Способы развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста. Подгрупповое занятие по развитию фонематического слуха Тренировка фонематического слуха

Разделы: Логопедия , Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку













Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Система коррекционно-развивающего обучения – форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и в адаптации к школе.

Потребность преодоления того или иного нарушения речи диктуется социальным значением речи, а возможность преодоления зависит как от тяжести нарушения, так и от правильного понимание его сущности, что дает возможность применения наиболее эффективных средств его преодоления.

В Красногвардейской специальной (коррекционной) школе-интернате обучаются дети с задержкой психического развития (ЗПР), с детскими церебральными параличами (ДЦП), с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), умственно отсталые дети. Учащиеся-логопаты имеют речевые диагнозы – общее недоразвитие речи II-III уровня, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, лексико-грамматическое недоразвитие речи, дисграфия, в сочетании с дизартрией, алалией, ринолалией, заиканием. Отсюда, основной педагогической идеей моей работы является – помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, тем самым, обеспечить полноценное, всестороннее его развитие. Для меня, как учителя-логопеда спецшколы, главной задачей воздействия является создание соответствующих условий, т.е. системы мероприятий постепенного и осторожного воздействия на ученика, страдающего тем или иным нарушением речи. В процессе своей работы я предусматриваю развитие сенсорных функций, развитие моторики, особенно речевой моторики, развитие познавательной деятельности, прежде всего мышления, процессов памяти, внимание; формирование личности ребенка с одновременной регуляцией, а так же коррекцией социальных отношений. При коррекции речевых расстройств у детей я опираюсь на учение о взаимодействии речи и мышления, на теоретическое положение о соотношении общих и специфических закономерностей в развитии аномального ребенка, связи развития речи с деятельностью, о взаимодействии внешних и внутренних факторов в процессе психического и речевого развития, о движущих силах психического развития.

Я стремлюсь сделать основной задачей обучения и воспитания моих учеников - интеграцию их в жизнь школы, класса, а затем адаптацию их в социуме. Ориентация на нормально развивающихся детей служит исходной точкой коррекционно-логопедического обучение. Систематическую логопедическую работу я направляю на восполнение пробелов в речевом развитии и подготовку к дальнейшему параллельно со школьным обучением, в дополнение к нему. Преодоление речевого недоразвития я строю так, чтобы в ходе работы возникла готовность к усвоению школьных знаний.

Я провожу глубокое обследование устной речи и психических функций учащихся. Углубленное обследование имеет цель - распознавание, качественный анализ дифференциация отклонений в речевом развитии. Логопедическая диагностика позволяет снизить социальную депривацию ребенка с нарушениями речи, использовать в полной мере возможности сензитивных периодов становления речи, как высшей психической функции, эффективно корригировать темп психоречевого развития ребенка и предупреждать возникновение вторичных нарушений, чем раньше и точнее мной будут выявлены индивидуальные проблемы в речевом развитии, тем больше времени будет для их коррекции.

Для того, чтобы правильно организовать адекватное структуре речевого дефекта эффективное коррекционное обучение первоклассников с речевыми нарушениями, мне необходимо иметь четкое представление о проявлении основного дефекта и возможных последствиях вторичного и первичного порядка.

На основании имеющихся фактов логопедического обследования и их осмысления, я определяю прогноз дальнейшего развития ребенка, выявляю основные направления коррекционной работы с ним, решаю вопрос о его индивидуальном образовательно - коррекционном маршруте, я реализую в различных формах:

Индивидуальные занятия;

Групповые занятия;

Групповые занятия в сочетании с индивидуальными занятиями.

Выбор организационной формы зависит от характера дефекта, степени его выраженности, от психосоматического состояния ребенка.

Я, в своей работе, систематически провожу совершенствование форм речевого общения и средств языка по следующим направлениям:

Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова;

Коррекция дефектов произношения;

Развитие у детей различных видов устной речи (диалогической, монологической) на основе обогащения знаний об окружающем мире;

Формирование и расширение лексической стороны речи;

Практическое овладение основными закономерностями языка на основе усвоения смысловых и грамматических отношений;

Формирование лексико-грамматической готовности к осознанному усвоению других разделов русского языка (обучение грамматике, грамоте, правописанию).

Кроме того, используются упражнения по развитию речемыслительной деятельности психических процессов (операций анализа, синтеза, внимания, восприятия, памяти и др.). Задания, упражнения, которые я предлагаю, должны быть интересны ученику. Вся организация обучения ориентированна на добровольное включение ученика в деятельность. Создаются такие условия, при которых он хотел бы это сделать, а для этого принципиально важно давать ребенку творческие, проблемные, непосильные задания.

Я повышаю мотивацию к учению с помощью разработки новых интересных заданий, продуманности и отточенности инструкций, повышения значимости оценивания выполненных заданий, условий обучения, при которых происходит раскрытие возможностей ученика и обретение им веры в свои способности. Отбирая методы для работы на уроке, я комбинирую их таким образом, чтобы осуществлялась смена видов деятельности учащихся на занятии и, тем самым реализовался охранительный режим обучения.

С каждым годом число детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи в нашей школе увеличивается. Развитие звуковой стороны речи и фонематического восприятия имеет большое значение для успешного овладения языком и обучения ребенка в школе.

Д.Б. Эльконин отмечает, что “от того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующие усвоение языка - грамматики и связанной с ней орфографии”.

При обучении школьников звуковому анализу, как предпосылке обучения чтению и письму, начинается сознательное оперирование звуковой стороной языка, его элементами и их отношениями. Исходя из этого следует, что успех обучения ребенка в начальных классах во многом определяется тем, как он овладевает звуко – буквенным анализом, базирующимся на четких, устойчивых, достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова.

Недостаточная ориентировка в “звуковой действительности языка”, несформированность представлений о звуковом составе слова часто приводит к специфическим и стойким затруднениям в овладении грамотным письмом и правильным чтением. Это наблюдается при недоразвитии устной речи у детей.

В этих случаях коррекция произношения, достигается при помощи одной лишь выработки артикуляционных навыков и обладает минимальным развивающим действием. Коррекция произношения не создает готовности к усвоению грамоты: для этого необходимо одновременно с выработкой нормальной артикуляции звука, работать над звуковым составов слова, учить производить наблюдения над речью, формировать фонематические и морфологические обобщения. В результате такого подхода дети приобретают не только навыки правильного произношения, но и способность к успешному усвоению грамоты и правописания.

Звуковой анализ формируется постепенно, как всякое учебное действие. При этом само действие остается одним и тем же – меняется только степень его осознания, степень сокращенности и обобщенности операций, посредством которых оно осуществляется. Звуковой анализ не может протекать без участия процессов фонематического восприятия.

При осуществлении коррекционного обучения детей с фонетико - фонематическим недоразвитием, я учитываю закономерности процесса овладения звуковой стороной речи в норме, которые складываются путем постепенно вырабатывающейся дифференцировки в сфере различения характерных признаков речевых звуков. Исходя из целей и задач логопедического воздействия, первым этапом работы является развитие фонематического восприятия. Так как без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения невозможно их правильное произношение.

Развитие фонематического восприятия я начинаю осуществлять с самых первых этапов работы. Вначале на материале неречевых звуков, а затем постепенно охватываются все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка. Параллельно с самых первых занятий я провожу работу по развитию слухового внимания и слуховой памяти. Это позволяет добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия.

Очень важно, чтобы ребенок умел опознавать и различать звуки речи как осознанные. Это требует от ребенка перестройки отношения к собственной речи, направленности его внимания на внешнюю, звуковую сторону, которая ранее им не осознавалась. Ребенка необходимо специально обучать операциям осознанного звукового анализа, не полагаясь на то, что он спонтанно им овладеет. Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.Б. Чиркина всю систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы делят на этапы. Я, в своей работе, опираюсь на данный учебник, использую те же этапы.

Операции звукового анализа, на основе которых формируются умения и навыки осознанного опознания и дифференциации фонем, я провожу в начале работы на материале с правильно произносимыми ребенком звуками. После того как ребенок научится узнавать тот или иной звук в слове, определять его место среди других звуков, отличать один от другого, я перехожу к другим видам операций, опираясь на умения, сложившиеся в процессе работы над правильно произносимыми звуками.

Работу по формированию восприятия неправильно произносимых звуков нужно проводить так, чтобы собственное неправильное произношение ребенка не мешало ему. Для этого в момент осуществления операций звукового анализа нужно ученика максимально ограничить или исключить собственное его проговаривание, перенеся всю нагрузку на слуховое восприятие материала. Проговаривание ученика подключается на последующих занятиях, когда возникает необходимость сравнения его собственного произношения с нормированным.

Для детей с патологией речи требуются специальные методы и способы обучения, предполагающие дробное представление материала, длительное его закрепление, поэтапная автоматизация полученных навыков. Одним из способов, повышающих мотивацию к учебной деятельности, считаю использование компьютера. Применение компьютера на уроках позволяет повысить его эффективность, сделать занятия более наглядными, интересными, дает возможность управлять учебно – познавательной деятельностью каждого ученика, оперативно вносить соответствующие коррективы. Это желание можно объяснить тем, что компьютер, в отличие от других средств обучения, способен реагировать на действия ученика. Ребенок получает ощущение, что он сам управляет своей деятельностью. А это фактор, обеспечивающий более активный режим обучения.

Логопедические занятия я строю с учетом принципа развития динамичности восприятия, что предполагает построение логопедического занятия таким образом, чтобы оно осуществлялось на достаточно высоком уровне трудности. Я разрабатываю задания, при выполнении которых у школьников возникают какие-то препятствия, преодоление которых и будет способствовать развитию логопата, расширению его возможностей и способностей, а кроме того, развитию механизма компенсации различных психических и речевых функций в процессе обработки этой информации. На основе постоянного активного включения межанализаторных связей развивается эффективно реагирующая система обработки информации, поступающая к ребенку. Моя задача, как логопеда, заключается в том, чтобы давать задания, которые постоянно усложняли бы эту межфункциональную систему обработки информации и тем самым способствовали бы динамичности восприятия.

Данное логопедическое занятие разработано для детей, имеющих недостаточную сформированность фонематических процессов, отмечается недостаточная сформированность грамматического строя речи, затруднения в воспроизведении логико-грамматических конструкций. Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:

  • недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звуко-буквенного состава слова;
  • недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;
  • трудности овладения письмом и чтением.

Основными задачами занятия является: умение выделять гласные звуки, воспроизводить слоговые сочетания с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными, объяснять прямой и переносный смысл фразеологических выражений, закрепить умение делать звуко-буквенный анализ; корригировать внимание, логическое мышление, развивать пространственную ориентацию.

Занятие основано на принципе поэтапного формирования умственных действий: т.е. от наглядно-действенного и наглядно-образного к организации действий во внутреннем плане, программирование речевого высказывания, реализация высказывания. В процессе беседы и упражнений логопед осуществляет контроль за речевыми высказываниями детей, определяя для себя их уровень.

Организационный момент занятия имеет цель - сконцентрировать внимание учащихся, настроить их на учебную деятельность. Поэтому включаются упражнения на развитие внимания, пространственную ориентацию. При развитии пространственных представлений обращается внимание на умение ученика ориентироваться в схеме собственного тела и напротив сидящего, на способность правильно соотносить предметы в окружающем пространстве.

У наших детей отмечается нарушение регуляции мышечного тонуса, недостаточное развитие ручной моторики, речевой моторики. Недостаточное взаимодействие ручной и речевой моторики - эти логопаты нуждаются в речевой зарядке. Вследствие этого в занятие включена речевая зарядка.

К каждому этапу занятия я даю инструкцию, т.е. конкретное задание учащимся по его восприятию. Инструкции стимулируют учеников к активной работе, нацеливают на анализ воспринимаемого объекта, определяют направление их деятельности, стимулируют познавательные процессы. Логопед должен давать конкретные задания учащимся по его восприятию, определив направление серией вопросов, заданий.

Весь речевой материал подбирался так, чтобы, развивая речь, совершенствовать мышление, так как сам по себе речевой материал способствует развитию таких операций мышления, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и т.д. Так при выделении звука из речевого потока не только развивается фонематический слух детей но и такие мыслительные операции, как анализ и синтез.

Так как, речь младших школьников бедна устойчивыми сочетаниями слов, дети не понимают значений некоторых оборотов, встречающихся в текстах для чтения, - на занятии они знакомятся с новыми фразеологическими оборотами, наблюдают за их особенностями, объясняют их значение. Большое внимание на занятии уделяется совместному поиску – рассуждению, который способствует развитию словесно-логического мышления.

На этапе - итог урока, суммируется учебная деятельность каждого ученика.

Главным условием эффективности является деятельность логопатов. Самостоятельная работа ученика, поиск вариантов ответов, упражнения, осмысление – это делает процесс обучения процессом психического развития ребенка.

Список литературы

  1. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического слуха. Санкт-Петрбург. “Детство - пресс”, 1998 г.
  2. Хватцев М.Е. “Логопедия”. Санкт-Петербург, “Дельта”. Масква, “Аквариум”, 1996 г.
  3. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Москва, “Владос”, 1999 г.
  4. Успенская Л.П., Успенский М.В. Учитесь правильно говорить. Москва, “Просвещение”, 1992 г.
  5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Чевелева Н.А. Основы логопедии. Москва, “Просвещение”. 1989 г.
  6. Логопедия, под редакцией Волковой Л.С. Москва, “Просвещение”. 1989 г.
  7. О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская, Организация логопедической работы в школе, “Сфера”, Москва, 2005 г.

Татьяна Елизарова
Занятие по развитию фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи

«Развитие фонематического слуха

У детей с общим недоразвитием речи ».

Статью составила учитель-логопед

ГБДОУ № 49 Приморского района

Г. Санкт-Петербурга

Елизарова Т. В. (2014 г.)

Уже 25 лет я работаю в системе дошкольного образования с детьми, имеющими тяжелую речевую патологию – общее недоразвитие речи .

Общее недоразвитие речи – дефект , при котором у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы – фонетика , лексика и грамматика.

Ведущее место в комплексном подходе к коррекции общего недоразвития речи многие исследователи (Я. Е. Левина, Г. А. Никашина, Р. М. Боскис, Г. А. Каше и др.) отводят формированию фонематического восприятия , т. е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы ) . Мой опыт также подтверждает, что развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи , в том числе слоговой структуры слов. С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального и временного эффекта. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия . В последствии это оказывает положительное влияние и на освоение письма. Результаты моей работы с детьми также позволяют мне сделать выводы о связи фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по формированию фонематического слуха дети , с которыми я работала, намного лучше воспринимали и различали : окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы , предлоги при стечении согласных звуков.

Логопедическую работу по развитию умения дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов :

1. Узнавание неречевых звуков;

2. Различение слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе тембру голоса;

3. Различение слов, близких по звуковому составу;

4. Дифференциация слогов;

5. Дифференциация фонем

6. Развитие навыков элементарного звукового анализа

Остановимся подробнее на каждом из перечисленных этапов .

На первом этапе в процессе специальных игр и упражнений я развиваю у детей способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно у них развивается слуховое внимание и слуховая память .

На первых занятиях я предлагаю детям послушать звуки за окном и ответить на вопросы : что шумит? (деревья, дождь) что гудит? (машины, трамваи, подъемный кран) . Кто кричит? (малыш) .Кто разговаривает? (люди) . Затем я предлагаю внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, соседней группы, кухни, зала.

Игра «Где спряталась игрушка?» Логопед выбирает водящего, завязывает ему глаза, а сама пряча игрушку, предлагает водящему найти ее, ориентируясь на силу ударов в барабан.

Игра «Найди колокольчик» . Дети встают в круг. Логопед предлагает им незаметно для водящего передавать за спиной колокольчик. Колокольчик звенит в разных местах круга. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребенка звенел колокольчик

Игра «Волшебные коробочки» .В одинаковые коробочки помещаются различные предметы : монетки, крупа, сахар, бумажные шарики. Перед детьми появляются игрушки или картинки : Буратино, кукла, котенок, птичка. Логопед рассказывает, что эти игрушки потеряли очень важные для них предметы. Дети помогают найти их игрушкам на слух , потряхивая коробочки. Для Буратино- монетки, для куклы-сахар, для птички- крупа, для к отенка-бумажные шарики.

На втором этапе я учу детей различению одинаковых слов, звукокомплексов и звуков, ориентируясь на высоту, силу и тембр голоса.

Игра «Кто заблудился в лесу?» .Дети зовут водящего, произнося слово «ау!» . Водящий отгадывает, кто это сказал. В усложненном варианте игры водящий то громко, то тихо произносит «ау!» , а дети должны угадать, издалека или вблизи он их зовет.

Игра «Кто зовет маму?» . Детям раздаются картинки с изображением домашних животных. Логопед произносит звукоподражание высоким голосом. Дети угадывают детеныша .

Игра «Кто как говорит?» Логопед показывает, а затем просит ребенка воспроизвести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука. (А- плачет девочка; А- показывают горло врачу; А-поет певица; А-качаем малыша; У- гудит пароход; У- плачет мальчик; О- стонет бабушка; О- удивилась мама и т. д.)

На третьем этапе дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу.

Игра «Подбери рифму» . Логопед читает две стихотворные строки, выделяя голосом последнее слово в начальной строчке. Ребенок выбирает одно слово из трех предложенных, добиваясь рифмы в стихе.

Шепчет ночью мне на ушко

Сказки разные (перина, подушка, рубашка)

От грязнули даже стол

Поздним вечером (сбежал, ушел, ускакал)

Игра «Найди похожие слова» .Логопед размещает на наборном полотне картинки, которые очень близки по звучанию (рак, лак, сок, сук, коса, коза, лужи, лыжи и т. д.) .Дети отбирают слова, которые отличаются одним звуком.

Игра «Какое слово не подходит?» Из каждых четырех названных взрослым слов ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные.

Мак-бак-так-банан

Сом-ком-индюк-дом

Лимон-вагон-кот-бутон

На четвертом этапе дети будучи уже достаточно подготовленными учатся различать слоги

Воспроизведение слоговых сочетаний, с одним согласным и различными гласными звуками

Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками

Воспроизведение слоговых пар с наращиванием стечения согласных звуков

На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка . Начинать следует с гласных звуков. В своей работе я использую три цвета для обозначения звуков : красный-гласные звуки, синий-твердые согласные звуки,зеленый-мягкие согласные

Игра «Звуковой диктант» .Логопед диктует детям гласные звуки, они выкладывают символы гласных

Игра «Собери звуки в баночку» .Дети собирают бусинки красного,синего и зеленого цвета, называя соответствующий звук.

Игра «На что похожи звуки» . На начальном этапе выделения согласных звуков я использую зрительно-звуковые символы. Например, для обозначения звука «З» использую картинку, изображающую комара; для обозначения звука «Р» - картинку «моторчик» ; «П» -капли воды; «Б» - бой барабанов; «Ф» -фыркает еж и т. д.

На шестом этапе я вырабатываю у детей навыки элементарного звукового анализа.

Игра «Назови первый звук в словах» .Назвать первый звук в словах-утка, ухо, учебник, улица,уши. Вспомнить 5 действий названия которых начинаются со звука «У» .

«Игры деда Звукоеда» .Звукоежка «откусывает» первый или последний звук в словах. Дети должны «починить» испорченное слово.

«Звуковые линейки» .Дети определяют, где живет звук в начале, всередине или в конце слова.

Игра «Запомни слова» .Выбрать из рассказа слова с заданным звуком.

Игра «Слово рассыпалось» .Логопед называет звуки, дети «собирают» слова.

Конспект занятия

«Золушкин сад»

Конспект составила

Учитель-логопед ГБДОУ №49

Приморского района г. Санкт-Петербурга

Елизарова Т. В. (2014 г.)

Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной логопедической группе

Тема : «Золушкин сад» .

Цель : - Автоматизация звуков «Л» «Ль» в словах и предложениях.

-Развитие функций языкового анализа и синтеза на материале сказки «Золушка» .

Задачи : -Автоматизация звуков «Л» «Ль» в словах и предложениях.

-Развитие функций языкового анализа и синтеза.

Упражнение в анализе предложения.

-Развитие памяти , внимания, мышления, связной речи , общей и мелкой

Моторики.

Материал : Картинки по сказкам «Спящая красавица» , «Белоснежка» , «Красная шапочка» ;

Плоскостные фигурки персонажей сказки «Золушка» ; предметные картинки (

Роза, мак, тюльпан, подсолнух, колокольчик, василек); цветовые символы

Звуков, звуковые линейки, буквы, полоски для составления схемы

Предложения.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Сегодня мы с вами поможем героям одной сказки, ее название состоит из одного слова. Первый звук в этом слове «З» , последний «А» (перед детьми выставляются картинки по сказкам «Белоснежка» , «Красная шапочка» , «Спящая красавица» , «Золушка» ). Дети выбирают нужную картинку.

2. Психогимнастика.

Кто это? (Золушка) . Покажите, какое доброе лицо было у Золушки. Изобразите злую мачеху и ленивых сестер.

3. Сообщение темы занятия .

Сегодня мы вспомним сказку «Золушка» и повторим звуки «Л» «Ль» .

4. Характеристика звука «Л» .

5. Произношение звука «Л» в словах.

Какой была Золушка? (ласковой, милой, славной) .Какую работу выполняла Золушка? (мыла, подметала, протирала, печь (топила, белье… (стирала, полоскала, гладила, обед (варила, готовила, грядки (полола, посуду (мыла, чистила) . Чем похожи эти слова? (они кончаются на слог «ла» ). Почему ее называют Золушкой? Ответы детей .

Что такое зола? (в случае затруднения логопед объясняет смысл этих слов) .

Чем было испачкано ее платье? (золой) . Оно было в (заплатках) .

6. Развитие функции языкового анализа и синтеза.

Догадайтесь,какое слово я задумала, если в нем есть звуки а, б,л (бал) .Правильно

Ли я обозначила это слово (в схеме даны 4 кружочка) .Куда хотелось поехать

Золушке? (на бал) .Кто поехал на бал (ее сестры. Придумайте имена ее сестрам со

Звуком «Л» (Лана, Лола, Лада) .Злая мачеха придумала трудные задания,

Выполнив которые, Золушка пойдет на бал. Поможем Золушке?

В первый день Золушка должна посадить цветы в названиях которых есть звук

«Ль» (дети выбирают из картинок цветов колокольчик, тюльпан, василек) .Где

Находится звук «Ль» в этих словах (дети определяют место звука «Ль» на звуковых

Линейках).

Во второй день Золушка посадит цветок, в названии которого 3 звука, гласный «А»

(дети среди картинок цветов находят картинку с изображением мака) .

На третий день Золушка должна посадить цветок в названии которого есть

Гласные звуки «О» «А» (дети находят цветок роза) .Выложите из букв слово роза.

Еще одно трудное задание придумала мачеха. Надо выложить кружочками схему

Слова Золушка (дети выкладывают схему слова) .

7. Физпауза.

Покажите, как собиралась Золушка на бал. Один ребенок показывает, а дети угадывают, называют и повторяют действия.

8. Анализ словесного состава предложения.

Помогите Золушке уехать на бал. Выложите ей дорожку из полосок-слов.

Составьте предложение из слов уехать, Золушка, бал, на. Обозначьте слова

Полосками. (дети выкладывают схему предложения)

9. Падежное управление. Слоговой анализ.

Чем угощали гостей на балу? Я «дам» вам слова с перепутанными слогами : лад-ко-

Шо, ме-лад-ма, кум-лу (шоколадом, мармеладом, лукумом) . Назовите первый

В слове шоколад, назовите последний слог в слове лукум. Какой звук есть в этих

В этих словах? («Л» ). Золушка была очень добрая и всем, кто ей помогал передала

Маленькие шоколадки.

Логопед угощает детей шоколадом .

10. Итог занятия .

С каким восторгом слушают родители лепет своего малыша, когда ему 1–2 года! Хотя набор слов в этом возрасте совсем неразнообразен. Постепенно ребёнок начинает произносить всё больше звуков, складывать их в слова, а перед мамами и папами встаёт задача разобрать, что же их чадо пытается донести. К дошкольному периоду речь ребёнка становится разборчивее, однако ряд трудностей произношения всё же сохраняется. И чтобы в школе у ребёнка не было проблем с речью, нужно с раннего возраста развивать фонематический слух малыша.

Особенности фонематического слуха у дошкольников

Фонематический слух играет ключевую роль в формировании правильной речи ребёнка

Ребёнок начинает различать именно речевые звуки после 1 месяца жизни.

Развитие речи ребёнка - сложный и долгий процесс. Кроме того, что малышу нужно узнать огромное количество слов, от него требуется чёткое и правильное произношение звуков. Кстати, ошибочным является мнение некоторых родителей, утверждающих, что если малыш знает все буквы алфавита, то проблем с речью у него не может быть. Дело в том, что артикуляционный аппарат человека, отвечающий за речевой акт, должен быть достаточно развитым, чтобы правильно и чётко произносить звуки. В это понятие входят:

  • сила и точность артикуляционных движений;
  • подвижность и гибкость губ, нижней челюсти, языка;
  • координация артикуляционных движений (то есть ритм и темп произношения).

Процесс формирования

Формирование фонематичсекого слуха происходит в несколько этапов

Формирование фонематического слуха у детей происходит постепенно, и начинается этот процесс с момента рождения.

  • Первый этап. В этом периоде развития фонематического слуха происходит восприятие звуков как речевого, так и неречевого характера (то есть звуков окружающего мира).
  • Второй этап заключается в усвоении ритмико-слоговой структуры речи. Даже не понимая смысла слов, малыш начинает связывать отдельные слова с определёнными ассоциациями (к примеру, мама говорит: «ням-ням», значит, нужно идти на кухню);
  • Третий этап - самый длительный по времени - период звукопоризношения. Ребёнок начинает подражать взрослым и пытается артикулировать те или иные звуки.

Отдельно нужно отметить тот факт, что развитие речевого слуха проистекает постепенно, и не существует чётких границ, когда кроха переходит с одного уровня формирования на другой - усвоение навыков происходит параллельно. Однако к 2 годам дети уже полностью различают все особенности речи взрослого, кроме восприятия шипящих и свистящих звуков. А к дошкольному возрасту и эти нюансы малыши должны постичь.

У всех детей до 5–6 лет наблюдается физиологическое косноязычие: из-за того, что малыш пока не может управлять своим артикуляционным аппаратом, он произносит только те звуки, которые ему удобны. Поэтому отдельно ребёнок может называть все буквы алфавита, а в словах всё равно подменять одни звуки на другие. И чтобы помочь крохе как можно быстрее овладеть правильной речью, с 1,5–2 лет нужно регулярно заниматься развитием у него фонематического слуха, то есть формировать умение выделять, различать и воспроизводить звуки речи. Если же у ребёнка в 5–6 лет нарушены процессы формирования произносительной системы родного языка, то возникают проблемы, связанные не только с говорением (понять малыша могут только родители, так как он не связывает понятие со звуковым образом слова), но и со следующими процессами:

  • письмом (кроха повторяет ошибки в речи и в письменных текстах);
  • чтением (в сознании ребёнка нет точной ассоциации между буквой и её звуковым образом, следовательно, ребёнок либо совсем не умеет читать, либо связывает одни и те же комбинации букв в разные сочетания звуков).

В результате этих нарушений развития возникают проблемы общего характера, такие как:

  • замкнутость (ребёнок становится малообщительным, потому что сверстники его речь не понимают);
  • нервозность (малышу трудно подобрать слова для выражения своих эмоций, от этого он начинает нервничать);
  • снижение успеваемости (отсутствие элементарных навыков чтения и письма существенно отразятся на успеваемости маленького школьника).

В целом недостаточная развитость фонематического слуха отражается на всех уровнях формирования личности ребёнка.

Способы развития

Ведущей линией деятельности ребёнка является игра. Поэтому все упражнения, направленные на развитие фонематического слуха, должны проводиться в интересной и занимательной форме. Перед родителями стоит задача научить ребёнка:

  • узнавать неречевые звуки (как звучат музыкальные инструменты, журчит вода, шумит лес);
  • отчётливо произносить гласные и согласные (исключения составляют сонорные, свистящие и шипящие звуки);
  • различать тембр, высоту одинаковых звуков (например, как мяукает котёнок и взрослый кот);
  • отличать звуковой состав похожих слов (к примеру, кот-рот).

Неречевой этап: упражнения

Работа по формированию речевого слуха у малыша условно может быть разделена на два этапа. Первый - так называемый неречевой этап, который охватывает возраст с 1,5 до 3 лет. В этот период задача родителей - познакомить малыша с многообразием окружающих звуков. Для этого можно использовать игры-упражнения. Для начала работа направлена на знакомство со звуками:

  • «Угадай что!». Показываем малышу 2–3 звучащих предмета (телефон, колокольчик, целлофановый пакет), демонстрируем звуки, которые они издают, а затем прячем и просим ребёнка по звуку определить, что это.
  • «Что гудит?». Взрослый стоит за дверью и издаёт звук, имитирующий клаксон машины. Затем заходит в комнату и говорит: «Что гудело? Машинка». Такие же манипуляции можно проводить с игрушечным поездом, пароходом и т. д.

Следующая ступень предполагает развитие слуховой памяти и внимания. В эту группу занятий входят такие игры, как:

  • «На чём играет Зайка?». Ребёнку показываются игрушка (Зайка) и два музыкальных инструмента (барабан и гармошка). Обязательно дайте возможность малышу самому извлечь из них звуки. Затем инструменты закрываются от крохи и из них поочерёдно извлекаются звуки. Малышу задаётся вопрос: «На чём играет Зайка?» Ребёнок должен угадать.
  • «Прыгаем и шагаем». Ребёнку показываются два звучащих предмета. Затем демонстрируется, что под звук одного нужно прыгнуть, а под звук второго - прошагать. В конце концов, малышу нужно самому проделать определённое действие под тот или иной звук. Это упражнение очень хорошо тренирует у ребёнка слуховое внимание.
  • «Жмурки». Малыш закрывает глазки, а взрослый хлопает в ладоши и передвигается по комнате. Ребёнок должен повернуться в направлении звука.

Речевой слух требует постоянной работы и совершенствования. Поэтому, чтобы автоматизация звуковосприятия и звукоразличения происходила эффективнее, следует регулярно уделять внимание играм на закрепление умения.

  • «Поймай звук». Произносится звук, малыш повторяет. А затем проговариваются слова. Задача карапуза хлопнуть в ладоши, когда он слышит знакомый звук.
  • «Повтори». Карандашом на столе выстукивается ритм и ребёнку предлагается повторить звук. Вместо карандаша можно хлопать в ладоши. С возрастом ритмический рисунок усложняется.

Речевой период: игры

Придумывайте постановки для паличикового театра - это также очень полезно для речевого развития ребёнка

Второй этап - речевой - ставит своей целью помочь ребёнку развить фонематический слух, слуховую память. Упражнения на знакомство с материалом на этом этапе, как правило, рекомендованы для детей с 3 до 6 лет и включают следующие игры:

  • «Кто за дверью?». Один взрослый стоит за дверью и произносит: «Мяу!» (можно использовать аудиозаписи звуков). Второй взрослый спрашивает у ребёнка, кто это может быть. Вместе они находят среди игрушек кошку и ещё раз повторяют «мяу-мяу».
  • «Собаки». Ребёнку демонстрируются две собаки - большая и маленькая. Большая живёт в большом доме и громко говорит: «Гав!», а маленькая живёт в крохотном домике и тихо говорит: «Гав». Затем взрослый имитирует разные по силе звуки, а задача малыша отгадать, какая именно собака подала голос.
  • «Кто это говорит?». Читая сказку ребёнку, начните говорить голосом того или иного персонажа, а малыша попросите угадать, кто это говорит.

Умение воспринимать звуки и повторять их лучше тренировать с помощью таких занятий:

  • «Принеси игрушку». Взрослый просит ребёнка: «Маша, принеси мяч». Малыш приносит игрушку и проговаривает её название. Так речь развивается на зрительно-образной основе. Чем старше ребёнок, тем более разнообразными могут быть предметы.
  • «Кто в домике живёт?». Перед ребёнком раскладываются картинки со звучащими животными. Взрослый произносит звук (например, «кря-кря»), а малыш показывает на изображение утки. Задание можно усложнить, попросив кроху найти звучащую зверушку не только на картинке, но и среди своих игрушек.
  • «Найди картинки». Малышу представляются картинки, произносится звук, задача ребёнка отобрать все предметы, в которых этот звук встречается.

Закреплению звуковых образов, а также соотнесению их с буквами и слогами помогают упражнения:

  • «Игры со звуками». Облегчённый вариант игры в города. Малыш должен подобрать слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего слова.
  • «Волшебники». Предложите ребёнку менять по очереди по одной букве в слове так, чтобы каждый раз получалось новое слово (например, кот-кит).
  • «Найди самое короткое слово». Произносится ряд слов, малыш должен на слух определить самое короткое.
  • «Исправь ошибки». Взрослый произносит предложение (к примеру, «В лесу стоит большой зуб»), ребёнок должен исправить ошибку («не зуб, а дуб»).
  • «Корзинки». Для этого упражнения потребуются карточки с предметами, в названиях которых есть твёрдые и мягкие пары согласных. Ребёнок должен прослушать слова, а затем разделить карточки по двум корзинам: с твёрдым звуком и с мягким.

Кроме того, существует большой выбор логопедических игр, направленных на развитие речевого слуха ребёнка. Среди наиболее эффективных:

  • «Логопедическое лото» (помогает научить малыша определять позицию звука);
  • «Путешествие от А до Я» (учит определять первый звук в слове);
  • «Готов ли ты к школе?» (тесты на определение тех или иных звуков в словах).

Развитие фонематического слуха у ребёнка – важная составляющая формирования личности, так как оно формирует правильную речь, а также умение «слушать и слышать». Кроме того, незамысловатые упражнения на тренировку речевого слуха не только пробуждают познавательную активность малыша, но и позволяют выработать условную двигательную реакцию на звуки. Всё это является залогом эффективного достижения качества образования в будущем.

Детский сад №44 ОАО «РЖД"

Конспект занятия в старшей логопедической группе

на тему: «Звуковой анализ и синтез слов»

Учитель - логопед:Мосалова Т.Н.

Задачи:

учить дошкольников определять наличие заданного звука и его место в слове; упражнять в делении слов на слоги; продолжать учить детей различать и правильно использовать термины «звук», «буква», «слог», «слово» закреплять знания о словоразличительной роли звука; развивать фонематическое восприятие, слуховой контроль за речью; развивать психические процессы: слуховое и зрительное восприятие, память, внимание; мыслительные операции — анализ, синтез, обобщение; воспитывать выдержку, умение слушать и слышать друг друга, не перебивать товарища.

Оборудование: «звуковой домик»; карточки с изображением звуков; карточки с изображением «лисы» для звукового анализа; карточки с заданиями (3 вида); игрушки и предметы: мяч, машина, магнитофон, гном, ёжик, собака, заяц, мышка; «портрет» Незнайки в рамке; простые карандаши; индивидуальные наборы с фишками для звукового анализа слов.

Ход занятия

Воспитатель (В.). Ребята, сегодня мы будем играть со словами. А поиграем мы в игру «Эхо». Я буду произносить слова, а вы повторять за мной только первый звук: астра, утка, санки, иголка, азбука, лак, ножницы.

Молодцы! А теперь я буду произносить слова, а вы повторяйте за мной только последний звук: кит, дом, санки, иголка, азбука, лак, ножницы.

Входит Незнайка.

Незнайка. А я тоже хочу! Можно мне с вами?

В. У нас, Незнайка, игры необычные, а умные, со словами. А ты знаешь, что такое звуки и буквы?

Незнайка. Знаю! Звуки бывают, когда на трубе играешь. Они такие громкие!

В. А вот и неправильно. Кто только тебя этому научил?

Незнайка. Меня никто не учил. Я хочу научиться, вот и пришёл к вам.

В. Ребята, давайте расскажем Незнайке всё, что мы знаем о звуках. Какие они бывают? (Гласные и согласные.) Какие мы знаем гласные звуки? (А, о, у, ы, и, э…). Почему они так называются? (Показывают символы гласных звуков.) Какими бывают согласные звуки? (Глухие и звонкие.)

Почему они так называются? Повторите за мной такие звуки: [п, ф, т, к, с, ш]. Какие это звуки? (Показывают символы.) Повторите за мной такие звуки: [б, в, д, г, з, ж]. Какие это звуки? (Показывают символы.) А какие еще бывают согласные звуки? (Мягкие и твёрдые.) Давайте поиграем в игру «Назови пару». Я буду называть твёрдый звук, а вы мне называйте парный мягкий звук (игра проводится с мячом).

Незнайка играет в эту игру вместе с детьми и даёт неправильные ответы, дети исправляют его.

Незнайка. Нехорошая это игра. Давайте поиграем с картинками, которые я принёс.

В. Покажи, пожалуйста, свои картинки. Очень интересное задание: названия каких предметов начинаются с одного звука. Необходимо соединить эти картинки линиями.

Дети и Незнайка выполняют задание.

В. Ребята, давайте проверим, как Незнайка справился с этим заданием (проверяют работу Незнайки и исправляют ошибки).

В. Молодцы! А сейчас отгадайте загадку.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пышный хвост — краса.

Кто это? (Лиса.)

Правильно. А давайте покажем Незнайке, как мы умеем разбирать слово по звукам.

(Проводится звуковой анализ слова «лиса».)

Воспитатель предлагает произнести это слово так, чтобы все хорошо услышали первый звук. Затем спрашивает, какой это звук (согласный, мягкий) и какой фишкой можно его обозначить (зеленой). Аналогично проводится анализ остальных звуков. Схема слова выкладывается на доске и одновременно идёт работа за столами.

Незнайка. Спасибо, научили. Я теперь и сам могу поделить слово на звуки. Смотрите. Рука. Ру-ка. Правильно?

Дети. Нет, не правильно. Ты поделил слово на слоги.

В. Незнайка, представь себе, что слово — это дом для звуков, а слоги — это комнаты в этом доме. Самым главным звуком в слоге является… (дети заканчивают — «гласный»). Именно он создаёт слог. Мы с ребятами тебе покажем, как дружат звуки и как получаются слоги. Давайте поиграем с живыми звуками.

Распределение ролей: дети становятся звуками — [б, а,о, у, ы, и]. Ребёнок (звук б) по очереди ставит гласные звуки на лепестки цветка, произнося слоги, которые получаются (ба, бу, бо, бы, би).

Незнайка. Ой, как интересно! А можно я попробую? Можно мне быть звуком [м]?

Незнайка. Вспомнил! У меня ещё есть картинки! Но я не знаю, что с ними делать.

В. Покажи ребятам, может, мы вместе разберёмся? Незнайка достаёт карточки с изображениями арбуза, барабана, жука, ведра, бабочки, груши, а под ними расположены в ряд кружочки. Нужно выполнить следующее задание: назвать, что изображено, и закрасить столько кружочков, сколько слогов в этом слове.

В. Молодец, Незнайка. А теперь, ребята, и ты, Незнайка, послушайте стихотворение и будьте очень внимательны, в некоторых словах звуки заблудились. Догадайтесь, какие звуки нужно вернуть на их законное место, назовите слова, которые, по вашему мнению, должны быть в стихотворении.

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась:

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нём!

Но едва туда вошла

Буква-озорница,

Очень странные дела

Начали твориться…

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак.

Но зато ему потом

На крючок попался дом (сом)!

Я рубашку сшила шишке (мишке),

Я сошью ему штанишки.

В. Хорошо, ребята, вы правильно вернули звуки на их места. Незнайка. Ну вот, я уже научился читать. Вижу картинку и читаю слово.

Незнайка (сидит опечаленный). Понял я, что надо всё-таки в школу идти. Я пойду учиться.

В. Подожди, Незнайка, дети хотят подарить тебе на память игрушку, но стачала надо её угадать: в названии этой игрушки есть звук [м]. (Дети помогают выбрать игрушки, в названии которых есть звук [м]: магнитофон, машина, гном, мышка.) Название этой игрушки состоит из трёх слогов. Незнайка. Машина.

В. Молодец, Незнайка. Вы, ребята, тоже молодцы, научили Незнайку делить слова на слоги.

Незнайка. Спасибо, ребята, теперь я знаю, что такое звук и что такое слог.. А вы все молодцы.

К.о.з .: вырабатывать умение слушать сказку вместе с группой сверстников, побуждая эмоционально откликаться на воспринимаемое содержание сказки и принимать участие в ней.

К.р.з .: активизация речевой деятельности. Развитие фонематического слуха, тонкой и общей моторики, слухового внимания, зрительного внимания, творческого воображения, подражательности.

К.в.з .: формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений. Воспитывать желание говорить правильно и красиво.

Материал к занятию : ёлочки разной высоты, комочки ваты, бумажные снежинки.

Игрушки: колобок, заяц, волк, медведь, лиса.

Мультимедийное устройство показ на нём силуэтов животных: зайца, волка, медведя, лисы и лошади. Показ картинок: лес, ветер, снег, сова, синичка, воробей, ворона, волк.

Предметы: зонтик, ленточка, варежки, мелки.

Коврики для выполнения релаксации, игрушечные резиновые ёжики для выполнения массажа кистей рук.

Магнитофон, кассета с записью звуков природы.

Ход занятия:

Организационный момент.

Дети, я очень рада вас видеть.

Приветствие.

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно.

Говорю я вам « Привет!».

Улыбнитесь мне в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука.

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг!

(Дети садятся на стулья, поставленные в ряд.)

Педагог: - Дети, вы любите путешествовать? (Да, любим.)

А сказки любите? (Да.)

Тогда давайте отправимся в путешествие в сказочный зимний лес, нас там ждёт очень знакомый вам, герой. Он приглашает нас в свою сказку. Нам надо на чём – то путешествовать. А давайте поедем на волшебном паровозике? Согласны? (Да.)

Приготовьте руки, сделайте их хоботком. Вероника, ты будешь машинистом, объявляй:

Машинист: - Осторожно, двери закрываются.(ууууу… не громко, без напряжения)

Педагог: - И закрутились колёса (Руки согнуты в локтях, круговые движения руками в такт словам.).

Поезд мчится и шипит

И колёсами стучит.

Дети: - Чух – чу, чух – чу.

Я лечу, лечу, лечу.

Я качу,качу, качу.

Педагог: - Ну, вот мы и подьехали к лесу. (Дети садятся на стулья.)

Какой красивый зимний лес. Всё покрыто снегом, снег искрится на солнышке. Зелёные ёлочки стоят в снегу. А это, кто лежит под ёлочкой? (Колобок.)

Дети, поздоровайтесь с колобком (здравствуй колобок).

Педагог: - Дети, колобок очень весёлый, любит задавать вопросы и отвечать на них, но он может ошибаться, поэтому вы, будьте внимательны и если колобок ошибётся, вам нужно помочь ему, исправить его ошибки. Хорошо? (Да.)

И так, испекла бабушка колобок и поставила его студить на окошко. Полежал колобок, полежал, выпрыгнул в форточку и покатился по снежной дорожке. И прикатился колобок в лес, на снежную полянку. Остановился и слушает. Давайте поможем колобку, расскажем какие звуки можно услышать в лесу.

Как шумит лес? (шшш…)

Как свистит ветер? (ссссс)

Как скрипит снег под ногами? (сссс)

Как ухает сова? (ууууу)

Как поёт синичка? (зинь – зинь – тан – 2 раза)

Как чирикает воробей? (чик – чирик)

Как каркает ворона (кар – кар)

Как воет волк? (ууу)

Дети, давайте поиграем в игру: «Испечём колобок».

Пальчиковая гимнастика.

1. Покажем, как бабушка собирала муку для колобка (широко расставляют пальцы, затем сжимают их в кулак).

2. Месим тесто – дети водят пальцами одной руки по ладони другой по часовой стрелке.

3. Раскатываем тесто – трут ладошкой о ладошку.

4. Лепим колобок – кладут ладонь на ладонь и сжимают их, меняя при этом положение рук, накладывая сверху, то правую, то левую руку.

Молодцы, ребята, колобку понравилась игра.

А теперь, колобок просит вас догадаться, каких зверей он вам покажет. Силуэты: волк, лиса, заяц, медведь, лошадь - показ на экране.

Педагог: - Колобок говорит, что всех этих зверей он встретил в сказке. Правильно? (Нет.)

А, кто лишний? (Лошадка.)

Дети, вспомните, кого повстречал колобок первым? (Зайчика.)

Правильно, зайчика. А вот и зайчик, давайте поздороваемся с зайчиком. (Здравствуй, зайка.)

Ребята, зайчик какой – то грустный, видимо что – то случилось, давайте спросим?

Дети: - Что с тобой зайка?

Педагог: - Ой, дети, он оказывается простудился, ел снег. Давайте оденем зайку, чтобы он согрелся. (Педагог надевает зайке шубку.)

Дети хором : - Шубка – шубейка, зайку согрей - ка.

Педагог : - Ну, вот зайка согрелся и говорит вам, спасибо. А мы, давайте скажем зайке, чтобы не простужался.

Ребёнок: - Зайчик – побегайчик, больше по сугробам не бегай, снег не ешь. Дети хором : - До свиданья, зайка.

Умница, правильно.

Массаж кистей рук (самомассаж с помощью резинового ёжика)

Дети, потрогаем колючки у ёжика. Возьмите сначала одной рукой, потом второй, вот так – показывает педагог (дети попеременно, то правой, то левой рукой сжимают резинового ёжика).

Катится колобок и видит кого – то: большой, неуклюжий, в берлоге сидит. Колобок говорит, что это заяц. Правильно он описал зайца? (Нет, это медведь.)

Педагог: - Наших ребят не проведёшь, они знают, что это медведь. Давайте поздороваемся с мишкой (здравствуй, мишка).

Медведь говорит, что он очень проголодался и с удовольствием съел бы колобка. Давайте попросим медведя:

Дети: - Не ешь мишка колобка, лучше давай мы тебе чем-нибудь поможем.

А, пока мишка придумывает нам задание, мы немножко отдохнём.

Физкультминутка.

Игровое упражнение «Повторяйте»

Дети, давайте сделаем колобок, он у нас весёлый, любит катиться по дорожке. Возьмитесь за руки и покатимся по дорожке.

1. Колобок встретил зайку, он мягкий и любит прыгать (прыгают).

2. Колобок встретил волка, а волк злой и любит бегать (дети бегут друг за другом).

3. А теперь идёт медведь, он большой и неуклюжий (ходят - руки в стороны).

4. А лиса хитрая, рыжая, ходит на носочках (идут на носочках).

Педагог: - Ну, мишка придумал для нас задание? Ты, что такой растерянный? Ребята, оказывается у него в стихах перепутались звуки, давайте поможем ему. Я буду читать стихи, а вы будете подсказывать, какой нужно поставить звук, чтобы было правильно.

1.Ой! Кричат вокруг хозяйки, в огород забрались шайки (нет зайки).

2. Здесь хорошее местечко, протекает рядом печка (нет речка).

3. Слёзы льются у Оксанки, у неё пропали банки (нет санки).

4. Мишка спрятался под горку и грызёт тихонько норку (нет корку).

5. Сшил себе котёнок тапки, чтоб зимой не мёрзли шапки (нет лапки).

Дети, мишка благодарит вас за помощь, теперь он будет спокойно спать.

Дети: - До свиданья, мишка.

Правильно, лисичка. А какой характер у лисы? (Хитрая, злая, коварная.)

Лисичка хочет съесть колобка.

Дети: - Не ешь, лисичка, колобка.

Педагог: - Дети, лисичка не будет есть колобка, если вы скажите с какого звука начинается её имя. (Со звука-ль.)

Правильно.

Педагог: - Дети, в русской народной сказке лиса съела колобка, а у нас сказка со счастливым концом, потому что вы, помогли колобку. Давайте на прощанье подарим зверюшкам, подарки. Смотрите, что у меня есть (показывает).

Зайчику – (зонтик).

Медведю – (мелки).

Лисе – (ленточку).

Волку – (варежки).

Дети выбирают предметы, название которых начинается с такого же звука, как и имя героя.

Педагог: - А лесные зверюшки и колобок, вам тоже передают кое – что. Смотрите, это вкусные лесные орешки.

Дети: - Спасибо! До свидания!

Педагог: - Нам пора возвращаться домой.

И закрутились колёса (руки согнуты в локтях, круговые движения руками в такт словам).

Поезд мчится и шипит

И колёсами стучит

Чух –чу, чух –чу.

Я лечу, лечу,лечу.

Я качу, качу, качу

Вот, мы и дома. Дети, вам понравилось наше путешествие? (Да.)

Что, мы делали? (Мы думали, мы говорили, мы играли.)

Дети, вы молодцы.

Релаксация.

Дети сидят на ковриках скрестив ноги, закрыв глаза и слушают звуки природы.

Дети, пройдите и сядьте на коврики, закройте глаза и послушайте звуки природы.

Откройте глаза. Медленно встаньте. Глубоко вдохните и выдохните.

Педагог говорит слова, а дети выполняют действия, согласно текста.

Вместе хлопнули в ладоши, (хлопают)

Дружно топнули ногой. (топают)

Всё, во что мы, здесь играли (слушают)

Мы запомнили с тобой. (слушают)

До свиданья всем сказали (говорят: «До свиданья»)

И отправились домой (идут в группу).

Длительность занятия – 20 – 22 минуты.

Читайте также: