Апробация учебника под редакцией А. Шмелева

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 17»

Тема работы

«Сопоставительный анализ УМК по русскому языку под редакцией А.Д.Шмелева и под редакцией С.И.Львовой»

Шипулина Татьяна Юрьевна

учитель русского языка и литературы, МХК

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17»

Электронный адрес : tshipulina 70@ mail . ru

г. Балахна

2017 год

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют совершенствования образовательного пространства, четкого определения целей образования, учитывающих как государственные, социальные, так и личностные потребности и интересы. Обновление содержания филологического образования происходит с учетом необходимости обеспечения развивающего потенциала обучения, системно - деятельностного подхода в преподавании русского языка, ориентации на комплекс умений, лежащих в основе компетенций.

Данный этап развития российского образования характеризуется постепенным переходом на новые образовательные стандарты.

Целями изучения русского языка при переходе на ФГОС в основной школе являются:

    воспитание уважения к русскому языку ; осмысление русского языка как основного средства общения, средства получения знаний и освоения морально-этических норм; осознание эстетической ценности русского языка;

    овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями

    освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования.

Главным направлением в обучении учащихся становится уже не просто сумма знаний, а владение данными знаниями в жизненных ситуациях, что отвечает потребностям современного человека.

Государственный стандарт нового поколения ориентирует учителя на деятельностный характер обучения : образование должно быть направлено, в первую очередь, на формирование общих умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, поэтому и от УМК нового поколения требуются новые подходы к овладению материалом обучающимися и его применению.

Целями общего образования диктуются следующие виды УУД, согласно ФГОС: 1) коммуникативные УУД (умение строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми в устной форме; адекватно и целенаправленно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме в письменном виде; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.);

2) познавательные УУД (умение осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели, определять основную и второстепенную информацию, перерабатывать и систематизировать ее; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет, делать ссылки, предъявлять информацию разными способами; формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис и др.);

3) регулятивные УУД (умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.);

4) личностные УУД (умение осуществлять гражданскую идентификацию личности; осмысливать ценностные ориентиры и установки; оценивать нравственно-этическую составляющую поведения человека).

В нашей школе учебный предмет «Русский язык» преподается по двум учебно-методическим комплексам: УМК А.Д.Шмелева (5,6 классы ФГОС) и УМК С.И.Львовой.

УМК А.Д.Шмелева

УМК С.И.Львовой

«Русский язык: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч.»/ А.Д. Шмелев, Э.А. Флоренская, Ф.Е. Габович, Е.Я. Шмелева/; под. ред. А.Д. Шмелева - М.: Вентана-Граф, 2015.;

«Русский язык: 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч.»/ А.Д. Шмелев, Э.А. Флоренская, Ф.Е. Габович, Е.Я. Шмелева/; под. ред. А.Д. Шмелева - М.: Вентана-Граф, 2015.; приложения к учебникам: учебные словари, учебные инструкции, проектные задания.

1. Л.О. Савчук. Русский язык 5-9 классы. Программа. Под ред. Е.Я.Шмелёвой.

2. Д.О. Савчук, О.В. Донскова. Органайзер для учителя. Русский язык. 5,6 классы. Проектирование учебного курса.

Учебный комплект «Русский язык» для 5-9 классов (Авторы Львова С.И., Львов В.В.) (Издательство «Мнемозина»):

5 класс

6 класс : Львова С.И., Львов В.В. Русский язык

7 класс : Львова С.И., Львов В.В. Русский язык

8 класс : Львова С.И., Львов В.В. Русский язык

9 класс : Львова С.И., Львов В.В. Русский язык; приложения, словари.

Методические пособия для учителя:

1.Программа общеобразовательных учреждений «Русский язык», авторы С.И.Львова, В.В.Львов, Москва, из-во «Мнемозина», 2012.

2. Рекомендации к учебнику русского языка. 5, 6, 7 классы

3. Сборник диктантов с языковым

анализом текста. 8-9, 10-11 классы

4. Пособие "Уроки русского языка в 5 ,

6, 7 классах

5. Контрольные и проверочные работы.

5, 6 классы

Цели и задачи работы : провести сопоставительный анализ УМК по русскому языку под редакциями А.Д.Шмелева и С.И. Львовой, проанализировать структуру, содержание, систему заданий, систему письменных и творческих работ и другой деятельности.

Новизна и практическая значимость работы.

Данная работа будет интересна педагогам, заинтересованным в подборе УМК для среднего звена в условиях перехода на ФГОС ООО, так как содержит анализ материала учебников по русскому языку для 5 класса под редакцией С.И. Львовой и А.Д.Шмелева. Именно учебник, на мой взгляд, является связующим звеном между учителем и учеником. Работа с новым учебником дает возможность педагогу пересмотреть подходы к преподаванию русского языка. На материале УМК дается представление о том, как происходит формирование у обучающихся универсальных учебных действий по предмету.

I . Структура учебников «Русский язык»

Курс русского языка должен быть направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления, устной и письменной речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического мышления; формирование потребности в речевом самосовершенствовании; совершенствование языковой, коммуникативной компетенций, необходимых для учебной и трудовой деятельности.

Чтобы учитель мог выполнить эту нелегкую задачу, необходим хороший учебник, который будет хорошим помощником учителю в обучении русскому языку, а учащимся – в изучении предмета. Учебник - одно из главнейших и важнейших условий успешной деятельности учащихся.

Учебники под редакциями С.И. Львовой и А.Д.Шмелева являются современными координаторами совместной деятельности учителя и ученика. Они дают педагогу возможность пересмотреть подходы к преподаванию русского языка, мобилизует творческий потенциал. Динамика, живость, новизна учебников держат учителя в творческом тонусе, заставляют преподавать современно. Содержание учебников соответствует новому образовательному стандарту по русскому языку.

Учебники данных авторов для 5 класса состоят из 3 частей. Одной из особенностей этих учебников является их четкая структура, которая позволяет планомерно освоить содержание курса. На первых страницах размещены условные обозначения к упражнениям: «Обсуждаем свои предположения, догадки», «Вспоминаем изученное», «Слушаем аудиоприложение», «Составляем устное или письменное высказывание» (А.Д.Шмелев); « Пишем творческую работу»,

« Проводим наблюдение», « Русский язык на других уроках», « Конкурс художников» (С.И. Львова) и другие. Дети, начиная знакомиться с подобными условными обозначениями, не скрывают своего удивления по поводу таких заголовков к упражнениям. Им поскорее хочется узнать, какие задания спрятаны под такими символами.

Учебник под редакцией А.Д. Шмелева отражает авторский подход к структурированию учебного материала, определению последовательности его изучения и организации учебной деятельности учащихся. Его особенностью является построение учебного материала по модульному принципу.

Каждая из восьми глав-модулей включает шесть повторяющихся разделов , выделенных особым цветом: «О языке и речи» (синий цвет), «Система языка» (оранжевый цвет), «Правописание» (бордовый цвет), «Текст» (зеленый цвет), «Культура речи» (фиолетовый цвет), «Повторение» (бордовый цвет). В последнем разделе в интегрированном виде обобщаются материалы всех разделов, а также есть лингвистические задания игрового характера.

Структура учебника русского языка соответствует программе курса, имеющей три содержательные линии .

1. Первая содержательная линия, обеспечивающая формирование коммуникативной компетенции, направлена на формирование коммуникативных навыков речевого общения. В учебниках А.Д. Шмелева эта линия представлена разделами: «О языке и речи» , «Текст».

2 . Вторая содержательная линия программы – языковедческая компетенция, обеспечивает формирование языковой и лингвистической компетенции на основе коммуникативно-деятельностного подхода, эта линия представлена разделами: «Система языка» и «Правописание».

3. Формирование функциональной грамотности учащихся, осознание национально-культурной специфики русского языка достигается за счет третьей содержательной линии, обеспечивающей формирование культуроведческой компетенции , которая реализуется посредством раздела учебника «Язык и культура. Культура речи».

Учебник (1 часть) А.Д. Шмелева, входящий в систему "Алгоритм успеха", нацелен на углубление и систематизацию знаний по фонетике, морфемике, лексике, синтаксису и лингвистике текста, полученных в начальной школе; начинается систематическое изложение морфологии. Вторая часть учебника нацелена на углубление и систематизацию знаний по синтаксису. Особое внимание уделено устной и письменной речевой деятельности, культуре речи.

Также в УМК «Русский язык» под ред. А.Д. Шмелёва значительная роль отводится организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, нацеленной на развитие познавательных способностей учащихся, овладение практическими действиями для решения личностно и социально значимых задач, формирование умений ставить и решать проблемные задачи.

В учебнике четко выражены системный подход к изложению теоретических сведений о языке и речи, направленность содержания, и выстроены специальные задания на смысловое чтение текстов лингвистического содержания. Предусмотрено освоение учащимися знаний о системе языка, его функциях и роли в успешной организации речевого общения. Программа включает формирование метапредметных умений и способов деятельности.

К учебнику прилагается компакт-диск с аудиоприложением , который содержит тексты для аудирования к заданиям, отмеченным специальным значком. Вкладка " Приложение" включает учебные словари, учебные инструкции (алгоритмы разных видов лингвистического анализа, рекомендации по подготовке к диктантам, изложениям, сочинениям) и проектные задания.
Отличительная особенность УМК по русскому языку под редакцией С.И. Львовой - это направленность на всестороннее развитие личности ребенка средствами предмета. Комплект бережно хранит и развивает традиционную методику и в то же самое время имеет новаторский характер. В учебнике прежде всего реализуется системно – деятельностный подход : активное усвоение системы лингвистических знаний в процессе формирования и совершенствования речевой деятельности учащихся, что развивает врожденное языковое чутье и речемыслительные способности школьников. Учебный материал даётся преимущественно в системно-блоковом виде , часто предлагаются «опорные схемы», оформленные в виде таблиц, чертежей. Подобные схемы помогают довести представление по изученной теме до формирования понятий, устойчивых навыков. От традиционной подачи они отличаются тем, что являются опорами мысли и действия.

Курс отличается ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико-орфографического материала, усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка. При этом максимально учитываются закономерности и этапы речевого развития учащихся.

Учебник реализует идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам. Большое внимание уделено формированию навыков работы с различными видами лингвистических словарей.

Содержание курса русского языка 5 класса основной общеобразовательной школы построено на основе компетентностного подхода , который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, культуроведческой, языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций . Распределение основного содержания на два взаимосвязанных блока («Основные сведения о языке и речи» и «Употребление языковых единиц в речи; применение полученных знаний и умений в практической деятельности; совершенствование видов речевой деятельности» ) отражает практическую направленность курса и помогает формировать навыки правильного, уместного и выразительного использования в речи изучаемых единиц языка. Кроме того, развернутое тематическое планирование курса включает основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.

Таким образом, в результате изучения курса русского языка у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

II . Содержание и система заданий учебников русского языка.

Я попробую сопоставить практическую часть названных УМК по теме «Имя существительное».

Содержание темы по учебнику

А.Д.Шмелева

Содержание темы по учебнику

С.И.Львовой

1. Имя существительное как часть речи.

1. Общее значение имен существительных и их употребление в речи.

2. Разряды имен существительных по значению.

2. Правописание существительных с суффиксом -чик-//-щик-

3. Одушевленные и неодушевленные существительные.

3. Правописание существительных с суффиксами - ек - и - ик -

4. Род имен существительных.

4. Постоянные морфологические признаки имени существительного. Собственные и нарицательные имена существительные.

5. Род несклоняемых существительных.

5. Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

6. Склонение имен существительных.

6. Род имен существительных.

7. Число - непостоянный признак имен существительных.

7. Склонение имен существительных.

8. Падеж – непостоянный признак имен существительных.

8. Слитное и раздельное написание не с именами существительными.

9. Морфологический разбор имени существительного.

9. Непостоянные морфологические признаки имен существительных.

10. Правописание. Прописная буква в именах собственных.

10. Безударные окончания - е и - и в именах существительных.

11. Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных.

11. Синтаксическая роль имени существительного. Имя существительное как член предложения.

12.Правописание падежных окончаний имен существительных.

12. Культура речи. Правильное употребление имен существительных. Орфоэпические, грамматические, лексические нормы.

13. Гласные в суффиксах имен существительных - ек - и - ик -

14. Гласные о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имен существительных.

15. Правописание существительных с суффиксом -чик-//-щик-

16. Слитное и раздельное написание не с существительными.

Мы видим, что для изучения темы «Имя существительное» в учебнике А.Д.Шмелева дано больше материала, чем в учебнике С.И.Львовой , за счет дополнительных тем по правописанию (5) и морофологического разбора имени существительного. Но в учебнике С.И.Львовой отводится время на изучение синтаксической роли имени существительного и культуры речи. В том и другом учебнике подача теоретического материала начинается с определения имени существительного. Сравним эти определения.

Учебник А.Д.Шмелева «1. Имя существительное – часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет. 2. Существительные в русском языке делятся на одушевленные и неодушевленные и относятся к одному из трех родов: мужскому, женскому и среднему. Это постоянные морфологические признаки имен существительных. 3. Существительные могут изменяться по числам и падежам. Падеж и число – непостоянные морфологические признаки существительного, которое в предложениях может использоваться в разных формах числа и падежа. 4. В предложении имена существительные обычно бывают подлежащими, дополнениями и обстоятельствами. Существительные могут также использоваться в роли сказуемого и определения».

Учебник С.И.Львовой «1. Общее грамматическое значение . Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? в начальной форме (в форме именительного падежа единственного числа). 2. Морфологические признаки. Постоянные морфологические признаки существительного: а) собственное или нарицательное; б) одушевленное или неодушевленное; в) род (мужской, женский, средний, общий); г) склонение (1-е, 2-е, 3-е). Непостоянные (изменяющиеся) признаки существительного: а) число (единственное и множественное); б) падеж (им., род., дат., вин., тв., пр.). 3. Синтаксическая роль. Существительное может быть любым членом предложения, но чаще всего бывает подлежащим или дополнением. В словосочетаниях имя существительное может быть главным словом (прил. + сущ. + - безоблачное небо; сущ + + сущ. – запись в блокноте) или зависимым словом (гл + + сущ. – читать книгу)»

На мой взгляд, определение из учебника С.И.Львовой подано наиболее полно (+собственное, нарицательное, склонение, синтаксическая роль), более понятно и систематизировано, чем в учебнике А.Д.Шмелева.

При изучении темы «Род имен существительных» после подачи теоретического материала в том и другом учебнике даны практические упражнения. Сравним и проанализируем их.

Учебник А.Д.Шмелева (для работы дано 7 упражнений)

Учебник С.И.Львовой (для работы дано 4 упражнения)

1. Упр.34. Слушайте словосочетания и записывайте в соответствующий столбик только существительные в начальной форме. Обозначьте в словах окончание ( даны слова бандероль, картофель, полотенце и др.) Первые 2 слова у ребят вызвали затруднение.

2. Упр.36. Придумайте имена для ребят на рисунках и дайте им характеристик, составив к каждому рисунку по 3-4 предложения со словами общего рода. (на рисунках изображены девочка, моющая посуду, и мальчик, строящий кормушку для птиц). Только сильные ребята смогли составить 1-2 предложения со словами общего рода, слабым детям нужна была помощь.

3. Упр.37 Образуйте от данных сущ-ых муж. рода сущ. жен. рода суффиксальным способом (даны суф. -иц, -ниц-,-есс-,-ис-,-ш- и существительные учитель, певец, крановщик, поэт, принц, директор, актер, генерал, доктор, бегун, стюард, игумен), с заданием ребята справились только тогда, когда прозвучало объяснение значения 2-х последних слов и дана информация о других суффиксах, необходимых для образования нужных форм.

4. Упр.40 . Из текста выписать существительные в начальной форме, группируя их по разным основаниям: по разряду, по одушевленности/ неодушевленности, по роду. С этим заданием ребята справились хорошо, но выписали не все существительные.

1. Упр.772. Изложение-миниатюра. Прочитайте текст и кратко изложите его содержание. Определите основную мысль, найдите ключевые слова. Текст озаглавьте. В тексте дана информация с примерами о понятии рода в русском и других языках мира. Ребята кратко излагают содержание текста в письменной форме, озаглавливают его.

2. Упр. 773. Запишите имена сущ-ые, которыми можно назвать мальчиков и девочек, изображенных на рисунке ( даны слова плакса, неженка, разиня, растрепа, мямля, сирота, грязнуля, белоручка, торопыга, чистюли и др.) Составить пары предложений с данными существительными и просклонять слово сирота.

3. Упр.774. Используя данные существительные, заполните таблицу по родовому признаку. Разберите эти слова по составу (дано 20 существительных).

Мы можем наблюдать, что новая информация в учебниках русского языка для 5 класса дается следующим образом: материал для наблюдений, вопросы и задания для учащихся к этому материалу и вывод в виде определений и правил . Следует иметь в виду, что при этом доля самостоятельности действий учащихся постепенно увеличивается. А перед учителем стоит задача сделать работу по анализу материала для наблюдений более разнообразной. Упражнения УМК ориентированы и на развитие познавательной активности учащихся, на формирование опыта творческой деятельности. С этой целью используются упражнения продуктивного характера, частично поисковые задания, в основе которых лежит умение применять полученные знания в новой ситуации, самостоятельно анализировать факты языка, делать выводы и обобщения.

Задания к упражнениям , как правило, формулируются комплексно : в первую очередь дается задание, непосредственно связанное с изучаемым материалом, которое дополняется заданиями на повторение ранее пройденного и закрепление тех или иных навыков. Это позволяет обеспечить регулярность повторения и продиагностировать степень ослабления сформированных умений. Материалы учебника позволяют дифференцировать задания для различных групп школьников с учетом их индивидуальных возможностей и интересов. Индивидуальный подход может быть реализован как в ходе освоения теории, так и в процессе формирования умений, но, к сожалению, прослеживается явно недостаточное количество упражнений для отработки полученных знаний, также мало заданий для правописания.

Итак, способ подачи теоретического материала, его содержание и разнообразные упражнения того и другого учебника нацеливают учащихся на самостоятельный поиск ответов на порой достаточно сложные вопросы, побуждают обратиться к истории языка, способствуют развитию интеллектуальных и творческих способностей. Хорошие возможности открывают учебники и для развития логического мышления учащихся, формируя доступные в данном возрасте навыки лингвистического анализа.

Если же говорить о системе практических упражнений по закреплению теоретических знаний и выработке орфографических и пунктуационных навыков, то в обоих УМК хотелось бы видеть больше заданий для контроля. В учебниках прослеживаются дифференциация и сбалансированность заданий , ориентирующих на первичное усвоение, закрепление и самостоятельную работу репродуктивного, проблемного и творческого характера . Плюсом можно назвать материал по «Развитию речи» и иллюстративный материал, а также разнообразный справочный материал.

После изучения темы «Имя существительное» по учебнику А.Д.Шмелева учащимся 5 класса была дана контрольная работа с заданием к тексту (приложение № 1).

При анализе работы выяснилось, что ребята неплохо справились с заданиями на правописание имен существительных, определение рода и разряда (собственное /

нарицательное), привели примеры одушевленных и неодушевленных существительных, существительных трех склонений; вызвали затруднения задания на тему разносклоняемых и несклоняемых имен существительных и существительных, имеющих только одну форму числа. Также не все ребята справились с морфологическим разбором существительного.

Думаю, что данные пробелы в знаниях детей указывают не только на их индивидуальные способности, но и на излишнюю информационную перегруженность учебника, и ногда не хватает именно четких формулировок определений и понятий, что необходимо для детей разного уровня усвоения.

III . Развитие письменной речи.

Одна из задач школы - научить детей идти по увлекательному пути творческого самопознания и самовоспитания. Уроки по развитию речи способствуют развитию человека грамотного, развитого интеллектуально. Хорошо подобранный теоретический и практический материал в учебнике дает представление детям о п равильности речи, ее точности, логичности, уместности, богатстве и выразительности. Рассмотрим с этой мочки зрения наши УМК.

Основные особенности УМК С.И. Львовой, В.В. Львова – это уроки развития речи – самая важная направленность курса. Практически каждый урок по программе С. И. Львовой – это урок развития речи. Особенностью учебника 5 класса является ориентация на интенсивное речевое интеллектуальное развитие учащихся, связь родного языка с другими предметами . Это выражается, прежде всего, в целенаправленном формировании всех видов речевой деятельности (умении читать, слушать, говорить и писать), а также в развитии врожденного языкового чутья и речемыслительных способностей учащихся. Любая страница учебника - это знакомство с окружающим миром, с речевой деятельностью в самых разнообразных ее проявлениях. При таком подходе к обучению уроки родного языка становятся не столько уроками грамматики и правописания, сколько уроками, на которых ребенка учат думать. Центральной единицей обучения является текст как речевое произведение . Он становится объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках развития речи, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящён.

Например: Тихо струи (тся, ться) река с_ребристая в царств_ в_чернем зеленой весны. Со(?)нце сади(тся, ться) за горы л_систые, Рог золотой выплыва_т луны. (С. Есенин)

Задание: 1.Спишите фрагмент стихотворения, соблюдая орфографические нормы. Выпишите все словосочетания. 2. Выучите отрывок наизусть и напишите его по памяти. Проверьте себя и оцените работу. 3. Является ли данный отрывок текстом? Определите стиль речи.

Формируют речевые умения и навыки такие упражнения учебника, как сочинение-миниатюра (в разделе «Имя существительное» их 8 – упр.736,752,770, 777, 796, 801, 807,811) , при выполнении которых у ребят вырабатывается умение определять тему и основную мысль создаваемого высказывания, отбирать необходимый материал, систематизировать его, использовать соответствующие замыслу тип и стиль речи , наиболее подходящие языковые средства . На уроках подготовки к любому из этих видов работ используется специально отобранный дидактический материал, главное назначение которого – языковая подготовка к созданию текста. При этом происходит обогащение словаря учащихся лексикой определённых тематических групп, овладение синонимическими средствами языка, уяснение особенностей их использования в текстах разных стилей, типов речи; выполнение словарной работы, в процессе которой проводится анализ особенностей употребления слова в тексте. В результате этой работы постепенно накапливается опыт использования слова в речи, что необходимо для работы по предупреждению лексических ошибок.

Например: 1. Какое значение в нашей речи имеют вопросительные предложения? В каких ситуациях люди задают друг другу вопросы? Продолжите текст. Какова его тема и основная мысль? Люди постоянно задают друг другу и самим себе множество вопросов...

2. Представьте себе, что вы совершили космическое путешествие и оказались на планете, где живут крохотные человечки. Какие предметы вы видите? Опишите их. Подчеркните имена существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

Формированию навыков монологической речи способствуют упражнения «Устное высказывание» . Так как монологической речью учащиеся владеют слабее, чем диалогической, эта работа требует специального речевого воспитания.

Кроме традиционных видов работы по развитию речи (выразительно прочитать текст, озаглавить его, определить основную мысль, а также сочинений и изложений), в учебнике предлагаются следующие:

- работа с разными видами словарей (толковым, орфоэпическим, синонимов, эпитетов, словообразовательным);

- редактирование текста;

- текстоведческий анализ текста (тема, основная мысль, тип речи, стиль, средства связи предложений).

1. На фотоколлаже изображены предметы одной тематической группы «музыкальные инструменты». Соотнесите каждый предмет с соответствующим словом. Составьте предложения с каждым словом.

Г__ тара, б__ лалайка, к__нтрабас, ф__ртепьяно, м__ндолина, скрипка. 2. Сочинение-миниатюра . Вообразите, что вы сказочный герой. Придумайте его биографию, напишите ее, начиная словами «Разрешите представиться…» Два предложения вашего текста разберите по членам.

Кроме того, в программу включен такой раздел как текстоведение, способствующий развитию коммуникативной и языковой компетенций ученика. Посмотрим, какими упражнениями представлен этот раздел в учебнике.

1. Прочитайте текст, сформулируйте его тему, главную мысль, определите, сколько микротем в тексте. Докажите, что в нем соблюдено единство темы. Назовите темы текстов (о чем или о ком говорит автор?).

2. Определите основную мысль текста (что хотел сказать автор? Какую мысль он хотел выразить? Придумайте по 2 заголовка к тексту так, чтобы в одном была отражена тема, а в другом – его главная мысль. Спишите заголовки, распределяя по графам таблицы (заголовки, которые отражают тему, заголовки, которые отражают основную мысль).

3. Прочитайте сочинение ученика. Найдите непоследовательность в описании. Отредактируйте текст, устраняя недостатки. Спишите текст в исправленном виде. Не забудьте об абзацах.

Большое внимание в учебнике С.И.Львовой уделяется созданию собственных текстов. Сочинения-рассуждения помогают учащимся формулировать и выражать собственную позицию, задумываться о насущных вопросах жизни, делать выбор и осуществлять рефлексию. Устные и письменные высказывания по картинкам, фотографиям, сочинения по данному началу, изложения – все это тщательно продуманная методическая система, которая обеспечивает речевую направленность курса. Хорошо подобранные тексты из лучших образцов русской классической и современной литературы служат не только учебным материалом, но и открывают все богатство и совершенство русского языка, а заодно пробуждают интерес к художественной литературе. Разнообразные по стилю и жанрам, они заставляют школьника невольно задуматься над главными понятиями жизни. Сочинения по репродукциям картин, портретам, пейзажам, сюжетным зарисовкам, письма другу и заочные экскурсии, знакомство с биографиями художников, их творчеством, особенностями стиля, жанрами живописи способствуют воспитанию всесторонне культурного человека.

Большим подспорьем в написании сочинений является словарик эпитетов из Приложения к учебнику. У ученика есть возможность выбора - из большого перечня предложенных слов взять то, которое больше подходит для созданного им текста.

Широкие возможности для развития речи учащихся представляют и эпиграфы, которые помещены перед каждым разделом курса. Например, перед изучением темы «Морфология» эпиграф таков: «Тот, кто не изучал грамматики, тот не знает законов языка». Ребята анализируют этот эпиграф, самостоятельно делают вывод, о чем будет идти речь в параграфах этого раздела. Эпиграфы являются демонстрацией эстетической функции, которая максимально проявляется в лучших образцах русской классической и современной художественной литературы. Беседа по прочитанным высказываниям в начале урока помогает сосредоточить внимание детей, а упражнения, представленные в учебнике, способствуют его концентрации в течение урока. Так, например, читая эпиграф к разделу «Фонетика», ученики задаются вопросом: почему звук сравнивается с подарком, а, самое главное, кому подарок? После прочтения высказывания Н.В.Гоголя, ребятам предлагается «оживить» звуки на фотоколлаже, размещенном под эпиграфом. Такое занимательное, неожиданное, яркое задание подводит учащихся к выводу, что подарок адресован нам, носителям языка.

В данный учебник включены тексты для изложений , которые представляют собой отрывки из произведений писателей, научно-познавательные статьи, отобранные с учётом всех необходимых требований, заключают воспитательные аспекты; тексты размещены так, что работу по развитию речи можно тесно связать с изучением разделов науки о языке. Вместе с тем учебник создаёт благоприятные условия для проведения таких изложений с языковым разбором, выразительным чтением текста учащимися с последующим пересказом. Внимание к тексту, которое возникает при комментировании, а также зрительное восприятие его содействуют успешному решению орфографических и пунктуационных задач, ориентировано на сдачу ОГЭ и ЕГЭ. Детям нравятся уроки культуры речи: нравится непринужденная обстановка, творческая атмосфера, постоянное узнавание нового, необычного в обычном. Старшеклассников привлекает практическая направленность уроков, возможность качественно подготовиться к экзаменам в творческой форме (сочинение, изложение).

В подтверждение своих слов представляю результаты сдачи ОГЭ по русскому языку учащихся 9 класса за прошлый год (обучение по УМК С.И.Львовой с 5-9 класс). В классе 25 человек, трое из них по состоянию здоровья обучались индивидуально. Несмотря на то, что класс достаточно слабый в отношении учебы, с экзаменом ребята справились неплохо, в том числе и с творческой работой (изложение и сочинение).

Уроки развития речи по УМК А.Д. Шмелева создаются в 5 классе разделами «Текст» (9 часов) и «Культура речи» (8 часов), а также некоторыми уроками контрольного характера – изложения и сочинения (8 часов). В совокупности уроки развития речи – это 25 часов, что составляет примерно 15 % от общего количества занятий. Также есть сочинения-миниатюры , предлагаемые для написания в качестве учебных заданий почти в каждом разделе. В разделе «Имя существительное», по сравнению с УМК Львовой их значительно меньше: подробное изложение (упр.25), составление диалога по картине (упр.31), три письменных высказывания (упр.71,78,103). Это свидетельствует об относительном усилении коммуникативно - деятельностной направленности разработанного курса русского языка.

Следует отметить, что данный учебник отличает тот факт, что в нем в достаточном количестве содержатся иллюстрации к заданиям по развитию речи. Это и традиционно включаемые в учебники по русскому языку репродукции картин известных художников, фотографии (людей, памятников, общих видов городов), различные рисунки (детские, юмористические и пр.) и даже географические карты (для иллюстрации статуса русского языка, для подтверждения существования диалектов русского языка).

Особенностью учебника можно справедливо считать наличие аудиоприложения, включающего материалы к разным типам заданий и демонстрирующего учащимся образцовую речь (прежде всего это полезно для детей мигрантов). Задания, предполагающие использование аудиоприложения, имеют специальную маркировку в тексте учебника. К каждому аудиофайлу продумана система заданий. Некоторые из них относятся к заданиям языкового характера. Например, упр. 48. Слушайте историю из книги Э.А. Вартаньяна «Путешествие в слово» и записывайте в таблицу глаголы в зависимости от их формы. Минусом данного задания является то, что на выполнение этой работы отводится около двух минут – для пятиклассников, делающих записи медленно, эта работа дается с трудом. Другие задания напрямую связаны с работой над содержательными элементами и являются творческими по своей сути и направленности (упр. 87 « Вы прослушаете историю о знаменитом древнегреческом баснописце Эзопе… Заполните таблицу в соответствии с содержанием текста. Используйте данные слова и словосочетания» Далее предлагается список слов и словосочетаний и две пустые колонки таблицы: «Язык – самое лучшее, что есть на свете», «Язык – самое худшее, что есть на свете»). Минусы те же – ограниченное время, сложные для понимания и написания слова.

Можно сделать вывод, что в учебнике А.Д.Шмелева предусмотрены задания на умение строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми в устной форме; адекватно и целенаправленно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме в письменном виде; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета.

Главным же достоинством УМК А.Д.Шмелева является наличие системы проектной деятельности , что является редким явлением среди учебников по русскому языку. Учебник учит создавать проекты, а не просто фиксирует соответствующее задание. В приложении к учебнику «Русский язык. 5 класс» на страницах 43- 46 даны инструкции выполнения проектных заданий при работе в группе, в паре, индивидуально. Проекты «запускаются» уже с первых уроков.

Проектные задания.

Глава №1

1) «Проведите опрос среди одноклассников: есть ли в вашем классе ребята, которые с детства говорят не только на русском языке? Какой язык для них родной?»

2) «Карточки для словарной работы» (используя материалы главы 1)

Глава№2

1) Найдите в Интернете или библиотеке репродукции картин художников, упомянутых в одном из текстов. Подготовьте постер: наклейте скопированные или сфотографированные иллюстрации, сделайте подписи, указав названия картин, фамилию и инициалы художника. Попробуйте отыскать информацию о сделанных ими экслибрисах.

2) Проведите викторину «История букв» на одном из уроков повторения.

3) Предложите план или сценарий праздника «День славянской письменности». Обдумайте идею школьного журнала и напишите заметку на эту тему.

Глава №3

Рассмотрите рисунок-шутливую иллюстрацию к словообразовательной паре. Подберите или сделайте самостоятельно рисунки, которые можно использовать на уроках при повторении морфемного анализа слов, составьте список морфем, к которым можно сделать рисунки, иллюстрирующие их значения.

Глава №4

Проведите опрос напишите вопросы о разных словарях и способах их использования, составьте вопросник или анкету с вариантами ответов. Попросите одноклассников ответить на вопросы, подсчитайте количество одинаковых и разных ответов. Сделайте свои выводы о том, как пользуются словарями ваши одноклассники

Глава №5

Подготовьте доклад или презентацию об одной из картин и её авторе (репродукции картин к текстам упражнений). Найдите информацию в энциклопедических словарях школьной библиотеки или в интернете.

Глава№6

Расспросите старших о легендах вашего края, города (села) или об истории возникновения названия реки, горы, улицы, исторической постройки в вашем городе (селе). Запишите их устные рассказы на диктофон, уточните информацию в краеведческом музее, библиотеке, Интернете. Письменно изложите собранные факты, нарисуйте или подберите иллюстрации к своему рассказу. Подготовьте презентацию в классе.

Глава№7

Составьте свою книгу рекордов, собрав факты о самых-самых: о высочайших горных вершинах, о глубочайших озерах, о самых больших и самых маленьких животных. Составьте вопросы, используя превосходную степень прилагательных, и проведите в классе викторину.

Глава №8

Приближается конец учебного года, и вы расстаетесь с одноклассниками на все лето. Придумайте для каждого добрые пожелания на лето и советы на следующий учебный год, вы можете раздать их на прощальном празднике в конце учебного года.

Есть в учебнике и долгосрочные ученические проекты, размещенные в Приложении (создание словаря, составление словарных карточек, проект «История письменности», сочинение лингвистической сказки, рисунки в жанре «Веселая лингвистика»). Дети с удовольствием занимаются проектной работой, но большинство проектов могут освоить только под руководством учителя, а не самостоятельно. (Приложение 2).

Содержание УМК А.Д. Шмелева так же, как и УМК Львовой, направлено и на реализацию межпредметных подходов в обучении. За счет соответствующей подборки текстов прослеживаются связи изучения русского языка с языкознанием, литературой, МХК, физической культурой, правилами дорожного движения. Есть существенное количество заданий, которые отражают повседневный жизненный опыт учащихся.

Также в приложении учебника размещены инструкции-памятки (как составить план, как подготовиться к написанию изложения и пр.), что помогает сформировать навыки самостоятельной учебной деятельности.

УМК А.Д.Шмелева прививает уважение к русскому языку, воспитывает сознательное отношение к нему как явлению культуры, учит воспринимать русский язык как основное средства общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, приводит к осознанию нравственно-этической ценности русского языка. Приведу примеры из разных разделов учебника (I ч.): на стр. 11 читаем « Расскажите о своем отношении к русскому языку. Есть ли у вас любимые слова, которые вы могли бы привести в качестве примера к высказыванию Н.В. Гоголя?» ; на стр. 63 находим «Есть ли в вашей семье излюбленная поговорка? Напишите сочинение о том, как и когда она появилась. Опишите ситуацию, о которой напоминает вам эта поговорка» ; не менее интересно задание на стр. 128 «Обсудите в классе, как речь человека может повлиять на отношение к нему окружающих. Подумайте, как применить к обсуждаемой теме пословицу: «По одежке встречают, по уму провожают»?

Итак, исходя из вышеизложенного, мы можем сделать вывод, что данные учебники построены как энциклопедии и научно-популярные книги, они выигрывают, прежде всего, научным и занимательным подходом к изучению языка. Способ подачи теоретического материала, содержание и разнообразные упражнения нацеливают учащихся на самостоятельный поиск ответов на сложные вопросы, побуждают обратиться к истории языка, способствуют развитию интеллектуальных и творческих способностей. Хорошие возможности открывают новые учебники и для развития логического мышления учащихся, формируя доступные в данном возрасте навыки лингвистического анализа.

IV . Результаты анкетирования

Я провела опрос среди учащихся 5 и 6 классов с целью выявить эмоциональный настрой по работе с учебником А.Д.Шмелева. Всего в анкетировании приняло участие 52 человека. Предлагаю вниманию некоторые ответы учеников («Наш учебник очень красивый, яркий и интересный», « В учебнике много картинок и прикольных фотографий», «В учебнике интересные тексты», «Нравятся игровые упражнения «Найди четвертое лишнее», «Наш учебник отличается тем, что в нем много проектных заданий», но есть и такие «Не нравится структура учебника, теряюсь в нем», « Путаюсь в главах, номерах упражнений», «Материал кажется знакомым, уже изученным», «Много текста, непонятных рассуждений», «Не нравится такая мягкая обложка, все мнется», «Хотелось бы, чтобы правила выделялись ярче, были заметнее», «Мало текстов для изложений», «Совсем не успеваю писать за аудиоприложением». Таким образом, мы можем увидеть положительные и отрицательные стороны учебника и со стороны учеников.

Проведён анализ полученных данных, в результате которого выявлены и темы, которые детям нравятся, доступны («Гласные после шипящих и ц», «Употребление прописных и строчных букв», «Правописание» и т.д.), и темы, вызывающие затруднения («Текст», «Звуковой состав слова. Транскрипция», «Грамматические нормы» и т.д.). При работе с данными темами учителю необходимо уделить особое внимание на учебный материал и затруднения учащихся.

Далее в таблице приведены данные анализа контрольных работ по русскому языку в 5 классе за прошлый год по основным темам (количество учащихся в классе - 23)

В 1 столбце показан % обученности , во 2-ом - % качества.

В целом можно сказать, что учащиеся неплохо усвоили учебный материал по УМК А.Д.Шмелева, показывая стабильные результаты согласно своим ученическим способностям и возможностям. (Приложение 3).

Мною также проведен мониторинг качества знаний по итогам четвертей и учебного года.

2015 -2016 учебный год (5 класс)

При 100% успеваемости качество знаний по русскому языку составляет:

1 четверть – 52 %

2 четверть – 60 %

3 четверть – 51 %

4 четверть – 54 %

Год – 54 %

2016 – 2017 учебный год

В помощь учителю хотелось бы видеть в УМК А.Д . Шмелева методические пособия с рекомендациями, касающимися особенностей изучения темы, разноуровневый дидактический материал, который дополняет, расширяет содержание учебника и позволяет учитывать индивидуальные особенности учеников. Нужно, на мой взгляд, также д обавить упражнения для формирования практической грамотности учащихся для работы в разделах «Правописание» . Для дифференцированного подхода в теоретической части необходимо выделять конкретные определения и понятия.

В учебнике можно было бы разместить ссылки, которые помогут организовать работу с электронными образовательными ресурсами.

В приложении к учебнику есть орфографический, орфоэпический, толковый словари, но нет школьного этимологического словаря, который помог бы обучающимся наблюдать процессы развития языка в движении, историю языка.

Также в приложении в разделе «Учебные инструкции» можно разместить материал для организации работы над ошибками . Это очень важный и сложный вид деятельности, который будет перекликаться и с проектной работой.

Итак, можно сделать вывод, что УМК А.Д.Шмелева и УМК С.И.Львовой

формируют все ключевые компетенции: лингвистическую, языковую, коммуникативную, культуроведческую; дают возможность для реализации таких методических идей, как ориентация на личность ученика и формирование универсальных учебных действий, что соответствует требованиям ФГОС.

Литература:

1. Стандарты второго поколения Примерные программы по учебным предметам Русский язык 5 – 9 классы Москва

2. Программа общеобразовательных учреждений «Русский язык», авторы С.И.Львова, В.В.Львов, Москва, из-во «Мнемозина», 2012.

3. Л.О. Савчук. Русский язык 5-9 классы. Программа. Под ред. Е.Я.Шмелёвой.

4. Дощинский Р.А. «Формирование универсальных учебных действий средствами учебника «Русский язык» под редакцией А.Д. Шмелева»

5. «Русский язык: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч.»/ А.Д. Шмелев, Э.А. Флоренская, Ф.Е. Габович, Е.Я. Шмелева/; под. ред. А.Д. Шмелева - М.: Вентана-Граф, 2015.;

6. Учебный комплект «Русский язык» для 5-9 классов. Авторы Львова С.И., Львов В.В. Издательство «Мнемозина»

Линия учебников под редакцией А. Д. Шмелёва отражает оригинальный авторский подход к структурированию учебного материала, определению последовательности его изучения и организации учебной деятельности учащихся. Их особенностью является построение учебного материала по модульному принципу, при этом под модулем понимается единица организации материала, направленная на комплексное достижением метапредметных и предметных целей обучения на отдельном этапе, который сопровождается промежуточным контролем. Линия включает аудиоприложения, словари, электронные учебники, рабочие тетради и методические пособия.

Учебники русского языка для 5–9 классов под редакцией известного лингвиста А. Д. Шмелева строятся по модульному принципу, где модуль - это фрагмент учебной программы, состоящей из повторяющихся разделов. Каждый модуль завершается разделом «Повторение», который готовит к контролю и самоконтролю в конце изучения каждой главы. Задания на повторение различаются по уровню сложности: от тестов базового уровня до проектной работы повышенной трудности. Линию учебников отличают добротно составленные справочные материалы: орфографический, орфоэпический и толковый словари, достаточно объемные для школьного учебника. В учебниках представлены детальные инструкции для проведения лингвистических разборов.

Два раздела каждого модуля (главы), «Язык и речь» и «Текст», посвящены сознательному формированию коммуникативных навыков речевого общения. Особенностью учебников этой линии является значительное внимание к устной форме речи на всех этапах работы, что обеспечивается аудиоприложением к учебнику. Разделы «Система языка» и «Правописание» формируют языковую и лингвистическую компетенции на основе коммуникативно-деятельностного подхода. В разделе «Язык и культура. Культура речи» ставится задача формирования функциональной грамотности учащихся через достижение культуроведческой компетенции. В учебниках линии сделан акцент на национально-культурной специфике русского языка. Завершается каждый модуль учебника разделом «Повторение», где в интегрированном и взаимосвязанном виде обобщаются материалы всех разделов. В учебники включены задания, дифференцированные по уровням сложности, а также проектные задания, предусмотрена работа в парах и группах.

Рабочие тетради «Русский язык. Словарные слова без ошибок» для 5 и 6 классов предназначены для углублён-ной работы с лексическим значением, происхождением, функционированием, с фонетической и морфемной структурой слов с непроверяемым написанием. Рабочая тетрадь «Русский язык. Развитие письменной речи» представляет набор систематизированных упражнений для развития письменной речи учащихся 5–6 классов. В рабочих тетрадях «Русский язык» для 5–7 классов и «Русский язык. Правописание. Культура речи» для 7 и 8 классов материал структурирован по главам учебника и подобран в соответствии с темами разделов «Правописание» и «Язык и культура. Культура речи».

Особо стоит подчеркнуть значение роли аудиоприложения к учебнику: оно не только обеспечивает вариативность урока, служит развитию навыков самоконтроля и аудирования разного типа, но и готовит к изложению на ОГЭ.

Электронная форма учебника содержит технические задания, тренажеры, помогает организовать учебную деятельность на уроке и дома при подготовке к промежуточному и итоговому контролю.

Методические пособия для учителя «Русский язык. Проектирование учебного курса» включают рабочие программы для 5 и 6 классов, таблицы тематического и поурочного планирования, рекомендации по организации контроля и оценки планируемых результатов, учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся; тексты контрольных диктантов и тексты упражнений для аудирования.

, Русский язык

Тетрадь предназначена для использования в комплекте с учебником «Русский язык. 8 класс» под редакцией А.Д. Шмелёва, входящим в систему «Алгоритм успеха».Материал структурирован по главам учебника и подобран в соответствии с темами разделов «Правописание» и «Культура речи».Соответствует федеральному государственному образователь-ному стандарту основного общего образования (2010 г.).

Шапиро Надежда Ароновна 2017

Русский язык. 7 класс. Рабочая тетрадь

Школьникам и абитуриентам , Русский язык

Тетрадь предназначена для использования в комплекте с учебником "Русский язык. 7 класс" под редакцией А.Д. Шмелёва, входящим в систему "Алгоритм успеха".Материал структурирован по главам учебника и подобран в соответствии с темами раздела "Правописание".Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010 г.).

Флоренская Э. А. 2017

Русский язык. 8 класс. Правописание. Культура речи. Рабочая тетрадь №1

Школьникам и абитуриентам , Русский язык

Тетрадь предназначена для использования в комплекте с учебником "Русский язык. 8 класс" под редакцией А.Д. Шмелёва, входящим в систему "Алгоритм успеха".Материал структурирован по главам учебника и подобран в соответствии с темами разделов "Правописание" и "Культура речи".Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010 г.).

Левинзон А. И. 2017

Русский язык. Развитие письменной речи. 5-6 классы. Рабочая тетрадь

Школьникам и абитуриентам , Русский язык

Рабочая тетрадь представляет набор систематизированных упражнений для развития письменной речи учащихся 5-6 классов. Разделы "Понятный текст", "Сложные мысли" и "Разговоры" включают задания на создание понятных и синтаксически грамотных формулировок. Раздел "Очень убедительно" позволяет научить ребёнка аргументировать свою позицию. Разделы "Детали" и "Где, когда и как" дают ученику возможность обогатить базовый словарный запас. Включена в учебно-методический комплект "Русский язык. 5-9 классы" под редакцией А.Д.Шмелёва, входящий в систему УМК "Алгоритм успеха". Может быть использована при работе по другим программам и учебникам. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010).

Шмелев Алексей Дмитриевич , Эльза Флоренская , Савчук Лариса Олеговна , Шмелева Елена , Кустова Галина 2017

Русский язык. 8 класс. Учебник (+ приложение к учебнику)

Школьникам и абитуриентам , Русский язык

Учебник, входящий в систему "Алгоритм успеха", нацелен на углубление и систематизацию знаний по фонетике, морфемике, лексике, морфологии и лингвистике текста, полученных в 5-7 классах; содержит систематическое изложение синтаксиса сложного предложения. Особое внимание уделено культуре речи.Учебник строится по модульному принципу: каждая из глав включает шесть повторяющихся разделов: "О языке и речи", "Система языка", "Правописание", "Текст", "Язык и культура. Культура речи" и "Повторение".Аудиоприложение к учебнику доступно для бесплатного скачивания на сайте издательства и содержит материалы к упражнениям, отмеченным в книге специальным значком. Вкладка "Приложение" включает правила орфографии и пунктуации, изученные в 5-7классах; учебные словари, учебные инструкции (алгоритмы различных видов лингвистического анализа, рекомендации по подготовке к диктантам, изложениям) и проектные задания.Учебник может использоваться при работе в классах и школах с углублённым изучением русского языка.Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.

Еремина Ольга Александровна 2016

Русский язык. Словарные слова без ошибок. 6 класс. Рабочая тетрадь

Школьникам и абитуриентам , Русский язык

Тетрадь предназначена для использования при работе с входящим в систему "Алгоритм успеха" учебником "Русский язык. 6 класс" под редакцией А.Д.Шмелёва. Также данная тетрадь может использоваться учащимися самостоятельно. Материал структурирован по главам в соответствии с учебником. Каждое десятое упражнение – контрольное для предыдущих девяти упражнений. Работа ведётся с лексическим значением, с происхождением, с фонетической и морфемной структурой слов, с ролью слов в словосочетании и предложении. Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010 г.)

Тетрадь предназначена для использования при работе с учебником "Русский язык. 5 класс" под редакцией А.Д.Шмелёва, входящим в систему "Алгоритм успеха".Также данная тетрадь может использоваться репетиторами и учащимися самостоятельно. Материал структурирован по главам в соответствии с учебником.Каждое десятое упражнение - контрольное для предыдущих девяти упражнений.Работа ведётся с лексическим значением, с происхождением, с фонетической и морфемной структурой слов, с ролью слов в словосочетании и предложении.Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010 г.).

Cлайд 1

Герасимова Т.В.,учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №2 г.Петровска Реализация требований ФГОС в УМК по русскому языку для общеобразовательных школ под редакцией А.Д. Шмелева (апробация учебника

Cлайд 2

Постоянные изменения, происходящие в обществе в целом, и в системе образования в частности, предъявляют к учебнику, как к основному средству обучения, все новые и новые требования. Поскольку учебник был и остается основным средством обучения в школе, создается новое поколение учебников. Какой учебник выбрать?

Cлайд 3

. Знаком отмечены учебники, входящие в федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012/2013 учебный год. Знаком отмечены учебники, cоответствующие ФГОС Издательский центр«ВЕНТАНА-ГРАФ» на рынке учебной литературы c 1994 года. За эти годы было издано множество учебных линий и серий книг, которые хорошо известны и удостоены высоких наград

Cлайд 4

Рекомендовано № 619-623 ФГОС ООО Русский язык «Русский язык» 5–9 классы Линия учебно-методических комплектов Под ред. А.Д. Шмелёва Содержание учебников обеспечивает формирование и постепенное развитие следующих компетенций: коммуникативной; лингвистической и языковой; культуроведческой. Линия учебников отражает оригинальный авторский подход к структурированию учебного материала, к определению последовательности его обучения и организации учебной деятельности учащихся. Учебники строятся по модульному принципу. Модуль – единица организации учебного материала, направленная на комплексное достижение метапредметных и предметных целей обучения на отдельном этапе. В модулях-главах по единому принципу повторяются разделы, отражающие три основные содержательные линии программы. В учебник включены задания, дифференцированные по уровням сложности, а также проектные задания, предусмотрена работа в парах и группах. В комплект для 5 класса входит: программа учебник рабочая тетрадь методическое пособие аудиокурс на CD

Cлайд 5

Учебник русского языка 5 класс в 2 ч. для общеобразовательных учреждений под редакцией А.Д.Шмелева включен в федеральный перечень,входит в систему «Алгоритм успеха» Авторы: А.Д.Шмелев,Э.А.Флоренская,Ф.Э.Габович,Е.я,шмелева. Издательский цетр «Вентана-Граф»2012 Соответствует федеральному государственному стандарту основного общего образования

Cлайд 6

Учебник русского языка 5 класс в 2 ч. для общеобразовательных учреждений под редакцией А.Д.Шмелева включен в федеральный перечень,входит в систему «Алгоритм успеха» Авторы: А.Д.Шмелев,Э.А.Флоренская,Ф.Э.Габович,Е.я,шмелева. Издательский цетр «Вентана-Граф»2012 Соответствует федеральному государственному стандарту основного общего образования Система учебников «Алгоритм успеха» представляет собой целостную информационно-образовательную среду основной школы, построенную на основе единых идеологических, дидактических и методических принципов, направленных на реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта

Cлайд 7

Единая методологическая основа - системно-деятельностный подход Методические принципы построения системы: - практическая направленность содержания учебного материала на связь с реальной действительностью, опора на социальный опыт ученика; - связь учебного материала одного предмета с другими школьными предметами, в том числе в целях формирования универсальных учебных действий; - ориентация учебного материала, способов его представления и используемых методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность; - возможности для дифференцированного и личностно ориентированного обучения школьников, реализации педагогики сотрудничества; - обеспечение возможности для моделирования изучаемых объектов и явлений окружающего мира; - возможность использования творческих, проектных заданий, практических работ; - обеспечение возможности для разнообразия организационных форм обучения: индивидуальной, парной, групповой, коллективной, фронтальной; - использование возможностей современных информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов, интернет-ресурсов.

Cлайд 8

К учебнику прилагается компакт-диск с аудиприложением,которое содержит тексты для аудирования к заданиям,отмеченным специальным значком. Вкладка «Приложение»включает учебные словари,учебные инструкции (алгоритм разных видов лингвистического анализа,рекомендации по подготовке к диктантам,изложениям,сочинениям) и проектные задания. Все темы можно найти не только по оглавлению,но и по надписи вверху каждой страницы (колонтикулам) и по яркому цвету страниц, которыми отмечены повторяющиеся разделы. Яркие цвета привлекают обучающихся 5 –х классов. Такое построение учебника позволяет организовать самостоятельную работу ученика по поиску необходимой информации и ее использованию в учебном процессе.

Cлайд 9

Содержание Глава 1. Наш родной язык Глав 2. На каком языке мы говорим Глава 3. Как язык служит для общения Глава 4. В чем заключается богатство языка В 1 части учебника содержится материал на углубление и систематизацию знаний по фонетике,лексике,морфемике,синтаксису и лингвистике текстов,полученных в начальной школе. Учебник строится по модульному принципу: каждая из восьми глав включает шесть повторяющихся разделов: « О языке и речи»,» Система языка», « Правописание», «Текст», « Язык и культура.Культура и речь» и «Повторение».

Cлайд 10

: « О языке и речи»,» Система языка», « Правописание», «Текст», « Язык и культура.Культура и речь» и «Повторение». Глава5.Как в языке выражаются отношения людей Глава 6.Чем различаются устная и письменная речь Глава 7.Что такое современный язык Глава 8 Как язык объединяет народы Вторая часть учебника нацелена на углубление и систематизацию знаний по синтаксису и лингвистике текста,полученных в начальной школе.Начинается систематическое изложение морфологии.Особое внимание уделено устной и письменной деятельности,культуре речи.

Cлайд 11

. Примеры лингвистической кладовой В главе №2»На каком я зыке мы говорим»: об истории славянской письменности, о роли согласных в разных языках,об инициалах и монограммах; Глава №4 «В чем заключается богатство языка?»в разделе «Лексикология»:о многозначных словах и омонимах,путях их возникновения Глава №5 «Как в языке отражаются отношения людей»: история этикетных слов, Глава 6«Чем различается устная и письменная речь?»: о процессе перехода нарицательных имен существительных в собственные и наоборот,о переходе одной части речи в другую. И т.д. В постоянной рубрике «Лингвистическая кладовая» находятся интересные сведения для расширения кругозора и развития лингвистической грамотности Церковнославянское слово НЕВЕЖДА и древнерусское НЕВЕЖА образованы от одного глагола-Ведать («знать,иметь о чем-то сведения»).Но со временем пути этих двух слов в языке разошлись.В современных толковых словарях у каждого из них своё значение: если НЕВЕЖДА-это неуч,человек необразованный,непросвященный,то невежа-это грубый,невоспитанный человек,тот,кто не умеет себя вести. Другое дело,что невежственным мы можем назвать как малообразованного,так и малокультурного человека(то есть и невежу,и невежду).И под невежеством можем понимать как отсутствие знаний (свойство невежды),так и невежливое поведение (свойства невежи). (По М.Королевой)

Cлайд 12

Раздел « Язык и культура. Культура речи» Глава 1. Наш родной язык Глав 2. На каком языке мы говорим Глава 3. Как язык служит для общения Глава 4. В чем заключается богатство языка Глава5.Как в языке выражаются отношения людей Глава 6.Чем различаются устная и письменная речь Глава 7.Что такое современный язык Глава 8 Как язык объединяет народы Культура речи. Нормы русского литературного языка Речевой этикет Лексическое богатство русского языка и культура речи Формы обращения и речевой этикет Что такое грамматические нормы? Употребление имен прилагательных в речи Употребление глаголов в речи

Cлайд 13

ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАНИЯ Глава №1 «Карточки для словарной работы»(используя материалы главы 1) Глава№2 1)Найдите в Интернете или библиотеке репродукции картин художников,упомянутых в одном из текстов.Подготовьте постер: наклейте скопированные или сфотографированные иллюстрации,сделайте подписи,указав названия картин,фамилию и инициалы художника.Попробуйте отыскать информацию о сделанных ими экслибрисах. 2)Проведите викторину «История букв» на одном из уроков повторения. 3) Предложите план или сценарий праздника «День славянской письменности»Обдумайте идею школьного журнала и напишите заметку на эту тему. Глава 3 Рассмотрите рисунок-шутливую иллюстрацию к словобразовательной паре.Подберите или сделайте самостоятельно рисунки,которые можно использовать на уроках при повторении морфемного анализа слов,составьте список морфем, к которым можно сделать рисунки,иллюстрирующие их значения. Глава №4 Проведите опрос:напишите вопросы о разных словарях и способах их использования,составьте вопросник или анкету с вариантами ответов.Попросите одноклассников ответить на вопросы,подсчтайте количество одинаковых и разных ответов. Сделайте свои выводы о том,как пользуютсясловарями ваши одноклассники. Глава №5 Подготовьте доклад или презентацию об одной из картин и её авторе. (репродукции картин к текстам упражнений)Найдите информацию в энциклопедических словарях школьной библиотеки или в интернете Глава6 Расспросите старших о легендах вашего края,города(села) или об истории возникновения названия реки,горы,улицы,исторической постройки в вашем городе(селе).Запишите их устные рассказы на диктофон,уточните информацию в краеведческом музее,библиотеке,Интернете.Письменно изложите собранные факты,нарсуйте или подберите иллюстрации к своему рассказу.Подготовьте презентацию в классе. Глава№7 Составьте свою книгу рекордов,собрав факты о самых-самых: о высочайших горных вершинах,о глубочайших озерах,о самых больших и самых маленьких животных. Составьте вопросы,используя превосходную степень прилагательных,и проведите в классе викторину. Глава №8 Приближается конец учебного года,и вы растаетесь с одноклассниками на все лето.Придумайте для каждого добрые пожелания на лето и советы на следующий учебный год,вы можете раздать их на прощальном празднике в конце учебного года.

Cлайд 14

Глава 7.Что такое современный язык О языке и речи» 1Современный русский литературный язык Система языка Имя прилагательное Правописание Правописание имен прилагательных Текст Типы речи: описание предмета Язык и культура.Культура и речь Употребление имен прилагательных в речии Повторение Вопросы и задания для самопроверки Проект.Работа в группе Виды работы: Игровое задание Как пользоваться словарями портала «Грамота,ру» Сочинение по картине Работа с аудиприложением Работа с рисунками,графиками,схемами Работа с интернет-ресурсами, энциклопедическими словарями Дискуссия Формы организация деятельности: работа в паре-10 работа в группе-5 проект-1 Работа в паре: образуйте от данных существительных относительные прилагательные,обозначьте суффикс-ск-//-к-,подчеркните согласные перед суффиксами.Поверьте работы друг друга. Работа в группе: кто сможет объяснить значение всех фразеологических выражений и пословиц?Обратите внимание на выделеные формы.В чем их особенность?Для правильного ответа на ворос нужно обратиься к истории языка,Найдите ответ в рубрике «Лингвистическая кладовая». Проект: Составьте свою книгу рекордов,собрав факты о самых-самых: о высочайших горных вершинах,о глубочайших озерах,о самых больших и самых маленьких животных. Составьте вопросы,используя превосходную степень прилагательных,и проведите в классе викторину. Анализ содержания, методической схемы

Cлайд 15

Материал изложен последовательно и логично Приоритетная цель данного учебника-организация познавательной деятельности и формирование УУД Обьемы параграфа в основном соответствуют формату урока,материал теоретический и практический сбалансирован и направлен на развитие интереса учащихся к предмету практическому применению знаний и навыков. Задания учебника стимулируют учебную познавательную активность и способствуют сохранению устойчивого внимания В учебнике содержится достаточное количество заданий на решение типовых задач,на работу с дополнительными источниками информации, В учебнике досточно изобразительного материала (рисунки,графика,схемы),который не только иллюстрирует текст,но и я вляется источником новой информации. Задания учебника ориентированы на технологию модульного обучения,проектную,исследовательскую технологию,критического и развивающего обучения,игровые технологии,кейс-метод Задания учебника дают возможность для планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Модульный принцип построения материала позволяет строить изучение новой темы с опорой на ранее изученный материал данного предмета и и других предметов,отражая межпредметные, внутрипредметные и надпредметные связи. В конце главы четко и кратко сформулированы основные выводы. Интерес к изучению русского языка формируется с помощью самых разнообразных средств, включающих ученика в живую коммуникацию, в общение. Анализ содержания, методической схемы

Cлайд 16

- В УМК включены научно-популярные и учебно-научные тексты из различных областей науки, публицистические тексты культурологического и морально-этического, морально-нравственного содержания, художественные тексты, знакомящие ученика с самыми разнообразными жизненными обстоятельствами Анализ содержания, методической схемы Пожелание друзьям Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Пусть добрым будет ум у вас, А сердце добрым будет. Вам от души желаю я, Друзья,всего хорошего. А все хоршее,друзья, Дается вам недёшево! (С.Маршак) К.Паустовский «Повесть о жизни» Отрывки из стихотворений российских поэтов о родине,родном крае Э. Вартаньян « Этикет»

Cлайд 17

Результаты образования на трех уровнях: личностном метапредметном предметном Формулировки заданий и речевые ситуации ориентированы на нравственное воспитание школьников; Содержание текстов и упражнений дают ценностные ориентиры (доброжелательность, трудолюбие, самостоятельность, ответственность и др.); , В воспитательном и развивающем потенциале предмета, направленности содержания образования на: создание у ученика целостной картины мира и понимания собственной личной ответственности за будущее планеты и человечества в уважении к собственной культуре и толерантности) В формировании понимания непрерывности обучения через всю жизнь и стратегий самообучения: готовности и способности самостоятельно приобретать знания в разных областях совершенствоваться в предмете; способности объективно оценивать свои умения, знания, поступки (рефлексия) и самостоятельно исправляться В раскрытии и стимулировании творческих способностей и личностного потенциала;в умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения На метапредметном уровне через: содержание обучения (межпредметные связи, умение учиться, контроль и самоконтроль), использование электронных приложений;знакомство с текстами разных жанров и обилие заданий на разные типы чтения, знакомство с явлениями окружающего мира, фактами его истории, географии;интеграцию полученных на уроках по другим предметам знаний в ходе дискуссий, проектных работ и других видов деятельности типы контрольных заданий в УМК ориентированы на типы заданий ГИА и ЕГЭ; Избыточные упражнения в учебниках позволяют учесть разные способности учеников, обеспечить равные образовательные возможности и поддержать способных учеников

Cлайд 18

Условия формирования УУД Учебное сотрудничество Совместная деятельность Проектная деятельность обучающихся как форма сотрудничества Дискуссия (устная и письменная) Рефлексия Педагогическое общение Реализация требований ФГОС Формирование основ умения учиться Реализация деятельностного подхода; Развитие умений учебной деятельности через: проектные работы, баланс индивидуальной, парной и групповой работы на уроке, анализ информации, наличие заданий базовой и повышенной сложности.Развитие умений работать в коллективе и организовывать свою работу на всех этапах обучения

Линия учебников под редакцией А. Д. Шмелёва отражает оригинальный авторский подход к структурированию учебного материала, определению последовательности его изучения и организации учебной деятельности учащихся. Их особенностью является построение учебного материала по модульному принципу, при этом под модулем понимается единица организации материала, направленная на комплексное достижением метапредметных и предметных целей обучения на отдельном этапе, который сопровождается промежуточным контролем. Линия включает аудиоприложения, словари, электронные учебники, рабочие тетради и методические пособия.

Учебники русского языка для 5–9 классов под редакцией известного лингвиста А. Д. Шмелева строятся по модульному принципу, где модуль - это фрагмент учебной программы, состоящей из повторяющихся разделов. Каждый модуль завершается разделом «Повторение», который готовит к контролю и самоконтролю в конце изучения каждой главы. Задания на повторение различаются по уровню сложности: от тестов базового уровня до проектной работы повышенной трудности. Линию учебников отличают добротно составленные справочные материалы: орфографический, орфоэпический и толковый словари, достаточно объемные для школьного учебника. В учебниках представлены детальные инструкции для проведения лингвистических разборов.

Два раздела каждого модуля (главы), «Язык и речь» и «Текст», посвящены сознательному формированию коммуникативных навыков речевого общения. Особенностью учебников этой линии является значительное внимание к устной форме речи на всех этапах работы, что обеспечивается аудиоприложением к учебнику. Разделы «Система языка» и «Правописание» формируют языковую и лингвистическую компетенции на основе коммуникативно-деятельностного подхода. В разделе «Язык и культура. Культура речи» ставится задача формирования функциональной грамотности учащихся через достижение культуроведческой компетенции. В учебниках линии сделан акцент на национально-культурной специфике русского языка. Завершается каждый модуль учебника разделом «Повторение», где в интегрированном и взаимосвязанном виде обобщаются материалы всех разделов. В учебники включены задания, дифференцированные по уровням сложности, а также проектные задания, предусмотрена работа в парах и группах.

Рабочие тетради «Русский язык. Словарные слова без ошибок» для 5 и 6 классов предназначены для углублён-ной работы с лексическим значением, происхождением, функционированием, с фонетической и морфемной структурой слов с непроверяемым написанием. Рабочая тетрадь «Русский язык. Развитие письменной речи» представляет набор систематизированных упражнений для развития письменной речи учащихся 5–6 классов. В рабочих тетрадях «Русский язык» для 5–7 классов и «Русский язык. Правописание. Культура речи» для 7 и 8 классов материал структурирован по главам учебника и подобран в соответствии с темами разделов «Правописание» и «Язык и культура. Культура речи».

Особо стоит подчеркнуть значение роли аудиоприложения к учебнику: оно не только обеспечивает вариативность урока, служит развитию навыков самоконтроля и аудирования разного типа, но и готовит к изложению на ОГЭ.

Электронная форма учебника содержит технические задания, тренажеры, помогает организовать учебную деятельность на уроке и дома при подготовке к промежуточному и итоговому контролю.

Методические пособия для учителя «Русский язык. Проектирование учебного курса» включают рабочие программы для 5 и 6 классов, таблицы тематического и поурочного планирования, рекомендации по организации контроля и оценки планируемых результатов, учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся; тексты контрольных диктантов и тексты упражнений для аудирования.

Читайте также: