Психологическая детерминация. Детерминизм - это закономерная зависимость психических явлений

лат. determinare - определять). Философская концепция об объективной закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех процессов и явлений природы. Д. противостоит индетерминизму, отрицающему всеобщий характер причинности. В психологии и психиатрии причинно-следственные отношения нередко оказываются сложными, опосредованными. Принцип Д. неотделим от деятельностного подхода к изучению психики. В советской психологии разработаны трактовки Д. как следствия "действия внешних причин через внутренние условия" [Рубинштейн С.Л.] и "внутреннего через внешнее" [Леонтьев А.Н.].

ДЕТЕРМИНИЗМ

лат. determinare - определять) - философско-гносеологическое учение, утверждающее наличие и возможность установления объективных причин всех явлений, существующих в мире (в психологии - закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов).

ДЕТЕРМИНИЗМ

концепция, согласно коей действия людей детерминируются - определяются и ограничиваются наследственностью и предшествующими событиями их жизни. В психологии - закономерная и необходимая зависимость явлений психических от порождающих их факторов. Включает причинность как совокупности обстоятельств, предшествующих во времени следствию и вызывающих его; однако объяснительным принципом причинности не исчерпывается, поскольку существуют и другие формы детерминизма:

1) детерминизм системный - зависимость отдельных компонент системы от свойств целого;

2) детерминизм типа связи обратной - следствие воздействует на вызвавшую его причину;

3) детерминизм статистический - при одинаковых причинах возникают различные в известных пределах эффекты, подчиненные статистической закономерности;

4) детерминизм целевой - предваряющая результат цель как закон определяет процесс его достижения, и пр. Развитие научного знания о психике связано с разработкой различных форм детерминизма. Длительное время оно ориентировалось на детерминизм механический, который представлял обусловленность явлений психических материальными факторами по образцу взаимодействия объектов в механике, либо работы технических устройств. Несмотря на ограниченность этого воззрения, оно дало психологии важнейшие учения о рефлексах, ассоциациях, аффектах и пр. В середине XIX в. возник детерминизм биологический, открывший своеобразие поведения живых систем (учение Ч. Дарвина о естественном отборе) и утвердивший взгляд на психику как необходимую для выживания функцию. Если детерминизм механический представлял психику побочным явлением - эпифеноменом, то теперь она выступила как неотъемлемая компонента жизнедеятельности. Позднее, когда было установлено, что эта компонента имеет самостоятельное причинное значение, возник детерминизм психологический; однако он получил неадекватную теоретическую трактовку в учении об особой психической причинности, якобы противостоящей материальной. Иное понимание детерминизма психологического сложилось в трудах естествоиспытателей, показавших, что обусловленные воздействием внешних объектов на организм психические явления (образ, реакция выбора и пр.) формируются по законам, отличным от физических и биологических, и выступают как особые регуляторы поведения. Внедрение в психологию идей естественнонаучного детерминизма психологического привело к ее обособлению в самостоятельную область знания, изучающую процессы, подчиненные особым закономерностям. В отечественной психологии была выдвинута трактовка детерминизма как действия внешних причин через внутренние условия, и как действия внутреннего через внешнее. Но обе эти формулы односторонни. Основной принцип объяснения психики человека с позиций материализма намечен положением о том, что, изменяя реальный мир своей предметной деятельностью, ее субъект изменяется сам. Благодаря этой деятельности одновременно порождаются и "внешнее" - продукты материальной и духовной культуры, в коих воплощаются сущностные силы человека, и "внутреннее" - сущностные силы человека, формируемые в процессе их объективации в этих продуктах.

ДЕТЕРМИНИЗМ

Очень свободно: доктрина, которая утверждает, что каждое событие имеет причины. В классической механике было принято, что если знать положение и импульс каждой частицы вещества в один момент времени, то можно в принципе узнать их положение и импульс в любой другой точке времени в будущем. Такая позиция характерна для "жесткого" (или номоло-гического) детерминизма. Эта специфическая точка зрения была несколько "смягчена" с развитием квантовой механики, в которой самые глубокие познаваемые уровни причины и воздействия рассматривались как вероятностные по своему характеру, то есть произошло смещение от понятия совершенного предсказания к понятию вероятностного предсказания. В психологи! дебаты несколько менее глобальные и значительно менее определенные. Вообще это связано с настоятельными попытками экзистенциалистов и гуманистов измерить "свободу воли", с которой человек может оставаться вне досягаемости "щупальцев" бихевиоральной и когнитивной наук. Однако эти дебаты, возможно, и пустые. Если кто-то хочет научно исследовать поведение и мышление, он должен признать, что то, что кто-то делает, имеет причины, и что они в конечном счете познаваемы. В действительности вопрос заключается в том, имеется ли какая-то вещь, называемая "свободой воли", которая находится за пределами научного анализа причин и воздействий, или это просто (?) специфическое мысленное/эмоциональное состояние, которое само играет роль в этиологии поведения. Современные социальные ученые, если они рассматривают этот вопрос вообще, придерживаются позиции, которую лучше всего можно описать как "неудобный прагматизм". То есть в своей повседневной работе они рассматривают своих субъектов как вероятностно детерминированных, отмечая при этом, что они не могут предсказывать точно, поскольку пока еще неизвестны факторы этиологии (и, возможно, принципы вариации неопределенности), и предпочитают думать о себе, как о фактически действующих согласно своему собственному свободному выбору, независимо от грубого детерминизма, который уменьшает ощущение их собственного гуманизма.

ДЕТЕРМИНИЗМ

в психологии) (от лат. determinare – определять) – закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов. Д. включает причинность как совокупность обстоятельств, предшествующих во времени следствию и вызывающих его, но не исчерпывается этим объяснительным принципом, поскольку существуют и др. формы Д.: системный Д. (зависимость отдельных компонентов системы от свойств целого), Д. типа обратной связи (следствие воздействует на вызвавшую его причину), Д. статистический (при одинаковых причинах возникают различные в известных пределах эффекты, подчиненные статистической закономерности), целевой Д. (предваряющая результат цель как закон определяет процесс его достижения) и др. Д. – один из ключевых принципов понимания природы конфликта, конфликтного поведения человека.

Детерминизм

от лат. determino - определяю), философское учение о закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений; противостоит индетерминизму, отрицающему всеобщий характер причинности.

Детерминизм

лат. determinare - определять) - способ мышления, руководствующийся следующим положением: каждое явление, событие имеет определенную причину. Существуют разные варианты детерминизма. 1. Номологический детерминизм (греч. nomos - закон, logos - слово, понятие, учение) основан на открытиях классической механики, предписывающей жесткую каузальную связь между силой, массой и движением тел. Данный тип детерминизма присущ некоторым направлениям психологии, отрицающим всякую случайность в том, что происходит во внутреннем мире человека и его поведении: психоанализу, бихевиоризму, некоторым направлениям социальной психологии. Например, в отечественной психологии укрепилось представление о поведении человека как неизбежного и в принципе предсказуемого следствия “действия внешних причин через внутренние условия”. С указанной позиции поведение человека принциально предрешено, его можно расчитать по математическим формулам, ныне для этого пока что не хватает знания. Другими словами, утверждается, что человек суть механизм, машина, проблема состоит лишь в том, чтобы узнать, как она работает, и научиться ею управлять. Таково, например, убеждение известного хирурга Н.М.Амосова. В свое время Ф.М.Достоевский противопоставил себя сторонникам идеи номологического детерминизма, указав на то, что человек является внутренне свободным человеком. Квантовая физика между тем показала, что даже в микромире ньютоновы законы не имеют силы и что все события, там происходящие, являются причинно обусловленными, и тем не менее вероятностными, однозначно не предсказуемыми – 2. вероятностный детерминизм. Аналогичной позиции относительно человека придерживаются последователи некоторых направлений психологии, например, экзистенциальнойпсихологии, в которой постулируется существование у человека свободной воли, находящейся за пределами возможности прямолинейного научного анализа причин и следствий. Если непредсказуем полет электрона, то тем более невозможно определить, о чем, например, подумает человек в той или иной ситуации или как он себя в ней поведет. Иначе говоря, утверждается, что человек является уникальным, совершенно необычным, во многом или в основном загадочным и пока не имеющим известного природного прецедента самодетерминированным существом. Наука, очевидно, способна установить все факторы поведения человека вплоть до единого, математически точно описать влияние каждого из них по отдельности и в их совокупности, но только сам этот человек окончательно решает, какой фактор для него важнее в тот или иной момент, что именно имеет для него смысл и что - нет, и не суть важно, касается ли этот фактор его личных проблем или его представлений об основах мироздания. В классической психопатологии господствует принцип жесткого детерминизма, который гласит: любой психопатологический феномен имеет определенную причину и эта причина известна или принципиально может быть установлена, поскольку, с позиции биологической психиатрии, форма болезненного явления (навязчивость, бред, обман восприятия и т.п.) детерминирована исключительно характером нарушения нейрофизиологических процессов. Содержание болезненных переживаний, в свою очередь, характеризует личностные качества человека, оно не поддается нейрофизиологической трактовке и потому лишается существенного значения для понимания природы симптома и болезни в целом. Психиатры, воспитанные в традициях биологической психиатрии («бездушной психиатрии», как иронически иногда ее называют), основное внимание уделяют в своей деятельности изучению симптоматики расстройства, его диагностике, выявлению степени готовности к суициду, показаний к лекарственной терапии и профилактике рецидивов болезни и т.п., другие, психологические аспекты работы интересуют их в меньшей степени. Содержательные, личностные аспекты психического расстройства иногда относятся при этом к компетенции клинической психологии, хотя разделить это двуединство проще в нашем сознании, чем это делать на практике, так как болезненные феномены, как некие заранее заготовленные формы, всегда заполняются психологическим содержанием, также немаловажным в клиническом плане. Значение содержательных аспектов существенно возрастает в так называемой пограничной психиатрии, например, при изучении расстройств личности и поведения.

Принцип детерминизма - научный подход, согласно которому все наблюдаемые явления не случайны, а имеют определенную причину.

Принцип детерминизма (в психологии) [лат. determinare - определять; principium - основа, начало] - признание необходимости изучать закономерные зависимости психических явлений от порождающих их факторов. Д. п. - закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов. Д. п. включает причинность как совокупность обстоятельств, предшествующих во времени следствию и вызывающих его, но не исчерпывается этим объяснительным принципом, поскольку существуют и другие формы Д. п., а именно: системный Д. п. (зависимость отдельных компонентов системы от свойств целого), Д. п. типа обратной связи (следствие воздействует на вызвавшую его причину), статистический Д. п. (при одинаковых причинах возникают различные в известных пределах эффекты, подчиненные статистической закономерности), целевой Д. п.

(предваряющая результат цель как закон определяет процесс его достижения) и др. Развитие научного знания о психике связано с разработкой различных форм Д. п. Длительное время оно ориентировалось на механический Д. п., который представлял обусловленность психических явлений материальными факторами либо по образцу взаимодействия объектов в мире механики, либо по образцу работы технических устройств (машин). Несмотря на ограниченность этого воззрения (психические явления рассматривались только как последствия внешних влияний), оно дало психологии ее важнейшие учения: о рефлексе, ассоциациях, аффекте и др. В середине XIX в. возник биологический Д. п., открывший своеобразие поведения живых систем (учение Дарвина о естественном отборе) и утвердивший взгляд на психику как необходимую для их выживания функцию. Если механический Д. п. представлял психику побочным явлением (эпифеноменом), то теперь она выступила в качестве неотъемлемого компонента жизнедеятельности. В дальнейшем, когда было установлено, что этот компонент имеет самостоятельное причинное значение, возник психологический Д. п., получивший, однако, неадекватную теоретическую трактовку в учении об особой психической причинности, якобы противостоящей материальной (В. Вундт). Иное понимание психологического Д. п. сложилось в трудах естествоиспытателей (Г. Гельмгольц, Ф. Дондерс, И.М. Сеченов и др.), показавших, что обусловленные воздействием внешних объектов на организм психические явления (образ, реакция выбора и др.) формируются по законам, отличным от физических и биологических, и на этой основе выступают как особые регуляторы поведения. Внедрение в психологию идей естественно-научного психологического Д. п. привело к ее обособлению в самостоятельную область знания, изучающую процессы, подчиненные собственным закономерностям. Новая форма Д. п. была разработана марксистской философией, согласно которой активность сознания людей коренится в их образе жизни. Это создало методологические предпосылки для реализации Д. п. на уровне психосоциальной организации человеческой деятельности. Основной принцип объяснения психики человека с позиций диалектического материализма обусловлен положением о том, что, изменяя реальный, независимый от сознания мир своей предметной деятельностью, ее субъект изменяется сам. Благодаря этой деятельности одновременно порождаются и "внешнее" (продукты материальной и духовной культуры, в которых воплощаются сущностные силы человека), и "внутреннее" (сущностные силы человека, формирующиеся в процессе их объективации в этих продуктах). В этом плане может быть осмыслена "самопричинность" индивида, представление о том, что индивид есть причина себя в своих взамоотношениях с миром. Возможность самопричинности базируется на идее синхронической причинности, согласно которой каждый временнóй срез жизни индивида заключает в себе события, обладающие абсолютной новизной по отношению к событиям прошлого (несводимость настоящего к прошлому); именно такие инновации составляют источник самопричинности (В.А. Петровский).

М.Г. Ярошевски

Детерминизм в психологии (от лат. determinare - определять) - закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов. Детерминизм включает причинность как совокупность обстоятельств, предшествующих во времени следствию и вызывающих его, но не исчерпывается этим объяснительным принципом, поскольку существуют и другие формы детерминизма, а именно: системный детерминизм (зависимость отдельных компонентов системы от свойств целого), детерминизм типа обратной связи (следствие воздействует на вызвавшую его причину), детерминизм статистический (при одинаковых причинах возникают различные в известных пределах эффекты, подчиненные статистической закономерности), целевой детерминизм (предваряющая результат цель как закон определяет процесс его достижения) и др.

Развитие научного знания о психике связано с разработкой различных форм детерминизма. Длительное время оно ориентировалось на механический детерминизм, который представлял обусловленность психических явлений материальными факторами либо по образцу взаимодействия объектов в мире механики, либо по образцу работы технических устройств (машин). Несмотря на ограниченность этого воззрения (психические явления рассматривались только как последствия внешних влияний), оно дало психологии ее важнейшие учения: о рефлексе, ассоциациях, аффекте и др. В середине XIX в. возник биологический детерминизм, открывший своеобразие поведения живых систем (учение Дарвина о естественном отборе) и утвердивший взгляд на психику как необходимую для их выживания функцию. Если механический детерминизм представлял психику побочным явлением (эпифеноменом), то теперь она выступила в качестве неотъемлемого компонента жизнедеятельности. В дальнейшем, когда было установлено, что этот компонент имеет самостоятельное причинное значение, возник психологический детерминизм, получивший, однако, неадекватную теоретическую трактовку в учении об особой психической причинности, якобы противостоящей материальной (В. Вундт).

Иное понимание психологического детерминизма сложилось в трудах естествоиспытателей (Г. Гельмгольц, Ф. Дондерс, И. М. Сеченов и др.), показавших, что обусловленные воздействием внешних объектов на организм психические явления (образ, реакция выбора и др.) формируются по законам, отличным от физических и биологических, и на этой основе выступают как особые регуляторы поведения. Внедрение в психологию идей естественнонаучного психологического детерминизма привело к ее обособлению в самостоятельную область знания, изучающую процессы, подчиненные собственным закономерностям. Новая форма детерминизма была разработана марксистской философией, согласно которой активность сознания людей коренится в их образе жизни. Это создало методологические предпосылки для реализации принципа детерминизма на уровне психосоциальной организации человеческой деятельности. Основной принцип объяснения психики человека с позиций диалектического материализма намечен положением о том, что, изменяя реальный, независимый от сознания мир своей предметной деятельностью, ее субъект изменяется сам. Благодаря этой деятельности одновременно порождаются и "внешнее" (продукты материальной и духовной культуры, в которых воплощаются сущностные силы человека), и "внутреннее" (сущностные силы человека, формирующиеся в процессе их объективации в этих продуктах).

Детерминизм (лат. determinatio - ограничение, определение) - концепция, согласно которой физические, поведенческие и ментальные события не являются случайными, а, скорее, обусловлены действием специфических причинных (каузальных) факторов.

Противоположность детерминизму - индетерминизм. Детерминация - причинное определение явления. Смотри Каузальность и Каузальное мышление

В философии понятие детерминизма несет в себе элемент необходимости: все вещи в этом мире должны происходить именно так, как будто они происходят в силу предшествующих им причин. Эта идея является центральной для науки, утверждающей, что если бы нам были известны все факторы, причастные к некоему грядущему событию, его наступление можно было бы точно предсказать; и наоборот, если событие происходит, значит оно неизбежно. Каждая вещь и каждое событие во вселенной определяются - и всегда будут определяться - законами природы, которые можно установить посредством научных методов.

Что касается человеческого , то здесь ученые спорят. Одни ученые рассматривают жизнь как детерминированный процесс и обычно верят в неизбежность определенной линии поведения: если бы мы знали о конкретном человеке все, мы могли бы предсказать каждый его шаг. Другие не менее уважаемые ученые вполне на уровне здравого смысла говорят о личной свободе и индивидуальной ответственности .

Чистейший пример индетерминизма - вера в свободу воли, согласно которой за все сознательное поведение ответственность ложится на людей. Законы большинства обществ и догматы многих религий, в первую очередь и , базируются на идее индивидуальной ответственности. Последствия поступков в виде наказания - на этом свете или на том - трактуются с позиций моральных принципов и поведения индивидуума.

В этом старом как мир споре детерминистов и индетерминистов психологи занимали разные позиции. Последовательные бихевиористы склонны к безоговорочному детерминизму, а приверженцы экзистенциализма - к индетерминизму. Однако, хоть это, возможно, и противоречит логике, большинство психологов сочетают в своем творчестве элементы обоих подходов: они отдают должное детерминизму как необходимому элементу научного метода, что не мешает им, тем не менее, действовать с позиций индетерминизма.

Признает за человеком свободу личного выбора, но только с определенного уровня развития. Массовая личность действует не свободно, действовать свободно может только личность. Разумный человек думает и принимает решения, за которые отвечает лично.

Вопрос о детерминации (причинной обусловленности) психического развития первоначально был поставлен еще в философии. Длительную историю имеет спор о том, какие факторы (движущие силы) - биологические (внутренние, природные, связанные с наследственностью) или социальные (внешние, культурные, средовые) - играют в развитии важнейшую роль.

Традиционно выделяют две крайние точки зрения на обусловленность развития - природой (наследственностью) или средой (воспитанием, обучением).

Природная...

Отвлекаясь от содержания тех или иных конкретных поведенческих актов, лежащих в их основе ценностей и мотивов, можно попытаться выделить наиболее важные факторы, детерминирующие ролевое поведение в деловом общении. Познавательная ценность данного подхода объясняется тем.

Что поведение любого индивида определяется не только набором личностных качеств, особенностями конкретной ситуации, но и не всегда учитываемой спецификой той социальной среды, в рамках которой реализуется его деловая...

В литературных источниках термин "самоопределение" употребляется в различных значениях. Так, говорят о самоопределении культурном, национальном, политическом, религиозном, экономическом и др. При этом нельзя не согласиться, что личностное самоопределение определяет развитие самоопределения социального и профессионального.

Личностное самоопределение происходит на уровне ценностей. Ценность же принципиально вневременна; задавая человеку представление о будущем, она не соотносит его с временной...

Ставя вопрос о природе человека люди во все времена предполагали наличие нечто такого, что составляет его сущность. Эрих Фромм по этому поводу замечает, что никто не сомневался в специфической природе человека, но при этом высказывались самые разные мнения о ее содержании.

Отсюда и множество определений человека: то он «разумное существо» (animal rationale), то «общественное животное» (zoon politikon), то «человек умелый» (homo faber), то существо, способное создавать символы, наконец, всем...

Джек Энглер - американский психотерапевт, психолог-супервизор Медицинской школы Гарварда, исследователь буддизма и учитель дзен.

В этой статье из сборника “Буддизм и психотерапия” он пишет о том, почему одной медитации часто недостаточно; о десяти нездоровых мотивациях западных практикующих; а также о том, как практика может превратиться из пути освобождения в инструмент укрепления эго.

Перевод Анастасия Гостева и Ольга Турухина

Накопив определённый опыт практики, в частности, в...

Изучение особенностей группового и индивидуального поведения не может быть успешным без учета общего культурно-исторического фона, именуемого макросредой личности.

Изучение макросреды личности предполагает выявление и анализ объективных факторов, в той или иной мере обусловливающих поведение индивида.

Важно отметить, что детерминация может носить как непосредственный, так и опосредованный характер Вместе с тем действие тех или иных факторов неоднозначно и зависит как от особенностей...

Пользуясь языком самой синергетики, можно сказать, что по крайней мере часть наук оказывается сегодня в точке бифуркации, в точке перехода на новый уровень развития, переопределения предметов и методов изучения тех секторов «объективной реальности», которые до сих пор казались столь самоочевидными предметами исследования.

Когда меняется взгляд на мироустройство и механизмы миропорядка, трудно ожидать спокойного (эволюционного) развития наук. Научные революции неизбежны - по крайней мере для...

2.5. Poetae nascuntur, oratores fiunt
(Поэтами рождаются, ораторами становятся)
Я кончил Военно-медицинскую Академию. Я не проходил курса педагогики. Однако, мне в жизни повезло: я видел, «как это делается», мне посчастливилось слушать выступления блестящих педагогов. Когда я учился в Военно-медицинской Академии, ее начальником был крупнейший советский физиолог академик Л.А. Орбели. Наверное, я никогда не забуду его лекцию об адаптационно-трофической роли симпатической нервной системы. Для...

Строение социальных систем и деятельности очень разные в восточных и западных странах. Можно видеть как в истории Европы постепенно происходила дестабилизация этно-родовых социальных систем, что проявлялось в активном смешивании народов, в миграциях и социальных революциях.

Внешней причиной этого было накапливающееся рассогласование традиционных этно-родовых систем с разрушаемой биосферной средой. Особенно активно это происходило в регионах Средиземноморья, привлекавших к себе массы народов...

Детерминизм – концепция, провозглашающая взаимосвязь всего со всем. Это стиль и философия мышления, утверждающая, что никакие события не случайны, а определены набором конкретных казуальных (причинных) факторов.

Детерминация – причина некоего явления и ключевая категория этого видения мира. Противоположность детерминизма – индетерминизм, не принимающий причинной связи между явлениями.

Детерминизм в философии – это утверждение обоснованности и нормальности всех событий, поскольку в силу предшествующих событий все происходит именно так, как и должно.

Такая позиция близка науке, утверждающей, что если известны все предшествующие некоему событию факторы и причины, то можно безошибочно предсказать его наступление; и наоборот, когда нечто свершается, то оно неизбежно. Все и всегда определяется и определенно, а установить законы, по которым развивается то или иное событие возможно при помощи методологии науки.

Теперь о примерах индетерминизма. Во-первых, принцип свободной воли, который возлагает ответственность за сознательное поведение на носителя этого поведения. Индетерминизм в философии это скорее позиция ответственности за свое бытие, которая нашла выражение в религиозных направлениях. Например, христианство проповедует принцип индивидуальной ответственности, а все последующие явления (блага или наказания на том свете) проистекают из выборов человека.

Обширное поле для столкновения концепций – человеческое поведение и идея свободы воли. Проповедники детерминистических взглядов, говоря о предопределенности определенного поведения: зная о человеке все, становится предсказуем малейший шаг. Индетерминисты не признают таких фаталистических воззрений и провозглашают идею личной свободы и ответственности.

Влияние на психологию

Как и в любой области знания, детерминизм в психологии условно поделил эту науку на два лагеря. Например, бихевиористы положили в основу своих концепций абсолютный детерминизм – пандетерминизм.

Принцип же свободы воли и выбора лег в основу экзистенциальной философии и психологии. Современное состояние психологии таково, что признание научно обоснованных закономерностей психической жизни не мешает психологам – особенно специалистам-практикам – отказываться от идеи всеобщей казуальности.


Психический детерминизм

Здесь же стоит упомянуть психический детерминизм – понятие, ставшее центральным для психоанализа Фрейда. Последний полагал, что в психической жизни нет случайных, непоследовательных событий. Эта идея легла в основу методологии классического психоанализа, провозгласив значимость любых, даже самых странных и незначительных событий, для создания полной картины психической жизни.

Мультидетерминизм

Однако в дальнейшем идея единой причины была пересмотрена, что положило начало развитию множественного детерминизма или мультидетерминизма. Ключевая идея этой концепции строится на том, что какое либо психическое явление или форма поведения обусловливаются множеством факторов, а более того – служить более чем одной цели.

Фрейд сам пересмотрел свои идеи причинности психической жизни. Исходя из богатого психоаналитического опыта, он вводит понятие сверхдетерминации, в котором кроется указание на взаимосвязанность причин, которые приводят к комплексу симптомов, выражаются в сновидениях (а точнее – его элементах), поведенческих реакциях, да и любого другого компонента психической реальности. В тоже время нельзя сказать, что для науки в целом эта идея была нова.

Мультидетерминатизм обнаруживается в геометрии плоских тел, а именно в пересечении двух линий, образующих точку в месте встречи. Каждая из линий – это причина, а точка – это явление, вызванное этими причинами. И через одну точку проходит бесконечное множество линий. Таким образом, пересечение двух линий – это детерминанта точки, пересечение трех и более линий – это сверхдетерминирует.

Применительно к психоанализу прижился термин множественной детерминации, поскольку одно явление (точка) часто предполагает наличие минимального круга причин (двух линий), но не всегда более необходимого.

Исходя из этого принципа – вся психическая жизнь и явления обусловлены множеством причин. Психоанализ здесь помогает определить, как некоторая мысль или образы сновидения появились в психике. Например, они могут быть как следствием сознательного опыта, так и появляться на пересечении множества бессознательных структур, включая подавленные желания, различные защитные механизмы Эго, фальшивые переживания, определенные переносом и т.п.

Множественное обусловливание возможно потому, что каждое явление может нести разные значения, так, симптом может являться стремлением к вниманию и вторичной выгоде (истерия), попыткой удовлетворения потребностей или тягой к подчинению и наказанию (мазохизм). Каждое из значений имеет свой путь из бессознательного в сознание и самоценно, однако множественность значений и путей достижения конечной цели создают единую и уникальную картину движения-симптома.

Взаимный детерминизм

Следующей важной вехой в развитии идей детерминизма в психологии стала теория социального когнитивизма Альберта Бандуры. Им используется такое понятие, как реципрокный детерминизм, под которым понимается взаимодействие мышления и познавательных способностей, внешних событий и самой активности человека, результирующей которых и является наблюдаемое поведение человека. Можно утверждать, что это положение является далеким родственником идеи взаимодействия генов и окружающей среды. Другое название реципрокного детерминизма – взаимный.

Отдельную нишу в психологии занимает мягкий детерминизм. Средней позиции между жесткими причинно-следственными связями и полным индетерминизмом придерживался А.Адлер. Согласно взглядам автора – хоть он и не использовал этот термин – поведение носит последовательный характер, однако способно изменятся в пределах личностного творчества.

Прочие виды

Поскольку идея обусловленности и всеобщей связи проникала в различные области знания, со временем эта философская концепция приобрела конкретные трактовки в рамках наук. Начнем с двух концептов психогенетики и дифференциальной психологии.

Речь идет о генетическом и внешнем средовом детерминизме. В первом случае провозглашается прямая ответственность наследственности (генов) за поведение человека, а знание генотипа – это возможность точного прогнозирования поведения индивида. Говоря о средовом детерминизме, речь идет об изменении поведения только в ответ на изменения внешних условий, вне зависимости от наследственности. Подобная позиция обнаруживается в учении Павлова.

Сегодня обе эти позиции показали себя несостоятельными, а источник различия между людьми лежит в генотип-средовом взаимодействии.

Культурный детерминизм

Другая радикальная попытка объяснить человеческое поведение – это культурный детерминизм. Исходя из этой позиции, логично, что наше поведение и эмоциональная жизнь определяются культурой. Она же является объяснением того, почему социальные институты и структуры формируются именно такими, какие они есть здесь и теперь.

Два базовых конструкта для этого видения мира – это религия и расовая принадлежность, определяющие культурный фон. В менее радикальных позициях признается влияние на формирование культуры и различных географическо-климатических условий.

Социальный детерминизм

Закономерно из индивидуальных и культурных особенностей встает вопрос о том, по каким законам и причинам развивается социум. Этот вопрос интересовал многих философов, и здесь свою роль сыграла идея детерминизма.

В частности, возникли концепции социального детерминизма. Через его призму пытались объяснить вектор общественного развития многие выдающиеся умы. В рамках социального детерминизма можно выделить несколько основных ветвей:

В статистике

И наконец, последняя форма детерминизма связана с теорией вероятностью и статистикой, а именно – статистический детерминизм. Это понятие носит исключительно исследовательский характер, а его идея заключается в подтверждении, что какая-то форма поведения достигается под влиянием конкретных причин с вероятностью, выше, чем у случайного события. Гипотезы о связях проверяются в статистических исследованиях с применением корреляционных, дисперсионных и других методов обсчета данных.

Детерминизм и его категории

  • причина – явление, приводящее к определенным изменениям;
  • следствие – нечто новое, являющееся результатом взаимодействия явлений и обусловленное причиной;
  • необходимость – то следствие, которое наверняка проявляется при конкретных условиях;
  • случайность – то следствие, которое может обнаружиться или нет. Она есть форма необходимости;
  • возможность – то, что еще не существует, но может быть;
  • действительность – это осуществленная возможность.

Критика

Проблема детерминизма и жесткого пандетерминизма, заключается в отрицании свободы воли и возможности произвольно менять свое поведение. Человеком управляют мотивы – говорят детерминисты, и отчасти это так. Однако не столько в опоре на свои мотивы, сколько в опоре на свой разум человек решает, какие мотивы уместны здесь и теперь для развертывания своей деятельности.

Как пример – жертвенное поведение во время войн. Человек как живое существо высшей ценностью имеет собственную жизнь, однако в экстремальных ситуациях конечная цель (например, защита Родины) способна сместить этот фундаментальный мотив с пьедестала и человек добровольно идет на смерть, проявляя истинную свободу воли, которая определена абстрактной целью.

Читайте также: