Лекции по русской истории платонов. Сергей платонов - полный курс лекций по русской истории

Историк Платонов Сергей Федорович - исследователь, живший на рубеже XIX-XX вв. Наибольшая часть его работ посвящена периоду Смутного времени в России. Также он активно занимался археографией, собирал и издавал источники, публиковал биографии государственных деятелей, учебники по отечественной истории, которые пользуются популярностью и в наше время.

Детство и юность

Сергей Федорович Платонов родился в г. Чернигове 9 августа 1860 г. Он был единственным ребенком в семье. Его предками являются калужские крестьяне. Отец и мать мальчика, Федор Платонович и Клеопатра Александровна, были коренными москвичами. Когда у них родился сын, Ф. П. Платонов работал заведующим Черниговской губернской типографии. Через 9 лет его перевели в Санкт-Петербург. Там Федору Платоновичу доверили должность управляющего типографией Министерства внутренних дел, а затем пожаловали и титул дворянина.

В северной столице протекала в дальнейшем вся педагогическая и научная деятельность историка С. Ф. Платонова, хотя он с детства питал особую любовь к Москве. В 1870-1878 гг. он учился в гимназии, где на него оказал большое влияние учитель русской словесности. В этом возрасте Сергей Федорович не планировал стать историком. Он мечтал о том, что будет литератором, и писал стихотворения.

Учеба в университете

В 18 лет Платонов поступил в Петербургский университет. Во время учебы на историко-филологическом факультете его увлекли лекции преподавателей К. Н. Бестужева-Рюмина, В. И. Сергеевича и В. Г. Васильевского. Это определило окончательный выбор сферы деятельности будущего ученого. По протекции Бестужева-Рюмина С. Платонова оставили после окончания университета в 1882 г. при кафедре для подготовки к защите диссертации.

В качестве объекта исследования он решил выбрать Смутное время (1598-1613 гг.), когда прервалось правление царей из рода Рюриковичей, а в стране было тяжелое экономическое положение. Будущий ученый-историк Платонов работал на совесть: для разработки кандидатской диссертации он использовал свыше 60 произведений древней русской письменности, а общая продолжительность исследований составила 8 лет. Чтобы изучить необходимые документы, он побывал в 21 архиве Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Казани, обследовал хранилища 4 монастырей и Троицко-Сергиевой лавры.

В 1888 г. он успешно защитил степень магистра, что позволило Сергею Федоровичу получить должность приват-доцента, а спустя год - профессора в университете. Его магистерская монография после опубликования была удостоена Уваровской премии РАН, которая присуждалась за выдающиеся труды по русской истории.

Преподавательская деятельность

После окончания университета историк Сергей Платонов начал заниматься преподавательской работой, которая продолжалась более 40 лет. Сначала он был учителем в средней школе. В 1909 г. Платонов издал школьный учебник по истории. В 23 года ученый начал вести лекции на Бестужевских курсах. Это было одно из первых высших учебных заведений для женщин в России. Также Сергей Федорович работал в Пушкинском лицее, с 1890 г. стал профессором Санкт-Петербургского университета, а в 1901-1905 гг. - его деканом. Разработанные им курсы по истории читали и в других учебных заведениях.

С 1903 г. он преподавал в высшем Педагогическом женском институте. Впоследствии Сергей Федорович стал его директором. При нем это учреждение стало целым комплексом, в составе которого были детсад, гимназия, подготовительный класс и институт с 2 факультетами.

Научно-исследовательская работа

Одновременно с педагогической деятельностью Сергей Федорович вел и исследовательскую работу. В первой публикации, что являлась частью кандидатской диссертации, он искал причины возникновения междоусобиц во времена Смуты и методы, с помощью которых они были преодолены. Заслугой русского историка Платонова является то, что он не только досконально изучил архивные материалы, но и издал множество ценных первоисточников.

В 1894 г. Сергей Федорович становится одним из членов Археографической комиссии, а в дальнейшем он принимает участие во всероссийских Археологических съездах. Сочинения историка Платонова принесли ему в эти годы широкую известность в учительских и научных кругах. Его избирают в члены научно-исторических обществ, работающих в разных городах.

Наибольшая активность его научной деятельности пришлась на 20-е годы ХХ в. В 1920 г. его избирают академиком РАН, в 1925 г. он был назначен директором Библиотеки Академии наук, а в 1929 г. - секретарем отделения гуманитарных наук АН СССР. Кроме того, он работал заведующим отделением русской и славянской археологии в Русском археологическом обществе и председателем многочисленных обществ («Старый Петербург», «Пушкинский уголок», любителей древней письменности и других).

В 20-е гг. он не только много трудился, но и путешествовал. Сергей Федорович посетил Париж и Берлин, где общался со своими научными коллегами.

В это время он издает несколько книг из серии исторических портретов («Образы прошлого»):

    «Борис Годунов».

    «Иван Грозный».

    «Петр Великий» и другие.

В эти годы Сергей Федорович также начал работу над трудом «История России» в 2-х частях, однако закончить его не удалось в связи с политическими гонениями.

«Академическое дело»

В конце 20-х гг. началось сворачивание НЭПа. Одновременно развернулся беспрецедентный террор советской власти против интеллигенции. Русский историк Платонов стал объектом травли со стороны школы М. Н. Покровского. Ученого обвиняли в антисоветчине, называли классовым врагом на историческом фронте, против него был выпущен сборник клеветнических статей.

12 января 1930 г. Сергея Федоровича отстранили от всей административной работы и арестовали вместе с младшей дочерью. Данный период в жизни ученого совпал и с личным горем в семье - летом 1928 г. умерла его жена. Несмотря на трудности, он продолжил работу над своей монографией «История России». Возможно, это было своеобразной отдушиной для него.

По сфабрикованному «Академическому делу» ОГПУ привлекли более 100 человек, в том числе четырех академиков. Арестовали большое количество ленинградских и московских ученых, полностью была разрушена система историко-культурного краеведения. Против историка Платонова выдвинули сначала обвинение в утаивании важных политических документов, а затем в руководстве монархическим заговором против советской власти.

Ссылка

Сергей Федорович находился в доме предварительного заключения в течение 11 месяцев, а затем 8 месяцев в следственном изоляторе «Кресты» в Петербурге. В августе 1931 г. его приговорили к 3 годам ссылки в Самаре, но его дочерям разрешили сопровождать отца. Они поселились на окраине города. 10 января 1933 г. историк Платонов умер от острой сердечной недостаточности. Тело ученого похоронили на городском кладбище.

После смерти Сергея Федоровича во всех учебниках по историографии за ним закрепилось клише монархиста, учителя детей императорской семьи. В 1960-е гг. его полностью реабилитировали и восстановили в списках академиков.

Личная жизнь

В июне 1885 г. Сергей Федорович женился на Надежде Николаевне Шамониной. Ее род происходил из тамбовских дворян. В молодости она училась в московской женской гимназии Софьи Николаевны Фишер. Это учебное заведение Надежда Николаевна окончила с отличием, а затем в 1881 г. поступила на историко-филологическое отделение Бестужевских курсов, где преподавал и Сергей Федорович. Как и историк Платонов, вклад в науку внесла и его жена, она переводила труды древних философов, а также была биографом писательницы Н. С. Кохановской. За ряд публикаций о ней Надежда Николаевна получила Ахматовскую премию Академии наук.

В браке у них родились 9 детей, из которых трое умерли в младшем возрасте. Единственный сын Михаил впоследствии стал профессором химии Ленинградского технологического института. В марте 1942 г. его расстреляли. Три дочери, Нина, Наталия и Мария, также умерли в 1942 г. Дочь Надежда эмигрировала с семьей в Париж. Вера, Надежда и Нина пошли по стопам своей матери и окончили Бестужевские курсы.

Вклад в науку

Творчество Сергея Платонова как историка России имело большое значение в науке. Его основная работа «Очерки по истории Смуты» не только не потеряла читателей за эти годы, но и созвучна нынешнему времени. Он был первым на рубеже XIX и XX веков, кому удалось дать подробную и всестороннюю оценку историю Смуты. В своих трудах Сергей Федорович сочетал основательность источниковедческой петербургской школы историков и учет социологической многофакторности, свойственной московской школе В. О. Ключевского.

Как считал Платонов, задача историка - это не обоснование политических взглядов, а отражение главных моментов истории общества с максимальной объективностью. Поэтому стиль его работ отличался сухостью и ясностью, отсутствием риторики. Сергей Федорович всегда стремился изучать и проверять первоисточники, а не следовать положениям, которые были сформулированы предшественниками. Благодаря этому его работы, наряду с трудами Ключевского, представляют особую ценность для исторической науки.

Первым своим появлением в печати настоящие "Лекции" обязаны энергии и труду моих слушателей по Военно-юридической Академии, И. А. Блинова и Р. Р. фон-Раупаха. Они собрали и привели в порядок все те "литографированные записки", какие издавались учащимися в разные годы моего преподавания. Хотя некоторые части этих "записок" были составлены поданным мною текстам, однако, в общем, первые издания "Лекций" не отличались ни внутренней цельностью, ни внешней отделкой, представляя собою собрание разновременных и разнокачественных учебных записей. Трудами И. А. Блинова четвертое издание "Лекций" приобрело значительно более исправный вид, а к следующим изданиям текст "Лекций" пересматривался и лично мною.

В частности, в восьмом издании пересмотр коснулся главным образом тех частей книги, которые посвящены истории Московского княжества в XIV-XV вв. и истории царствований Николая I и Александра II. Для усиления фактической стороны изложения в этих частях курса мною были привлечены некоторые выдержки из моего "Учебника русской истории" с соответствующими изменениями текста, так же как в прежних изданиях были оттуда же сделаны вставки в отдел истории Киевской Руси до XII века. Кроме того, в восьмом издании заново была изложена характеристика царя Алексея Михайловича. В девятом издании сделаны необходимые, в общем небольшие, исправления. Для десятого издания текст был пересмотрен.

Тем не менее и в настоящем своем виде "Лекции" далеки еще от желаемой исправности. Живое преподавание и научная работа оказывают непрерывное влияние на лектора, изменяя не только частности, но иногда и самый тип его изложения. В "Лекциях" можно видеть только тот фактический материал, на котором обычно строятся курсы автора. Конечно, в печатной передаче этого материала остались еще и теперь некоторые недосмотры и погрешности; равным образом и конструкция изложения в "Лекциях" весьма нередко не соответствует тому строю устного изложения, которого держусь я в последние годы.

Только с этими оговорками и решаюсь я выпустить в свет настоящее издание "Лекций".

Творческое наследие русского историка Сергея Федоровича Платонова включает в себя фундаментальные работы по истории России, выдержавшие не одно переиздание. По его лекциям, учебникам и монографиям учились тысячи людей. В числе лучших и наиболее авторитетных профессоров Петербурга Платонов был приглашен преподавателем к членам императорской фамилии. В январе 1930 г. историк был арестован по обвинению «в активной антисоветской деятельности и участии в контрреволюционной монархической организации». Его выслали в Самару, где спустя три года ученый скончался. В Советской России труды С.Ф.Платонова находились под запретом. В этой книге можно познакомиться с взглядом Платонова на историю России периода Киевской Руси, время правления Ивана Грозного, Петра Великого, Екатерины II, Николая I и других российских монархов.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Русская история" Платонов Сергей Федорович бесплатно и без регистрации в формате epub, fb2, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Учебник русской истории. Платонов С.Ф.

М.: 2001. - 258 с.

Учебник русской истории проф. С. Ф. Платонова как итог долголетней педагогической деятельности автора впервые был издан двумя частями в 1909-1910 гг. и сразу стал самым популярным пособием по русской истории в средней школе. Для своего времени он безусловно являлся наиболее удачным изложением последних достижений исторической науки для системы школьного образования. Отдельные главы, написанные автором по материалам собственных исследований, такие как история Смутного времени, эпоха Ивана Грозного, не потеряли своего значения и сегодня. Богатый опыт преподавания в средней школе, руководство женским педагогическим институтом позволили автору при подготовке пособия учесть реальные запросы преподавателей и учащихся средней школы. Книгу Платонова отличает лаконичность, общедоступность, красота и четкость изложения сложнейших исторических проблем, удобство в пользовании учебным материалом.

Формат: pdf

Размер: 5,2 Мб

Смотреть, скачать: drive.google ; Rghost

Содержание
Предмет курса русской истории.
Древнейшее население Европейской России.
Русские славяне и их соседи.
Страна русских славян.
Первоначальный быт русских славян.
Предание о призвании варягов.
Варяжские князья.
Значение деятельности варяжских князей.
Русское язычество. Крещение Руси.
Христианство на Руси до князя Владимира.
Летописное предание о крещении князя Владимира.
Устройство церкви в древней Руси. Последствия принятия Русью христианства.
Славяне до христианства.
Влияние христианства на Киевскую Русь.
Христианское просвещение на Руси.
Ярослав Мудрый. Киевское государство в XI–XII вв.
Удельный строй после Ярослава Мудрого.
Владимир Мономах и судьбы Киевского великокняжеского стола до 1169 г.
Борьба Киевской Руси с кочевниками.
Внутренние порядки Киевской Руси.
Социальный строй Киевской Руси.
Русская Правда и национальное самосознание в Киевской Руси.
Начало упадка Киева и новые враги Руси.
Великий Новгород. Новгородская Русь.
Новгородская торговля.
Государственный строй Новгорода.
Общественный строй Новгорода.
Псков.
Заселение Владимиро-Суздальской земли славянами и образование великорусской народности.
Природные и общественные особенности Владимиро-Суздальской Руси.
Первые суздальские князья.
Княжества Волынское и Галицкое. Юго-западная Русь.
Нашествие Батыя. Эпоха татарского завоевания.
Монголо-татарское иго.
Ливонский и Тевтонский ордены, возвышение Литвы.
Александр Невский, удельная раздробленность Суздальской Руси.
События в Руси южной. Князь Даниил Галицкий.
Первые литовские князья.
Литвы с Польшей. Ягайло.
Витовт.
Литовское княжество после Витовта.
Причины возвышения Москвы.
Первые московские князья.
Дмитрий Донской и Куликовская битва.
Великие князья Василий I Дмитриевич и Василий II Васильевич Темный.
Великий князь Иван III Васильевич; значение его деятельности.
Подчинение Великого Новгорода и новгородских земель.
Присоединение удельных княжеств.
Женитьба Ивана III на Софье Палеолог.
Внешняя политика Ивана III. Дела с татарами.
Внешняя политика Ивана III. Литва и Ливония. Сношения с Западом.
Великий князь Василий III Иванович.
Самодержавие московских государей и мысль о Москве как о третьем Риме.
Боярство и княжата; их притязания.
служилые и тяглые; поместная система и крестьянское прикрепление.
Вопрос о церковном землевладении. Ересь жидовствующих.
Детство и юность великого князя Ивана IV Васильевича.
Первый период царствования Ивана IV. Внутренняя деятельность.
Первый период царствования Ивана IV. Завоевания.
Перемена в Иване IV и разрыв с советниками.
Борьба Ивана Грозного с боярами. Опричнина.
Южная граница России при Иване Грозном. Крым. Битва при Молодях. Казаки.
Ливонская война и завоевание Сибири Ермаком.
Федор Иванович и Борис Годунов.
Учреждение патриаршества в Москве и указы о крестьянах.
Смерть святого царевича Дмитрия Ивановича и прекращение Московской династии.
Воцарение Бориса Федоровича Годунова.
Самозванец.
Царствование и смерть самозванца.
Воцарение князя Василия Ивановича Шуйского.
Смута при царе Василии.
Избрание на престол польского королевича Владислава и последствия этого избрания.
Первое ополчение против поляков и его неудача.
Второе ополчение против поляков и освобождение Москвы.
Избрание в цари Михаила Федоровича Романова.
Значение и последствия смутного времени.
Начало царствования Михаила Романова.
Борьба с Заруцким, Лисовским, шведами, поляками.
Патриарх Филарет и восстановление России после Смуты.
Положение сословий. Иноземцы в Московском государстве.
Война с Речью Посполитою 1632-1634.
Взятие Азова донскими казаками (1637). Осада Азова турками (1641–1642).
Начало царствования Алексея Михайловича. Соляной бунт 1648.
Соборное уложение 1649 г. и его значение.
Медный бунт.
Движение Разина.
Патриарх Никон.
Удаление и низложение патриарха Никона.
Исправление богослужебных книг до Никона.
Реформа Никона и церковный раскол.
Начало западничества.
Внешние дела при царе Алексее Михайловиче.
Люблинская уния 1569 г. Ее значение и следствия.
Брестская уния 1596. Религиозная борьба и деятельность братств.
Образование Днепровского казачества. Казацкие восстания.
Богдан Хмельницкий и отпадение Малороссии к Москве.
Русско-польская война 1654-1667.
Федор Алексеевич.
Стрелецкий бунт 1682.
Воспитание Петра Великого.
Правление и низвержение царевны Софьи.
Петр Великий в 1689–1694.
Азовские походы и флот. Кумпанства и великое посольство.
Заграничное путешествие Петра Великого.
Стрелецкий бунт 1698 и начало реформ Петра Великого.
Великая Северная война. Первые годы войны.
Восстание Кондратия Булавина.
Измена Мазепы.
Битва при Лесной 1708 г.
Полтавская битва 1709 г.
Прутский поход Петра I.
Окончание Великой Северной войны. Персидская война.
Внутренние преобразования Петра Великого. Их общий ход и характер.
Социальные реформы Петра Великого.
Военная реформа Петра Великого.
Реформы управления при Петре Великом.
Финансовые и экономические реформы Петра Великого.
Церковное управление.
Просвещение.
Семейные дела Петра Великого.
Вопрос о престолонаследии после кончины Петра Великого, Екатерина I.
Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна и Анна Леопольдовна.
Внутренние дела России при Екатерине I, Петре II и Анне Иоанновне.
Внешняя политика России при Екатерине I, Петре II и Анне Иоанновне.
Общее направление и характер царствования Елизаветы Петровны.
Внутренняя политика Елизаветы Петровны.
Внешняя политика Елизаветы Петровны. Семилетняя война.
Вопрос о преемнике Елизаветы Петровны.
Воцарение и свержение Петра III Федоровича.
Общее значение и деятели царствования Екатерины II.
Уложенная комиссия 1767–1768 гг.
Чумной бунт 1771 г. Восстание Пугачёва.
Губернская реформа 1775 г. Жалованные грамоты 1785 г.
Крестьянский вопрос.
Меры Екатерины II в сфере образования, народного хозяйства и финансов.
Литературное движение при Екатерине II.
Внешняя политика Екатерины II.
Первый раздел Польши (1772 г.).
Дополнение: В. О. Ключевский о первом разделе Польши.
Русско-турецкая война 1768-1774 гг.
Крым и Новороссия (1774–1787).
Русско-турецкая война 1787–1791 гг. Русско-шведская война 1788-1790 гг.
Второй и Третий разделы Польши. Итоги внешней политики Екатерины II.
Император Павел до вступления на престол.
Внутренние дела при императоре Павле.
Внешняя политика императора Павла и походы Суворова.
Воспитание и характер императора Александра I.
Начало царствования императора Александра I.
Деятельность М. М. Сперанского.
Внешняя политика императора Александра I до 1812 г.
1812 год - Отечественная война.
Борьба за освобождение Европы. Священный союз и конгрессы.
Последние годы царствования императора Александра I.
Общественное движение в Александровскую эпоху.
Смерть императора Александра I. Преемство престола. Декабристы.
Личность императора Николая I и обстановка его воцарения.
Важнейшие внутренние мероприятия императора Николая I.
Русско-персидская война 1826–1828. Русско-турецкая война 1828–1829. Кавказская война.
Польское восстание 1830–1831 и вопрос об Унии.
Славянофилы и западники при Николае I.
Восточная (Крымская) война 1853–1855 гг.
Оборона Севастополя.
Личность и воспитание императора Александра II.
Окончание Восточной (Крымской) войны.
Крестьянская реформа. Освобождение крестьян.
Земское и городское самоуправления.
Судебная реформа.
Всеобщая воинская повинность.
Государственное хозяйство.
Цензура и печать.
Народное просвещение.
Некоторые последствия произведенных реформ.
Польское восстание 1863 г.
Присоединение к России Средней Азии, Приамурья. Победа над Шамилём.
Русско-турецкая война 1877–1878 гг. Берлинский конгресс.
Кончина императора Александра II.
Император Александр III Александрович (1881–1894).
Император Николай II Александрович (1894–1917).
Хронологическая таблица к учебнику.
Примечания.

Сергей Федорович Платонов

Полный курс лекций по русской истории

Очерк русской историографии

Обзор источников русской истории

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Предварительные исторические сведения Древнейшая история нашей страны Русские славяне и их соседи Первоначальный быт русских славян Киевская Русь Образование Киевского княжества Общие замечания о первых временах Киевского княжества Крещение Руси Последствия принятия Русью христианства Киевская Русь в XI-XII веках Колонизация Суздальско-Владимирской Руси Влияние татарской власти на удельную Русь Удельный быт Суздальско-Владимирской Руси Новгород Псков Литва Московское княжество до середины XV века Время великого князя Ивана III

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Время Ивана Грозного Московское государство перед смутой Политическое противоречие в московской жизни XVI века Социальное противоречие в московской жизни XVI века Смута в Московском государстве Первый период смуты: борьба за московский престол Второй период смуты: разрушение государственного порядка Третий период смуты: попытка восстановления порядка Время царя Михаила Федоровича (1613-1645) Время царя Алексея Михайловича (1645-1676) Внутренняя деятельность правительства Алексея Михайловича Церковные дела при Алексее Михайловиче Культурный перелом при Алексее Михайловиче Личность царя Алексея Михайловича Главные моменты в истории Южной и Западной Руси в XVI-XVII веках Время царя Федора Алексеевича (1676-1682)

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Взгляды науки и русского общества на Петра Великого Положение московской политики и жизни в конце XVII века Время Петра Великого Детство и отрочество Петра (1672-1689) Годы 1689-1699 Внешняя политика Петра с 1700 года Внутренняя деятельность Петра с 1700 года Отношение современников к деятельности Петра Семейные отношения Петра Историческое значение деятельности Петра Время от смерти Петра Великого до вступления на престол Елизаветы (1725-1741) Дворцовые события с 1725 по 1741 год Управление и политика с 1725 по 1741 год Время Елизаветы Петровны (1741-1761) Управление и политика времени Елизаветы Петр III и переворот 1762 года Время Екатерины II (1762-1796) Законодательная деятельность Екатерины II Внешняя политика Екатерины II Историческое значение деятельности Екатерины II Время Павла I (1796-1801) Время Александра I (1801-1825) Время Николая I (1825-1855) Краткий обзор времени императора Александра II и великих реформ

Первым своим появлением в печати настоящие "Лекции" обязаны энергии и труду моих слушателей по Военно-юридической Академии, И. А. Блинова и Р. Р. фон-Раупаха. Они собрали и привели в порядок все те "литографированные записки", какие издавались учащимися в разные годы моего преподавания. Хотя некоторые части этих "записок" были составлены поданным мною текстам, однако, в общем, первые издания "Лекций" не отличались ни внутренней цельностью, ни внешней отделкой, представляя собою собрание разновременных и разнокачественных учебных записей. Трудами И. А. Блинова четвертое издание "Лекций" приобрело значительно более исправный вид, а к следующим изданиям текст "Лекций" пересматривался и лично мною. В частности, в восьмом издании пересмотр коснулся главным образом тех частей книги, которые посвящены истории Московского княжества в XIV-XV вв. и истории царствований Николая I и Александра II. Для усиления фактической стороны изложения в этих частях курса мною были привлечены некоторые выдержки из моего "Учебника русской истории" с соответствующими изменениями текста, так же как в прежних изданиях были оттуда же сделаны вставки в отдел истории Киевской Руси до XII века. Кроме того, в восьмом издании заново была изложена характеристика царя Алексея Михайловича. В девятом издании сделаны необходимые, в общем небольшие, исправления. Для десятого издания текст был пересмотрен. Тем не менее и в настоящем своем виде "Лекции" далеки еще от желаемой исправности. Живое преподавание и научная работа оказывают непрерывное влияние на лектора, изменяя не только частности, но иногда и самый тип его изложения. В "Лекциях" можно видеть только тот фактический материал, на котором обычно строятся курсы автора. Конечно, в печатной передаче этого материала остались еще и теперь некоторые недосмотры и погрешности; равным образом и конструкция изложения в "Лекциях" весьма нередко не соответствует тому строю устного изложения, которого держусь я в последние годы. Только с этими оговорками и решаюсь я выпустить в свет настоящее издание "Лекций".

С. Платонов

Введение (Изложение конспективное)

Наши занятия русской историей уместно будет начать определением того, что именно следует понимать под словами историческое знание, историческая наука.

Уяснив себе, как понимается история вообще, мы поймем, что нам следует понимать под историей одного какого-либо народа, и сознательно приступим к изучению русской истории.

История существовала в глубокой древности, хотя тогда и не считалась наукой.

Знакомство с античными историками, Геродотом и Фукидидом, например, покажет вам, что греки были по-своему правы, относя историю к области искусств. Под историей они понимали художественный рассказ о достопамятных событиях и лицах. Задача историка состояла у них о том, чтобы передать слушателям и читателям вместе с эстетическим наслаждением и ряд нравственных назиданий. Те же цели преследовало и искусство.

При таком взгляде на историю, как на художественный рассказ о достопамятных событиях, древние историки держались и соответствующих приемов изложения. В своем повествовании они стремились к правде и точности, но строгой объективной мерки истины у них не существовало. У глубоко правдивого Геродота, например, много басен (о Египте, о Скифах и т. под.); в одних он верит, потому что не знает пределов естественного, другие же, и не веря в них, заносит в свой рассказ, потому что они прельщают его своим художественным интересом. Мало этого, античный историк, верный своим художественным задачам, считал возможным украшать повествование сознательным вымыслом. Фукидид, в правдивости которого мы не сомневаемся, влагает в уста своих героев речи, сочиненные им самим, но он считает себя правым в силу того, что верно передает в измышленной форме действительные намерения и мысли исторических лиц.

Таким образом, стремление к точности и правде в истории было до некоторой степени ограничиваемо стремлением к художественности и занимательности, не говоря уже о других условиях, мешавших историкам с успехом различать истину от басни. Несмотря на это, стремление к точному знанию уже в древности требует от историка прагматизма. Уже у Геродота мы наблюдаем проявление этого прагматизма, т. е. желание связывать факты причинною связью, не только рассказывать их, но и объяснять из прошлого их происхождение.

Итак, на первых порах история определяется, как художественно-прагматический рассказ о достопамятных событиях и лицах.

Ко временам глубокой древности восходят и такие взгляды на историю, которые требовали от нее, помимо художественных впечатлений, практической приложимости.

Еще древние говорили, что история есть наставница жизни (magistra vitae). От историков ждали такого изложения прошлой жизни человечества, которое бы объясняло события настоящего и задачи будущего, служило бы практическим руководством для общественных деятелей и нравственной школой для прочих людей.

Такой взгляд на историю во всей силе держался в средние века и дожил до наших времен; он, с одной стороны, прямо сближал историю с моральной философией, с другой - обращал историю в "скрижаль откровений и правил" практического характера. Один писатель XVII в. (De Rocoles) говорил, что "история исполняет обязанности, свойственные моральной философии, и даже в известном отношении может быть ей предпочтена, так как, давая те же правила, она присоединяет к ним еще и примеры". На первой странице "Истории государства Российского" Карамзина найдете выражение той мысли, что историю необходимо знать для того, "чтобы учредить порядок, согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастье".

С развитием западноевропейской философской мысли стали слагаться новые определения исторической науки. Стремясь объяснить сущность и смысл жизни человечества, мыслители обращались к изучению истории или с целью найти в ней решение своей задачи, или же с целью подтвердить историческими данными свои отвлеченные построения. Сообразно с различными философскими системами, так или иначе определялись цели и смысл самой истории. Вот некоторые из подобных определений: Боссюэт (1627-1704) и Лоран (1810-1887) понимали историю, как изображение тех мировых событий, в которых с особенною яркостью выражались пути Провидения, руководящего человеческою жизнью в своих целях. Итальянец Вико (1668-1744) задачею истории, как науки, считал изображение тех одинаковых состояний, которые суждено переживать всем народам. Известный философ Гегель (1770-1831) в истории видел изображение того процесса, которым "абсолютный дух" достигал своего самопознания (Гегель всю мировую жизнь объяснял, как развитие этого "абсолютного духа"). Не будет ошибкою сказать, что все эти философии требуют от истории в сущности одного и того же: история должна изображать не все факты прошлой жизни человечества, а лишь основные, обнаруживающие ее общий смысл.

Читайте также: