Свободные экономические зоны России: основная платформа для привлечения инвестиций! Классификация сэз и их основные черты Свободные экономические зоны в экономике России.

К наиболее распространенным типам СЭЗ относятся зоны; свободной торговли, свободные таможенные, производственноторговые, технико-внедренческие, сервисные, офшорные, комплексные.

1. Зоны свободной торговли (ЗСТ) . Товары могут складироваться, храниться, подвергаться незначительной доработке (укрупнение или дробление партий, упаковка, маркировка, сортировка и т.п.). Разрешена торговля. Ввоз и вывоз товаров осуществляется беспошлинно, но если товар вывозится в глубь страны, он облагается пошлиной как обычный импортный товар. ЗСТ – это один из самых распространенных типов зон, известных еще с глубокой древности.

В 1930-е гг. в США было создано несколько десятков зон внешней торговли с целью активизации предпринимательской активности в ряде регионов страны. Современной и распространенной их разновидностью выступают магазины беспошлинной торговли (duty free) в международных аэропортах, морских и речных портах. Первый такой магазин был открыт еще в 1950-е гг. в международном аэропорту Шэннон (Ирландия), в СССР – в 1980 г. в аэропорту Шереметьево. Создание ЗСТ не оказывает сколько-нибудь значительного влияния на экономику организующей ее страны и имеет, скорее, региональное значение.

  • 2. Свободные таможенные зоны (склады, терминалы, порты, причалы и т.д.) . Осуществляется погрузка-разгрузка судов, железнодорожного подвижного состава, ремонт и обслуживание судов. Здесь также товары могут складироваться, храниться, допускаются незначительные операции по улучшению товаров, операции по страхованию без уплаты пошлин и НДС, однако торговля не разрешена.
  • 3. Производственно-торговые зоны . Встречается несколько их разновидностей, в том числе свободные промышленные зоны, экспортно-производственные, импортзамещающие производственные зоны, зоны совместного предпринимательства и т.д. Наиболее эффективно такие зоны используются в развивающихся странах, поскольку в них привлекается на льготных условиях иностранный капитал для организации производства разнообразных товаров. В таких зонах могут осуществляться первичная переработка сырья, сборочное производство, а также полный цикл выпуска товаров. Большинство из них являются экспортно ориентированными, т.е. организуется производство товаров, предназначенных для продажи на мировом рынке, но некоторое число таких зон – импортзамещающие, т.е. в них организуется выпуск товаров с целью ликвидации их дефицита на внутреннем рынке, для замещения импорта. Такие зоны, как правило, являются специализированными, т.е. выпускают однородные товары (бытовую электротехнику, электронику, швейные и обувные изделия и т.д.). Но часть из них – универсальные.

При создании такого типа зон используется территориальный принцип: выделяется особая компактная территория вблизи морских или речных портов, крупных железнодорожных узлов для организации бесперебойного снабжения запчастями, деталями, полуфабрикатами и вывоза товаров за границу, создается администрация для управления зоной. Доступ в такую зону возможен только для работающего в ней персонала. Для открытия зоны на выбранной территории осуществляется строительство производственных и офисных помещений, коммуникаций, жилых помещений. При создании таких зон в Китае там даже вводился свободно конвертируемый юань.

При создании промышленно-производственных зон принимающее государство ставит масштабные задачи: привлечение иностранного капитала и иностранных технологий, увеличение рабочих мест, повышение качества рабочей силы, увеличение экспортных доходов, облагораживание экспорта и рационализация импорта, повышение доходов населения, отработка механизмов взаимодействия национального и иностранного капитала, использование каналов сбыта ТНК для продвижения своих товаров на мировой рынок, а также заимствование иностранного производственного, коммерческого, технологического опыта и т.д.

Для привлечения иностранного капитала в таких зонах используется множество льгот, прежде всего, финансового характера:

  • беспошлинный ввоз и вывоз товаров;
  • безвизовый въезд иностранцев;
  • беспрепятственный вывоз за рубеж законно полученной прибыли;
  • пониженное налогообложение, "налоговые каникулы";
  • в отдельных случаях субсидирование предпринимателей, льготное кредитование;
  • сниженные тарифы на пользование водой, электроэнергией, газом, телефонной связью;
  • изъятия из трудового законодательства страны (сокращенный оплачиваемый отпуск, удлиненный рабочий день, сниженный возрастной ценз);
  • запрет на создание профсоюзов, политических партий, проведение забастовок и демонстраций и т.д.

Наиболее удачный опыт создания и функционирования таких зон, оказывающих существенное стимулирующее воздействие на всю экономику, демонстрируют Китай, Бразилия, Южная Корея, Малайзия. Например, в 1980-е гг. через СЭЗ проходило до 2/3 внешнеторгового оборота Китая.

4. Технико-внедренческие зоны . Как правило, они создаются вблизи авторитетных научно-исследовательских центров (университетов). Их основная задача – помочь скорейшему внедрению инноваций в практику. В зонах подобного типа такой признак, как беспошлинная торговля, либо отсутствует, либо имеет второстепенное значение, зато первостепенное значение приобретают различные налоговые и иные льготы, а также сниженные коммунальные тарифы для компаний, осуществляющих инновации. В технико-внедренческих зонах формируется благоприятный климат для развития венчурного (рискового) предпринимательства, суть которого в соединении интеллектуального и производительного капитала. При этом особый импульс для своего развития получают малые инновационные фирмы, которые объединяют свои усилия с промышленными компаниями, учеными и венчурными фондами в создании и скорейшем продвижении на рынок передовых инноваций в высокотехнологичных отраслях – биотехнологии, микроэлектронике и т.п. Исторически первой такой зоной стала Силиконовая долина в США (1950-е гг.). Она остается крупнейшим в мире центром, где создается более половины мировых электронных новинок.

Разновидностями технико-внедренческих зон выступают технопарки, технополисы, инновационные центры и т.п. образования, получившие развитие в ФРГ, Голландии, Японии и других странах.

  • 5. Сервисные зоны . Это такой тип зон, где льготы получают все компании, которые действуют в той или иной отрасли сферы услуг, например в сфере туризма, страхования, банковском деле, – той, которая является отраслью специализации для страны. При этом льготами пользуются все компании независимо от места их расположения в стране.
  • 6. Офшорные зоны . Служат своего рода налоговыми оазисами, обслуживающими мировой финансовый рынок. По легенде, режим хозяйствования в таких зонах исторически восходит к так называемому "режиму капитуляций", согласно которому иностранцы в колониальных и полуколониальных странах были изъяты из-под действия местной юрисдикции и подчинялись юрисдикции своих консулов.

"Режим капитуляций" получил свое наименование от жалованных грамот, или капитуляций, которыми турецкие султаны предоставляли соответствующие льготы тому или иному иностранному христианскому государству, начиная со второй половины XV в. (сначала Генуе и Венеции, затем Франции, далее Англии и Голландии). Этот режим действовал позднее также в Британской империи. Например, английские компании, расположенные в Индии, платили налоги прямо английской короне и обладали экстерриториальностью. Затем он возродился во второй половине XX в. в виде офшорного режима, в соответствии с которым фирма только регистрируется на обозначенной территории. Но всю хозяйственную деятельность ведет за ее пределами и за это получает освобождение от налогов на прибыль либо существенное их уменьшение. Поскольку в международном праве действует правило уплаты налогов "у источника", то страны-организаторы, таким образом, предоставляют иностранным компаниям безналоговый режим.

Офшорные зоны первоначально стали организовывать страны, которые по тем или иным причинам непривлекательны для иностранного капитала (небольшая территория, к тому же затерянная на просторах мирового океана, незначительная и неквалифицированная рабочая сила и т.п.), а затем и многие другие, в том числе развитые (Великобритания, Швейцария, Ирландия, Кипр и др.).

Стимулом служила также возможность получать регистрационные взносы – чем больше компаний регистрируется, тем больше доходы принимающей страны. Классический вариант офшора предполагает хозяйственную и финансовую деятельность в зоне только нерезидентов.

Офшорные зоны дают использующим их хозяйствующим субъектам ряд преимуществ: налоговые льготы, значительную свободу в бизнесе, практическое отсутствие валютного контроля, возможность проведения операций с резидентами в любой иностранной валюте, анонимность, секретность финансовых операций (действует в основном лишь требование информировать власти о сомнительных операциях, связанных с наркобизнесом). В офшорных зонах Ирландии и Либерии налоги не взимаются, в Швейцарии взимаются, но по сильно сниженной ставке. В офшорах Лихтенштейна, Панамы, Антильских островов в момент регистрации фирм в качестве налога выплачивается паушальный (единовременный) налог. В ряде стран от офшорных компаний требуется лишь минимальный бухгалтерский учет, в других (Либерии, Панаме, Лихтенштейне) не выдвигается даже такое требование.

Поскольку отсутствует контроль за происхождением капитала, то такие зоны превратились в "прачечные для отмывания грязных денег" , так как в офшоры главным образом устремились капиталы откровенно криминального происхождения (доходы от торговли оружием, наркобизнеса, торговли людьми) или полукриминального, когда от налогообложения уходят капиталы, происхождение которых жестко контролируется государством (например, от игорного бизнеса), или те, которые облагаются высокими налогами (например, наследства).

7. Комплексные зоны . Они имеют многофункциональный характер, сочетающий различные направления деятельности, масштабный характер, характеризуются большими объемами привлекаемого капитала. В качестве примера можно привести бразильскую зону "Манаус", аргентинскую "Огненная земля", "Шэньчжэнь" и другие экономические зоны в Китае.

Помимо отмеченных типов зон формируются и новые их виды. Например, с 1990-х гг. активизировался процесс формирования международных СЭЗ. Это могут быть СЭЗ в приграничных областях нескольких государств. Например, известность приобрела комплексная зона "Туманган" на Дальнем Востоке, где сходятся границы Китая, Северной Кореи и России (в районе реки Туманная). Предполагается, что помимо перечисленных стран в ее деятельности будут участвовать Япония, Южная Корея, Монголия. В качестве цели создания зоны было заявлено развитие района Туманган через скоординированную стратегию развития в нем транспорта, инфраструктуры, торговли, промышленности, туризма, развития организационных и законодательных форм, человеческих и природных ресурсов и защиты окружающей среды.

Перспективной формой взаимодействия между странами во внешнеэкономической сфере можно считать образование так называемых еврорегионов. Европа – одна из наиболее подходящих для этого территорий, поскольку здесь компактно расположено много государств. Еврорегион представляет собой добровольное объединение приграничных областей различных государств в хозяйственной сфере. На данный момент в Европе насчитывается уже около сотни еврорегионов, а первым стал еврорегион "Гронау", созданный еще в 1958 г. на границе ФРГ и Нидерландов. В состав другого еврорегиона "Рейн – Вааль", созданного в 1993 г., вошли немецкие и голландские города, общины и другие территориальные единицы. Еврорегион "Айфель – Арденны", который включает федеральную общину Прюм (ФРГ), город Санкт-Вит (Бельгия) и общину Клерво (Люксембург), является рабочим сообществом муниципальных образований. Они сотрудничают не только в экономической сфере, но также в области культуры, образования, транспорта, здравоохранения, охраны окружающей среды. Органами управления ЕС еврорегионам передаются функции для самостоятельного решения ряда вопросов на локальном уровне. Широкомасштабное приграничное сотрудничество формирует своеобразные свободные экономические зоны с участием не только стран – членов ЕС, но и других государств, куда в больших масштабах устремляются иностранные инвестиции, способствующие экономическому подъему этих территорий.

  • Название буквально переводится как "вне берега" в силу того, что первыми этот тип СЭЗ стали создавать мелкие островные государства Карибского бассейна.
  • Термин берет начато из США, где в 1930-е гг. в период "сухого закона" итальянские мафиози занимались нелегальным производством алкоголя, а для легализации доходов от бутлегерства скупили сеть прачечных и смешивали прибыль от легальной деятельности с прибылью от подпольной.

Свободная экономическая зона

Свободная экономическая зона - ограниченная территория с льготными экономическими условиями для национальных и иностранных предпринимателей. Свободная экономическая зона обладает особым юридическим статусом по отношению к остальной территории. Свободные экономические зоны создаются для решения внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач. Различают:
- зоны свободной торговли;
- зоны совместного предпринимательства;
- банковские и страховые зоны с льготным режимом осуществления этих операций;
- технологические зоны;
- комплексные зоны.

По-английски: Free economic zone

Синонимы английские: Free economic area

Финансовый словарь Финам .


Смотреть что такое "Свободная экономическая зона" в других словарях:

    Свободная экономическая зона - (англ freety economic zone) особая гос ная территория, в рамках которой устанавливаются льготные условия ведения предпринимательской деятельности путем специального правового регулирования налоговых, таможенных, трудовых, валютных и иных… … Энциклопедия права

    Юридический словарь

    Свободная экономическая зона - представляет собой ограниченный участок территории государства, в пределах которого в соответствии с настоящим Законом и таможенным законодательством государства для товаров и транспортных средств устанавливается таможенный режим свободной… … Официальная терминология

    свободная экономическая зона - Область внутри государства, где предприятия не облагаются теми налогами, которые действуют на остальной территории … Словарь по географии

    Свободная экономическая зона - территория с преференциальным (льготным) таможенным, торговым или производственным режимом. В современном мире понятие свободная экономическая зона отражает различные формы либерализации экономики, приоритетные направления которой исторически… … Геоэкономический словарь-справочник

    Особая, cвободная или специальная экономическая зона (сокращённо ОЭЗ или СЭЗ) ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных… … Википедия

    Специальная экономическая зона (зона свободной торговли, зона свободного или совместного предпринимательства); ограниченная часть территории, на которой действуют экономические льготы для иностранных и национальных предпринимателей (льготы… … Энциклопедический словарь

    свободная экономическая зона - согласно утвердившейся в последнее время трактовке в законодательстве РФ, любая территория в рамках данного государства, в пределах которой для хозяйственной и предпринимательской деятельности установлены какие либо льготные условия таможенного,… … Большой юридический словарь

    СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА - см.: Особая экономическая зона … Энциклопедический словарь конституционного права

    Свободная экономическая зона - см. Свободная зона … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

Книги

  • Региональная экономика: теория и практика № 44 (419) 2015 , Отсутствует. В журнале освещаются проблемы экономики и развития административно-территориальных образований, отраслей и производств; экономическая стратегия устойчивого развития РФ и её регионов,… электронная книга

Мировая экономика давно уже привыкла к такому особому инструменту развития, как свободная экономическая зона. Это эффективный способ привлечь инвестиции в регион и обеспечить рост производства или других видов хозяйственной деятельности.

Определение понятия «свободная экономическая зона»

Официально выделенные экономические территории были закреплены международной конвенцией по упрощению и гармонизации таможенных процедур в 1973 году в Киото. В самом общем виде свободная экономическая зона – это часть территории страны, на которой устанавливаются особые условия, выражающиеся в отсутствии или ослаблении таможенного контроля и значительных налоговых льготах.

Сегодня нет окончательной терминологической ясности, и названия "свободная" или "особая экономическая зона" применяются как синонимы. Сутью этого явления являются особые условия, которые существуют на ограниченной территории. Организация таких зон всегда связана с решением определенной экономической задачи: развитие территории, привлечение инвесторов, создание нового вида хозяйственной деятельности.

Принципы существования свободных экономических зон

Вне зависимости от вида и страны размещения особые свободные экономические зоны создаются на основе следующих принципов:

  • обязательное отсутствие любых таможенных пошлин на ввоз комплектующих для будущей продукции, оборудования и на вывоз произведенных товаров;
  • налоговые льготы;
  • государственные гарантии от любого вида конфискации и экспроприации имущества, принадлежащего иностранным инвесторам;
  • набор льгот и привилегий разного характера для компаний, осуществляющих деятельность на территории свободной экономической зоны;
  • свободное использование твердой конвертируемой валюты для всех видов транзакций.

Цели создания свободных экономических зон

Возникновение особых зон связано с решением насущных экономических задач. Свободная экономическая зона – это эффективный инструмент помощи региональным экономикам. Зоны способны помочь во многих случаях. Они создаются при желании оживить средний и мелкий бизнес в депрессивном или дотационном районе страны, помогают выровнять уровень жизни в разных регионах, позволяют более эффективно использовать имеющиеся в регионе ресурсы и многое другое. Именно поэтому существует довольно большой перечень целей, в которых показано создание свободной экономической зоны. Цели могут различаться при рассмотрении их значимости для государства и для инвестора. Государственные интересы создания свободных экономических зон заключаются в следующем:

  • привлечение иностранных инвестиций, мобилизация капиталов, получение инновационных технологий для производства товаров и услуг;
  • создание большого количества новых рабочих мест, особенно для высококвалифицированных кадров;
  • импортозамещение, производство внутри страны товаров, технологий и услуг для развития внутреннего рынка вместо импортирования товаров;
  • формирование возможной экспортной базы;
  • апробация новых приемов и методов менеджмента, законодательных и налоговых моделей, отработка навыков управления новыми системами, подготовка кадров.

Для инвестора актуальными являются следующие цели:

  • повышение прибыльности вложений за счет налоговых послаблений;
  • сближение производства и потребителя;
  • получение дешевой рабочей силы;
  • снятие различных административных барьеров при ведении бизнеса;
  • развитие территории и получение в связи с этим дополнительных возможностей для расширения бизнеса.

Функции свободных экономических зон

Любая свободная экономическая зона – это сложная полифункциональная система. К числу функций, выполняемых такими территориями, можно отнести:

  • повышение индустриализации региона и страны в целом;
  • интеграция национального рынка в мировую экономическую и производственную систему;
  • увеличение валютных вливаний в бюджет страны и региона;
  • развитие региона, в том числе за счет формирования высококвалифицированного персонала, насыщения рынка качественными товарами и услугами, создания дополнительных рабочих мест;
  • повышение эффективности использования имеющихся мощностей и ресурсов;
  • повышение роли страны в мировом экспорте;
  • мобилизация капиталов и предпринимательской среды.

Организационные формы свободных экономических зон

Каждое государство само выбирает форму особой зоны в соответствии с решаемыми задачами и особенностями экономики региона. Поэтому свободная экономическая зона страны может иметь различную функциональную и организационную форму. Всего выделяют 5 основных организационных типа таких территорий:

  • внешнеторговые, в которых главный вид деятельности – это импорт и экспорт, в них беспошлинная торговля сопровождается развитием транспортных систем, складских комплексов и т. п.;
  • технологические, эти зоны ориентированы на разработку, освоение и апробацию высоких технологий, они привлекают инновации в регион. Примером являются технополисы и технопарки;
  • комплексные производственные зоны, они могут быть основаны на создании товаров или предоставлении услуг, чаще всего создаются зоны по производству товаров массового потребления;
  • оффшорные зоны, которые привлекают капитал за счет снижения или отсутствия налоговых и таможенных сборов, клиентам предоставляются льготные условия на совершение операций с валютами;
  • сервисные зоны, создаваемые для развития одной услуги или их комплекса, например банковские или рекреационно-туристические зоны.

Виды свободных экономических зон

Существует несколько классификаций особых зон по разным основаниям. Традиционно территория свободной экономической зоны может относиться к какому-либо виду в соответствии с ведущим принципом организации, в этом случае выделяются:

  • территориальные свободные зоны, которые созданы именно исходя из особенностей места, к ним относят открытые зоны, которые активно взаимодействуют с другими регионами, и анклавные, то есть такие, в которых есть ограничения по сотрудничеству с другими регионами;
  • функциональные зоны. Они создаются исходя из определенной функции, например производство определенных товаров или услуг.

По предоставляемым льготам особые зоны можно разделить:

  • на таможенные, в которых предоставляются существенные льготы на экспорт и импорт товаров, сырья, комплектующих;
  • налоговые, в таких зонах частично или полностью отменены различные виды сборов;
  • финансово-инвестиционные, в которых снижены ставки на различные виды сборов, предоставляются льготные условия кредитования и страхования;
  • административные, в которых действует упрощенный порядок регистрации и постановки на учет компаний, а также облегчен въезд и выезд иностранных граждан-инвесторов.

Немного истории

Режим свободных экономических зон в мире опробуется еще в 12 веке, когда в Европе возникает знаменитый Ганзейский союз, контролирующий торговлю на Балтийском и Северном морях. Члены союза пользовались различными льготами и привилегиями, что обеспечивало его успех и долговечность. В 15-17 веках эксперименты с такими территориями проводились в Италии, России и Германии. К концу 19 века сложились благоприятные условия для возникновения подлинной особой зоны. Первая свободная экономическая зона страны появилась в немецких городах Гамбурге и Бремене. Гамбург доныне сохранил свои привилегии благодаря исключительно выгодному расположению и развитой инфраструктуре.

В 20 веке появление свободных экономических зон становится распространенным явлением, в 70-х годах формируется международный правовой механизм, который позволил очень многим государствам открыть такие территории.

Мировой опыт

Современные зоны свободной экономической торговли – очень популярные инструменты региональной политики и экономики. Всего в мире существует более 1000 таких территорий, рекордсмен по их количеству – США, самый бурный рост зон сегодня происходит в Азии. Наиболее удачными проектами в мировой практике стали:

  • ирландский район Шеннон, в котором при угрозе резкого снижения пользования аэропортом международных авиакомпаний был создан технопарк для привлечения инвестиций, также здесь открывается первый в мире магазин беспошлинной торговли, в 80-х годах здесь сформировался мощный инновационный центр;
  • бразильский промышленный округ свободной зоны Манауса, в котором сосредоточились энергетические компании, обеспечившие не только внутренние потребности страны, но и вышедшие на внешние рынки;
  • китайские экспортные города: в конце 70-х годов в 14 прибрежных городах были открыты зоны с особыми налоговыми и таможенными условиями, что позволило сделать региону рывок в развитии, а также привлечь в страну десятки миллиардов долларов.

Российская практика

Свободные экономические зоны в России появились в последние годы существования СССР. Они были направлены на развитие экономики и установление отношений с другими странами. Первыми стали проекты в Выборге и Находке. Особенностью всех зон этого периода был акцент на экспорт сырья. В 90-х годах появляется сразу несколько зон с облегченным налоговым режимом, они выпускают товары и привлекают внешние инвестиции. Но позже оказалось, что почти всем планам не суждено было реализоваться.

В конце 20 века появляются новые проекты: внешнеторговая зона возле аэропорта Шереметьево, технологическая в Зеленограде, туристско-курортная на Кавказе. В стране постепенно формируется свой подход к функционированию таких территорий, однако их деятельность сталкивается со значительными трудностями.

Особенности свободных экономических зон в России

В 2000-х годах Россия начинает серьезно подходить к развитию особых территорий, чтобы привлечь иностранный капитал и поддержать высокотехнологичные отрасли экономики.

В России сформировались следующие зоны свободного экономического развития:

  • промышленные (Елабуга, Липецк, Тольятти и др.);
  • инновационные (Зеленоград, Дубна, Фрязино и др.);
  • туристические (Иркутск, Бурятия, Алтай и др.);
  • портовые (Хабаровск, Ульяновск, Мурманск).

Если состояние экономики государства оставляет желать лучшего и является абсолютно непривлекательным для зарубежных инвесторов, то одним из выходов из сложившейся ситуации являются особые зоны, организованные на территории страны. В рамках этих отдельно взятых территорий возможно проведение абсолютно иной промышленной, инвестиционной, фискальной и тарифной политики.

Что такое особые экономические зоны России? Зачем они создаются? Чем привлекательны такие места для инвесторов и какую выгоду несут государству? На эти и другие вопросы попробуем ответить в рамках этой статьи.

Особые зоны

Передовой опыт создания подобных территорий принадлежит, несомненно, европейским странам. Тем не менее Россия тоже имеет в этой сфере довольно серьезный потенциал. На сегодняшний день на территории страны зарегистрировано более двух десятков ОЭЗ.Основные особые экономические зоны России можно разделить на несколько видов:

  • промышленные;
  • туристические;
  • логистические;
  • технологические.

Чуть позже мы поговорим более подробно о видах ОЭЗ. А сейчас расскажем об их местоположении. К особым экономзонам России относятся территории в Карачаево-Черкессии, Адыгее, Кабардино-Балкарии, Дагестане. Сюда же входит и Калининградская область. К вновь создаваемым можно отнести Крымский полуостров.

Основные понятия

В этой сфере довольно запутанная терминология. Давайте в ней немного разберемся. Наверняка вы не раз слышали такие выражения:

  • особая экономическая зона;
  • свободная экономическая территория;
  • зона ;
  • специальная экономическая зона.

Как же разобраться, что они все означают? Сложного тут ничего нет. Все вышеперечисленное — разные названия одного явления. Исключение тут может составлять разве что понятие также означает свободную территорию, но гораздо меньших размеров. Обычно зоной свободной торговли именуют физически обособленную территорию в морских или воздушных портах, где полностью отсутствует таможенный сбор. Классический пример — Duty Free.

Цели и условия создания ОЭЗ

Особые экономические зоны России — это целые территории (районы, области, республики), которые обладают особым юридическим статусом. Там действуют свои, льготные экономические условия. Как правило, они чрезвычайно выгодны для отечественных или иностранных инвесторов. Все юрлица, ведущие хозяйственную деятельность на территории ОЭЗ, именуются ее резидентами.

Для создания ОЭЗ необходимо наличие некоторых условий:

  • удачное географическое расположение территории;
  • наличие свободных площадей для развития;
  • развитая инфраструктура;
  • привлечение кадровых ресурсов с достаточной квалификацией;
  • возможность развития межрегиональных и международных связей;
  • существование исторически сложившихся видов деятельности.

Зачем нужны особые зоны

Все особые экономические зоны России призваны решать стратегические задачи. Создание таких территорий способствует как развитию страны в целом, так и улучшению жизни в отдельных ее регионах.С организацией ОЭЗ государство решает такие задачи:

  • создание большого числа новых рабочих мест для граждан, имеющих достаточную квалификацию;
  • привлечение в страну иностранных капиталов;
  • стимулирование отечественных производителей инвестировать средства в передовые технологии, производство, инфраструктуру;
  • удержание интеллектуального потенциала на территории страны;
  • развитие и поддержка отечественного производителя.

Резиденты, участвующие в развитии особых экономзон, также имеют свои преимущества:

  • используют льготное налогообложение для снижения административных и производственных расходов;
  • экономя на различных пошлинах, арендных ставках и прочих платежах, создают более конкурентоспособный продукт;
  • имеют возможность привлекать квалифицированный персонал;
  • увеличивают свою доходную часть за счет минимизации собственных затрат.

Кроме того, строительство инфраструктуры в ОЭЗ государство проводит чаще всего за счет собственных средств. Это также снижает нагрузку на резидентов.

В чем заключается суть ОЭЗ?

Как вы уже поняли, все особые экономические зоны России (список их довольно велик) помогают развивать или осваивать новые территории и отрасли хозяйствования. Особый режим создается для предпринимателей с той целью, чтобы они могли в короткие сроки перенастроить свой бизнес под новые условия. Классический пример — Крым. Это абсолютно новая территория, весь бизнес на которой долгое время был адаптирован под законы Украины. Теперь же предпринимателям нужно время и льготы, чтобы переориентировать его. Поэтому государство снижает налоги, упрощает систему таможенных пошлин, адаптирует систему страхования и упрощает регистрацию. То же самое происходит и в других регионах.

Льготы

Для резидентов ОЭЗ существуют льготные экономические условия. Например, такие:

  • привилегии в сфере торговли — отсутствие пошлин на импортное сырье или запчасти, если они нужны для производства конечного продукта, а не для перепродажи;
  • инвестиционные льготы и послабления в сфере налогообложения — сниженные ставки налогов или их полное отсутствие, снижение валютного контроля;
  • незначительные ограничения или их полное отсутствие на владение производственными фондами для иностранцев;
  • упрощенные стандарты на оборудование рабочего места, заработную плату, вопросы безопасности и так далее;
  • доступные по цене здания и земельные участки — возможность обустроить склады и производственные помещения на условиях минимальной цены аренды;
  • доступные и недорогие услуги и инфраструктура — субсидии на коммунальные услуги, дешевые газ, вода, электроэнергия, отремонтированные дороги, обеспечение транспортными услугами;
  • сниженные стандарты загрязнения окружающей среды, ее охраны;
  • наличие большого количества дешевой рабочей силы, отсутствие профсоюзов и других организаций трудящихся;
  • открытый доступ к рынкам сбыта - как внутренним, так и внешним;
  • долгосрочное отсутствие налога на прибыль;
  • проведение таможенных процедур прямо на территории предприятия или ускоренное получение разрешений и др.

Виды особых экономических зон

Как мы уже говорили, все зоны с особыми экономическими условиями можно условно разделить на такие виды:


«Алабуга»

Теперь давайте немного подробнее остановимся на некоторых ОЭЗ России. Начнем, пожалуй, с ОЭЗ ППТ «Алабуга». Эта промышленно-производственная зона расположена в Республике Татарстан, недалеко от города Елабуги, всего в 25 км от Набережных Челнов.

Специализация тут довольно разнообразна:

  • производство автобусов и автомобильных компонентов;
  • изготовление бытовой техники;
  • изготовление мебели;
  • высокотехнологичное химпроизводство;
  • авиационное строительство.

На этой территории зарегистрировано 42 резидента, а всего занято более 4,5 тысячи человек. Площадь зоны — 20 квадратных километров.

Для того чтобы стать резидентом этого комплекса, нужно:

  • зарегистрировать свою фирму на территории Елабужского муниципалитета;
  • подписать договор с руководством ОЭЗ, взяв на себя обязательства внести в свои фонды инвестиции в размере не менее 1 млн евро на протяжение первого года и общие инвестиции за весь период действия договора — не меньше 10 млн евро.

Предприниматели, ставшие резидентами экономической зоны «Алабуга», могут рассчитывать на такие преференции:


ОЭЗ «Дубна»

Это технико-внедренческая зона, созданная в 2005 году на основании Постановления правительства РФ № 781.

Территория ОЭЗ «Дубна» имеет площадь около 200 гектаров и разделена на три участка:

  • городок программистов;
  • площадка нанотехнологий;
  • участок ядерно-физических технологий.

Приоритетными направлениями этой ОЭЗ являются:

  • проектирование сложных техсистем;
  • биотехнологии;
  • сложные медицинские технологии;
  • информационные технологии;
  • ядерно-физические и нанотехнологии.

Резидентами этой зоны могут стать как ИП, так и коммерческие организации. Исключение составляют лишь унитарные предприятия и иностранные фирмы. Чтобы стать резидентом ОЭЗ «Дубна», нужно зарегистрировать предприятие на территории муниципалитета и заключить с органами управления договор о проведении внедренческой деятельности.

Резиденты этой особой экономической зоны также могут рассчитывать на привилегированные условия в сфере налогообложения и другие виды поддержки. могут быть такими:

  • отсутствие НДС при вывозе товаров за рубеж;
  • нулевая ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет до 01.01.2018;
  • 13,5 % — налог на прибыль, подлежащий зачислению в местный бюджет;
  • 14 % — платежи во внебюджетные фонды;
  • 0 % — ставка земельного налога сроком на 5 лет, имущественного налога — на 10 лет, транспортного налога — на 5 лет.

Также резидентам полагаются другие преференции:

  • льготная аренда помещений и земельных участков;
  • бесплатное подключение к инженерным сетям и коммуникациям;
  • ускоренное оформление документов на земельные участки;
  • свободная таможенная зона;
  • высокоскоростные системы передачи данных.

Также резидентам предлагаются условия свободной таможенной зоны, при которых не уплачивается ввозная пошлина на иностранные товары и НДС при вывозе российских.

«Алтайская долина»

ОЭЗ ТРТ «Алтайская долина» — это туристическо-рекреационная территория. Была создана в феврале 2007 года на основании Постановления правительства РФ № 67. Привилегированное положение предусмотрено на 49 лет.

Эта зона расположена в 12 км от города Горно-Алтайска, центра Республики Алтай. Здесь обеспечены новыми рабочими местами около 2,5 тысячи человек. Территория предлагает уникальные возможности для своих резидентов. Сотрудничество построено на принципах государственного и частного партнерства. Это означает, что создание всей необходимой инфраструктуры финансируется за счет бюджетных средств, а создание туристических объектов — доля частных инвестиций.

Государство гарантирует значительные административные преимущества:

  • невмешательство в реализацию инвестпроектов;
  • упрощенный формат проверок;
  • режим «одного окна»;
  • оформление аренды на земельные участки с урегулированным правовым статусом.

Инвесторов ждут также и налоговые льготы:

  • 0 % — ставка налога на имущество, а также земельного сбора на протяжении 5 лет;
  • плата за аренду земельных участков — не более 2 % от их кадастровой стоимости;
  • понижение ставки транспортного налога;
  • снижение налога на прибыль до 15,5 %.

«Бирюзовая Катунь»

ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» — еще одна рекреационная и туристическая зона. Она имеет самую большую площадь среди всех существующих — 3326 гектаров. «Бирюзовая Катунь» позиционируется как первая и наиболее крупная зона природного и экстремального горного туризма, разделенная на две части. Первая — для молодежи. Тут присутствуют центры горнолыжников, скалолазов, рафтеров, трекеров, молодежный отель и другая адаптированная инфраструктура. Вторая — для состоятельных туристов. Тут комфортабельные и дорогие гостиницы и другие удобства.

Эта экономическая зона, по сути, только начинает свое развитие, но уже имеет значительное количество инвесторов, готовых вкладывать деньги на привлекательных условиях. Ведь резидентам тут также предлагаются льготы и преференции.

«Титановая долина»

ОЭЗ «Титановая долина», создаваемая в Свердловской области, также довольно уникальна. Направление деятельности ОЭЗ — титановая промышленность, эксклюзивная на территории РФ. Здесь предоставляются существенные льготы предприятиям, ориентированным на выпуск и высокотехнологичную переработку продукции мирового уровня. Приоритетными отраслями тут считаются переработка титана и производство изделий из него, изготовление оборудования для металлургических комплексов и машиностроения, производство стройматериалов.

«Ульяновск»

ОЭЗ ПТ «Ульяновск» также ориентирована на машино- и приборостроение. Тут в чести такие виды деятельности:

  • приборостроение, производство электроники;
  • авиастроение;
  • техническое обслуживание самолетов;
  • производство электрооборудования;
  • изготовление композиционных материалов;
  • прочие отрасли машиностроения.

В заключение хотелось бы сказать и о предпринимателях-нерезидентах, ведущих свою деятельность на территории той или иной ОЭЗ. Чаще всего они также имеют возможность рассчитывать на часть преференций, предусмотренных для резидентов, поскольку условия их деятельности должны оговариваться с руководством ОЭЗ.

Например, в такой экономической зоне, как Калининградская область, пониженный налог на прибыль распространяется абсолютно на все предприятия, независимо от типа хозяйственной деятельности и группы товаров. Именно поэтому открытие бизнеса является наиболее интересным на территории ОЭЗ. Конечно, если речь идет о заработке.

Свободные экономические зоны - это самостоятельные территориально-географические анклавы с той или иной степенью обособленности от остального экономического пространства страны, часть экономического национального пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая на остальной ее территории.

Создание СЭЗ направлено на либерализацию и активизацию внешнеэкономической деятельности. Их экономика имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режимы благоприятны для внутренних и внешних инвестиций.

Задачами СЭЗ являются:

· опробование новых методов хозяйствования

· привлечение иностранного капитала для активизации экономических процессов внутри страны

· стимулирование промышленного экспорта и получение на этой основе валютных средств

· рост занятости

· экономический рост.

Причины образования СЭЗ - ситуация, когда страна не желает полностью открывать свою экономику для притока иностранного капитала или всеобъемлюще использовать особый инвестиционный климат.

Создание СЭЗ имеет большое значение, поскольку растет объем привлекаемых иностранных инвестиций, производительность труда, уровень жизни населения, достигаются высокие устойчивые темпы экономического роста, происходит социальное развитие как районов СМЭЗ, так и страны в целом, оживляется деятельность собственного производства, выявляются новые, перспективные методы производственной деятельности.

Существует два подхода в создании СЭЗ:

1. территориальный , когда СЭЗ - часть территории национального пространства с особым режимом деятельности;

2. функциональны й, когда в условиях СЭЗ работают отдельные предприятия страны.

Разновидности СЭЗ:

· зоны для углубления интеграции с мировым рынком, стимулирования МЭО функционируют зоны свободной торговли, таможенные, экспорто-производственные и другие зоны

· зоны с особым режимом поощрения соответствующих видов деятельности и отраслей производства: поощрения развития отдельных районов, их индустриализация

· зоны реализации региональной политики.

По признаку хозяйственной специализации выделяют следующую классификацию СЭЗ:

Торговые СЭЗ:

1) свободные таможенные зоны, бондовые склады, свободные порты представляют собой транзитные или конмигнационные склады для хранения, упаковки и незначительной обработке иностранных товаров, предназначенных для экспорта. СТЗ освобождаются от таможенных пошлин на ввоз и на вывоз товаров

2) зоны свободной торговли имеют целью поощрение торговли, ускорение торговых операций, сокращение торговых издержек. Законом установлено, что при каждом официальном порте прибытия может быть создана, по крайней мере, одна внешнеторговая свободная зона. К числу ЗСТ можно отнести специальные магазины «Дьюти фри» в крупных международных аэропортах. С точки зрения финансового режима, они рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ. К ЗСТ относятся также и традиционные свободные гавани со льготными торговыми режимами.


Промышленно-производственные СЭЗ . Представляют собой территории со льготным торговым режимом, где существует ряд преференций для инвестирования, развития промышленного производства, экспорта продукции. Производится экспортная или импортозамещающая продукция. Являются зонами второго поколения. Возникли как эволюция торговых зон, когда ввозились и товары, и капитал, и возникла производственная деятельность. Характерны финансовые и налоговые льготы. Наибольшее распространение получили в НИС. К ним относятся:

1) экспортопроизводственные зоны, импортозамещающие зоны . Характеризуются как анклавы в рамках национальной таможенной территории, обычно расположенной неподалеку от международных портов, в которые оборудование, компоненты для сборки и материалы поступают без таможенного контроля. Импортируемая продукция подвергается в ЗЭП промышленной обработке и затем экспортируется без вмешательства таможенных властей принимающей стороны. Выплата таможенной пошлины не требуется, за исключением случая, когда эта продукция поступает на национальную таможенную территорию принимающей стороны.

ЗЭП характерны для ряда развивающихся стран, осуществляющих стратегию перехода от импортозамещающего типа индустриализации к экспортоориентированному.

2) промышленные парки, научно-промышленные парки (Зоны технико-экономического развития ЗТЭР) Создаются, как правило, в качестве эталонных по уровню организации эффективного, высоко технологического производства. На предприятиях, расположенных в ЗТЭР, широко используются современные методы управления производством, прогрессивные методы организации и маркетинга, разрабатываются передовые промышленные технологии. Существенное распространение ЗТЭР получили в ряде развивающихся стран.

Технико-внедренческие зоны (зоны развития новой высокой технологии ЗРНВТ): Технопарки, технополисы, зоны развития новой и высокой технологии . Зоны третьего поколения. Создаются вокруг научных центров. Наибольшее число таких СЭЗ находится в США, Японии, Китае. В США их называют «технопарками», в Японии-«технополисами», в других странах бизнес-инновационными центрами и «инкубаторами».В отличие от ЗТЭР, технопарки ориентируются на развитие новейшей и высокой технологии, наукоемкой продукции. В них концентрируется значительный кадровый и инженерный потенциал, занимающийся разработкой текущих и перспективных научно-прикладных проблем, новых видов продукции и материалов.

Самая известная в мире и крупнейшая в США «Силикон-Велли» дает 20% мирового производства средств вычислительной техники и компьютеров. Всего в США более 80 подобных зон. В Японии создано около двух десятков технополисов на базе ведущих научных подразделений. В КНР зарегистрировано более 50 зон развития новой и высокой технологии.

Сервисные зоны как территории с льготным режимом предпринимательской деятельности:

1) оффшорные зоны и налоговые гавани . привлекают благоприятным валютно-финансовым режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, лояльностью государственного регулирования. Наибольшее распространение они получили в странах Британского содружества. В мире насчитывается около трех десятков устойчивых и комплексных центров оффшорной деятельности. К числу стран, где уже давно функционируют оффшорные компании, относятся Панама, Норманские острова, Ирландия, Швейцария, и др. В последнее десятилетие ОЗ появились в Израиле Мальте, Малайзии. Промышленные, торговые и банковские компании в ОЗ либо вообще не подлежат налогообложению (Ирландия, Либерия), либо облагаются небольшим паушальным налогом. Льготный режим в ОЗ определяется также отсутствием валютных ограничений, свободным вывозом прибылей, низким уровнем капитала, отсутствием таможенных пошлин и сборов для иностранного инвестора, экстерриториальностью и др. Для стран, организующих ОЗ, выгода состоит в привлечении дополнительных иностранных инвестиций, увеличении доходов, создании дополнительных рабочих мест, что, в целом, способствует развитию национальной экономики.

Оффшорный бизнес концентрируется, как правило, в банковском, страховом деле, морском судоходстве, операциях с недвижимостью в трастовой деятельности, во всех видах экспортно-импортных операций в консалтинге.

Деятельность ОЗ специалистами оценивается весьма неоднозначно. Многие сходятся во мнении, что оффшорные центры зачастую являются местом отмыва «грязных денег» и разного рода банковских афер.

2) Финансовые центры, зоны банковских, туристических услуг, экопарки, СЭЗ комплексного, многоотраслевого назначения. О бладают практически всеми чертами других зон.

Открытые районы . О хватывают территории, где создается льготный инвестиционный режим для привлечения и иностранного капитала. «Открытые районы», получившие широкое развитие в КНР, включают в себя фактически весь приморский пояс страны и распространяются вглубь нее. В этих районах размещаются зоны технико-экономического развития, технопарки экспортоориентированное производство.

Общей характерной чертой различных видов СЭЗ является наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране.

К наиболее распространенным льготам и привилегиям, действующим в СЭЗ, относятся:

1) полное освобождение от пошлин и других сборов, ввозимых в зону машин и оборудования, сырья и компонентов для организации производства

2) освобождение инофирм от уплаты подоходного налога (на определенный срок), а также предоставление на оговоренный срок льгот в отношении уплаты всех остальных прямых и косвенных налогов и сборов, которые обычно уплачиваются иностранными фирмами в данной стране

3) предоставление льготных кредитов

4) аренда помещений, транспорта по льготным тарифам

5) обеспечение для иностранных инвесторов упрощенного порядка вступления в СЭЗ и гарантии свободного предпринимательства.

Характерной чертой СЭЗ является особый режим, регулирующий использование рабочей силы (в основном ограничение социальной защиты трудящихся, запрет деятельности профсоюзов в пределах СЭЗ, приостановление действий трудового законодательства в части фиксирования минимальной заработной платы и максимальной продолжительностью рабочего дня, освобождение предпринимателей от уплаты взносов в фонды социального страхования и т.д.). Такой режим обеспечивает получение иностранными предпринимателями дополнительной прибыли.

Благоприятный инвестиционный климат предполагает также наличие сравнительно дешевых и доступных факторов производства, близость емкого рынка сбыта, особых финансово-административных условий для инвесторов.

СЭЗ функционирующие в развивающихся странах имеют ряд общих черт и моментов развития. Во-первых, как особые территориальные единицы они имеют тенденцию к расширению своих границ, укрупнению масштабов торгово-производственной деятельности. При этом, они постоянно улучшают свою инфраструктуру, обеспечивают все более удобные условия общения с внешним миром. Во-вторых особый режим управления СЭЗ становиться все более либеральным и льготным для иностранных предпринимателей. Заметна тенденция экономической интернационализации СЭЗ.В них прочно обосновываются ведущие ТНК. В-третьих, в процессе функционирования СЭЗ происходит большая торгово-промышленная диверсификация их деятельности, комплексное развитие. В-четвертых, современная НТР объективно на первый план выдвигает СЭЗ, в которых сосредотачиваются наукоемкие отрасли производства, связанные с разработкой новой и высокой технологии

Заметная роль СЭЗ в социально-экономическом развитии отдельных обособленных районов разных стран, той или иной отрасли производства, привлечения иностранного капитала или оживлении деятельности мелкого и среднего отечественного предпринимательства, тем не менее, не дает достаточно оснований рассматривать их как универсальный способ модернизации экономики в условиях перехода от командно-плановой экономики к рыночной. Дело в том, что степень влияния СЭЗ на остальную территорию развивающихся стран является довольно ограниченной. Организация СЭЗ играет строго определенную роль в оживления предпринимательской деятельности данного региона или в акцентировании внимания на развитие той или иной отрасли экономики. Кроме того, образование СЭЗ сопряжено, как правило, со значительными капиталовложениями и последующими существенными усилиями государства по их развитию. Без централизованной поддержки они практически нежизнеспособны.

Кроме льгот СЭЗ главным стимулом для притока в страну иностранного капитала являются:

· политическая стабильность

· качественная инфраструктура

· высокая квалификация рабочей силы

· упрощение административных процедур.

Выгоды от создания и функционирования СЭЗ проявляются в том, что оживляется международная торговля, растет научно-технический потенциал производства, создаются дополнительные рабочие места. Для успешной деятельности СЭЗ необходимо рациональное планирование первоначальных стадий их деятельности, гибкость управления.

Создание СЭЗ - сложный процесс. Он включает в себя четыре стадии: предпроектную, исходный период, этап создания и функционирования.

На начальной стадии, предшествующей созданию СЭЗ, администрация территории, с привлечением специалистов, определяет целесообразность ее образования, намечает целевую направленность и отраслевую структуру СЭЗ, а также некоторые другие ее параметры. По результатом проведенной работы принимаются решения о проектировании СЭЗ и подготовке соответствующих документов по ее официальному признанию.

После принятия решения о создании СЭЗ наступает этап введения ее в действие, формирование инфраструктуры, основных элементов, условий предпринимательской деятельности. Далее следует стадия функционирования зоны.

Неудачи при организации СЭЗ возникают в случаях политической нестабильности, несовершенства законов, в т. ч. о деятельности СЭЗ на территории страны, при организационных просчетах, бюрократизме.

Оценка эффективности СЭЗ. Как свидетельствует зарубежный опыт, начальный этап создания СЭЗ требует значительных инвестиций: для привлечения 1 долл. США иностранных инвестиций требуется вложить 4 долл. США.

Существует несколько подходов к оценке эффективности деятельности СЭЗ:

1) украинский . Использует сравнение СЭЗ и территорий приоритетного развития по социально-экономическим, финансовым результатам, организационному обеспечению деятельности

2) белорусский . Определяет потери от льготного налогообложения, соотносит с доходами от деятельности СЭЗ. «Потери» государства оцениваются изменением цены продукции, объемов выручки, прибыли, платежеспособности, соотношения начисленных и уплаченных налогов

3) российский . Определяется эффективность предоставления льгот и преференций. Учитывается окупаемость инвестиций (в прерделах льгот), поступление налоговых платежей, получение прибыли, уровень рентабельности не ниже приемлемого (банковского ссудного процента по долгосрочным кредитам), определяются дисконтированные доходы и расходы.

Читайте также: