Ввс индии военно-воздушные силы. Индийские войска приобретают новый облик Армия индии вооружение

Вооружённые силы Индии
भारतीय सशस्‍त्र सेनाएँ

Эмблема Вооружённых сил Индии
Подразделения Сухопутные войска
Воздушные силы
Военно-морские силы
Командование
Верховный главнокомандующий Рам Натх Ковинд
Министр обороны Нирмала Ситхараман
Военные силы
Призывной возраст с 18 до 27 лет
Занято в армии 1 395 100 (2018) (2-е место)
Запас 1 155 000 (2018)
Финансы
Бюджет 52,5 миллиардов долларов (2017)
Проценты ВНП 2,5% (2016 год)
Промышленность
Внутренние поставщики
  • Ordnance Factories Board
  • Bharat Earth Movers Limited
  • Bharat Dynamics Limited
  • Mazagon Dock Limited
  • Goa Shipyard Limited
  • Garden Reach Shipbuilders and Engineers
  • Mishra Dhatu Nigam
  • Ashok Leyland Group
  • TATA Group
  • Larsen & Toubro Group
  • Mahindra Group
  • Reliance Defence
  • Kalyani Group
История индийской армии
Армия империи Маурьев
Военное дело Индии в классический период
Армия Делийского султаната
Армия Виджаянагарской империи
Сикхская армия
Маратхская армия
Армия империи Великих Моголов
Армии президентств
Британская Индийская армия
Вооружённые силы Индии

Индия занимает первое место в мире по объёму импорта вооружений (2012) . Индия обладает ядерным оружием.

На 2018 год занимает четвёртое место в рейтинге сильнейших армий мира после ВС США , РФ и Китая .

Общие сведения

В вооружённых силах Индии служит более 1,3 миллиона человек (3-е место в мире). По уровню военных расходов в 2014 году Индия занимала 7-е место в мире - 50 миллиардов долларов.

Официальной датой образования национальных вооружённых сил Индии считается 15 августа 1949 года, когда армию впервые возглавил индийский генерал Кодандера Кариаппа (англ.) русск. . Они были образованы на базе воинских частей армии Британской Индии , Королевских военно-воздушных сил Индии и кораблей флота Британской Индии, которые получил Индийский Союз при разделе Британской Индии в 1947 г. При этом в состав вооружённых сил Индии вошли части с личным составом, исповедующим индуизм и другие религии за исключением ислама .

Общее руководство и финансирование вооружённых сил осуществляет министерство обороны . Традиционно его возглавляет гражданское лицо. Большинство сотрудников министерства обороны, в том числе и оба заместителя министра, также являются гражданскими лицами. Высший орган военного управления - комитет начальников штабов, в его состав входят начальники штабов (командующие) сухопутных войск, ВВС и ВМС, которые занимают должность председателя по очереди.

В военно-административном отношении территория страны делится на пять военных округов: Северный, Западный, Центральный, Южный, Восточный.

Вооружённые силы комплектуются за счёт вербовки добровольцев из числа индийских граждан независимо от их религиозной или кастовой принадлежности. Однако многие воинские части комплектуются по этнорегиональному принципу . Офицерский корпус подразделяется на офицеров кадровой и некадровой службы. Кадровый офицерский состав комплектуется за счёт выпускников военных учебных заведений. Некадровый офицерский состав набирается, главным образом, из числа гражданских лиц, имеющих высшее образование и желающих временно служить в вооружённых силах.

Первоначальная трёхлетняя подготовка офицеров ведётся в Национальной военной академии в Кхадаквасле (англ.) русск. и в колледже сухопутных войск в Мхоу (англ.) русск. . По окончании учёбы курсанты направляются для дальнейшей подготовки в Индийскую военную академию в Дехра Дун (англ.) русск. и академию ВВС (англ.) русск. со сроком обучения 1-1,5 года, после чего им присваиваются офицерские звания. Выпускникам военно-морского отделения Национальной военной академии офицерские звания присваиваются после полутора лет службы на учебных и боевых кораблях.

В штабном колледже (англ.) русск. проходят подготовку офицеры с выслугой не менее шести лет, с должностей командира роты, им равных и выше (до командира дивизии). Резерв вооружённых сил (535 тыс. человек) состоит из резерва первой очереди сухопутных войск - 300 тыс. человек, прослуживших не менее 5 лет в регулярных частях (в военное время может быть набрано ещё 500 тыс. человек в возрасте до 50 лет), территориальной армии (добровольческая армия) - 40 тыс., резерва ВВС - 140 тыс. и резерва ВМС - 55 тыс. человек.

Состав вооружённых сил

Регулярные Вооружённые Силы Индии, включают

Кроме того, в Индии имеются различные военизированные формирования (около 1,090 тыс. человек): национальные силы безопасности, специальные военизированные силы, специальные пограничные силы и ряд других. Мобилизационные ресурсы страны 770 млн человек, из них 560 млн годных к военной службе.

Береговая охрана

Береговая охрана - около 8 тыс. человек, 12 патрульных кораблей, 22 патрульных катера, 20 самолётов, 15 вертолётов.

Ядерное оружие

Индия произвела первое испытание ядерного заряда мощностью 20 килотонн 18 мая 1974 года на полигоне Покхаран в штате Раджастхан. Официально ядерной державой Индия стала в 1998 году, совершив серию из 5-ти подземных ядерных испытаний «Шакти-98».

В структуре индийских вооружённых сил для управления ядерными силами создана специальная структура - NCA (Nuclear Command Authority), Администрация ядерного командования. Это не только военный, но и военно-политический орган управления. Ядерное командование занимается ядерным планированием в интересах обороны, отвечает за принятие и реализацию решения об использовании ядерного оружия для отражения внешней агрессии, во главе него стоит премьер-министр.

Органом оперативно-технического военного управления, подчинённым непосредственно NCA и председателю комитета начальников штабов вооружённых сил Индии, является сформированное в 2003 году Командование стратегических сил (Strategic Forces Command - SFC). Оно осуществляет координацию действий ядерных компонентов сухопутных войск и ВВС, представленных частями СВ, оснащёнными баллистическими ракетами наземного базирования и авиационными эскадрильями самолётов-носителей ядерных бомб. В обозримом будущем в сферу ответственности SFC также войдут ныне создаваемые морские стратегические ядерные силы.

Командование стратегических сил имеет в своём распоряжении, в составе сухопутных войск, две группы тактических баллистических ракет «Притхви-2» , по одной группе баллистических ракет оперативно-тактического назначения «Агни-1» и средней дальности «Агни-2», «Агни-3», «Агни-4». В ВВС Индии носителями ядерного оружия могут быть французские тактические истребители «Мираж-2000Н» и русские Су-30МКИ. Морскую компоненту своих ядерных сил Индия начала создавать ещё с помощью СССР. В 1988 году в аренду индийским ВМС была передана АПЛ К-43 проекта 670. В Индии её назвали «Чакра», за три года её аренды индийские моряки получили уникальный опыт её использования. В РФ продолжили эту добрую традицию, для ВМС Индии предназначена построенная в Комсомольске-на-Амуре многоцелевая АПЛ К-152 («Нерпа») проекта 971И. Срок аренды будет до 10 лет, индийцы её также назвали «Чакра». Кроме того, индийцы и сами строят АПЛ, причём стратегические, вооружённые ядерными баллистическими ракетами. По программе ATV (Advanced Technology Vessel - «Судно передовой технологии») строятся три АПЛ, проект был создан ещё в конце 80-х годов. Головная АПЛ «Арихант» (на санскрите означает «Истребитель врагов») будет введена в строй в этом или 2012 году. Её ударную мощь составляют 12 баллистических ракет средней дальности К-15 «Сагарика». Эту ракету разработал Хайдарабадский центр ракетостроения Организации оборонных исследований и разработок (DRDO) - орган государственной власти Индии, отвечающий за развитие технологий в военных целях и находящийся в подчинении Министерства обороны Индии.

Согласно военной доктрине Индии вооруженные силы страны предназначены для обеспечения стратегических целей индийского руководства по достижению лидирующего положения в Южной Азии и прилегающей зоне Индийского океана, а также для оказания в случае необходимости помощи правительству 8 поддержании общественной безопасности и правопорядка. По численности они занимают третье место в мире, имеют опыт ведения боевых действий, оснащены современным оружием и военной техникой. Части регулярной армии широко используются в борьбе с мусульманскими террористами в штате Джамму и Кашмир, сикхскими сепаратистами в Пенджабе, повстанческими движениями в северо-восточных штатах страны.

В условиях сохранения напряженности в отношениях с , который рассматривается в качестве глазного вероятного противника Индии, недоверия и подозрительности к политике Китая в регионе, нестабильности внутриполитической обстановки индийское руководство придает особое значение вопросам дальнейшего укрепления вооруженных сил, повышения их боевой мощи. В соответствии с принятой в середине 80-х годов программой «Армия-2000» повышение боевых возможностей вооруженных сил осуществляется по следующим направлениям: наращивание их численности и боевого состава, совершенствование системы управления войсками и организационно-штатной структуры соединений и частей, оснащение современными образцами оружия и военной техники, повышение эффективности оперативной и боевой подготовки штабов и войск. В результате, по мнению военнополитического руководства, индийские вооруженные силы будут способны вести в случае необходимости активные наступательные боевые действия против Пакистана и одновременно жесткую оборону на индийско-китайской границе.

Предусматривается также достичь к 2000 году самообеспеченности вооруженных сил оружием и техникой. В этих целях намечается дальнейшее наращивание военного производства, строительство новых, модернизация и расширение действующих оборонных предприятий, активизация НИОКР в военной области. В настоящее время потребности в оружии и технике удовлетворяются за счет производства их на собственных предприятиях и путем закупок за рубежом. Военное производство в Индии в значительной степени зависит от иностранной помощи (приобретение лицензий и технологий, поставка многих видов сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих детагей и узлов, обучение персонала и т. д.).

До 1992 гола основным зарубежным поставщиком современного вооружения для Индии являлся бывший Советский Союз. С образованием СНГ индийское руководство не отказалось от продолжения военно-экономического сотрудничества с входящими в его состав независимыми государствами. Одновременно Индия, как отмечают зарубежные военные эксперты, активизировала усилия по развитию отношений в военной области с ведущими странами Запада, и прежде всего с США.

Особенностью военного строительства в Индии является строгое соблюдение принципов верховенства гражданской власти над вооруженными силами и их неучастия в политической жизни страны. Военнослужащим запрещается состоять в каких-либо политических партиях, профсоюзных и других общественных организациях, принимать участие в проводимых ими мероприятиях, выступать в средствах массовой информации с изложением своих политических взглядов, а также баллотироваться кандидатами в депутаты парламента, хотя они обладают избирательным правом.

Органы высшего военного управления. По конституции Индии верховным главнокомандующим вооруженными силами является президент, который действует в соответствии с рекомендациями кабинета министров и премьер-министра. На практике наиболее важные решения по основным аспектам внутренней и внешней политики, в том числе проблемам военного строительства, принимаются комитетом кабинета министров по политическим вопросам. В состав комитета входят: премьер-министр (председатель), министры обороны, иностранных дел, внутренних дел, финансов и промышленности. В случае необходимости на заседания комитета приглашаются другие министры, а при рассмотрении военных вопросов - начальники штабов (командующие) видов вооруженных сил. Организаторская работа по подготовке проектов решений и их выполнению, а также по анализу состояния и разработке основных направлений развития воооуженных сил ведется комитетом оборонного планирования - постоянно действующим органом, входящим в состав секретариата кабинета министров.

Министерство обороны является высшим органом административного управления, проводящим политику правительства в области военного строительства. К его функциям относятся: вопросы общего строительства вооруженных сил, их мате-риально-техни-еского и финансового обеспечения, планирования и организации НИОКР, военного производства и закупок вооружения; организация взаимодействия с кабинетом министров и ведомствами; административное ц аддроаые вопросы; координация действий видов вооруженных сил в мирное время.

Министр обороны (гражданское лицо) осуществляет оперативное руководство вооруженными силами через комитет начальников штабов (КНШ) видов вооруженных сил. Ему подчинены три департамента (обороны, военного производства и поставок, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ), ряд комитетов (министра обороны, начальников штабов видов вооруженных сил, объединенный разведывательный, по военному производству и поставкам, по мобилизационному развертыванию), а также совет по вопросам военных исследований и развития. Департаменты, возглавляемые соответствующими секретарями министерства обороны, состоят из управлений (директоратов).

Комитеты, созданные при министре обороны, выполняют роль связующих органов между военными и гражданскими государственными структурами, между министерством обороны и видами вооруженных сил. Комитету министра обороны подчинены два подкомитета: по личному составу и по вопросам материально-технического обеспечения войск. КНШ является органом оперативного управления вооруженными силами и одновременно консультативным органом по принципиальным вопросам строительства и использования вооруженных сил. Его председателем назначается по совместительству начальник штаба одного из видов вооруженных сил, старший по сроку пребывания в этой должности. КНШ имеет в подчинении девять подкомитетов: оперативного планирования, боевой подготовки, тылового обеспечения, взаимодействия видов вооруженных сил, разработки и усовершенствования оружия и военной техники, радиоэлектронной борьбы, разведывательный (радиоперехвата и дешифрования), связи и электроники, медицинского обеспечения.

Объединенный разведывательный комитет (ОРК) является высшим координирующим органом военной разведки. В его состав входят начальники разведок видов вооруженных сил, их заместители по контрразведке, а также представители МВД и МИД. В подчинении ОРК имеются два подкомитета: внутренней и внешней разведки. Разработанные в ОРК документы докладываются министру обороны, а также высшему совету по разведке при секретариате премьер-министра. Комитет по военному производству и поставкам разрабатывает планы производства оружия и боевой техники, координирует деятельность военных заводов и гражданских предприятий, выпускающих продукцию военного назначения, планирует закупки за рубежом.

Комитет по мобилизационному развертыванию разрабатывает планы перевода системы государственного управления и экономики на режим работы военного времени, а также мобилизационного развертывания вооруженных сил и их резервных компонентов в угрожаемый период илл с началом войны. В его состав входят: министр обороны (председатель), секретарь кабинета министров, секретари департаментов министерства обороны.

Совет по вопросам военных исследований и развития формулирует программы НИОКР в интересах вооруженных сил, следит за их финансовым обеспечением и подготовкой научно-технического персонала, контролирует деятельность департамента НИОКР министерства обороны.

Вооруженные силы Индии (см. рисунок) состоят из сухопутных войск, военно-воздушных и военно-морских сил. Их общая численность, по оценкам иностранных военных специалистов, составляет около 1,3 млн. человек.

Сухопутные войска насчитывают 1,1 млн. человек. Непосредственное руководство ими осуществляет начальник штаба (он же командующий). Штаб планирует и организует оперативную и боевую подготовку, разрабатывает организационно-штатную структуру соединений и частей, планы развития, мобилизационного и оперативного развертывания войск, а также контролирует повседневную деятельность подчиненных штабов, соединений, частей и военных учебных заведений.

Основными компонентами сухопутных войск являются: пехота, механизированные и бронетанковые войска, артиллерия, войска противовоздушной обороны, армейская авиация, а также инженерные войска и войска связи.

Организационно они разделены на пять военных округов (Северный, Западный, Восточный, Центральный, Южный), которые являются органами административного управления, Командующему округом подчинены все войска и военные учреждения, дислоцирующиеся на территории округа, за исключением соединений и частей центрального подчинения.

В боевом составе сухопутных войск насчитывается 11 армейских корпусов, 36 общевойсковых дивизий (в том числе две бронетанковые, одна механизированная, 17 пехотных, пять мотопехотных, 11 горно-пехотных), 16 отдельных бригад (семь бронетанковых, шесть пехотных, две горно-пехотные, одна парашютно-десантная), семь артиллерийских (одна - реактивной артиллерии) и восемь зенитных артиллерийских бригад, восемь эскадрилий армейской авиации, отдельные полки и батальоны, а также части и подразделения боевого обеспечения и тылового обслуживания.

На вооружении сухопутных войск находится около 3200 боевых танков «Виджаянта», Т-55 и Т-72, свыше 3900 орудий полевой артиллерии, около 2500 минометов калибров 81, 120 и 160 мм, ПТУР «Милан», SS-11-B1, «Малютка», «Фагот» (всего около 700 ПУ), до 2500 57- и 106-мм безоткатных орудий, ЗРК «Тайгер Кэт», «Квадрат», «Стрела-10», «Оса-АКМ» (всего до 100 ПУ), свыше 1700 23- и 40-мм зенитных орудий, около 1500 боевых бронированных машин, в том числе свыше 100 плавающих танков ПТ-76, до 1200 боевых машин пехоты БМП-1 и БМП-2, около 150 вертолетов боевого обеспечения «Четак» и «Читах».

Высшим тактическим соединением сухопутных войск является армейский корпус , боевой и численный состав которого определяется характером возлагаемых на него задач. В него могут входить две - четыре дивизии (в том числе одна бронетанковая), одна-две отдельные бригады (одна бронетанковая), одна-две артиллерийские бригады и одна зенитная артиллерийская. В ходе стратегического учения вооруженных сил Индии «Брасс тэк» (ноябрь 1986 - март 1987 года) впервые в истории индийской армии отрабатывались вопросы ведения боевых действий в масштабе такого оперативного объединения, как полевая армия, имевшая в своем составе три армейских корпуса.

Дивизия является основным тактическим соединением.

Наибольшей ударной мощью обладает бронетанковая дивизия (18 800 человек). Она включает три бронетанковые бригады (всего шесть танковых и четыре механизированных полка) и одну артиллерийскую (четыре средних самоходноартиллерийских полка, один зенитный самоходно-артиллерийский и один легкий зенитный артиллерийский), отдельные полки (разведывательный, инженерный и связи), подразделения тылового обеспечения. На вооружении дивизии находится до 280 боевых и 54 плавающих танка, свыше 200 БМП и БТР, 72 130-мм САУ, 24 миномета калибра 81 мм, 32 106-мм безоткатных орудия, 56 23-мм зенитных самоходных и буксируемых установок.

Механизированная дивизия (18 700 человек) имеет три механизированные бригады (по два механизированных полка и одному танковому) и одну артиллерийскую (такого же состава, как в бронетанковой дивизии), отдельные полки (связи и инженерный), подразделения тылового обеспечения. На ее вооружении имеется 138 боевых танков, свыше 320 боевых машин пехоты, 72 130-мм САУ, 36 минометов калибра 81 мм, 48 106-мм безоткатных орудий, 56 единиц зенитных средств.

В пехотную дивизию (16 500 человек) входят три пехотные бригады (по три пехотных батальона) и одна артиллерийская (один средний и три полевых артиллерийских полка, один легкий минометный), отдельные полки (танковый, связи и инженерный), подразделения тылового обеспечения. На ее вооружении находится 45 боевых танков, 72 орудия полевой артиллерии, 66 минометов калибров 81 и 120 мм, 72 106-мм безоткатных орудия.

Мотопехотная дивизия (15 700 человек) представляет собой реорганизованную пехотную дивизию, в состав которой вместо одной пехотной введена механизированная бригада (два механизированных полка и один танковый), а две другие бригады являются мотопехотными (на автомобилях или БТР). В некоторых мотопехотных дивизиях механизированные бригады реорганизованы в бронетанковые. Количество танков в дивизии возросло до 90 единиц, имеется также свыше 100 БМП, что позволило повысить ударную мощь и мобильность мотопехотной дивизии по сравнению с пехотной.

Горно-пехотные дивизии предназначены для ведения боевых действий главным образом в северных и северо-восточных штатах Индии. В каждой дивизии (15 500 человек) имеются три горно-пехотные бригады (по три горно-пехотных батальона) и одна артиллерийская (три горноартиллерийских полка и один минометный), части и подразделения боевого и тылового обеспечения. В отличие от дивизий других типов в горно-пехотной дивизии имеются подразделения гужевого транспорта и вьючных животных. В последнее время в артиллерийские бригады некоторых горно-пехотных дивизий вводятся средние артиллерийские полки (18 155-мм гаубиц FH-77B шведского производства). На вооружении дивизии состоит 54 75-мм гаубицы, 66 минометов калибров 81 и 120 мм, 36 57-мм безоткатных орудий. Отдельные бригады (4,5-5,5 тыс. человек) имеют, как правило, по три батальона соответствующего рода войск, один-два артиллерийских полка, подразделения боевого и тылового обеспечения. В отдельную бронетанковую бригаду может включаться механизированный полк.

Программа модернизации сухопутных войск предусматривает внедрение автоматизированных систем управления, совершенствование организационно-штатной структуры соединений и частей, оснащение их современными образцами оружия и военной техники. В некоторые пехотные дивизии включены бронетанковые бригады. Рассматривается вопрос о формировании артиллерийской дивизии и отдельной механизированной бригады. На вооружение сухопутных войск поступают 155-мм шведские гаубицы, производимые по лицензии танки Т-72 и боевые машины пехоты БМП-2, проводится модернизация танков Т-55 (устанавливаются 105-мм пушки и более современные приборы управления огнем) и «Виджаянта». К середине 90-х годов планируется оснастить сухопутные войска ракетными комплексами оперативно-тактического назначения национальной разработки.

Военно-воздушные силы предназначены для выполнения следующих основных задач: завоевание и удержание превосходства в воздухе, оказание непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам и ВМС, изоляция района боевых действий, прикрытие зойск и важных объектов от ударов авиации противника, ведение воздушной разведки. Они включают боевую и вспомогательную авиацию, силы и средства противовоздушной обороны. В ВВС имеется 40 авиационных крыльев, в состав которых входят 45 эскадрилий боевой авиации (около 800 самолетов) и 43 эскадрильи вспомогательной авиации (до 300 самолетов и около 300 вертолетов), а также пять крыльев зенитных управляемых ракет (52 эскадрильи ЗУР, 300 ПУ ЗУР «Двина», «Оса-АКМ» и «Печора»).

Авиационное крыло считается тактической частью индийских ВВС. Оно состоит из штаба, одной - четырех авиационных эскадрилий, подразделений боевого обеспечения и тылового обслуживания. В него могут входить эскадрильи различных родов авиации. Авиационная эскадрилья является основным тактическим подразделением, способным действовать самостоятельно или в составе авиакрыла. Она включает три отряда, два из которых боевые (летные), третий - технический. На вооружении эскадрильи состоят самолеты одного типа, количество которых зависит от предназначения эскадрильи: в истребительно-бомбардировочной- 20, в остальных - по 16. Боевая авиация включает бомбардировочную (две эскадрильи, 20 легких бомбардировщиков «Канберра» В-58), истребительно-бомбардировочную (21 эскадрилья, около 400 истребителей-бомбардировщиков «Аджит», «Хантер», «Ягуар», МиГ-23БН, МиГ-27м, МиГ-21бис, «Мираж» 2000), истребительную ПВО (20 эскадрилий, около 340 истребителей МиГ-21 различных модификаций, МиГ-23МФ, МиГ-29), разведывательную (две эскадрильи, до 30 самолетов-разведчиков аКанберра» PR-57, HS-748R, МиГ-25рб).

В состав вспомогательной авиации входят подразделения транспортной авиации (11 эскадрилий, около 150 самолетов Ил-76, Ан-32, Ан-12, HS-748, «Дорнье-228») и самолетов связи, а также учебно-боевые и учебные эскадрильи. Кроме того, в ВВС имеются эскадрильи боевых вертолетов (около 30 Ми-25 и Ми-35), вертолетов боевого обеспечения и транспортных вертолетов (Ми-8, "Ли-17, Ми-26, «Четак», «Читах»).

Вся авиация распределена по следующим пяти авиационным командованиям: Западное, Юго-Западное, Центральное, Восточное, Южное. Их командующие отвечают за боевую готовность частей и подразделений авиации, планируют и проводят мероприятия по оперативной и боевой подготовке в масштабах командования, организуют взаимодействие с сухопутными войсками и ВМС. В ВВС имеются также два функциональных командования: материально-технического обеспечения и учебное.

Силы и средства противовоздушной обороны включают подразделения истребительной авиации ПВО (из состава ВВС), зенитных управляемых ракет и радиотехнических войск (радиотехнические эскадрильи, стационарные и мобипьные радиолокационные посты). В Индии имеется пять районов ПВО, границы которых совпадают с границами соответствующих авиационных командований. Районы ПВО делятся на сектора - от одного до трех. Сектор является низшей территориальной и основной тактической единицей ПВО, в пределах которой осуществляется планирование боевых действий и руководство силами и средствами.

Планом строительства ВВС предусматривается дальнейшее повышение боевых возможностей этого вида вооруженных сил прежде всего за счет переоснащения частей и подразделений современными самолетами и средствами ПВО. Продолжается поступление в войска истребителей-бомбардировщиков «Ягуар» и МиГ-27М, строящихся по лицензиям на предприятиях индийской авиационной промышленности и предназначенных для замены устаревших самолетов «Хантер» и «Аджит». Ведутся работы по созданию легкого боевого самолета и многоцелевого вертолета национальной разработки.

Для повышения эффективности ПВО осуществляются мероприятия по совершенствованию системы управления силами ПВО, оснащение частей и подразделений более совершенными средствами обнаружения воздушных целей и управления, в том числе собственного производства. На завершающей стадии находятся работы по созданию отечественных зенит-кых ракетных комплексов различной дальности.

Предназначены для ведения самостоятельных боевых действий по защите побережья страны, островных территорий и морских коммуникаций, а также по уничтожению боевых надводных кораблей и подводных лодок противника в акваториях Аравийского моря и Бенгальского залива, обеспечению высадки и действий морских десантов, поддержке сухопутных войск на приморских направлениях.

Организационно ВМС состоят из трех военно-морских командований (Западного, Южного и Восточного со штабами в главных военно-морских базах Бомбей, Кочин и Визагапатнам соответственно), авиации флота и подразделений береговой артиллерии. Западное и Восточное командования являются оперативными и имеют оперативные флоты (Западный и Восточный), а Южное - учебное.

В состав Западного флота входят отдельные боевые корабли, в том числе два противолодочных авианосца английской постройки «Викрант» (тип «Мажестик») и «Вираат» («Гермес»), четыре эсминца УРО проекта 61М, три фрегата УРО проекта 16, два фрегата типа «Линдер», три дивизиона подводных лодок (всего десять единиц), по одному дивизиону малых ракетных кораблей (пять), сторожевых кораблей (три), морских тральщиков (шесть) и ракетных катеров (восемь). В Восточный флот входят отдельные боевые корабли, в том числе эсминец УРО проекта 61М и четыре фрегата типа «Линдер», а также два дивизиона подводных лодок (восемь единиц), один дивизион малых ракетных кораблей (две), один малых противолодочных кораблей (восемь), ракетных катеров (восемь), два - танкодесантных кораблей (девять).

Всего в индийских ВМС, судя по материалам иностранной прессы, находится до 85 боевых кораблей, в том числе 18 дизельных торпедных подводных лодок, два противолодочных авианосца, 16 ракетных кораблей, 20 противолодочных кораблей, девять десантных и девять минно-траль-ных кораблей, около 40 боевых катеров, из них 16 ракетных. Авиация флота оснащена самолетами и вертолетами палубной и базовой авиации различного назначения, которые сведены в авиационные и вертолетные эскадрильи. Всего имеется свыше 40 боевых самолетов и около 70 вертолетов, в том числе 22 палубных истребителя «Си Харриер» Мк51, восемь самолетов дальней морской разведки Ту-142М, пять разведывательных противолодочных самолетов Ил-38, четыре противолодочных самолета Бреге 1050 «Ализе», десять патрульных самолетов «Айлендер», 20 противолодочных вертолетов Ка-25пл и Ка-28, до 40 противолодочных вертолетов «Си Кинг».

Береговая артиллерия предназначена для защиты военно-морских баз и пунктов базирования сил флота от нападения противника с моря. Организационно она состоит из ракетного дивизиона противокорабельных ракет, дивизиона береговой артиллерии, отдельных ракетной и артиллерийских батарей. На вооружении имеется 18 пусковых установок противокорабельных ракет, свыше 40 орудий береговой и зенитной артиллерии,

В соответствии с планами индийского командования дальнейшее повышение боевых возможностей ВМС предусматривается осуществлять путем увеличения количественного состава сил флота за счет как закупок кораблей за рубежом, так и строительства на национальных судоверфях, а также путем модернизации находящихся в строю кораблей.

Планируется ввод в боевой состав флота головного в серии эсминца УРО «Дели» (проект 15) собственной постройки и второй подводной лодки проекта 1500, построенной в Индии по лицензии ФРГ (в дополнение к двум лодкам этого проекта, поставленным из ФРГ).

Комплектование вооружённы» сил осуществляется за счет вербовки добровольцев из числа индийских граждан мужского пола независимо от их религиозной или кастовой принадлежности. Допускается вербовка в индийскую армию жителей Непала (гуркские части), а для нестроевой службы - женщин-специалистов.

Набор новобранцез проводится через сеть вербовочных пунктов (от 60 до 70 пунктов для каждого вида вооруженных сил). Возраст новобранцев: 15 - 19 лет для службы в ВВС, 16-25 лет в сухопутных войсках. Образовательный ценз в зависимости от вида вооруженных сил и будущей специальности также варьируется от начального до среднего. Все новобранцы должны быть здоровы и отвечать следующим стандартам физического развития: рост - не менее 164 см, объем груди - 78 см, вес - 51 кг. Принятые на службу лица направляются для прохождения военной подготовки з полковые учебные центры сухопутных войск, учебные центры и технические школы ВВС, школы юнг ВМС. Сроки службы составляют: в сухопутных войсках - десять лет в кадрах и пять в резерве, в ВВС и ВМС - 15 и шесть.

Сержантский состав подбирается из числа наиболее подготовленных солдат и матросов, прослуживших определенный срок в регулярных частях и проявивших способности к военной службе. Подготовка и совершенствование профессиональных навыков сержантского состава проводятся на специальных курсах при учебных центрах. Продолжительность учебы на курсах от трех месяцев до года

Отбор кандидатов и комплектование военных учебных заведений по подготовке офицеров осуществляется за счет выпускников детских военизированных школ (по типу суворовских училищ), выпускников Национального кадетского корпуса, студентов и выпускников гражданских учебных заведений, а также наиболее подготовленных солдат и матросов, изъявивших желание стать офицеоами. Начальная военная подготовка кадетов для всех видов вооруженных сил проводится в Национальной военной академии (срок обучения два-три года в зависимости от факультета). После этого кадеты направляются в специализированные училища и колледжи видов вооруженных сил и родов войск, по окончании которых им присваивается первичное офицерское звание, В училища видов вооруженных сил принимается также и гражданская молодежь из числа выпускников высших учебных заведений.

Во время службы офицеры периодически проходят подготовку и переподготовку на специальных курсах, действующих при военных училищах, что является обязательным условием для продвижения по службе. Завершающим этапом подготовки офицерских кадров является обучение в Национальном колледже обороны (г. Дели). В него зачисляются офицеры всех видов вооруженных сил е звании бригадир (в порядке исключения - полковник), а также высшие чиновники министерства обороны, иностранных дел, внутренних дел, связи.

Воинские звания до майора включительно присваиваются по истечении срока выслуги лет в предыдущем звании, а от подполковника и выше - выборочно на конкурсной основе при наличии вакансий и с учетом выслуги лет в предыдущем звании. Установлены следующие сроки выслуги для присвоения очередных воинских званий: лейтенант - два года, капитан - три, майор - шесть лет, подполковник и полковник - четыре года, бригадир - два, генерал-майор и генерал-лейтенант - три. Звание генерал и ему соответствующие в ВВС и ВМС присваиваются независимо от выслуги лет в предыдущем звании одновременно с назначением на должность начальника штаба (командующего) соответствующего вида вооруженных сил. Перед присвоением воинского звания офицеры сдают аттестационные экзамены. Не сдавшие экзамен 3 раза подряд считаются неспособными к дальнейшей службе и увольняются в запас. Установлены соответствующие пределы возраста для службы в вооруженных силах: от лейтенанта до подполковника - 50 лет, полковник - 52 года, бригадир - 54, генерал-майор - 56 лет, генерал-лейтенант - 58, генерал - 60. Воинские звания офицерского состава вооруженных сил Индии приведены в таблице.

Денежное содержание офицеров и генералов состоит из окладов по должности и воинскому званию, а также дополнительных выплат. Хотя оно по своим размерам считается довольно скромным, но в 2 - 3 раза превышает оклады других государственных служащих. Ежемесячное денежное содержание офицерского. состава без дополнительных выплат колеблется от 92 долларов США у второго лейтенанта до 204 у бригадира и 360 у генерала. Кроме основного оклада, офицерам начисляются дополнительные выплаты, в том числе при присвоении первичного офицерского звания, за определенное количество лет службы на офицерских должностях, за знание иностранного языка, за прохождение службы в районах, где офицеры находятся без семей.

В вооруженных силах Индии осуществляется комплекс мер, направленных на повышение социальной защищенности и улучшение материально-бытового положения военнослужащих: предоставление офицерам жилой площади и полной компенсации оплаты за нее в случае аренды, обеспечение бесплатным продовольственным пайком и продажа офицерам ряда товаров на льготных условиях, выплата денежных средств на приобретение и поддержание в надлежащем виде военной формы одежды, возмещение офицерам и членам их семей транспортных расходов при переезде к новому месту службы, к месту проведения ежегодного отпуска и обратно, бесплатное медицинское обслуживание офицеров, членов их семей и родителей офицеров, освобождение от уплаты всех видов налогов, возмещение офицерам (или членам их семей) ущерба в случае гибели офицера, получения им травм или потери трудоспособности.

Полковник А. Прокопьев

Тамильский военный эксперт Кришнасвами Субрахманьям.
Фото с сайта www.foreignpolicy.com

Любая война способствует глубокой трансформации армии и пересмотру основных подходов обеспечения безопасности государства. Именно это произошло в 1999 году, после трехмесячной войны между Пакистаном и Индией на территории спорного района Каргил провинции Кашмир (Kargil, Kashmir), завершившейся победой Индии. Это был уже 4-й военный индо-пакистанский конфликт – после Первой Кашмирской войны 1947 года (First Kashmir War), пакистанской операции «Гибралтар» 1965 года (Pakistan’s Operation Gibraltar) и пакистанской операции «Поиск света» в ходе Войны за освобождение Бангладеш 1971 года (Operation Searchlight, Bangladesh Liberation War).

Казалось бы, эта конфликтогенная зона не вызывает удивления в мировом сообществе – регион взрывоопасен. Однако принципиальное отличие 4-го эпизода обострения отношений Индии и Пакистана заключено в том, что это была реальная война двух ядерных держав. Индия вошла в ядерный клуб еще в 1974 году, Пакистан – в 1998 году.

ЧЕТЫРЕ БАЗОВЫХ ТРЕБОВАНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ

Военно-практическая «ценность» Каргильского конфликта, заставившая вынести определенные уроки, включает три критических фактора: развязывание военных действий со стороны Пакистана и вторжение его армии было относительно неожиданным для индийского руководства (включая спецслужбы страны); военные столкновения двух стран «традиционно» оборачиваются большими человеческими жертвами; к ожесточенному противостоянию прибавился ядерный вопрос. Все это в совокупности послужило поводом серьезных трансформационных изменений в Индийской армии.

Один из важных документов индийского оборонного истеблишмента уровня Think-Tank называется «Посткризисные военные реформы Индии 1998–2010 годов» (Post-Crises Defence Reforms in India, 1998–2010). Доклад был подготовлен на основе рекомендаций специально созданного Комитета по обзору Каргильского конфликта (Kargil Review Committee) при непосредственном участии Делийского Института оборонных исследований и анализа (Institute for Defence Studies and Analyses) и представлен в парламент Индии.

Несмотря на выявленные существенные недостатки в армии Индии, в ее управлении и подготовке войск (особенно в аспекте ведения действий в горной местности), экспертами был выбран не кардинальный революционный вариант трансформирования ВС, а поэтапный мягкий «benign» – подход с постепенным наращиванием необходимых способностей. На этом настоял известный тамильский военный эксперт Кришнасвами Субрахманьям, дуайен оборонных экспертных кругов Индии, основатель Делийского Института оборонных исследований и анализа, глава Комитета по обзору Каргильского конфликта (скончавшийся в феврале этого года).

В формирование рекомендаций доклада внесли существенный вклад четыре экс-министра военного ведомства Индии: Нариндер Натх Вохра, Аджай Викрам Сингх, Нареш Чандра и Джасвант Сингх, а также представители штабов трех видов ВС Индии и секретарь Комитета по обзору Каргильского конфликта Сатиш Чандра, который возглавляет главный разведывательный аналитический центр Индии – Объединенный разведывательный комитет (Joint Intelligence Committee, JIC).

Под руководством г-на Субрахманьяма Комитет по обзору Каргильского конфликта разработал несколько четких рекомендаций или требований, выполняемых в настоящее время в ходе строительства ВС Индии. Первое, на что было обращено внимание – состояние Национального Совета безопасности (National Security Council), внутриполитическое влияние которого было усилено. Также был усилен с предоставлением больших полномочий Объединенный разведывательный комитет, который интегрировали с Национальным Советом безопасности.

В целом Комитет по обзору Каргильского конфликта пришел к выводу, что слабость разведывательных структур Индии весьма осложнила ход Каргильской войны 1999 года. Было создано Оборонное разведывательное агентство (Defence Intelligence Agency, DIA), призванное глубоко интегрировать разведку в оборонное ведомство.

Не менее важное место в пункте рекомендаций, касающихся различных вопросов разведки, Комитет по обзору Каргильского конфликта отвел стимулированию в экспертной среде так называемого «мозгового штурма», поощрению обмена мнениями и открытых дискуссий экспертов и политиков (по-западному, Think-Tanks) с целью поиска путей совершенствования аналитики, разведки и прогноза. По мнению экспертов, в настоящее время в Индии наблюдается недостаток стратегических аналитических оборонных концепций. «Мозговому штурму» должны способствовать большая открытость военных для СМИ и ретроспективные исследования истории индо-пакистанского конфликта, желательно на основе рассекреченных документов (что в Индии пока не торопятся делать).

Второе требование Комитета по обзору Каргильского конфликта касалось создания индийской спутниковой разведывательной группировки (первый подобный спутник уже запущен) и разработки флота беспилотных летательных аппаратов (БЛА). Помимо этого, в 2004 году была создана специальная структура электронной и информационной разведки Индии, которая называется Национальная организация технических исследований (National Technical Research Organisation, NTRO) по аналогии с американским Национальным агентством безопасности – National Security Agency.

В аспекте освоения новых технологий, в частноти БЛА, стоит отметить, что созданный индийцами параллельно для выработки рекомендаций по ОПК Келькарский комитет (Kelkar Committee) резюмировал, что для достижения технологического прорыва необходимо интегрировать оборонное производство в частный сектор экономики, а также придерживаться большей открытости для общества в оборонном планировании.

Третье требование Комитета по обзору Каргильского конфликта, следующее после важных структурных изменений и решений в разведывательной сфере, посвящено контртеррористической деятельности. Примечательно, что индийцы внедрили ключевой подход, наблюдаемый в западных странах и, к сожалению, пока еще не имеющий должного развития в России (страдающей регулярно от массовых терактов). Подход заключен в создании «околоармейских», полицейских сил для противодействия терроризму. Однако это решение все равно остается неординарным с точки зрения общепринятых понятий о функциях традиционной армии, поэтому его выполнение вызывает достаточное сопротивление в политических кругах Индии.

Следующее, четвертое требование Комитета по обзору Каргильского конфликта касается создания оперативно-тактических пограничных сил (Task force on border management) и специального комитета, который должен заниматься политикой в сфере охраны границ.

Комитет по обзору Каргильского конфликта уделил внимание модернизации армии (но не такой интенсивной, как, например, в России), созданию и закупкам новых вооружений (ключевое ответственное агентство – Организация оборонных исследований и разработок, Defence Research and Development Organisation, DRDO). Кстати, мощнейшим направлением развития ОПК Индии являются ракетные технологии. «НВО» подробно рассказывало о проекте «БраМос» в одном из предыдущих номеров (см. статью «БраМос: пятая высота» в НВО № 30 от 12.08.11). Индия планирует создать целый флот сверх- и гиперзвуковых крылатых ракет и поставлять их не только в свои войска, но и страны-союзницы (в том числе своим соседям Индонезии и Малайзии).

Последние испытания новых модификаций ракет БраМос были посвящены отработке ее боевого применения в условиях горного рельефа. И это не случайно, так как зона Каргильского конфликта – это, по сути, Гималайский регион (самые высокогорные места планеты). В более широком масштабе горный гималайский рельеф объединяет не только Индию и Пакистан, но и такие страны, как Непал, Тибет (Китай), Бутан, Бирму (Мьянма), и даже Афганистан. Однозначно можно отметить, что индийские военные рассматривают продолжение вооруженного противостояния в этой горной зоне как реальность.

Конечно, в рекомендациях была в очередной раз пересмотрена и ядерная программа Индии. Комментируя ядерный вопрос на одном из телемостов Москва–Дели в РИА Новости, старший научный сотрудник по направлению исследований Евразии Делийского Института оборонных исследований и анализа Смита Пурушоттам подчеркнула, что сегодня политика Индии в отношении ядерного оружия очень ответственная, государство строго придерживается стратегии нераспространения ядерного ОМУ в регионе и мире в целом. Ядерная политика Индии имеет две установки: отказ от стратегии первого удара и минимизация ядерного арсенала в интересах обороны государства и сдерживания. Индия продолжает выполнять добровольный мораторий на ядрные испытания с 1998 года. Сегодня особое внимание в стране уделяется войскам, охраняющим ядерные арсеналы.

ВЫСШАЯ КАСТА В АРМИИ ИНДИИ

Исторически свой отчет военное ведомство Индии ведет с 1776 года, когда было создано Министерство обороны в Калькутте. С 1895 года армия Индии стала единой с четырьмя военными региональными округами. С 1906 года Минобороны Индии было разделено на два ведомства – армейское и военных поставок. Затем снова было объединение, и начиная с 1947 года Минобороны Индии перешло в подчинение правительства (кабинета министров), а каждый из трех видов ВС имел своего главнокомандующего.

Верховным главнокомандующим ВС Индии является президент страны. В Индии есть должность министра обороны, сейчас ее занимает (с 2006 года) Аракапарамбил Куриен Энтони. И есть еще шесть должностей в ранге министров оборонного ведомства: государственный министр обороны (Minister of State for Defence) и пять специальных министров-секретарей. Группа министров (Group of Ministers, GOM) определяет национальную доктрину по безопасности (National Security Doctrine), директивы (Defence Minister’s Directives), долгосрочные интеграционные перспективные планы строительства ВС (Long Term Integrated Perspective Plans, LTIPP) и объединенный межвидовой план для войск (Joint Services Plan).

Должности начальника Генерального штаба в Индии нет. Есть Объединенный штаб обороны (Integrated Defence Staff, IDS), созданный согласно рекомендациям Комитета по обзору Каргильского конфликта в 2001 году с целью глубокой межвидовой интеграции в Индийской армии. Штаб IDS координирует и ВС, и ОПК. У IDS есть свой глава штаба – начальник Объединенного штаба (Chief of Integrated Staff), в настоящее время этот пост занимает вице-адмирал Шекхар Синха. Ему подчиняется председатель Комитета начальников штабов (Chairman of Chiefs of Staff Committee, CISC) и сам Комитет.

Комитет начальников штабов ответственен за все виды ВС Индии – Сухопутные войска (Indian Army), Военно-морской флот (Indian Navy), Военно-воздушные силы (Indian Air Force) и Береговую охрану (Indian Coast Guard), а также координирует работу Оборонной Группы кризисного регулирования (Defence Crisis Management Group, DCMG). Комитет начальников штабов осуществляет оборонное планирование в рамках пятилетних планов и рекомендаций для формирования ежегодных бюджетов, работает с доктринальными документами, определяет приоритеты строительства ВС.

Базовые недостатки Индийской армии, определенные докладом «Посткризисные военные реформы Индии 1998–2010 годов» следующие: отсутствие интеграции видов и родов войск, а также разведслужб; неоптимизированная вертикаль управления армией; неудовлетворительное оборонное планирование. Именно эти области остаются наиболее сложными в процессе трансформации индийских ВС. Особенно подвергается критике недоработка в определении четких внутривидовых приоритетов, от чего страдает общий интеграционный процесс.

Индия четко ориентирована на копирование американской системы управления войсками, то есть общепринятой западной, натовской. По аналогии с американскими структурами в Индии созданы Военно-учебное командование (Army Training Command, ARTRAC), Управление общих оценок (Office of Net Assessment, ONA) и Центр по оценке и изучению опыта боевых операций (Centre for Army Lessons Learnt, CALL).

Существенным условием выполнения трансформации ВС по западным «лекалам» является достижение интероперабельности различных видов и родов войск в формате объединенных и мобильных группировок. Если в России это направление трансформации буксует из-за излишней централизации управления армией – тяжеловесной командной системы, унаследованной с советских времен, то в Индии все наоборот. В армии отсутствуют эффективные коммуникации между командованиями трех видов ВС, что также делает невозможным продвижение к интероперабельности. В целом наблюдается даже некий внутриармейский раскол, который осложнился тремя проблемами.

Первая проблема заключена в том, что трудно осуществлять четкое военное планирование в масштабах всех индийских ВС, недостижимо согласование общего оперативного плана. Наибольшие разногласия вызывает вопрос поддержки с воздуха войск (Close Air Support, CAS). Командиры-сухопутчики видят задачи ВВС как обеспечение поддержки начальной фазы наступления Сухопутных войск. Авиационные командиры рассматривают свою миссию как самостоятельный воздушный бой с достижением превосходства в воздухе на ТВД и контроля воздушного пространства в зоне военных действий. Расхождение в приоритетах и взглядах на функции ВВС не преодолено, что напрямую отражается на оборонном заказе – сухопутчики требуют увеличения числа грузовой армейской авиации, авиаторы – истребителей для воздушных боев.

В докладе «Посткризисные военные реформы Индии 1998–2010 годов» делается особый акцент на сложившейся ситуации в ВВС. В ходе модернизации Индийской армии именно авиационное командование (признанная элита Индийской армии) стало всерьез беспокоиться о потере своего внутриармейского самостоятельного «суверенитета» – высказываются опасения, что ВВС превратится в подносчиков боеприпасов, силы поддержки и только. Против военных авиаторов объединились командования СВ и ВМС Индии.

Вторая проблема, обусловленная рассогласованием в трехвидовой структуре индийских ВС, касается финансового и военно-технического дублирования. В условиях существовавшего отсутствия комплексного подхода к планированию закупок вооружений и асимметрии информированности военных чиновников о нуждах различных армейских подразделений наблюдалось и наблюдается неэффективное расходование финансовых средств, выделяемых государством на армию. Над этим индийцы работают, совершенствуя процедуры закупок вооружений. Стараются сменить мышление с закупок, ориентированных только на один вид войск (single-service thinking), что обусловлено историческими, социальными и культурными особенностями армейской среды Индии – существенной нехваткой должного взаимодействия между тремя видами ВС. Разработаны специальные требования по обеспечению единых качественных закупок для всех видов и родов войск (Joint Services Quality Requirement, JSQR).

Третья проблема связана с тем, что на одной территории, где осуществляется тренировка или действия войск, командования разных видов ВС не объединяются между собой единым центром. Для изменения ситуации были созданы передовые воздушные командования (Forward Air Commands).

ПОСТКАРГИЛЬСКОЕ И ПОСТДАМАНСКОЕ НАСЛЕДИЕ

Зачастую благодаря инерционному мышлению экспертам не удается высветить те новые «разломы», которые незаметно формируются на фоне исторических тектонических подвижек. Почти все международные эксперты сегодня согласны с тем, что главные события на международной арене будут развиваться в Азиатском регионе. Спорным остается лишь одно – какая страна все-таки будет определять главный азиатский вектор развития и соответственно какая международная организация.

В этой связи больше внимания уделяется Китаю, освоившему ядерные и космические технологии, ставшему одной из ведущих экономик мира. Именно отношения с Китаем, а точнее, урегулирование приграничных споров между Россией и Китаем, заложили основу уникального международного формата – Шанхайской организации сотрудничества. В этом году ШОС отметила свое десятилетие. Сегодня членами ШОС являются Россия, Китай, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Киргизия; странами-наблюдателями – Индия (на юбилейном саммите ШОС летом этого года Индия подала заявку на официальное вступление в ШОС), Иран, Монголия и Пакистан (также подавший заявку на вступление в организацию); и новыми партнерами по диалогу – Шри-Ланка и Беларусь. О своем интересе к ШОС заявлял официальный Афганистан.

Какой же фактор упущен аналитиками сегодня? То, что мир уже пережил две войны между ядерными государствами – военный конфликт между Россией и Китаем в 1969 году (на острове Даманский) и Каргильскую войну между Индией и Пакистаном в 1999 году. Все четыре государства сегодня так или иначе объединены форматом ШОС, то есть организация имеет уникальное наследие в сфере безопасности.

Можно даже «нарисовать» такой исторический ядерный вектор с Запада на Восток (кстати, именно Восточный вектор является определяющим в трансформации структур НАТО с учетом вызовов и угроз нового века). Разработка ядерного оружия началась на Западе, первый ядерный «звоночек» прогремел в 1945 году, когда США сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Затем в 1962 году случился Карибский кризис в связи с размещением ядерных ракет СССР на Кубе, чуть не обернувшийся началом боевых действий между США и СССР. Далее – военный конфликт СССР с ядерным Китаем (китайцы до этого провели первое ядерное испытание в 1964 году). И, наконец, Южная Азия – Каргильская война, уже без участия США и СССР.

Изменился с учетом Восточного вектора состав лидеров ядерного клуба по объему ядерных боеголовок. Сегодня по мнению экспертов (см. статью «Игра на опережение с бикфордовым шнуром» в «НВО» № 28 от 29.07.11) пятерка ядерных «передовиков» включает США (с 1945 года), Россию (с 1949 года), Китай, Пакистан и Израиль (который предположительно обладает значительным ядерным арсеналом с конца 1960-х – начала 1970-х годов). КНДР заявила о создании ядерного оружия в середине 2005 года, первое испытание его было проведено в октябре 2006 года. А Великобритания (в ядерном клубе с 1952 года) и Франция (с 1960 года) существенно сократили свои ядерные арсеналы в рамках коллективной обороны под гарантированной защитой Америки.

Таким образом, от отдельных хладнокровных ядерных ударов и в большей степени словесных политических угроз (при вовлечении Запада) мир перешел в иную реальность – к неуправляемым военным территориальным конфликтам в перенаселенной ядерной Южной Азии и, о чем все больше и больше предупреждают эксперты, к реальной возможности захвата азиатских ядерных арсеналов террористическими группировками. Поэтому можно дать более четкое определение известному в западных кругах Восточному вектору угроз – это не просто Восточный вектор, это уже Ядерный Восточный вектор.

Возможность решать проблему распространения ядерного оружия также зародилась на Западе, как и само ядерное оружие: США и Россия достаточно успешно развивают практику ядерного сдерживания и нераспространения. Сегодня этот вопрос контролируется не только на двустороннем уровне, но и в расширенном западном формате, который можно обозначить как Совет Россия–НАТО.

А вот в Азии таких усилий никто не предпринимает! И первое, что приходит на ум (учитывая все уникальные факторы, собравшиеся в одной организации ШОС): почему региональный формат ШОС не задействован до сих пор для обеспечения гарантированного нераспространения ядерного оружия в Азии? В этом ключе совсем по-другому можно взглянуть на «болезнь роста» этой организации сегодня, когда ШОС активно пытается определить свою идентичность, свою «особость» и свой смысл на разнородном геополитическом ландшафте XXI века.

Полезно вспомнить и такой исторический факт, когда отказ СССР быть активно вовлеченным в вопрос обретения Китаем ядерного потенциала через пять лет неожиданно «бумерангом» ударил Даманским конфликтом, над которым ядерный вопрос «висел» как дамоклов меч. Сегодня напрашивается аналогия с Ираном (вовлеченным в ШОС), игнорирование ядерного развития которого также через несколько лет может привести к неожиданному военному инциденту (учитывая, например, наиболее близкую конфликтогенную территорию, связанную с Ираном и национально, и исторически, и ментально – Азербайджан, Нагорный Карабах). Так или иначе, ШОС определенно становится важнейшим форматом стран Восточной Евразии в аспекте нераспространения ядерного оружия и предотвращения ядерного терроризма.

Заместитель директора Индийского Совета по социальным исследованиям, профессор Ниведита Кунду, выступая на одном из телемостов Москва–Дели в РИА Новости, отметила, что Индия весьма обеспокоена нарастанием террористических угроз в Азии. Свои антитеррористические усилия Индия твердо намерена объединить со странами ШОС. Принимая во внимание основные направления трансформации Индийской армии, определенные на основе посткаргильских событий и с учетом ядерного вопроса – развитие разведывательных, пограничных и контртеррористических структур, – Индии есть, чем усилить ШОС.

Ниведита Кунду подчеркивает, что центром нестабильности региона является Афганистан, поэтому особенно важны приграничный контроль и противодействие терроризму и экстремизму. Именно по этим направлениям в настоящее время Индия сближает позиции с Россией и Китаем (чему дополнительно способствует взаимодействие в формате БРИКС), и даже с Пакистаном на двусторонней основе.

Многие российские эксперты убеждены, что в ближайшем будущем ШОС может превратиться в серьезную региональную антитеррористическую структуру, консолидируя уникальные формат и опыт стран. Но пока антитеррористическое взаимодействие в рамках ШОС не очень эффективно, оно осуществляется на уровне учебных офицерских обменов и показательных учений. Недавно, в мае, при координирующей роли Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС, в рамках «Программы сотрудничества государств – членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на 2010–2012 годы», прошли совместные антитеррористические учения спецслужб и правоохранительных органов «Тянь-Шань-2-2011» на территории Китайской Народной Республики. На учениях присутствовали представители стран-наблюдателей: Индии, Пакистана и Монголии.

Но одно дело – учения, а другое дело – настоящие совместные операции, говорят российские эксперты. Недостаточно даже только делиться разведданными, нужны войска и силовые методы. Россия заинтересована в расширении диапазона работы РАТС, распространении опыта ОДКБ, углублении взаимодействия и заимствования опыта Китая и Индии (с которой регулярно проводятся двусторонние военные учения «Индра» с 2003 года). Все это свидетельствует об отсутствии существенных препятствий для проведения совместных операций – нет особых секретов в оперативной тактике в борьбе с терроризмом. Есть только правовые, организационные проблемы и вопрос интероперабельности сил и средств.

Индийский эксперт в области безопасности и антитеррористической деятельности, генерал Рахул Бхонсле убежден, что военная составляющая в ШОС нужна. Сейчас ее нет. Основой ее может стать военное стратегическое партнерство Индии и России, которое продолжается уже долгие годы. Более того, среди трех евразийских гигантов – России, Индии и Китая – связка первых двух наиболее сильна.

Рахул Бхонсле подчеркивает, что без ШОС Индия не сможет адекватно обеспечивать свою безопасность. Поэтому Индия вполне может поддержать идею создания объединенных сил быстрого реагирования в рамках ШОС (по аналогии с КСОР ОДКБ), но для этого нужно достичь более высокого уровня доверия между странами внутри ШОС, сказал Рахул Бхонсле на одном из телемостов Москва–Дели.

Индийский эксперт отмечает, что при создании военного компонента ШОС нужно ориентироваться и на опыт России (ОДКБ), и на опыт НАТО (американский вариант создания Объединенных сил быстрого реагирования), и на опыт Индии и других стран Азии. Совершенствуя антитеррористический механизм РАТС, Россия и Индия вместе с другими странами могли бы на площадке ШОС сформировать соответствующую международную правовую базу для создания коллективных сил, которые можно будет задействовать в спецоперациях в регионе ответственности и на территориях третьих стран.

Важность развития мер доверия с Китаем заложена в основу ШОС, а сегодня эта организация стала еще и стратегической площадкой для стабилизации стран Центральной Азии и укрепления регионального лидерства Казахстана. Настало время осознать необходимость вовлечения Индии (и Южной Азии в более широком составе) в партнерский формат ШОС. Эта организация может и должна строить пространство безопасности в стремительно растущем Азиатском регионе, опираясь на уникальный опыт двух локальных войн четырех ядерных держав Евразии.

Индия на основе своих посткаргильских выводов имеет потенциал существенно повлиять на развитие системы безопасности региона в правильном направлении ≈ разведка, пограничные силы, внутренние полицейские силы, антитеррористические силы, охрана ядерных арсеналов. К этому следует добавить, что только у ШОС есть реальная возможность предотвратить излишнюю пролиферацию ракетных технологий Индии в регионе и эскалацию конфликта с ядерным Пакистаном.


Военно-морские силы Командование Верховный главнокомандующий Рам Натх Ковинд Министр обороны Нирмала Ситхараман Военные силы Призывной возраст с 18 до 27 лет Занято в армии 1 395 100 (2018) (2-е место) Запас 1 155 000 (2018) Финансы Бюджет 52,5 миллиардов долларов (2017) Проценты ВНП 2,5% (2016 год) Промышленность Внутренние поставщики
  • Bharat Earth Movers Limited
  • Bharat Dynamics Limited
  • Mazagon Dock Limited
  • Goa Shipyard Limited
  • Garden Reach Shipbuilders and Engineers
  • Mishra Dhatu Nigam
  • Ashok Leyland Group
  • TATA Group
  • Larsen & Toubro Group
  • Mahindra Group
  • Reliance Defence
  • Kalyani Group
История индийской армии
Армия империи Маурьев
Военное дело Индии в классический период
Армия Делийского султаната
Армия Виджаянагарской империи
Сикхская армия
Маратхская армия
Армия империи Великих Моголов
Армии президентств
Британская Индийская армия
Вооружённые силы Индии

Вооружённые силы Индии (хинди भारतीय सशस्‍त्र सेनाएँ , англ. Indian Armed Forces ) - военная организация Индии , предназначенная для обороны Республики, защиты свободы и независимости государства, одно из важнейших орудий политической власти. Обязательный призыв отсутствует .

Индия занимает первое место в мире по объёму импорта вооружений (2012) . Индия обладает ядерным оружием.

На 2018 год занимает четвёртое место в рейтинге сильнейших армий мира после ВС США , РФ и Китая .

Общие сведения

В вооружённых силах Индии служит более 1,3 миллиона человек (3-е место в мире). По уровню военных расходов в 2014 году Индия занимала 7-е место в мире - 50 миллиардов долларов.

Официальной датой образования национальных вооружённых сил Индии считается 15 августа 1949 года, когда армию впервые возглавил индийский генерал Кодандера Кариаппа (англ.) русск. . Они были образованы на базе воинских частей армии Британской Индии , Королевских военно-воздушных сил Индии и кораблей флота Британской Индии , которые получил Индийский Союз при разделе Британской Индии в 1947 г. При этом в состав вооружённых сил Индии вошли части с личным составом, исповедующим индуизм и другие религии за исключением ислама .

Общее руководство и финансирование вооружённых сил осуществляет министерство обороны . Традиционно его возглавляет гражданское лицо. Большинство сотрудников министерства обороны, в том числе и оба заместителя министра, также являются гражданскими лицами. Высший орган военного управления - комитет начальников штабов, в его состав входят начальники штабов (командующие) сухопутных войск, ВВС и ВМС, которые занимают должность председателя по очереди.

В военно-административном отношении территория страны делится на пять военных округов: Северный, Западный, Центральный, Южный, Восточный.

Вооружённые силы комплектуются за счёт вербовки добровольцев из числа индийских граждан независимо от их религиозной или кастовой принадлежности. Однако многие воинские части комплектуются по этнорегиональному принципу . Офицерский корпус подразделяется на офицеров кадровой и некадровой службы. Кадровый офицерский состав комплектуется за счёт выпускников военных учебных заведений. Некадровый офицерский состав набирается, главным образом, из числа гражданских лиц, имеющих высшее образование и желающих временно служить в вооружённых силах.

Первоначальная трёхлетняя подготовка офицеров ведётся в Национальной военной академии в Кхадаквасле (англ.) русск. и в колледже сухопутных войск в Мхоу (англ.) русск. . По окончании учёбы курсанты направляются для дальнейшей подготовки в Индийскую военную академию в Дехра Дун (англ.) русск. и академию ВВС (англ.) русск. со сроком обучения 1-1,5 года, после чего им присваиваются офицерские звания. Выпускникам военно-морского отделения Национальной военной академии офицерские звания присваиваются после полутора лет службы на учебных и боевых кораблях.

В штабном колледже (англ.) русск. проходят подготовку офицеры с выслугой не менее шести лет, с должностей командира роты, им равных и выше (до командира дивизии). Резерв вооружённых сил (535 тыс. человек) состоит из резерва первой очереди сухопутных войск - 300 тыс. человек, прослуживших не менее 5 лет в регулярных частях (в военное время может быть набрано ещё 500 тыс. человек в возрасте до 50 лет), территориальной армии (добровольческая армия) - 40 тыс., резерва ВВС - 140 тыс. и резерва ВМС - 55 тыс. человек.

Состав вооружённых сил

Регулярные Вооружённые Силы Индии, включают

Кроме того, в Индии имеются различные военизированные формирования (около 1,090 тыс. человек): национальные силы безопасности, специальные военизированные силы, специальные пограничные силы и ряд других. Мобилизационные ресурсы страны 770 млн человек, из них 560 млн годных к военной службе.

Береговая охрана

Береговая охрана - около 8 тыс. человек, 12 патрульных кораблей, 22 патрульных катера, 20 самолётов, 15 вертолётов.

Ядерное оружие

Индия произвела первое испытание ядерного заряда мощностью 20 килотонн 18 мая 1974 года на полигоне Покхаран в штате Раджастхан. Официально ядерной державой Индия стала в 1998 году, совершив серию из 5-ти подземных ядерных испытаний «Шакти-98».

В структуре индийских вооружённых сил для управления ядерными силами создана специальная структура - NCA (Nuclear Command Authority), Администрация ядерного командования. Это не только военный, но и военно-политический орган управления. Ядерное командование занимается ядерным планированием в интересах обороны, отвечает за принятие и реализацию решения об использовании ядерного оружия для отражения внешней агрессии, во главе него стоит премьер-министр.

Органом оперативно-технического военного управления, подчинённым непосредственно NCA и председателю комитета начальников штабов вооружённых сил Индии, является сформированное в 2003 году Командование стратегических сил (Strategic Forces Command - SFC). Оно осуществляет координацию действий ядерных компонентов сухопутных войск и ВВС, представленных частями СВ, оснащёнными баллистическими ракетами наземного базирования и авиационными эскадрильями самолётов-носителей ядерных бомб. В обозримом будущем в сферу ответственности SFC также войдут ныне создаваемые морские стратегические ядерные силы.

Командование стратегических сил имеет в своём распоряжении, в составе сухопутных войск, две группы тактических баллистических ракет «Притхви-2» , по одной группе баллистических ракет оперативно-тактического назначения «Агни-1» и средней дальности «Агни-2», «Агни-3», «Агни-4». В ВВС Индии носителями ядерного оружия могут быть французские тактические истребители «Мираж-2000Н» и русские Су-30МКИ. Морскую компоненту своих ядерных сил Индия начала создавать ещё с помощью СССР. В 1988 году в аренду индийским ВМС была передана АПЛ К-43 проекта 670. В Индии её назвали «Чакра», за три года её аренды индийские моряки получили уникальный опыт её использования. В РФ продолжили эту добрую традицию, для ВМС Индии предназначена построенная в Комсомольске-на-Амуре многоцелевая АПЛ К-152 («Нерпа») проекта 971И. Срок аренды будет до 10 лет, индийцы её также назвали «Чакра». Кроме того, индийцы и сами строят АПЛ, причём стратегические, вооружённые ядерными баллистическими ракетами. По программе ATV (Advanced Technology Vessel - «Судно передовой технологии») строятся три АПЛ, проект был создан ещё в конце 80-х годов. Головная АПЛ «Арихант» (на санскрите означает «Истребитель врагов») будет введена в строй в этом или 2012 году. Её ударную мощь составляют 12 баллистических ракет средней дальности К-15 «Сагарика». Эту ракету разработал Хайдарабадский центр ракетостроения Организации оборонных исследований и разработок (DRDO) - тот же самый, что создал ракеты «Агни» и «Притхви». Первый подводный пуск «Сагарики» с погруженного испытательного понтона состоялся в 2008 году. Следующие индийские АПЛ могут получить на вооружение более дальнобойные баллистические ракеты K-X, являющиеся морским вариантом сухопутной ракеты «Агни-3». Индия планирует заложить ещё две АПЛ с ядерными ракетами.

.
Военно-морские силы Командование Верховный главнокомандующий Рам Натх Ковинд Министр обороны Нирмала Ситхараман Военные силы Призывной возраст с 18 до 27 лет Занято в армии 1 395 100 (2018) (2-е место) Запас 1 155 000 (2018) Финансы Бюджет 52,5 миллиардов долларов (2017) Проценты ВНП 2,5% (2016 год) Промышленность Внутренние поставщики
  • Bharat Earth Movers Limited
  • Bharat Dynamics Limited
  • Mazagon Dock Limited
  • Goa Shipyard Limited
  • Garden Reach Shipbuilders and Engineers
  • Mishra Dhatu Nigam
  • Ashok Leyland Group
  • TATA Group
  • Larsen & Toubro Group
  • Mahindra Group
  • Reliance Defence
  • Kalyani Group
История индийской армии
Армия империи Маурьев
Военное дело Индии в классический период
Армия Делийского султаната
Армия Виджаянагарской империи
Сикхская армия
Маратхская армия
Армия империи Великих Моголов
Армии президентств
Британская Индийская армия
Вооружённые силы Индии

Вооружённые силы Индии (хинди भारतीय सशस्‍त्र सेनाएँ , англ. Indian Armed Forces ) - военная организация Индии , предназначенная для обороны Республики, защиты свободы и независимости государства, одно из важнейших орудий политической власти. Обязательный призыв отсутствует .

Индия занимает первое место в мире по объёму импорта вооружений (2012) . Индия обладает ядерным оружием.

На 2018 год занимает четвёртое место в рейтинге сильнейших армий мира после ВС США , РФ и Китая .

Общие сведения

В вооружённых силах Индии служит более 1,3 миллиона человек (3-е место в мире). По уровню военных расходов в 2014 году Индия занимала 7-е место в мире - 50 миллиардов долларов.

Официальной датой образования национальных вооружённых сил Индии считается 15 августа 1949 года, когда армию впервые возглавил индийский генерал Кодандера Кариаппа (англ.) русск. . Они были образованы на базе воинских частей армии Британской Индии , Королевских военно-воздушных сил Индии и кораблей флота Британской Индии , которые получил Индийский Союз при разделе Британской Индии в 1947 г. При этом в состав вооружённых сил Индии вошли части с личным составом, исповедующим индуизм и другие религии за исключением ислама .

Общее руководство и финансирование вооружённых сил осуществляет министерство обороны . Традиционно его возглавляет гражданское лицо. Большинство сотрудников министерства обороны, в том числе и оба заместителя министра, также являются гражданскими лицами. Высший орган военного управления - комитет начальников штабов, в его состав входят начальники штабов (командующие) сухопутных войск, ВВС и ВМС, которые занимают должность председателя по очереди.

В военно-административном отношении территория страны делится на пять военных округов: Северный, Западный, Центральный, Южный, Восточный.

Вооружённые силы комплектуются за счёт вербовки добровольцев из числа индийских граждан независимо от их религиозной или кастовой принадлежности. Однако многие воинские части комплектуются по этнорегиональному принципу . Офицерский корпус подразделяется на офицеров кадровой и некадровой службы. Кадровый офицерский состав комплектуется за счёт выпускников военных учебных заведений. Некадровый офицерский состав набирается, главным образом, из числа гражданских лиц, имеющих высшее образование и желающих временно служить в вооружённых силах.

Первоначальная трёхлетняя подготовка офицеров ведётся в Национальной военной академии в Кхадаквасле (англ.) русск. и в колледже сухопутных войск в Мхоу (англ.) русск. . По окончании учёбы курсанты направляются для дальнейшей подготовки в Индийскую военную академию в Дехра Дун (англ.) русск. и академию ВВС (англ.) русск. со сроком обучения 1-1,5 года, после чего им присваиваются офицерские звания. Выпускникам военно-морского отделения Национальной военной академии офицерские звания присваиваются после полутора лет службы на учебных и боевых кораблях.

В штабном колледже (англ.) русск. проходят подготовку офицеры с выслугой не менее шести лет, с должностей командира роты, им равных и выше (до командира дивизии). Резерв вооружённых сил (535 тыс. человек) состоит из резерва первой очереди сухопутных войск - 300 тыс. человек, прослуживших не менее 5 лет в регулярных частях (в военное время может быть набрано ещё 500 тыс. человек в возрасте до 50 лет), территориальной армии (добровольческая армия) - 40 тыс., резерва ВВС - 140 тыс. и резерва ВМС - 55 тыс. человек.

Состав вооружённых сил

Регулярные Вооружённые Силы Индии, включают

Кроме того, в Индии имеются различные военизированные формирования (около 1,090 тыс. человек): национальные силы безопасности, специальные военизированные силы, специальные пограничные силы и ряд других. Мобилизационные ресурсы страны 770 млн человек, из них 560 млн годных к военной службе.

Береговая охрана

Береговая охрана - около 8 тыс. человек, 12 патрульных кораблей, 22 патрульных катера, 20 самолётов, 15 вертолётов.

Ядерное оружие

Индия произвела первое испытание ядерного заряда мощностью 20 килотонн 18 мая 1974 года на полигоне Покхаран в штате Раджастхан. Официально ядерной державой Индия стала в 1998 году, совершив серию из 5-ти подземных ядерных испытаний «Шакти-98».

В структуре индийских вооружённых сил для управления ядерными силами создана специальная структура - NCA (Nuclear Command Authority), Администрация ядерного командования. Это не только военный, но и военно-политический орган управления. Ядерное командование занимается ядерным планированием в интересах обороны, отвечает за принятие и реализацию решения об использовании ядерного оружия для отражения внешней агрессии, во главе него стоит премьер-министр.

Органом оперативно-технического военного управления, подчинённым непосредственно NCA и председателю комитета начальников штабов вооружённых сил Индии, является сформированное в 2003 году Командование стратегических сил (Strategic Forces Command - SFC). Оно осуществляет координацию действий ядерных компонентов сухопутных войск и ВВС, представленных частями СВ, оснащёнными баллистическими ракетами наземного базирования и авиационными эскадрильями самолётов-носителей ядерных бомб. В обозримом будущем в сферу ответственности SFC также войдут ныне создаваемые морские стратегические ядерные силы.

Командование стратегических сил имеет в своём распоряжении, в составе сухопутных войск, две группы тактических баллистических ракет «Притхви-2» , по одной группе баллистических ракет оперативно-тактического назначения «Агни-1» и средней дальности «Агни-2», «Агни-3», «Агни-4». В ВВС Индии носителями ядерного оружия могут быть французские тактические истребители «Мираж-2000Н» и русские Су-30МКИ. Морскую компоненту своих ядерных сил Индия начала создавать ещё с помощью СССР. В 1988 году в аренду индийским ВМС была передана АПЛ К-43 проекта 670. В Индии её назвали «Чакра», за три года её аренды индийские моряки получили уникальный опыт её использования. В РФ продолжили эту добрую традицию, для ВМС Индии предназначена построенная в Комсомольске-на-Амуре многоцелевая АПЛ К-152 («Нерпа») проекта 971И. Срок аренды будет до 10 лет, индийцы её также назвали «Чакра». Кроме того, индийцы и сами строят АПЛ, причём стратегические, вооружённые ядерными баллистическими ракетами. По программе ATV (Advanced Technology Vessel - «Судно передовой технологии») строятся три АПЛ, проект был создан ещё в конце 80-х годов. Головная АПЛ «Арихант» (на санскрите означает «Истребитель врагов») будет введена в строй в этом или 2012 году. Её ударную мощь составляют 12 баллистических ракет средней дальности К-15 «Сагарика». Эту ракету разработал Хайдарабадский центр ракетостроения Организации оборонных исследований и разработок (DRDO) - тот же самый, что создал ракеты «Агни» и «Притхви». Первый подводный пуск «Сагарики» с погруженного испытательного понтона состоялся в 2008 году. Следующие индийские АПЛ могут получить на вооружение более дальнобойные баллистические ракеты K-X, являющиеся морским вариантом сухопутной ракеты «Агни-3». Индия планирует заложить ещё две АПЛ с ядерными ракетами.

.

Читайте также: