к «образу местечка» было индикатором еврейской встречи с дилеммами и травмами современности, революции и Катастрофы . После уничтожения восточноевропейского еврейства местечки стал частым, если не единственным, обозначением для всего потерянного мира восточноевропейского еврейства.

Сугубо отрицательный образ местечка в новой литературе на идише и на иврите сложился в период Хаскалы . Айзик Мейер Дик , Исроэль Аксенфельд и Ицхок Йоэль Линецкий стали чрезвычайно популярны своими пародиями и критикой местечковой жизни. И. Л. Гордон , Менделе Мохер Сфарим и другие писатели старшего поколения в своих (главным образом сатирических) произведениях изображали уродство и убожество местечковой жизни, бесправие, нищету и мракобесие; высмеивали богачей, стремящихся прослыть «хорошими евреями».

Однозначные прилагательные в идише «клейнштетлдик» (буквально `мелкоместечковый`) и в русском языке «местечковый» обрели негативную коннотацию как символы провинциальности и ограниченности.

О МЕСТЕЧКОВОМ МЫШЛЕНИИ

В глава 4, оглядываясь на исчезновение предыдущих цивилизаций, я легко пришел к разочарованию в том, что я делаю, чем занимаюсь всю жизнь.

Как тут не придти к разочарованию и не стать пессимистом, когда до нас исчезли все 4 расы человекообразных существ и по логике вещей, когда –то должна исчезнуть наша 5 раса, а ведь нас уже 7 млрд. человек.

НАПРАСНА ЖИЗНЬ, ТРУДЫ НАПРАСНЫ,

ИСЧЕЗНЕМ ВСЕ И ТАК ВСЁ ЯСНО.

Удивительно, как легко и просто манипулирует и спекулирует чувствами и эмоциями человека хитрое время.

Стоит только человеку пожить в прошлом и прошлым, как тут же он становится пессимистом и разочаровывается собой в настоящем и настоящим.

Стоило мне только на миг заглянуть в прошлое и увидеть исчезновение предыдущих цивилизаций, как тут же я пришел к безысходному выводу о том, что и наша цивилизация скоро исчезнет. Стали проявляться разочарование и начался пессимистический синдром спекуляций моего не контролируемого ума и логические умозаключения в этом направлении мгновенно меня превратили в слабое, беспомощное, ничтожное, пессимистическое существо, зануду и нытика.

У каждого временного момента есть своё пространство, т.е. конкретное место проявления, поэтому каждый временной момент является конкретно местечковым, а размышление о конкретном временном моменте становится местечковым. Местечково размышляющий имеет местечковое мышление хоть о времени, хоть о месте проявления конкретного временного момента.

Обычный человек имеет местечковое мышление и, чтобы иметь глобальное, трансцендентное мышление, надо стать необычным.

Чтобы мыслить глобально, мне надо четко видеть себя во всех моментах прошлого, настоящего и будущего времени и не рассуждать только отдельно о прошлом и видеть только безысходное прошлое, которое из меня делает ничтожного, слабого, жалкого пессимиста, нытика и зануду.

Чтобы мне снова стать абсолютным оптимистом, я должен четко видеть все картины своего оптимистического будущего, чистого, духовного, бессмертного, которое наполняет меня новизной новой духовной бессмертной жизни.

Только и всего?

Да, только и всего!

Всё, что я делаю в настоящем, я делаю для прошлого и для будущего, но для прошлого уже не пригодится, поэтому и бессмысленно, а для будущего пригодится, поэтому моё дело имеет великий смысл.

Для настоящего в прошлом все 4 расы исчезли и из прошлого сильно тянет безысходностью, а для будущего в настоящем они не исчезли, а видоизменились и продолжают жить в нашей пятой расе. Наша пятая раса тоже никуда не исчезнет, она просто видоизменится и продолжит своё существование в шестой расе. Вся моя информация нужна не людям прошлого, а людям будущего, т.о. то, что я пишу и закачиваю в интернет нужно людям будущего, т.е. тем же землянам, но только более молодым, совсем молодым, конкретно первому только что народившемуся поколению.

Людям моего поколения моя информация не нужна, потому что они имеют на всё своё закостенелое мнение, исходя из личного опыта проб и ошибок и переубедить таких людей в обратном довольно –таки сложно и, по сути, не надо этого делать. Значит, я закачиваю в интернет информацию для людей будущего, а не для людей настоящего.

Думая о людях будущего, а это пока ещё только дети, я заражаюсь оптимизмом и желанием жить и творить для них, помогать им, хотя они об этом пока не догадываются, уж очень они пока маленькие.

Людям моего поколения легче меня НЕ ПОНЯТЬ, чем ПОНЯТЬ, что, фактически, и происходит, по этой причине я не общаюсь с ними. Дети пока в силу своей незрелости понять меня тоже не могут, поэтому я пока оказываюсь в глухой изоляции, что для меня великое благо, потому что это помогает мне спокойно писать, печатать, закачивать в интернет и полностью заниматься только собой, жить для себя, но ради людей.

Получается, чтобы быть пессимистом или оптимистом нужны причины, которые делают человека таковым – это прошлое и будущее время с позиции человека настоящего.

А что делать с настоящим временем?

Настоящее время – суть беспричинности проявления себя для причин прошлого и будущего времени. В настоящем времени можно жить ПРОСТО ТАК, не заморачиваясь на причинах прошлого и будущего времени, но сначала надо понять эти причины.

Скажу по секрету: все люди в настоящем моменте живут ПРОСТО ТАК, беспричинно и причины появляются только для прошлого и будущего времени, если взгляд идет из настоящего.

А если из прошлого?

А если из будущего?

Человек может себя подпитывать воспоминаниями из прошлого и, думая о будущем подпитывать себя мечтами, планами, целями на будущее и для будущего, т.о. жить, как пессимист или оптимист, т.е. постоянно находиться на эмоциональной подпитке негативного или позитивного плана.

Человек может познать суть пессимизма и оптимизма и ему достаточно этих знаний, что бы не быть, ни тем, ни другим для себя и для своего окружения. Он будет просто творить, что –то делать, зная для чего и для кого он всё делает, будучи значимым, не быть значимым для своего будущего.

Он становится только точкой НИЧТО ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС для ВСЕГО, как ни для ЧЕГО.

В этой точке он обретает для себя удобное, комфортное, уютное место пребывания, где ничто и никто его не беспокоит, где всегда тихо, спокойно. Всё гармонизировано, сбалансировано, уравновешено.

Скажите себе и поймите, как на ваши чувства и эмоции влияют прошлое, настоящее и будущее время? Насколько вы подвержены влиянию на вас этих временных моментов?

Какое влияние они оказывают на ваше настроение и самочувствие?

Какой момент времени вас делает пессимистом или оптимистом? Я думаю, не мешает в этом разобраться, чтобы стать хозяином времени, его властелином и не поддаваться на провокации хитрого времени.

В истории с А.Э. Юницким для меня больше всего примечательны два момента: вера в правоту собственных идей и одновременно - невозможность реализовать эти идеи на родине на протяжении десятков лет.

Речь об ученом и изобретателе Анатолии Эдуардовиче Юницком (1949 г.р.). В свое время по роду журналисткой деятельности мне приходилось встречаться с ним. В доперестроечные времена его идея создания вокруг Земли в ближнем космосе своеобразного «кольца», на котором можно было бы разместить все основное промышленное производство, вызывала у большинства людей, мягко говоря, ухмылку и недоумение. Правда, про смелый проект Юницкого писала тогда не только региональная пресса, но и такие авторитетные популяризаторы науки как «Техника-молодежи» или «Изобретатель и рационализатор». Там же в общих чертах упоминался и особый вид транспорта, который сегодня получил название СТЮ - Струнный транспорт Юницкого.

Не буду вдаваться в подробности содержания самой идеи - кому интересно, без труда может найти информацию об этом в интернете. Главное здесь, на мой взгляд, то, что это не фантастический проект сумасшедшего изобретателя в стиле Жюля Верна, а, судя по оценкам экспертных советов, вполне просчитанная и достойная реализации научная разработка с огромным экономическим эффектом. Да и сам Анатолий Эдуардович имеет два высших образования, член Российской академии наук, автор 150 запатентованных изобретений. То есть вполне закаленный боец за свои права на интеллектуальную собственность еще в те доперестроечные времена.

Но одно дело чертежи и выкладки, совсем другое - реально действующий пилотный проект. Как только появилась возможность, Юницкий во второй половине 1980-х создает хозрасчетное научно-техническое предприятие, чтобы продвигать свою идею. Даже баллотируется в депутаты местных органов власти. Потом на протяжении десятилетий таких коммерческих и полу-коммерческих структур на свои деньги или целевые гранты будет множество.

Но построить полигон для практических испытаний своего струнного транспорта, чтобы на практике доказать все его преимущества, Анатолию Эдуардовичу так и не удается - ни в 1990-х в Беларуси на личном фермерском участке под Мозырем в Гомельской области, ни уже в нынешнем веке в России в г. Озеры Московской области. Да, появились проекты и для Сочи, и Хабаровска, и для Ставрополя, и для Ханты-Мансийского округа, и, наконец, для Москвы с Санкт-Петербургом. Но это были только проекты - "договоры о намерениях".

А параллельно, как сказано в одном из пресс-релизов СТЮ, «за период 2005—2009 г.г. к разработкам СТЮ проявили интерес такие страны как Австралия, ОАЭ, Канада, Южная Корея, Ливия, Пакистан, Саудовская Аравия, Китай, Финляндия, Германия, Индонезия, Азербайджан, Украина, Казахстан и др.»

Но почему не Россия? Разве «дома» не нужны «быстрые» и дешевые дороги? Разве не тратятся миллиарды рублей на транспортировку грузов из одного конца страны в другой? Или просто слишком много лиц, заинтересованных в том, чтобы реально эффективная разработка не была реализована - начиная от местных «бюджетопильщиков» до реальных монстров - транснациональных корпораций?..

В общем, шестидесятилетний ученый по большому счету «сдается»: компания, которая владеет всеми авторскими разработками изобретателя Юницкого появляется в конце концов в 2011 году на Кипре, чтобы уже оттуда управлять реализацией эффективного транспортного проекта Транснет по всему миру. «Дочки» тут же начинают «вырастать» в Австралии, в Твери, еще где-то.

История с Юницким, кажется, близится к логичному и не очень радостному - с позиции общественного и государственного блага! - финалу.

Поэтому и примечательны лично для меня в этой «вечной» теме «непризнанного гения» два характерных момента. Первый - это целеустремленность Анатолия Эдуардовича и его вера в то, что «благое (и, главное, экономически выгодное) дело всей его жизни» рано или поздно свершится. А второе - это некое «местечковое» мышление «окружающей среды», направленное на удовлетворения почти сиюминутных потребностей. Причем, иногда создается впечатление, что эта «местечковость» просто навязывается извне. Может быть, теми же транснациональными корпорациями, чтобы выудить с этой территории побольше мозгов?

Р.S.: А ведь, если задуматься, то ситуация с отечественной креативной педагогикой (та же ТРИЗ Г.Альтшуллера) аналогична...

Местечковым мышлением грешат многие, в том числе и чиновники самого высокого ранга. От него страдает образование, наука, политика, экономика. Местечковость заботится о своих, эгоистических интересах, прикрываясь заботой об интересах общественных. Все время организуются какие-то компании, без понимания сути проблемы. Начинают бороться с курением – увеличивается число алкоголиков, борьба с алкоголизмом ведет к увеличению наркоманов, борьба с наркоманией, ведет к увеличению интернет – зависимых, игроманов, любителей селфи. Ведется борьба со следствием, а не с причиной. А причина – страх, с которым человек не может справиться и от которого старается убежать. Надо делать нормальным общество, чтобы человек чувствовал себя в нем защищено и его будущее было предсказуемо, тогда не будет причин убегать от «страшной» реальности. Очень мало людей, мыслящих целостно, стратегически и этому никто не учит, потому что нет знания темы. Интернет – зависимость становится проблемой века во всем мире. Люди, погружаясь в виртуальный мир, перестают развиваться и тупеют. Это касается и политиков, которые подолгу сидят в социальных сетях. Происходит оторванность от реальности и ее непонимание. Это еще хуже местечкового мышления, потому что его вообще нет. От местечкового мышления есть польза, когда оно решает проблемы на бытовом уровне, а когда речь идет о решении глобальных задач, оно наносит непоправимый ущерб их решению. Развитие происходит, но очень медленно и с перепадами из крайности в крайность. С помощью местечкового мышления легко увести страну от правильного пути развития, направив по ложному пути, через придание какой-нибудь местечковой идее повышенную значимость. И сопротивляться этому сложно, потому что большинство людей не мыслит целостными категориями. Они предпочитают, чтобы за них думали другие…. В экономике царит хаос, потому что каждый «местечковый» деятель тащит одеяло на себя, стремясь урвать свой интерес и мало заботясь об интересах государства. Даже если бы он и захотел позаботиться об интересах государства, в силу своего местечкового мышления, сделать бы этого не смог. У каждого экономиста своя правда, которую он стремится не доказать убеждением, а передавить оппонента своими «железными» аргументами. То же касается медицины и образования. Все, вроде, стараются внедрять какие-то новации, но толку от них мало, потому развитие и буксует…. Политикам, предпринимателям, управленцам, ученым, дипломатам, министрам из сферы здравоохранения, образования, надо учиться владению равновесным мышлением, позволяющим не только целостно мыслить, но и быть высоко духовным, чтобы работать на благо страны. В самом равновесном мышлении изначально заложена духовность, которая человеку реально выгодна, поэтому агитировать за нее не надо…. Стабилизирует равновесие видение, включающее в себя концентрацию внимания и его рассредоточение (два в одном). Видение принуждает видеть и признавать правду, и ей следовать. Не потому, что «так надо», а потому что правда позволяет воспринимать реальность напрямую, без искажений и избегать ошибок. Признание правды позволяет исправлять ошибки прошлого и при осмыслении реальности, не делать огромной непроизводительной работы, которая совершается, когда используется самообман. Равновесное мышление позволяет мыслить сутью и оно делает время единым, что в разы увеличивает возможности мозга по осмыслению реальности (механизм повышения КПД мозга описан во многих статьях). Целостное мышление позволяет охватывать сразу все, чувствовать взаимосвязь всего со всем и одновременно находиться в любой конкретной точке, проникая сознанием до ее сути и при этом, не теряя связи с реальностью. Это совершенно другое мышление, потенциал которого заложен в человеке природой. При целостном мышлении, интересы ЭГО и альтруизма не разделяются, а переплетаются и дополняют друг друга…. Человек, владеющий равновесным мышлением, будет видеть целостную картину экономики, политики, здравоохранения, науки, армии, спорта, образования и все выстраивать таким образом, чтобы и для целого, и для частного все приносило максимальную пользу. Устойчивое внимание (видение), позволяет останавливать эмоциональное движение в голове и тогда возникает явление «сверх проводимости», при котором мысль может мгновенно перемещаться в пространстве – памяти. Информация становится нейтральной и она может вмещаться в голове в любых количествах и тасоваться в любых сочетаниях, причем, мгновенно. Полностью раскрепощенные эмоции, подстраивающиеся под ситуацию, при чистом, не замутненном эмоциональным хаосом, сознании. Пусть мир крутится, вертится, взрывается, для сознания он будет все время оставаться неподвижным и восприниматься без искажений. Такое восприятие исключает шараханья из крайности в крайность. Видение позволяет постоянно рассредоточивать эмоциональные фиксации (разваливать эмоциональные пазлы), чтобы эмоции все время находились в состоянии «эмоционального бульона», из которого они будут извлекаться под ситуацию. Наглядно это можно представить на примере льва, тигра, хищников, у которых нет доминирующего страха. Они полностью расслаблены и в то же время четко контролируют ситуацию и действуют там, где надо и ровно настолько, насколько надо. Ни одного лишнего движения. Они действуют на осмысленной интуиции, которая считывает информацию напрямую, без предварительных расчетов. Люди, в большинстве своем, разучились так мыслить…. Школьников обвиняют, что они мало читают и что уровень образования падает. Одна из причин – неуверенность в завтрашнем дне, страх перед будущим и настоящим и убегание от страха в социальные сети, где можно реализовать свои желания и повысить самооценку. В результате, связь с реальностью снижается, внимание становится неустойчивым, а потому, школьный материал усваивается плохо. Устойчиво нарушенное равновесие ослабляет иммунную систему, от чего ухудшается здоровье и снижается стрессоустойчивость. Обратите внимание на подростков, насколько многие из них зависимы от селфи, гаджетов, телефонов. Постоянно надо кому-то звонить, чтобы что-то сказать «ни о чем» и все время делать снимки себя любимого, чтобы потешить свое самолюбие. П если еще сделать удачный снимок, поместить его в интернет и получить за него много лайков, то это предел счастья. «Меня увидели, я стал известным, получил славу…. А если постараться и стать популярным, то можно заработать много денег. Зачем стараться учиться, когда заработать можно и без всяких знаний?». Молодежь, разговорами о вреде, который наносит чрезмерное увлечение социальными сетями, не убедить. Ей надо быть в тренде, в колее, в общей связке, иначе станешь не интересным и будешь изгоем. Надо быть на гребне волны. Зачем думать о плохом, надо жить здесь и сейчас, и получать удовольствие тоже сейчас, а не когда-то. В реальности все плохо, отвратительно, ужасно, а в виртуальном мире можно быть богом, поэтому, плевать на увещевания взрослых и жить так, как хочется…. Чтобы избавить подростка от интернет – зависимости (или какой другой), надо предложить альтернативу. Причем, надо действовать на опережение, а не ждать, когда он попадет в зависимость. А альтернативой является равновесное, целостное мышление, которое позволяет жить настоящей, полноценной жизнью. Оно делает человека сильным, человечным, с высокой самооценкой, сильной волей, доброжелательным, высоко духовным, эмоционально насыщенным, стрессоустойчивым, здоровым душой и телом, разумным. Для этого, достаточно перенаправить внимание из своего придуманного мирка – ракушки, в реальность и научиться видеть ее, а не представлять, протаскивая через мир страха. Чем вы расслабленней, тем сконцентрированней и наоборот. Устойчивое внимание не напрягает, а расслабляет, поскольку реальность становится понятной, прогнозируемой и управляемой, а потому, не страшной. По-настоящему можно расслабиться, только в состоянии защищенности…. Местечково, по большому счету, мыслить не выгодно. Мысля целостно, быстрей добьетесь желаемого и не будете в состоянии постоянной войны с собой и окружающим миром, так как противостояние уступит место сотрудничеству. 30.05.2016 г.

Трагические события, начавшиеся на Украине в конце прошлого, 2013 года, и, к сожалению, продолжающиеся по сей день, имеют некоторые весьма яркие черты, достойные внимательного рассмотрения.

С одной стороны - кровавые события на Украине - это то, что можно назвать бунтом местечковости против культуры как таковой. С другой стороны - это очередной наскок, атака западного мiра на Русский мiр. Как же сошлись в едином порыве против Русского мiра считающиеся культурными европейские элиты и толпы примитивных «рагулей» , экстатически заходящихся в ритуальном танце под названием «Хтонэскачэ - той москаль?».

С одной стороны - они связаны старинным и прочным отношением «пан-холоп».На это справедливо указал в своём выступлении на «Прямой линии» 17 апреля 2014 г (1ч 26 м встречи) наш Президент Владимир Владимирович Путин: «Западные части Украины частично находились в Чехословакии (в современных границах), частично в Венгрии (Австро-Венгрии), частично в Польше. И нигде, и никогда жители этих областей не были полноценными гражданами этих стран .... То, что они были людьми второго сорта в этих странах, как-то подзабылось. Но где-то там, в душе, у них глубоко это закопано. В этом - корни этого национализма ». Что ж, верный холоп - что верный пёс, не может не выполнить команду своего хозяина. А команды, как всем известно, поступали и неоднократно. Каких только «панов» из Западной Европы и Америки не перебывало на киевском Майдане Незалэжности! Тут и Виктория Нуланд со знаменитыми печеньками являла собой аллегорию сладкой западной жизни. Тут и Кэтрин Эштон, опять же не более чем аллегорически, являла красоту этой же жизни. Тут и сенатор-фантом из США Джон Маккейн аллегорически же изображал умственную мощь всего Северо-Американского континента. А уж министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле без всякой аллегоричности явил себя официальным педерастом, чётко указав путь, по которому должна пройти молодая украинская демократия.

Да, отношения «пан-холоп» налицо. Но что может объяснить стойкость этих отношений, добровольную готовность на самоубийство со стороны «холопов» и их удивительную доверчивость к своим западным «панам»? Кажется, дело в том, что и «холопы», и их «паны» при всей разности внешнего блеска вполне схожи внутренне по одному глубинному качеству, имя которому - «местечковость». Что это такое?

Синонимами, слова «местечковость» являются такие слова: глухота, дремучесть, провинциальность, захолустность, наивность, отсталость, периферийность, простоватость и т. п .

Не ошибёмся, если скажем, что местечковость обусловлена ограниченностью сознания, вызванного замкнутостью индивида на то, что ему уже известно, с полным отрицанием существования того, что выходит за круг понятий, им усвоенных.

Такой индивид горд тем, что он усвоил, точнее, присвоил. То есть, только тем, что существует в его «местечке» - замкнутой области пространства, знаний, интересов, сведений, представлений и т.д. Иными словами, он гордится тем, что предназначено к исключительному употреблению «тiлькi для се́бе»,только тем, что ему кажется выгодным и служит к возвеличиванию этого индивида в собственных глазах. Это всё то, что, как ему кажется, подтверждает правоту, праведность, святость, непреложность собственных мнений, взглядов, привычек. Обратное, что хотя бы и несомненно указывает на противоположные качества этого субъекта, объявляется им как бы не существующим, ложным, выдуманным, не достойным внимания здравомыслящего человека, который, по определению, должен быть согласен с носителем местечкового сознания. Все несогласные - прочь с дороги и прочь из жизни, поскольку заведомо «не достойны жизни на земле», как изволили выразиться примерно в 2000 году афганские богословы-улемы, близкие к Усаме бен Ладену. Местечковому индивиду кажется, что и Бог только его слушает. В классические рамки местечковости укладываются заявления американских политиков о том, что «провозглашение независимости Крыма и провозглашение независимости Косова - это совершенно разные вещи». Или заявления о том, что «события на Киевском Майдане и события в американском Фергюссоне - это не одно и то же». Поражённый местечковостью субъект готов без колебаний разрешить себе то, что для других он считает страшным преступлением.

В интеллектуальной области местечковость проявляется как доктринёрство, которое, согласно определению старинного словаря, есть «узость мысли, упорное нежелание считаться с фактами действительности; рассуждения, основанные на отвлечённых положениях и не проверенные на фактах» .

Именно запад стал основным поставщиком религиозных сект. Не удивительно - ведь в духовной жизни местечковость проявляется как сектантство или ересь. «Сектантство - 1. Общее название религиозных объединений (сект), отколовшихся от господствующей церкви. // перен. разг. Узость и замкнутость взглядов людей, ограничивающихся своими мелкими групповыми интересами » . Взаимосвязь сектантства с доктринёрством налицо. Можно сказать, что сектантство - это доктринёрство в области вероучения. Слово же «ересь», происходящее от греческого αἵρεσις - «выбор , направление, школа, учение, секта», говорит само за себя, поскольку поясняет, что все эти направления, школы, учения, секты появляются в результате того, что кем-то производится выбор желательного из всего многообразия существующего. Непременным элементом в технологии создания ереси является выделение из бесконечного разнообразия всего сущего какой-то конечной его части и игнорирование всего остального, которое по сути своей бесконечно. Местечковость заставляет отречься от бесконечного многообразия мiра в пользу собственной ограниченности и узости. Местечковость выражается в желании «прогнуть» изменчивый в своём бесконечном многообразии богозданный мiр под свою неизменчивую закоснелость и ограниченность.

Если смотреть вглубь этого явления, то корнем его нужно признать богоборчество, попытку обособиться от Бога, утомляющего ограниченное и эгоистичное тварное существо Своим бесконечным разнообразием. В религиозной области, то есть в области отношений человека к Богу, местечковость выразилась в идолопоклонстве. Вместо отношений с вечным, необъятным, недоведомым Богом, идолопоклонник выбирает отношения с самодельным, и потому до пошлости понятным идолом. Индивиду, поражённому местечковостью религиозного сознания, утомительно иметь дело с Богом, Которого нужно слушаться. Местечковый индивид желает иметь бога, который бы слушался местечкового индивида. Таким «богом» становится произведение местечкового сознания, заменяющее местечковому индивиду истинного, Живого Бога. Это изделие есть идол, кумир, истукан.

Идолопоклонство не стояло на месте. Начавшись с изготовления примитивных истуканов, оно впоследствии развилось до творения истуканов мысленных, наиболее опасными из которых являются ложные учения об истинном Боге, ложные толкования истинного Божественного откровения. Примерами таковых идолов являются извращённое понимание Моисеева закона современными Христу фарисеями, которое послужило основой для нынешнего талмудизма. Римо-католичество, пожелавшее заменить Бога, ставшего человеком, на обожествлённого человека, занимающего должность епископа города Рима. Мудрования протестанствующих «богословов», продолжающих традицию римского схоластического богословствования. Человеческие мудрствования «понятны» греховному человеческому разуму, поскольку он узнаёт в них «своё» и «любит своё» (Ин. 15, 19), греховное разумение. Эти мудрования и есть тот «бог», который слушается во всём своего создателя. Мiр, отпадший от своего Творца и «лежащий во грехе», поражён болезнью местечковости и потому он ненавидит и своего Творца и всех, кто Ему следует. Сам Христос говорит Своим ученикам: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел»(Ин. 15, 18).

Нынешняя революционная ненависть на Украине, также как и вся западноевропейская цивилизация, выварены в ватиканском котле, который насквозь пропитан местечковостью, которую прекрасно обрисовал Ф. М. Достоевский в «Легенде о Великом Инквизиторе»: «О, мы разрешим им и грех, они слабы и бессильны, и они будут любить нас как дети за то, что мы им позволим грешить. Мы скажем им, что всякий грех будет искуплен, если сделан будет с нашего позволения; позволяем же им грешить потому, что их любим, наказание же за эти грехи, так и быть, возьмём на себя. И возьмём на себя, а нас они будут обожать как благодетелей, понесших на себе их грехи пред богом». Разрешение на грех радует и нынешних украинских свидомитов и западно ориентированную «элиту». Не зря же один из таких «элитариев», особо отличающийся своей тягой к «разрешённому» греху, заявил: «...если вы не украинцы - то убирайтесь прочь!.. Если вы не украинцы - вы не слышите Бога !» . Поэтому неудивительно, что и западноевропейская «элита» и западноевропейские «рагули» столь единодушны в своей антироссийской истерике. Россия, несмотря на все грехи своих граждан, не признаёт учения о «разрешённом грехе» и в украинской трагедии исполняет слова Божии: «Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение?»(Притч. 24, 11). Запад же, напротив, выдал злобной местечковости свидомитов своё «разрешение» на безнаказанное убийство всех, кто не принял ценности киевской хунты.Тем самым западная злобная местечковостьобрекла миллионы жителей Новороссии на смерть за то, что они живут не по правилам западного «местечка». При этом она глубоко возмущена тем, что Россия противится желанию палачей. К этому местечковый доктринёр абсолютно не готов, это его искренне возмущает.

Местечковый доктринёр не готов к тому, что завтра Бог может предложить ему то, чего нет в его местечке, и тем более - покинуть это насиженное местечко. В этом отношении он - полная противоположность отцу всех верующих Аврааму, который по повелению Бога оставил свою страну, свой народ и отправился навстречу неведомому, укрепляясь лишь надеждой на Бога. Местечковый доктринёр не желает услышать от Бога: «пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе» (Быт. 12, 1). Во внутренней жизни это выражается в неприятии покаяния, которое означает отказ от привычного, но пагубного греха, в неприятии самоосуждения, которое означает признание собственного несовершенства и призывает к усилиям по собственному изменению. Одним словом, духовная местечковость есть непослушание своему Творцу, Который зовёт нас из насиженного болота собственной греховности в оставленное нами ради греха Небесное Отечество - истинный наш дом, неведомый закоснелому грешнику.

Многообразная местечковость пронизывает всю западную культуру, которая выросла на соках римо-католичества, наиболее масштабно заявившего манифест вселенской местечковости, объявив епископа города Рима никем иным, как «главой Церкви Христовой» и «наместником Бога на земле», презрев совершенно ясное свидетельство того, что «Христос глава церкви» (Еф. 5, 23). Западная часть Церкви отказалась иметь дело с Живым Богом, Которого невозможно заключить в жёсткие, неподвижные рамки собственных умопостроений, Который «не слушает грешников» (Ин.9, 31), но Которого должен слушаться грешник, чтобы спастись. А такие рамки - необходимое требование умственной местечковости, которая требует, чтобы всё всюду было бы «яку нашем мiстечку», чтобы вместо Живого, Недоведомого Бога всюду стояли самодельные, понятные и послушные своим творцам идолы. Местечковость объявляет своё местечко «превыше всего». В гитлеровской Германии это звучало как «Deutschlandüberalles», в несчастной нынешней Украине это выразилось в пародийно-местечковом «Украḯнапо́над усе́».

Местечковость не готова ко встрече с жизнью, поскольку жизнь не собирается укладываться в уготованный гроб рамок местечкового мышления. В этот гроб можно уложить только лишь труп жизни, которую для этого надо убить, запретив ей перечить неуклюжим схемам местечкового мышления. А если жизнь не удаётся убить, то она изгоняется, а вместо неё в приготовленный гроб кладётся идол - искусственное создание, чем-то напоминающее жизнь и, в отличие от неё, во всём согласное с любыми пожеланиями местечкового доктринёра, еретика, сектанта.

Этим, очевидно, схожи представители западноевропейской «элиты» и украинские «рагули», сливающиеся в едином экстазе ненависти к России, которая, в отличие от них, всегда готова на изменения, предлагаемые жизнью, и не увязла в мёртвых схемах, столь свойственных западному доктринёрскому мышлению. «Все страны граничат друг с другом, а Россия граничит с Небом» - эти слова западного поэта, обозначают, наверное, то, что жизнь в России во многом зависит не от человеческих мнений и желаний, не от человеческих договоров со своими странами-соседями, но от воли Божией, от вечного Завета со Христом. В России более чем в других странах очевидно, что «человек предполагает, а Бог располагает», что происходит всё «не так, как ты хочешь, а как Бог даст» . Эта близость, иногда невольная, неожиданная, России к Богу, сильно раздражает местечковых доктринёров. Наверное, именно в этом кроется корень западной извечной русофобии, а лучше сказать русофагии - желания Россию «сожрать», уничтожить, исключить из условий, определяющих условия действительности, которую местечковый доктринёр желает выстроить по своей воле, по своему разумению.

Западные доктринёры не были первыми, кто провозглашал местечковость как норму жизни. Они только лишь придали местечковости парадоксальный статус вселенского явления, объявив епископа города Рима Вселенским Первосвященником, а вслед за этим и вселенскую обязательность подчинения западному т.н. «христианскому мiру», возглавляемому этим «вселенским первосвященником». Они имели предшественников, которые, ослеплённые идеей своей духовной местечковости, отказались принять собственного Спасителя, возвещённого пророками, которых они на словах чтили. Не только отказались принять. Но и добились позорной, мучительной казни, чтобы убедить самих себя в том, что добились, якобы, смерти преступника и злодея. Добились Его казни не потому, что были убеждены в Его виновности, но напротив - потому, что были уверены в Его праведности, бесконечно превосходившей их собственную самодельную, местечковую, мнимую праведность. Согласно созданной ими самими картине мiра, они должны были занимать вершину пьедестала «чемпионов святости». Но вопреки их доктрине появился Тот, Чьё одно присутствие разрушало все их построения и умствования. Такого оскорбления местечковое доктринёрство выдержать не может и всегда требует физического, действительного, фактического уничтожения не согласного с ним оппонента.

Корень западной ненависти к России есть отросток того корня, из которого выросла ненависть фарисеев ко Христу, побудившая их совершить страшнейшее во всей истории человечества преступление - Богоубийство. Но даже совершившим его Бог не закрывает пути ко спасению. Правда, условие его принятия для многих оказывается невыносимо тяжёлым - нужно отказаться от того, что любовно скоплено «для сэ́бэ», то есть отказаться от своей духовной местечковости, от самого себя греховного ради обретения себя богоугодного, иными словами - принести покаяние в своей неправедности перед Богом, которую до этого ложно принимали как праведность.

Западная культура, выпестованная Ватиканом, слишком глубоко проникнута духовной и интеллектуальной местечковостью. Это выражается и в тех областях, которые напрямую касаются западной религиозной жизни, как католической, так и протестантской, то есть, в отношениях западного человека к Богу. Это выражается и в отношении западного человека и всей западной цивилизации, как к человеку, так и к мiру. В чём конкретно это выражается? Вот некоторые, наиболее яркие примеры.

В церковной жизни:

Древнее желание приписать епископу города Рима уникальные свойства, якобы возвышающие его не только над любым другим архипастырем, но и над всей полнотой Церкви Христовой, которое впоследствии выразилось в принятии догматов о первенстве и непогрешимости епископа города Рима;

Самовольное включение в текст Символа Веры добавки об исхождении Духа Святаго не только от Бога Отца, но «и от Сына» (filioque), которое впоследствии, несмотря на законное сопротивление благоразумной части Западной Церкви, было навязано из политических мотивов в качестве официального вероучения и положило начало западному небогодухновенному богословию, основанного на человеческих сиюминутных умствованиях;

Схоластическое богословие, опирающееся на соображения человеческого разума более, нежели на Божественное Откровение. Кроме широко известных увлечений Аристотелем и прочей античной учёностью, Фома Аквинский, например, в «своих трудах ссылается на «раби Моисея», обнаруживая своё глубокое знакомство с «Наставником» . Речь идёт об известном талмудическом учёном XII века Раби Моше бен Маймоне (1135-1204), известном также под именами Маймонид или Рамбам и его знаменитом труде, «замечательном философском манифесте иудаизма «Морэневухим» («Настаник заблудших»)» ;

Протестантское богословие, которое основным принципом выбрало утверждение, что для познания истины достаточно чтения одного лишь Писания (solascriptura) и «здравого разума» (!) для правильного (!) его понимания. Чем фактически было провозглашена достаточность человеческих греховных сил для познания Бога. На деле это выразилось в создании огромного числа различных мнений о Боге, то есть мысленных идолов - «богозаменителей», приспособленных под тот или иной богословствующий ум;

В светской жизни эти искажения западной церковной жизни последовательно привели к следующим явлениям, корень которых тот же, что и в западно-церковных отклонениях - возвеличивание человека и его умственных способностей и забвение того, что и человек, и его способности теряют всякое значение в отрыве от Источника Жизни, Разума, Истины - Бога:

Гуманизм, породивший эпохи Возрождения и Просвещения. По сути - человекобожие, почвой которого послужил схоластический способ рассуждения с примесями откровенно чуждых христианству учений, из которых и схоласты не брезговали почерпнуть мутной мiрской мудрости;

Западноевропейская философия, крупнейший представитель которой Иммануил Кант выразил манифест религиозной местечковости знаменитой фразой: «Бог - не существо вне меня, а лишь моя мысль» ;

Эволюционистская философия, которая была принята как якобы «научная» теория, которая в качестве наднаучной философской парадигмы подчинила себе западноевропейскую науку, ставшую «служанкой эволюционизма»;

Нынешняя концепция т. н. «общечеловеческих ценностей», которая важнейшими «ценностями» провозгласила всю совокупность богоборческих извращений человеческого естества.

И последним по времени штрихом, рисующим картину вселенской местечковости, является безобразное постановочное действо, творимое ныне на многострадальной Украинской земле, вокруг которой всё безбожное общечеловеческое местечко исполняет гнусный ритуальный танец смерти, заявляя свою автономию от Бога и нежелание жить по Его законам, призывая на царство антихриста - вселенского местечкового бога, которому эти местечковые доктринёры готовы радостно воздать всякую честь и поклонение, благодаря за то, что тот «разрешил им грешить», не задумываясь о том, что это «разрешение» есть ни что иное, как приманка, увлекающая не желающего отказаться от греха человека в ужасную пучину вечной погибели.

Протоиерей Алексий Касатиков , настоятель храма во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Краснодара, духовник Научно-методического Миссионерского центра при Екатеринодарской и Кубанской епархии


Рагу́ль, рогу́ль (мн. ч. рагули́, рогули́, жен.рагу́лиха, рогули́ха) - жаргонное слово, пренебрежительное прозвище со значением «примитивный человек, некультурный селянин».(Википедия).

Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М., 1907.

Толковый словарь русского языка под редакцией Т. Ф. Ефремовой

«Выдающийся мастер по надругательствам над классиками и непристойностям на сцене, заслуженный деятель искусств РФ Роман Виктюк, кормящийся плесенью в Москве - или сам представляющий эту плесень, требует от граждан ДНР и ЛНР, в силу его собственной высокой свидомости как львовского выходца: «...если вы не украинцы - то убирайтесь прочь!.. Если вы не украинцы - вы не слышите Бога!». (Юрий Серб. К вопросу излечимости украйномы головного мозга . Русская народная линия)

«Василий Николаевич Муравьёв, удачливый предприниматель, миллионер, по коммерческим делам ездил за границу. После одной из поездок его встретил в Санкт-Петербурге личный кучер и повёз на квартиру. На улице Василий Николаевич увидел сидевшего на мостовой крестьянина, который громко повторял: - Не как ты хочешь, а как Бог даст! Василий Николаевич узнал, что тот продал в городе последнюю лошадь, но деньги у него отняли, так как он был слаб от голода и не мог сопротивляться обидчикам. В деревне остались семеро детей, жена и отец, больные тифом. Решив умереть, крестьянин сел на мостовую и повторял как бы сам себе: - Не как ты хочешь, а как Бог даст! Поехал Василий Николаевич с ним на рынок, купил пару лошадей, телегу, нагрузил её продуктами, привязал к ней корову и передал всё крестьянину. Тот стал отказываться, не веря своему счастью, на что получил ответ: - Не как ты хочешь, а как Бог даст! Приехал Василий Николаевич домой. Перед тем, как идти к жене, вызвал парикмахера. Тот пригласил его сесть в кресло, но Василий Николаевич взволнованно ходил по комнате, произнося вслух: «Не так, как ты хочешь, а как Бог даст». Вдруг парикмахер пал на колени и признался, что хотел убить его, и ограбить. После этого Василий Муравьёв, в будущем старец Серафим, раздал большую часть состояния и сделал вклад в Александро-Невскую лавру» - так произошло обращение на монашеский путь преподобного Серафима Вырицкого.

Раби Йосеф Тёлушкин. Еврейский мир/ Пер. с англ. Н. Иванова и Вл. Владимирова - М.: Иерусалим: Мосты культуры, Гешарим, 2012 - 624 с., ил., с. 144.

Там же, с. 142.

Кант И. Религия в пределах только разума (пер. Н. М. Соколова, А. А. Столярова) // Кант И. Трактаты. СПб., 1996., С. 216.

Читайте также: