Тайны алтайской принцессы укока. Алтайская принцесса: мифы и факты Алтайская принцесса возвращение на алтай

Было местом пересечения путей многих племён и народов, и это в полной мере подтвердили археологические изыскания. Здесь найдены исторические памятники начиная со средневековья и далее – бронзового, железного веков и ещё далее – включая эпоху палеолита. Многие находки позволили лучше узнать о населяющих Алтай племенах в каменный век, их связях с кочевыми племенами, особенностях культуры и быта народов скифского и гунно-сарматского периодов. Но действительно сенсационную находку, прославившую Укок на весь мир, сделала летом 1993 года молодой новосибирский археолог Наталья Полосьмак.

Экспедиция Новосибирского института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской Академии наук к тому времени уже обнаружила много интересных находок, когда Наталью Полосьмак заинтересовал один из курганов, причём уже давно разграбленный.

В кургане обнаружилось погребение воина эпохи раннего железа. Вероятно, воин был не из бедных, поскольку в погребальной камере даже после ограбления сохранилось железное оружие, изящно сделанная посуда; нашлись и скелеты трёх коней с железной сбруей, носящей явные следы золотой отделки. Принадлежность к знати подтверждала и татуировка воина. Ничего особенного нового в этой находке не было. Однако, при тщательном исследовании захоронения обнаружилось, что под ним находится ещё одно, более раннее погребение, которое грабители, вероятно, просто не заметили.

В яме нижнего погребения был обнаружен сруб из лиственницы, перекрытый плотно пригнанными брёвнами. В лёд, заполнявший камеру, был вморожен деревянный саркофаг, забитый четырьмя бронзовыми гвоздями и украшенный кожаными аппликациями. В саркофаге, на подстилке из чёрного войлока, лежала мумия женщины.

Прекрасно сохранилась вся одежда: шёлковая рубаха, шерстяная юбка, плетёный пояс с кистями, бело-красные войлочные чулки, шуба. Буквально поражал воображение парик женщины – сложная конструкция из конского волоса, шерсти, войлока, ткани, кожи, резных украшений, золотой фольги, с высоким деревянным каркасом. Руки мумии от запястий до плеч покрывала искусная голубая татуировка; на рисунках сплетались реальные и мифические животные, в том числе и легендарный грифон. Запястья женщины были украшены жемчугом, в уши вдеты золотые серьги. Здесь же нашлись изделия из дерева, оленьего рога, глины серебра: зеркало, различные сосуды, резные фигурки фантастических и реально существовавших животных и птиц.

Рядом были погребены шесть осёдланных коней золотисто-рыжей масти в богатой сбруе.

Возраст погребения определили около двух с половиной тысяч лет, то есть середина первого тысячелетия до нашей эры. Судя по найденным предметам и одежде, женщина относилась к скифской высшей знати, возможно, к клану жрецов и шаманов, «избранников духов». А саму мумию женщины окрестили «Принцессой Укока», по названию плато, на котором найдена мумия. Было и другое громкое имя – «алтайская принцесса».

Однако, раскопки принцессы Укока наделали очень много шума. Когда были обнародованы сведения о нахождении уникальной мумии, алтайские шаманы сообщили, что для них это не новость. Они с давних пор знали об этом кургане, в котором погребена алтайская женщина. Для них это захоронение является поистине священным, поскольку шаманы считают её прародительницей алтайских народов по имени Кадын.

По легенде, «алтайская принцесса» Кадын охраняет врата подземного мира и следит, чтобы силы зла не проникли в наш мир. Соответственно, когда в 1993-м археологи вскрыли захоронение Кадын, они потревожили её священный сон. При этом, по поверью, погребение охранялось страшным проклятьем. Поэтому, чтобы скорее снять его, тело мумии необходимо вернуть на плато Укок и больше его никогда не тревожить.

Ученые не обратили внимания на эти легенды и мумию принцессы Укока перевезли для изучения в Новосибирск, в Музей института археологии и этнографии, а затем, в 1995 году, в Москву, где к исследованиям подключились сотрудники научно-исследовательского института при Мавзолее В.И. Ленина.

Мумия алтайской принцессы с плато Укок

Благодаря тому, что мумия хорошо сохранилась учёные определили, что эта женщина скончалась в молодом возрасте – ей было примерно 25 лет. Необычным было и наличие татуировок на теле женщины.

Вот как описала татуировки принцессы Укока в своём экспедиционном дневнике Наталья Полосьмак: «На левом плече изображено фантастическое животное: олень с клювом грифона, рогами оленя и козерога. Рога украшены стилизованными головками грифонов: подобная же головка помещена на спине животного, с перекрученным туловищем. Ниже в такой же позе изображён баран с закинутой назад головой; у его ног – сомкнутая пасть пятнистого барса с длинным закрученным хвостом. Под барсом расположен фантастический зверь; у него когтистые лапы, длинный полосатый хвост тигра, туловище лежащего оленя, а из спины вырастает голова грифона. На запястье хорошо видна голова оленя с большими ветвистыми рогами. ».

Московским антропологам удалось восстановить облик принцессы Укока. Реконструкция лица позволила установить, что она не принадлежит к монголоидным расам, которые в древности жили на этой территории. Внешность женщины напоминала европейскую. Позднее эти выводы подтвердились, когда было закончено исследование ДНК алтайской принцессы.

Более того, учёные провели серьёзное томографическое исследование мумии и пришли к выводу, что 25-летняя «принцесса» скончалась от онкологии. У неё развился рак молочной железы IV стадии. Химический анализ тканей показал, что женщина регулярно вдыхала ртутные и медные пары – это вполне могло стать причиной заболевания и смерти.

Скорее всего, вдыхание ядовитых паров происходило во время определённых обрядов и это допущение позволяет предположить, что принцесса Укока была не «принцессой», а кем-то из жреческой касты. Головной убор, найденный на мумии женщины, предполагает наличие у неё магической силы.

Когда учёные сделали вывод, что мумия женщины не принадлежит к монголоидной расе и не может относиться к скифской народности, у «алтайской принцессы» появилось множество биографий, одна невероятней другой: представительница неизвестной науке расы, живое воплощение легендарных «Детей Неба» и даже прародительница человечества, прилетевшая с далёких звёзд.

Мифы и домыслы вокруг принцессы Укока

В алтайском фольклоре существует древняя легенда, согласно которой у подножия великих гор Табын-Богдо-Ола, находится особый мир, «второй слой небес», населяемый «Сынами Неба». По этой легенде, ещё до прихода скифов здесь жили существа пришедшие со звёзд и обладающие сверхъестественными способностями. А где-то среди вершин Табын-Богдо-Ола жил таинственный Хуанди со своим племенем. По скифской легенде, Хуанди находился на плато несколько лет. Потом он со своим народом «вошёл в огнедышащего дракона», который был отлит из меди, и улетел на свою планету Таянар.

«Сыны Неба» были наделены многими сверхъестественными способностями – могли летать, быть невидимыми, повелевать любыми духами. «Сыны Неба», как правило, покровительствовали людям. Случалось, они даже вступали в браки с отдельными выдающимися личностями, в результате чего рождались великие герои и люди с огромными магическими способностями.

Таким образом, алтайская принцесса Кадын могла быть потомком такого смешанного брака и быть высокопоставленной жрицей.

Местные жители были очень обеспокоены обнаружением и вскрытием гробницы, считая, что археологи потревожили покой богов и это может обернуться серьёзными неприятностями. Интересно, что когда извлечённую мумию алтайской принцессы перевозили на вертолёте в Новосибирск, случилась нештатная ситуация и вертолёт совершил вынужденную посадку. Это было воспринято местными жителями как знак, как первое предупреждение.

Возможно, слухи и домыслы вокруг алтайской принцессы прекратились бы, но в сентябре 2003 года произошло сильное землетрясение. Мощные подземные толчки встряхнули весь Алтай, докатившись до соседних регионов, в том числе и Новосибирска. Эпицентр землетрясения находился в районе Чуйской степи, что совсем близко от плато Укок.

Среди местного населения вновь заговорили о том, что катаклизм напрямую связан с разоренной могилой «алтайской принцессы» и если её немедленно не вернуть, то случится настоящая катастрофа.

Разговоры переросли во вполне реальные многочисленные требования, направляемые в адрес властей Республики Алтай – возвратить мумию Кадын на родную землю! Правда, как именно это сделать, мнения расходились: достаточно ли поместить её в Горно-Алтайский музей, или нужно организовать заповедную музейную зону прямо на плато, или же вообще вновь положить Кадын в могилу и привести погребение в первоначальный вид.

Где сейчас находится принцесса Укока?

В 2012 году мумию принцессы Укока забрали из Новосибирска в Горно-Алтайск, в Национальный музей имени А.В.Анохина специальное. Возвращение прошло в соответствии с верованиями коренных алтайцев и учётом профессиональных и этических норм – её тело сопровождали шаманы.

В 2015 году был изготовлен специальный саркофаг, похожий на тот, в котором мумия находилась в кургане.

На мумию алтайской принцессы можно посмотреть – её выставляют на обозрение но 3 часа в сутки. В среду и воскресенье, начиная с 8 июня 2016 года, с 10-00 по 13-00 посетители могут обозревать не саркофаг, а саму мумию принцессы Укока.

Описание мумии принцессы Укока (как её нашли археологи)

Голова, найденной в колоде женщины, была в парике размером на треть колоды и направлена на восток, ноги и руки были слегка согнуты в коленях и локтях. Лицом мумия была обращена на север и находилась в позе спящей.

Форма причёски сохранилась. Парик из чёрной массы был обтянут конским волосом. Деревянные накосники, нашитые 15 деревянных фигурок птиц и деревянная кокарда лежащего оленя, украшавшие парик, были покрыты фольгой из золота. К парику крепился символ «древа жизни» – длинный, свыше 60 см, лепесток из войлока на деревянной палочке-каркасе, обтянутый тканью чёрного цвета. (высокий головной убор с золотыми накосниками сложной формы говорит о магической силе «принцессы Алтая»)

Прядь волос, собранных на макушке, украшались сделанным из красной шерсти чехлом, с воткнутой в него булавкой из бронзы, навершием которой служил стоящий на шаре деревянный олень. Навершие было покрыто золотой фольгой.

Слева от женщины, у бедра, нашли зеркало в цельной деревянной оправе с ручкой, в чехле из войлока красного и белого цвета. В ручке было проделано отверстие, вероятно, для крепления зеркала ремешком, который не сохранился. Поверхностью зеркала служила квадратная бронзовая пластина.

Рядом с зеркалом находилась россыпь бус разного цвета, из стекла и пасты, а также коренной человеческий зуб. Внизу от бус находилась чёрная кисточка, сделанная из конского волоса.

Косметический набор принцессы Укока включал, кроме кисточки и бус, горстку рассыпанного порошка фосфата железа, вивианита (минерал яркого сине-зеленого цвета) и тоненького стерженька, выполненного из плоских металлических колечек, с вивианитом внутри.

Серёжки в ушах женщины представляют золотую проволоку в виде колечек.

Шею украшала гривна в виде изогнутой деревянной пластины, к которой крепились вырезанные из дерева восемь объёмных фигурок крылатых барсов, покрытых фольгой из золота.

Женщина была одета в шёлковую желтоватую рубаху, кисти рук были закрыты рукавами. Шёлковая рубаха выкроена необычно широко для скифского времени и была до колен. Рубаха до погребения использовалась – на ней имеются грубые стёжки и заплатка.

На женщине была надета сшитая из трёх полос, двух красных и одной белой, шерстяная длинная юбка, к который был пришит толстый, длинный витой шерстяной красный пояс с кистями (археологи считают, что такой пояс – это знак посвящённого). На юбке нашли пять бронзовых маленьких подвесок.

Под головой была положена подушка-валик из войлока, набитая войлоком, обрезками меха, травой и обрывками шерстяных веревочек.

На ногах, до паха, были надеты войлочные чулки, украшенные сверху полосой вырезанных красных фигурок из войлока. Снизу были пришиты следики из ткани красного цвета.

На сохранившихся частях рук женщины хорошо просматривалась татуировка от пальцев и кисти до плеча. Очень важной деталью были тонкие верёвочки из шерсти на мизинцах. Известен обычай, когда чёрно-белую верёвочку, связывающую покойного с одним из родственников разрезали, чтобы нарушить связь умершего с живыми.

Подстилкой в колоде служил тёмный войлок, сшитый из двух кусков. Возможно, что в прошлом он служил занавесом для кровати, так как имеет войлочные петли.

Всё, то находилось в колоде было укрыто покрывалом из меха с каким-то образом прикреплёнными к нему в прошлом фигурками из золотой фольги.

При раскопке в погребении были найдены блюда и сосуды, выполненные из керамики, рогов яка и горного козла, поднятые замерзающим льдом наверх. Внутри деревянной кружки с ручкой из двух барсов, изготовленной из цельно куска дерева, лежала мутовка для взбалтывания молока.

Кроме того, в погребении найдены: наполненное семенами кориандра каменное блюдце, блюда-столики из цельных кусков древесины с остатками мясной пищи и железным ножом, воткнутым в крестец жеребёнка. Ручка ножа украшена фантастическими животными.

Как увидеть мумию принцессы Укока

Если вы заинтересовались историей принцессы Укока и планируете отдых на Алтае, то можно срузу остановиться на базе, где организуют экскурсии в нужный музей. Смотрите базы, которые помогут вам увидеть мумию принцессы Укока.

​Одна из самых знаменитых археологических находок XX века - замороженное погребение Алтайской принцессы или принцессы Укока, по названию плоскогорья в Горном Алтае, где ее обнаружили. "Возраст" мумии 2,5 тысячи лет. Благодаря природной морозильной камере до нашего времени сохранилась органика - все содержимое захоронения найдено в том виде, в каком было оставлено в древности. Особенно привлекли внимание татуировки мумии. После пазырыкских находок стало особенно ясно, что наколки характерны буквально для всего древнего мира

Мы знаем, что люди раскрашивали тело краской - отголосок этого древнего обычая, к примеру, - тилаки, священные знаки индуизма. О традициях наносить на тело рисунки красками, а также о нанесении татуировок свидетельствует культура многих народностей, сохранивших древние обычаи до наших дней.

Для меня эти древние татуировки стали открытием в том смысле, что татуирование тела могло стать прообразом многих ювелирных украшений. Разные части тела имели определенное значение при нанесении татуировки. К примеру, главный символ племени обычно наносился на плечо - именно так нанесены одинаковые или похожие символы у пазырыкцев. Это своего рода герб, гражданство и паспорт. Я замечала, что в древности большое значение придавали браслетам на предплечье, в Индии он называется баджубанд и это до сих пор одно из обязательных украшений для невесты. Примером анатомической сути символики татуировки может служить связь большого пальца руки с брачными символами. Но сейчас не об этом, речь пойдет о татуировках и украшениях алтайской принцессы.

Мумия была обнаружена при раскопках кургана на юге Алтая, на плато Укок в 1993 году археологом Н.Полосьмак. Мне кажется, есть какая-то мистика, в том, что ее нашла именно женщина-археолог. Может и впрямь сокровища и клады знают кому открываться... Мумия принадлежала 25-летней женщине довольно высокого роста (выше 165 см) близкого к европеоидному типу. Там же обнаружены останки 6 жертвенных лошадей. Одно это уже указывает на достаточно высокий статус женщины. Женщина погребена с высоким головным убором (длина погребальной колоды учитывает рост женщины с надетым головным убором), найдены золотые украшения и достаточно ценные для этих мест предметы как, например, шелковая рубашка (из Китая или Индии) или кориандр, который использовался в качестве благовония.

Реконструкция захоронения, музей в Горно-Алтайске

Алтай - регион с богатейшим историческим прошлым. К концу VI века до н.э. предскифская эпоха Горного Алтая вошла в период своего расцвета. На Алтае возникали и достигали расцвета могущественные племена бронзового и железного веков, проходили войска средневековых кочевников-завоевателей. Свидетельством этого расцвета стали сотни тысяч археологических памятников.

Первые курганы на Алтае были изучены археологами еще в 1865 году. Описания захоронений пролили свет на многие традиции древних народов, населявших Алтай. Особенно интересны с научной точки зрения раскопки курганов на плато Укок. Именно в этом месте древние люди с почестями хоронили своих предков. На разных языках «укок» означает «слушай небеса», «погребальные носилки» или «сундук».

Географическое положение плоскогорья Укок способствовало длительной изоляции обитавших на нем носителей ярких и самобытных культур, начиная с каменного века до современности… Уникальность природно-климатических условий плоскогорья Укок способствовало тому, что в ряде погребальных комплексов эпохи раннего железа образовались линзы мерзлоты, благодаря чему сохранились изделия из ткани, кожи, войлока, дерева, а также мумифицированные тела людей.

Именно в такой линзе мерзлоты на плато Укок экспедиция новосибирского археолога Натальи Полосьмак в 1993 году нашла мумию древней женщины. Находка, возраст которой оценивается более чем в 2,5 тыс. лет, - одно из самых значимых открытий российской археологии конца XX века.

Реконструкция погребального обряда знатной женщины. Экспозиция Национального музея им. Анохина.

Курган Ак-Алаха-3 на плато Укок состоял из двух захоронений - пазырыкского и тюркского. Насыпи обоих курганов были варварски повреждены, многие камни местные жители унесли для строительства домов. Сняв насыпь с пазырыкского кургана, археологи обнаружили грабительский лаз, ведущий в погребение мужчины. Как оказалось, это было так называемое впускное погребение знатного кара-кобинца. Его погребение успели ограбить еще в древности. Под могилой знатного мужчины археологи обнаружили нетронутое погребение молодой пазырыкской женщины с богатым погребальным инвентарем. Как оказалось, обе могилы сооружены примерно в IV–III веках до н.э. Получается, что воин защитил принцессу от грабителей.

Женщина лежала на боку в позе новорожденного младенца. Она была укрыта меховым покрывалом с аппликациями из золотой фольги в виде растительного орнамента и одета в шелковую рубашку, шерстяную юбку, войлочные носки, шубу. Вся одежда была изготовлена очень качественно и свидетельствует о высоком статусе погребенной. Головной убор женщины, надетый на обритую голову, представлял собой единое сложное сооружение из собственных волос и конского волоса, войлока, шерсти, дерева. Основу тяжелого парика составляла войлочная шапочка, к которой в два слоя пришиты волосы. На макушку парика крепилось своеобразное навершие в виде длинного лепестка - высокое (около 61 см) сооружение из войлока, обтянутого черной тканью, на деревянном каркасе, на него нашиты деревянные фигурки птиц (всего 15), обклеенные золотой фольгой, в специальные пазы вставлялись крылья, лапки, хвостик, вырезанные из кожи.

Главный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН Наталья Полосьмак у своей находки - мумии, прозванной Алтайской принцессой.

Ученым удалось воссоздать облик Алтайской принцессы, которую они предпочитают именовать «знатной женщиной». Установлено, что она умерла в возрасте примерно 25 лет, возможно, принесла себя в жертву. Некоторые детали указывает на то, что женщина могла быть жрицей или шаманкой. Например, многочисленные татуировки, покрывающие обе руки от плеч до пальцев: олень с клювом грифона и рогами козерога, баран с закинутой назад головой, пятнистый барс с длинным закрученным хвостом, фантастический зверь с когтистыми лапами и тигриным хвостом. К тому же в руках девушки была палочка из лиственницы - орудие «сотворения мира». Такие палочки вкладывали в руки только высшим божественным особам.

Специалисты московской лаборатории Герасимова в 2010 году по костям черепа сумели произвести полную реконструкцию лица и создать скульптуру «принцессы Укока». Анализ ДНК показал, что внешность женщины была вполне европейской.

Почти 20 лет мумия, найденная на Укоке, находилась в музее новосибирского , где ее исследовали ученые. Они, кстати, неоднократно высказывались в том плане, что никакой принцессой мумия не является, все это плод современного мифотворчества и фантазии журналистов.

Однако коренные алтайцы имеют на этот счет собственное мнение и связывают многочисленные природные катаклизмы на Алтае, в том числе и серьезное землетрясение 1993 года, именно с тем, что потревожен прах принцессы. Все 20 лет с момента находки алтайские шаманы обсуждали вопрос о необходимости возвращения Алтайской принцессы на родину, а некоторые - даже о необходимости снова ее захоронить. И назвали крайний срок - 2014 год. Если прах принцессы не вернется на Алтай, обещали шаманы, то нас ждут еще более страшные катаклизмы - и даже конец света.

Татуировка с изображением фантастического животного на плече мумии женщины, прозванной Алтайской принцессо й.

В это время в музее Горно-Алтайска шла реконструкция, которая позволила бы обеспечить необходимые условия для хранения уникальной находки. Например, был построен специальный саркофаг, в котором поддерживается определенная температура и влажность.

В сентябре 2012 года мумию в бронированном саркофаге перевезли из Новосибирска в Горный Алтай на вертолете и доставили в ее новое жилище. В этот самый момент на плато Укок шаманы Алтая, Тувы и Хакасии проводили специальный обряд - просили дух принцессы простить людей и успокоиться. Говорят, с этого момента жить в республике стало намного легче.

Всю эту историю научные сотрудники музея рассказывают туристам в огромном музейном зале «Комплекс плато Укок». И в финале огорчают посетителей: увидеть саму мумию невозможно. Такое решение принято и из духовных, и из практических соображений. Не стоит тревожить прах умерших. К тому же сохранить мумифицированное тело можно только при соблюдении целого ряда правил. И кем бы ни была эта знатная женщина, для мировой истории и культуры она имеет огромное значение. После визита к принцессе у каждого возникает желание узнать историю алтайского народа чуть подробнее.

Транспортировка саркофага с мумией на вертолете из Новосибирска в Национальный музей им. Анохина.

Справка

В основном погребении был обнаружен лиственничный сруб, имитирующий жилище. Его объем был полностью заполнен льдом. Верхнее перекрытие состояло из 11 обтесанных лиственничных бревен. Внутри сруба находилась длинная колода-склеп из лиственницы с двухскатной крышей. Со всех сторон на колоду крепились кожаные аппликации, изображавшие оленей, сопровождающих человека в иной мир. Реконструкция погребения с точностью показывает все детали традиционного захоронения. Женщина лежит на правом боку, слегка поджав ноги. Это символизирует, что она уходит в мир иной так же, как и пришла в этот мир, - в позе новорожденного младенца.

Сохранились куски мяса погребальной трапезы, одежда и парик женщины (мумия была лысой и неизвестно, было ли это погребальной традицией или вообще обычаем), предметы из кожи, меха и дерева, травы, использованные в качестве набивки. Сохранились краски - мы знаем, что жители Укока предпочитали красный, белый и черный цвета. Древняя культура, к которой относится могильник, известна как пазырыкская (V-III века до н.э), ее относят к алтайским скифам. Существовала на территории России (Горный Алтай),Казахстана, Монголии и Китая.



Антропологическая реконструкция

Мумия широко известна под самыми разными именами - ее также называют Очы-бола, Ак-Кадын (Белая госпожа) и так далее. Вокруг нее до сих пор кипят страсти, она окружена большим количеством суеверий, легенд, домыслов и политических баталий, несмотря на то, что это не единственная подобная находка, относящаяся к пазырыкской культуре. Но появилась из небытия Алтайская принцесса действительно эффектно и не одна - а вместе с ожившим фрагментом своего мира. Но тайны открыла не все. Она принадлежала к знати пазырыкского общества, но чем-то отличалась от остальных. Пока мы не знаем, кем же она была.


Пазырыкские татуировки

Ученые Эрмитажа по совету криминалистов сфотографировали мумии, найденные в 1949 г. археологом Руденко, в отраженных инфракрасных лучах - так было обнаружено, что татуировки есть на всех пазырыкских мумиях. Известно, что татуировки (шрамирование) были и на теле Эци, ледяного человека, обнаруженного за три года до принцессы - в 1991 году в Альпах. Возраст мумии Эци - более 5 тысяч лет. Возможно это обстоятельство также сыграло свою роль в оценке пазырыкских татуировок.

Среди рисунков на эрмитажных мумиях есть как хищные, так и копытные, реальные звери, обитавшие на Алтае (тигры, горные бараны, козероги, лошади, архары, косули) и неизвестные здесь (куланы). Среди изображений - фантастические существа - копытные с птичьей головой, хищники с крыльями и много птиц. На данный момент доказано, что татуировки носили все взрослые пазырыкцы, независимо от пола и социального положения.

Итак, вот три самые известные пазырыкские татуировки.

Татуировки были скопированы Е.В.Шумаковой, ей же принадлежит и их графическая реконструкция. Рисунки были опубликованы в книге Н.Полосьмак "Всадники Укока " и других изданиях. Н.Полосьмак принадлежат работы "Татуировки у пазырыкцев" , "Пурпур и золото тысячелетий" , "Птицы в татуировках пазарыкцев" , в книге Л.Л.Барковой и С.В.Панковой о татуировках и других, из которых мною и почерпнута большая часть информации о татуировках Алтайской принцессы и пазырыкцев. Почти все ссылки ведут на тексты академических изданий, их можно почитать.

Первая мумия мужчины с татуировкой была найдена в 1948 году С.И.Руденко во Втором Пазырыкском кургане - мужчина монголоидного типа около 60 лет, которого в литературе обычно называют вождем. Татуировкой были покрыты руки, верхняя часть спины и голени. Мумия хранится в Государственном Эрмитаже. Были найдены и другие мумии и замороженные захоронения, но в конце 50-х послевоенных лет это не вызвало такого сильного мирового резонанса, как находка Алтайской принцессы (собственно я ее так называю для удобства и краткости).

На теле вождя лучше всего видна татуировка на правой половине тела. На правой руке от плеча до запястья изображены шесть фантастических животных со вскинутыми задними ногами и длинными ветвистыми рогами. На правой ноге от коленной чашечки до щиколотки изображена рыба. На груди - тигр со спирально закрученным хвостом. На левой руке - два оленя и горный баран в прыжке. Изображения выполнены в особой художественной манере, в так называемом скифо-сибирском "зверином" стиле. Они передают образы отдельных животных и сцены нападения хищников на копытных ("сцены терзания").

У мужчины вдоль позвоночника нанесено несколько точек, что могло означать их лечебное назначение - исцелять с помощью нанесения на кожу магических знаков. Эти нанесенные татуировкой на спину и голеностопы мужчины знаки можно трактовать как точки рефлексотерапии.

Фантастический зверь - деталь татуировки. Второй Пазырыкский курган. Руденко "Сокровища Пазырыкских курганов".

Особенно характерный символ у пазырыкцев - олень с "перекрученным" туловищем, с клювом грифона и длинным кошачьим хвостом, на конце которого изображена голова грифона; отростки огромных стилизованных рогов также оканчиваются птичьими головками с клювом грифона. Характерны также крылатые хищники семейства кошачьих. Татуировка на фрагменте кожи мумии выставлена в Эрмитаже.

Татуировка с правой руки вождя. Горный Алтай, урочище Пазырык , долина р. Большой Улаган . Второй Пазырыкский курган (раскопки С.И. Руденко). Эрмитаж

Алтайская принцесса стала второй найденной мумией с татуировкой (на других, более ранних эрмитажных мумиях татуировки к этому времени еще не были обнаружены). Курган 1, могильник Ак-Алаха-3 (плато Укок , Алтай). Татуировки были нанесены на обе руки от плеч до кистей. Рисунки были синего цвета и выделялись на белой коже. Сохранились они только на левой руке, на правой почти полностью разрушены. Рисунки были нанесены также на некоторые фаланги обоих рук. Археологи увидели татуировки при вскрытии деревянного саркофага, затем кожа мумии начала темнеть, а татуировки - пропадать, впоследствии их восстановили в лаборатории. Когда находили другие пазырыкские мумии - визуально татуировки не были заметны.

Обращает на себя внимание схожесть основного символа в татуировке вождя и Алтайской принцессы. Перекрученное изображение оленя с хищным клювом, хвост, рога и верхушки рогов имеют вид грифонов с клювами.



Мумия мужчины с татуировкой из кургана №3 могильника Верх-Кальджин-2


Третье татуированное тело найдено в кургане 3 могильника Верх-Кальджин-2 (В.И.Молодин ,1993). На левом плече мужчины изображено фантастическое копытное животное, как бы перекинутое через плечо - с туловищем оленя, клювом грифона, головками грифа на рогах и спине. Символика все та же, но выполнена по другому. В связи с этим даже появилась мысль - не отсюда ли перекрученность тела животных в символах - может быть это свидетельство переосмысления животного через сложенную, перекинутую через плечо или что-то другое шкуру?


Идентичность татуировок говорит о принадлежности всех этих людей к одному роду или племени. Символы, нанесённые на тело в результате болезненной процедуры, делали человека причастным к мистическим тайнам его общества и равноправным членом. Первая татуировка была, по-видимому, составной частью обряда инициации, затем в течение жизни наносились дополнительные татуировки, связанные с различными событиями (как печать в паспорт о заключении брака, рождении детей и т.д.).

Татуировки Алтайской принцессы


Рисунок-реконструкция внешнего облика Алтайской принцессы и рисунки ее татуировок.

На левом плече женщины ниже основного символа в такой же "перекрученной" позе изображен баран с закинутой назад головой; у его ног - сомкнутая пасть пятнистого барса с длинным закрученным хвостом. Под барсом - фантастический зверь, изображение головы которого не сохранилось; у него когтистые лапы, длинный полосатый хвост тигра, туловище лежащего оленя, а из спины вырастает голова грифона. На запястье хорошо видна голова оленя с большими ветвистыми рогами. На второй фаланге большого пальца правой руки женщины нарисовано копытное животное с «перекрученным» туловищем. Знаки на среднем и безымянном пальцах левой руки мелкие и плохо различимые.



Татуировка на руках женщины по стилю и способу нанесения идентична татуировке "вождя" из 2-го кургана. Повторяются образы животных, есть сходство в композиционном построении рисунков на руках.

Несмотря на суровый климат, татуировки, как отмечает в своей книге Н.Полосьмак, наносились не для того, что их "скрывать" под одеждой. Татуировка мужчин могла демонстрироваться во время борьбы, в том числе шаманской борьбы со злыми духами. При важных событиях воины сбрасывали с плеч шубу, которая держалась на одном поясе, и обнажали торс, женщины вскидывали разрисованные руки.

На пазырыкских татуировках заметно не только стилевое единство. Угадывается традиция нанесения изображений определеных животных на определенные части тела человека. Например, верхнюю часть плеча и у вождя, и у принцессы занимали изображения фантастических копытных; чередующихся с баранами и хищниками из семейства кошачьих.


Плечи - одна из наиболее заметных и удобных поверхностей для нанесения татуировки, здесь обычно располагался самый главный знак. На плечах всех трёх мумий были запечатлены фигуры одного и того же фантастического существа. Поскольку татуировка имела важное значение не только при жизни человека, но и после его смерти, то изображённое на коже у всех трёх известных татуированных пазырыкцев фантастическое существо (олень с клювом грифона) мог быть помощником перехода человека в «иной» мир.


Объединяет татуировки повторяемость элементов рисунка - на человеческое тело наносили не орнамент, а знаковую систему, «текст». Для цивилизаций, не имеющих своей письменности, характерно многократное повторение символов. Соответственно, татуировка – сакральное письмо, передающее важную информацию мифологического характера. Те же самые символы повторяются на одежде, посуде, оружии. Таким образом облик человека трансформировался в изобразительный символ племенной мудрости. Татуировка не только символизировала принадлежность всех членов к одной общности (герб), но и сохраняла память об обычаях, верованиях и моральных нормах, принятых в этой группе людей (библия).


На большом пальце руки Алтайской принцессы вытатуировано изображение фантастического зверя.


В алтайском фольклоре в большом пальце заключена душа человека, а сам большой палец выступает в качестве квинтэссенции жизни. В алтайских сказаниях большие пальцы рук богатыря заключают в себе его жизнь или «душу». Лишь отчленив их, враги добиваются окончательной смерти героя. Эта же традиция прослеживается в мифологической анатомии тюркских народов. Функции большого пальца человека отличают его от мира животных - необходимое условие для захвата, использования различных орудий, в том числе для добывания огня. В алтайском сказании «Маадай-Кара» наличие большого пальца становится отличительным признаком человеческого рода. Напротив, отсутствие большого пальца - показатель хтонической природы для персонажей тюрко-монгольской мифологии. Для многих древних народов большой палец был фаллическим символом, а также символом силы.

Изображения на больших пальцах рук пазырыкцев (как и вообще на пальцах) имели для них одно из первостепенных значений. Изображения птиц на больших пальцах характерны не только для женщин, но и для мужчин. Поскольку для древних сакральное уравнивалось с фаллическим (творящее Божество), название птицы во многих языках соотносится со значением «рожать», «детородные органы». Рисунок птицы на большом пальце указывает на представления, связанные с продолжением рода.

У мужчин татуировка на большом пальце часто содержит изображение петуха - символ мужской потенции у многих народов, тетерка также часто является символом невесты. Многие виды птиц в татуировках изображены во время токования, в том числе глухарь и тетерев. С другой стороны у обских угров "третья душа" имеет вид глухарки. К человеку она прилетает только во время сна, поэтому её называют «душа сна», «птица сна». Таким образом, птицы на пальцах пазырыкцев могли быть также олицетворением души. Возможно, рисунки птиц наносились на пальцы рук по достижении брачного возраста или при заключении брака.


Священная сажа

Татуировки наносились с помощью накалывания, красящее вещество - сажа, наличие калия, характерного для продуктов горения растительного происхождения подтверждено лабораторными исследованиями. Сажа имела "защитное" значение. При нанесении татуировки в сибирском и дальневосточном регионах еще в обозримом этнографическом прошлом в качестве красителей использовались сажа и уголь, смешанные с жиром, мочой или соком растений.

По-видимому применялась именно сажа с котла. О татуировке обских угров С. И. Руденко писал, что «украшение наносится в виде точек иглой, затем берется сажа с наружной стороны котла и втирается в исколотые места кожи». Сажа от котла выступала в традиционной культуре тувинцев как магическое средство, предохраняющее человека от злых сил и делающее его невидимым: например, если вечером нужно перейти с ребенком из одной юрты в другую, ему мазали лицо сажей от котла. У алтайцев впервые приехавшему гостю мазали сажей кончик носа, приобщая таким образом нового человека к огню аила. Возможно, нанесение татуировки с втиранием сажи с поверхности котла было актом приобщения к какому-то огню-очагу-дому-роду.


Женская татуировка у пазарыкцев отличалась более мелкими и ажурными рисунками, на ней меньше, чем на мужской татуировке полностью зачернённых мест. Зачернение каких-то деталей изображения с целью сделать его более выразительным и ярким производилось, вероятно, с помощью пучка связанных вместе игл, что облегчало и ускоряло работу татуировщика.


Татуирование - сакральный ритуал

Создание несмываемых рисунков на теле - это сакрализованное действие, разработанный ритуал, по завершению которого полностью менялась сущность человека. Мастера-татуировщики, вероятно, высоко ценились в пазырыкском обществе и принадлежали к служителям культа, к категории лиц, наделённых особым даром. У многих народов татуировки наносились женщинами. Кожа с искусственно нанесенными на неё знаками, ставшими неотделимыми от кожи, может являться свидетельством кровного родства людей с одинаковой татуировкой.

Во многих архаических обществах татуировка имела большое значение и чаще всего была связана с обрядом инициации (и у мальчиков, и у девочек). Так, на Самоа «юноша, пока он не подвергся татуировке... не мог и думать о браке, над ним постоянно издевались, как над бедняком и существом низкого происхождения, не имеющим права голоса. Татуировка и скарификация - это те внешние знаки смерти и воскрешения, через которые проходил в первобытных обществах чловек, чтобы получить доступ к духовности.


Есть свидетельства о татуировках у территориально близких пазырыкцам народов. Среди археологических находок в округе Синьцзяна у европеоидных мумий обнаружены татуировки на верхней части руки, на кистях, пальцах и спине в виде простых растительных и геометрических орнаментов. В могильнике Субаши-3 была обнаружена мумифицированная голова мужчины, на лице которого сохранился нанесенный краской узор: в центре лба были проведены две вертикальные линии, а на щеках нанесены но две горизонтальные линии (в духе рисунков у индусов). Вероятно, раскраска лица была известна и тагарцам Минусинской котловины. Об этом могут косвенно свидетельствовать их расписные погребальные маски-лица.


Украшения Алтайской принцессы

В головном уборе также повторяется символика татуировки Алтайской принцессы. Украшения вырезаны из дерева и обернуты золотой фольгой, как и все золотые украшения пазырыкцев. Высокий головной убор с золотыми украшениями, очевидно, был важной составной частью облика женщины.


Черная масса, сформировавшая парик, обтянута конским волосом. Парик украшен деревянными накосниками, покрытыми золотой фольгой. На парик крепился головной убор - высокое (61 см) сооружение из войлока в виде длинного лепестка, обтянутое черной тканью. На него нашито 15 деревянных птичьих фигурок, обклеенных золотой фольгой. В каждую из них отдельно вставлены крылышки, лапки и хвостик из кожи. На парик крепилась, как кокарда, деревянная фигурка лежащего оленя с раздвоенным туловищем, в золотой фольге. Еще одно украшение прически - чехол из красной шерсти, надетый на прядь собранных на макушке волос, в него воткнута бронзовая булавка с деревянным навершием в виде оленя, стоящего на шаре (все в золотой фольге).



Среди украшений Алтайской принцессы - самое типичное украшение для всего скифского региона - золотая гривна.



Украшения выполнены из дерева и покрыты тонкой золотой фольгой, которая сама по себе плохо держит форму. Однако охранились деревянные части, которые позволяют точно установить форму гривны и друих украшений. На Алтае золото добывалось с очень глубокой древности. Интересно, что многие рудники в 19 веке найдены по следам чудских разработок. Для пазырыкцев золото, по всей видимости, было особенно важно после смерти и имело символическое значение.



Гривны, видимо, выполняли роль амулетов. На деревянном обруче гривны Алтайской принцессы по всей окружности были укреплены 8 фигурок крылатых барсов. Гривна была эффектной, подобная конструкция обнаружена в Пазырыкских курганах только еще один раз. Часто встречаются гривны с обручем из бронзы и серебра, а также из прутьев, в этом случае очевидно, они были изготовлены как погребальные и при жизни их не носили. Судя по всему, гривна была обязательным элементом погребального обряда, но это не исключает того, что их носили при жизни. Гривны найдены во всех погребениях.


Мраморные бусины с кисточкой из лошадиной гривы.

Колец и браслетов у пазырыкцев не обнаружено, но встречаются бусы и бисер, особенно в богатых захоронениях, были они и у Алтайской принцессы. У тюрков бусины были атрибутом верхновной покровительницы детей и рожениц. Украшениями у пазырыкцев служили также аппликации из кожи, бересты и войлока на одежде, в основном в виде зверей, птиц и рыб.


Косметический набор принцессы включал кисточку из черного конского волоса с тонким деревянным стержнем внутри, привязанной (несохранившимся) кожаным шнурком, сплошь унизанным цилиндрическими мраморными бусинами, и горстки рассыпавшегося порошка яркого сине-зеленого цвета. Были также остатки разрушенного тоненького стерженька из плоских металлических колечек, заполненного этим же сине-зеленым веществом (то есть фактически это карандаш для нанесения линий или рисунков наподобие нашей подводки для глаз).

Анализ показал, что это был вивианит (синяя железная руда). Такой порошок ближе к современному времени использовался для получения зеленой краски. На Горном Алтае он известен как спутник золотоносных песков. Возможно этот порошок имел сакральное значение. Карандаш с вивианитом мог использоваться для раскраски лица, возможно у людей, наделенных особыми функциями или даром. У пазырыкцев роспись лица и тела не зафиксирована, отчасти потому, что не найдено ни одного мумифицированного лица. Но у близким к пазырыкцам народов такая традиция зафиксирована, в частности, разрисовка лица двумя спиралевидными рисунками. Возникает слабая ассоциация с сине-зеленой бирюзой Хатхор с Синайского полострова и многочисленными шумерскими зелеными косметическими "тенями" в коробочках, обнаруженными при раскопках в Уре и других городах Шумера.


В ушах Алтайской принцессы были самые простые золотые серьги (на фото справа), хотя в некоторых погребениях встречаются серьги с подвесками в виде стилизованных грифонов (на фото слева). Серьги носили все пазырыкцы - и мужчины, и женщины.


Алтайская принцесса Укока или легендарная принцесса Кадын. Кто она, эта загадочная мумия, которой уже более 2000 лет и почему ее история вызывает ужас и почему вскрытие ее могилы понесло за собой множество катастроф.

Она умерла 2500 лет назад - загадочная 25-летняя девушка с татуировкой оленя на левом плече. Во всем мире ее знают как Алтайскую принцессу. Тайна ее жизни и смерти до сих пор будоражит умы ученых. Почему алтайскую мумию похоронили вдали от семейных курганов? Кем действительно могла быть принцесса Укока? И самое главное - что стало причиной ее смерти?

Плато Укок считается самым красивым и таинственным местом горного Алтая. Оно давно привлекает внимание археологов - там были найдены скифские стоянки, захоронения и удивительные каменные алтари древней кочевой цивилизации. И вот как-то раз сотрудники Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук приступили к раскопкам ничем не примечательного кургана в бассейне реки Ак-Алаха.

Когда был снят верхний слой почвы с вечной мерзлоты, археологи обнаружили древний грабительский лаз, который привел к погребению богатого скифа. В загробный мир того сопровождали «предметы первой необходимости»: три коня, железные ножи, глиняная утварь. Исследователи начали бережно поднимать наверх то, что не тронули грабители, и тут вдруг под первым захоронением открылось второе: останки шести коней в богатейшей сбруе и саркофаг с мумией женщины европей ской внешности.

Открытые захоронения датировали приблизительно IV-III веками до н. э. При этом верхнее из них спасло от разграбления нижнее, разительно отличавшееся по устройству. Это был лиственничный сруб площадью 3,6 x 2,3 и высотой 1,1 м, имитирующий жилище и весь заполненный льдом. Внутри была колода-саркофаг в виде лодки длиной 2,7 и высотой 0,68 м из цельного ствола лиственницы. Саркофаг накрывала двухскатная крышка из того же дерева, украшенная кожаными аппликациями с изображением оленей. В двух местах крышка была прибита к колоде медными гвоздями, очень похожими на современные, хотя их возраст составлял почти две с половиной тысячи лет.

Поражал объем работ, который был выполнен древним строителям. Каким-то образом они смогли доставить на плоскогорье Укок огромные бревна, обтесали их, выдолбили в мерзлом грунте огромную яму. Да еще изготовили необычный склеп, тогда как знатных скифов в те времена хоронили на огромной деревянной кровати, такой, какая была найдена в верхнем захоронении. Даже в наши дни сделать все это непросто!

В колоде на правом боку - головой на восток, лицом на север - на подстилке из темного войлока лежала молодая женщина, ее укрывало меховое покрывало с нашитыми украшениями из золотой фол ьги. Голова ее покоилась на войлочной подушке.

Принцесса Укока

На женщине была шелковая рубаха до колен коричневато-желтого цвета, тканная из нитей дикого шелкопряда. Все швы ее, горловина и края рукавов обшиты красными шерстяными шнурами. А ведь в то время даже на знатных скифских воинов при погребении на Укоке не надевали рубах: просто шуба на голое тело. Кроме рубахи на мумии была длинная шерстяная юбка, сшитая из трех горизонтально расположенных полотнищ - двух красных и одного белого, - и пояс, который был сплетен из красного шерстяного шнура. На юбке нашиты бронзовые подвески. На ногах мумии длинные, выше колен, чулки из белого войлока, украшенные аппликацией из красного войлока. Может быть, красный цвет в отделке и деталях одежды выполнял роль оберега.

Шею женщины украшала деревянная гривна с прикрепленными к ней деревянными же подвесками в виде барсов, которые были покрыты золотой фольгой, в ушах - золотые серьги-кольца, на мизинцах - цветные шерстяные нити.

В находившемся рядом войлочном мешочке обнаружили бронзовое зеркало в деревянной оправе с вырезанным на ней оленем, кисточку из конского волоса, стеклянные бусины различных цветов, коренной человеческий зуб и рассыпавшийся синий порошок - вивианит, минеральный краситель, который использовался с древнейших времен (в Европе он, правда, стал известен только в XIX столетии).

Более всего ученые были поражены прекрасной сохранностью забальзамированного тела. У мумии были удалены мозг, внутренние органы, ребра и грудина. Череп и брюшную полость заполняли какое-то вещество вроде торфа, овечья шерсть, конский волос, какие-то корешки, песок и глина. На теле, покрытом маслами и смолами с добавлением ртути, была отчетливо видна удивительно красивая синяя татуировка. Это и была самая большая странность - эти сложные татуировки были нанесены на руки, ноги, грудь и спину мумии. Ученые не исключают, что они несут какую-то информацию, может быть, предназначенную для потомков. Может быть, даже некое пророчество. Но расшифровать его пока не получается. На левом плече красовалось фантастическое животное: по виду олень, но с рогами и оленя и козерога, морду зверя завершал клюв грифона - крылатого существа, наполовину льва, наполовину орла. Такой же стилизованной головой грифона оканчивался каждый отросток рогов. Кроме этого, имелись изображения барана, снежного барса и какого-то хищника с хвостом тигра и страшными когтистыми лапами.


В погребальной камере рядом с колодой обнаружили два низких деревянных столика-блюда на ножках, сосуды из дерева и рога, два керамических сосуда с кожаными аппликациями петуха, барса и грифона. На деревянном столике находились припасы в дальнюю дорогу из лучших кусков мяса: курдючная часть барана и крестец жеребенка, в который был воткнут большой железный нож.

Уникальная мумия была доставлена в Институт археологии и этнографии СО РАН, поздней ее восстановлением занялись в Научно-исследовательском центре биологических структур (Институт Мавзолея) в Москве.


Кем она была?

По облику таинственная женщина резко отличалась от скифов - высокого роста, тонкие европейские черты. Кем она могла быть при жизни? Где ее родина? Как оказалась на Алтае? Ведь, если судить по богатству погребального «приданого», умершая должна была занимать высокое положение в социальной иерархии. А у скифов женщины никогда не пользовались влиянием, не говоря уже о власти. Выходцам из других племен скифы добровольно никогда бы не подчинились. А здесь явно и почет, и влиятельность.

Вначале исследователь решили, что это останки очень знатной женщины. С легкой руки журналистов ее начали именовать Принцесса Укока, Алтайская княжна или Алтайская принцесса. Однако со временем покойную «разжаловали». Зам. директора Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН академик Вячеслав Молодин заявил, что, судя по предметам, обнаруженным в захоронении, а также по обряду погребения, древняя женщина была скорей всего жрицей.

Однако кем бы она ни была, местное население на протяжении всех этих лет требовали возвратить мумию на место ее последнего упокоения. Дело в том, что на Алтае существует культ предков и прикасаться к их праху запрещается - иначе можно разгневать духов. Шаманы забили тревогу утверждая что мумия белой женщины, это Алтайская принцесса Очи-бала, она же Белая Госпожа Ак-Кадын - прародительница алтайцев, хранительница покоя, которая стояла на страже, защищала от зла, не давая ему проникнуть в наш мир из других. Название Принцесса Укока дали уже журналисты.

Больше того, считающие Землю живым организмом алтайцы верят, что Принцесса Укока - хранительница планеты, и если ее не возвратить в родные места, может разразиться настоящая катастрофа. Некоторые люди даже уверяют, что слышали голос Принцессы, которая просила вернуть ее на родину.



Проклятие алтайской принцессы

Тем временем в Новосибирске продолжали изучать мумию. Долгое время никаких бед не происходило. Шаманы говорили, что Принцесса ушла из жизни добровольно, чтобы прикрыть собой ворота зла. Объявили: якобы существует пророчество, что принцессу потревожат и это повлечет за собой неприятности местного значения. А если ее не вернут на место, то катаклизмы охватят весь мир. Припугнули уже глобально. И результат не заставил себя ждать

Мистические же события начали происходить ровно спустя 10 лет после того, как была потревожена древняя могила. 2003 год, сентябрь — Алтай сотрясло страшное землетрясение, эпицентр которого совпал с тем самым местом, где некогда покоился таинственный прах. Землетрясение было до такой степени сильным, что находящееся неподалеку село Бельтир было разрушено до основания.

После этого республику захлестнули новые беды: случилось множество наводнений, резко возросло количество самоубийств. Жители горного Алтая верили, что землетрясения, пожары и другие беды обрушились на Алтай только потому, что была потревожена древняя гробница. Не остались в стороне и шаманы. Они уверяли, что все эти несчастья прекратятся только после того, как мумия шаманки вернется на родину. После этого правительство запретило на юге горного Алтая любые археологические работы.

И вот в 2012 г. ведающие люди, шамагы Алтайского края, поднялись на плато Укок и провели там специальный обряд. Дело в том, что мумию в конце концов решили вернуть в Горно-Алтайск и обряд проводился для того, чтобы духи предков попросили Принцессу не сердиться на тех, кто вновь посмел ее «разбудить», и ничто не омрачило ее возвращения. Ведь 19 лет назад вертолет, на котором мумия перевозилась в Новосибирск, едва не потерпел катастрофу и совершил вынужденную посадку.

Может быть, именно благодаря обряду, в котором принимали участие также шаманы из Тувы и Хакасии, транспортировка прошла благополучно. Мумию перевозили на вертолете «Ми-8» в специально оборудованном саркофаге. Теперь принцесса Укока будет храниться в реконструированном Республиканском краеведческом музее имени А.В.Анохина в Горно-Алтайске. Специально для древней гостьи у здания музея возведено строение в форме погребального кургана, в котором и поместили саркофаг с мумией. По последнему слову техники созданы все условия для их длительного хранения. Ведь никто не хочет узнать, что произойдет, если принцесса нашлет проклятие снова…


Колода, в которой была захоронена Алтайская принцесса.

авт. стат. Ева Вернигор-Тарновска



Алтай не раз восхищал археологов удивительными историческими артефактами, ведь горные захоронения прекрасно сохраняются в вечной мерзлоте. Наиболее известной находкой стало погребение "Принцессы Укока", которое, как говорят на Урале, охранялось древним проклятьем.


В 1993 году новосибирские археологи исследовали курган Ак-Алаха-3 на плоскогорье Укок, Республика Алтай. Курган был давно разграблен и находился в полуразрушенном состоянии, и ничего сенсационного ученые не ожидали. Сначала они вышли на разоренное захоронение железного века, но под ним неожиданно обнаружили другое, более древнее. Погребение было не тронутым, его внутреннее пространство было заполнено льдом. Теперь археологи поняли: курган, вопреки их ожиданиям, может преподнести немало сюрпризов. Весть о находке моментально разлетелась по миру: вскоре на место раскопок прибыли ученые из Швейцарии, Бельгии, Японии и США, а также журналисты “National Geographic”.

Опытных членов экспедиции во главе с доктором наук Натальей Полосьмак разбирало любопытство, однако, чтобы не повредить содержимое кургана, действовать приходилось очень аккуратно. Несколько дней ушло на то, чтобы с помощью горячей воды растопить огромную ледяную глыбу. Когда дело было сделано, под слоем льда ученые обнаружили шесть лошадей с седлами и сбруей, а также деревянную колоду, внутри которой находилась хорошо сохранившаяся мумия.


Это была молодая женщина примерно 25 лет. Тело лежало на боку, ноги согнуты. Сохранилась одежда усопшей: рубашка из китайского шелка, шерстяная юбка, шуба и чулки-сапоги из войлока. Все признаки указывали на принадлежность захоронения к скифской Пазырыкской культуре, распространенной на Алтае две с половиной тысячи лет назад.


Внешний вид мумии свидетельствовал о своеобразной моде тех времен: на обритой наголо голове одет парик из конского волоса, руки и плечи покрыты многочисленными татуировками. В частности на левом плече был изображен фантастический олень с клювом грифона и рогами козерога – сакральный алтайский символ.


Конечно же находка вызвала немалый общественный резонанс. Пресса тут же окрестила девушку «Алтайской принцессой» или «Принцессой Укока». Однако ученые посчитали такие заявления опрометчивыми: ни размеры кургана, ни вещи умершей (за исключением дорогой шелковой рубашки) не указывали на ее знатное происхождение. Хотя и простолюдинкой алтайскую девушку назвать нельзя. Судя по всему, это была обладательница неких «тайных знаний» – например, целительница и ворожея.

Мумия была срочно доставлена в Новосибирск, где и продолжилось ее изучение. К местным специалистам присоединились гости из Москвы – сотрудники НИИ при Мавзолее В.И. Ленина. Анализ останков показал, что «принцесса» принадлежала к европеоидной расе. Девушка была погребена через несколько месяцев после смерти – в марте-апреле, когда оборвалась ее короткая жизнь. Для мумификации тела использовались специальные бальзамы, воск и ртуть.


Местные шаманы заявили, что ничего нового им археологи не сообщили: они давно знали об этом священном для них погребении. Умершая, заявили они, является их легендарной прародительницей Кыдын (другое имя – Очы-Бала). Тело, стало быть, нужно вернуть из Новосибирска на Алтай и больше не тревожить. Доводы археологов о том, что генетически «Кыдын» не имела никакого отношения к современным жителям республики, не подействовали. Даже со временем шумиха вокруг «алтайской принцессы» не стихала.


Некоторые политики и партии перед выборами в Республике Алтай обещали в случае своей победы непременно вернуть святыню. В 1998 году местный Курултай, не имея на то никаких полномочий, объявил Укок «зоной покоя» – отныне раскопки здесь стали запрещены. Многочисленные СМИ продолжили тиражировать информацию о «проклятии алтайской принцессы» – дескать, нарушение покоя мумии вызвало многочисленные беды и катаклизмы. В их числе – произошедшее на Алтае в 2003 году землетрясение и даже монетизация льгот.


Решение местных парламентариев о «зоне покоя» впоследствии было отменено. А в сентябре этого года наконец сбылись чаяния тысяч алтайцев: в сопровождении шаманов мумию вернули на «малую родину».

Теперь саркофаг с «Принцессой Укока» хранится в Национальном музее имени Анохина в Горно-Алтайске. Здание музея основательно отреставрировали, а для "принцессы" соорудили отдельную пристройку. Спонсором всего этого выступила компания "Газпром". Главе компании Алексею Миллеру на торжественном открытии музея благодарные алтайцы вручили высший республиканский орден и презентовали коня. А оркестр исполнил специально написанную оду "Газпрому" на алтайском языке.

На юге республики Алтай стало всемирно известным с обнаружением здесь мерзлотных захоронений древнего скифского времени. Плоскогорье интересно археологам давно наличием стоянок, своеобразных алтарей из камня и курганных погребений.

Начало работы у реки Ак-Алаха

В разгаре летнего археологического сезона 1993 года группой новосибирских ученых под руководством Натальи Полосьмак, сотрудников Института археологии СО РАН начаты работы по раскопкам кургана у речки Ак-Алаха. Работы обещали быть одними из рядовых, но неожиданно привели к серьезным открытиям и научным сенсациям.

Тайная гробница

Сначала было обнаружено захоронение весьма богатого скифского мужчины. По древним обычаям его в загробное путешествие сопровождали три лошади, посуда, клинки из железа. Специалисты датировали погребение IV-III вв. до н.э. В процессе работы с мужским захоронением научные сотрудники с удивлением обнаружили, что под верхним погребением оказалось тщательно спрятанное второе. Под открытым настилом ученых ждала настоящая сенсация. Здесь находились хорошо сохранившиеся кости шести огненно-рыжих лошадей в богато украшенной сбруе, рядом с ними во льду погребальной колоды, лежала женщина.

Необычная мумия

Но больше всего исследователей кургана заинтересовало то обстоятельство, что это было мумифицированное тело, ни в Египте, ни в Тибете, а на суровом высоком плоскогорье Алтая. У женщины не было внутренних органов, мозга, грудины и ребер. Череп и полости тела ее были наполнены овечьей шерстью, частями растений, конским волосом и торфом.

На бальзамированном маслами женском теле, в составе масел позже обнаружена ртуть, сразу видны необычные синие татуировки. Они покрывали руки и голени женщины. В композиции присутствовал архар и ирбис, по-видимому, тотемные животные ее рода. Левое плечо украшало изображение оленя с головой грифона.

Важнейшим событием для специалистов стала находка в захоронении отлично сохранившихся оригинального парика из конского волоса и головного убора погребенной женщины. Вместе они заняли практически треть погребальной колоды. В древнем скифском обществе именно форма головного убора и убранство волос несли весьма точную информацию о женщине. У разных племен он всегда имел специфическую форму, и статус женщины всегда хорошо читался по украшениям головного убора. Молодые девушки, выходя замуж, меняли род, соответственно менялись убранство волос и головной убор.

В заполненном льдом, имитирующем жилище срубе из лиственницы размерами 3,6 / 2,3 м, при высоте 1,1 м, перекрытом одиннадцатью лиственничными бревнами, расположена погребальная колода. Ее украшают кожаные аппликации в виде оленей. В колоде на мягкой подстилке из войлока под меховым покрывалом с украшениями из золота покоилась высокая 170 см ростом женщина, возраст ее ученые определили примерно в 25 лет.

Мумия была одета в длинную рубаху из тончайшего шелка светло-коричневого оттенка, позже ученые выяснили, что при ее изготовлении использовались нити коконов диких бабочек шелкопряда. Такая ткань, несомненно, была в скифское время роскошью, что подтверждает высокий общественный статус погребенной. Горловина и рукава рубахи были обшиты красными нитями, видимо как оберег. Длинная плотная юбка из шерсти сшита из белых и красных кусков ткани, украшена подвесками из бронзы. На ноги женщины надеты длинные белые войлочные чулки с красными аппликациями.

В мешочке лежало бронзовое зеркальце, его деревянная резная оправа украшена фигуркой оленя. Рядом найдена лиственная палочка — символ творения у азиатских народов, волосяная кисточка, разноцветные бусины из стекла и человеческий зуб. Кругом был рассыпан синий порошок, химический анализ показал, что это кристаллы вивианита, в Европе его стали использовать в виде красителя только к ХIХ веку.

Шею погребенной женщины украшала гривна с покрытием золотым слоем, и подвесками в форме ирбисов. Уши женщины украшены массивными золотыми серьгами в форме колец. С погребенной скифской женщиной найдены сосуды, видимо для напитков и куски мяса, здесь обнаружены деликатесный крестец жеребенка и курдюк барана. Сосуды деревянные, керамические и роговые, видимо олицетворяющие связь всего живого. В погребении нет деревянного пола, его заменил настил из уложенной речной гальки.

Особенности захоронения

Все особенности захоронения выделяли женщину особым почетом из общего ряда соплеменников. Особенно шелк и кориандр были настоящим сокровищем. Удивляло ученых обстоятельство, что захоронение было одиночное, для скифов были характерны родовые погребения. Единственное объяснение могло быть таким, что она шаманка и дала обет безбрачия.

Бесценную находку решено было перевезти в лабораторию Новосибирска для дальнейшего изучения. Местные шаманы и жители республики были абсолютно против такого развития событий. Еще в пути и позже в Новосибирске уникальное мумифицированное тело стало быстро разлагаться. Новосибирские специалисты срочно обращаются за помощью в столицу. Московский институт, занимающийся сохранением мумии Ленина, работал с мумией, и специалистам удалось сохранить кожный покров и ткани.

Научная сенсация

В это время взяли образцы разных тканей на анализ ДНК, и здесь специалистов ждала научная сенсация. В результате генетического исследования нескольких видов тканей погребенной женщины на плоскогорье Укок была найдена характерная для славян Y-хромосомная гаплогруппа R1а1. Алтайская принцесса не роднится по крови с тюркскими народами и современными алтайцами, а является представительницей одного из индо-европейских народов.

Шаманы и жители республики Алтай весьма обеспокоены вскрытием древней гробницы, они считают, что ученые потревожили тысячелетний покой их предков. А случившиеся в дальнейшем катастрофическое землетрясение осенью 2003 года и наводнение весны 2014 года, многие тревожные процессы и знаки относят к мифической мести алтайской принцессы.

Новый взгляд на исторические процессы

Результаты многолетних исследований ценнейшей находки сибирских ученых, алтайской мумии заставили их по-новому оценить исторические процессы в древней Евразии. Ведь открыта евразийская высококультурная развитая цивилизация, жившая 25 веков назад, способная изменить представление об истории России.

Мифы о Алтайской принцессе

Археологам название уникальной мумии «алтайской принцессой» не совсем нравится. Неоднократно и Н. Полосьмак и В. Молодин подчеркивают, что она не принцесса, она обычная скифская женщина, а миф о так называемой «принцессе» постоянно раздувают журналисты. В течение 1998 года организацией ЮНЕСКО принято решение о внесении плоскогорья Укок в список значимых объектов общемирового наследия.

В прессе и на телевидении время от времени выступают представители коренного народа, шаманы с рассказами о том, что алтайская мумия недовольна вскрытием гробницы. Цепью мистических событий при обнаружении захоронения и доставке ее в лабораторию Новосибирска они подтверждают свои рассуждения. По-прежнему общественность Алтая называет ее прародительницей алтайцев, принцессой Кадын.

Переезд Алтайской принцессы

Пока бесценный артефакт находился в музее Новосибирска, алтайцы массово собирали подписи с просьбой вернуть принцессу на родину. Для хранения именно этой мумии в республиканском в Горно-Алтайске при спонсорстве Газпрома была проведена генеральная реконструкция и построена специальная камера-саркофаг с определенными условиями. В 2012 году почитаемую алтайцами мумию торжественно встречали на Родине.

Сегодня она бережно хранится в республиканском музее, где кургану Ак-Алаха посвящена целая экспозиция. Гости музея могут осмотреть замечательную реконструкцию захоронения, но вот мумии увидеть не удастся. Местные шаманы запрещают выставлять мумию напоказ. Сейчас они инициируют сбор подписей с просьбой к властям торжественно и достойно древних времен захоронить ее в родном кургане.

Власти республики разрешили на местном телевидении специалистам объяснить насколько эта находка уникальна и необходима ученым. Вышел даже цикл передач, объясняющих природные катаклизмы, постигшие республику с научной точки зрения. Но коренное население Алтая, воспитанное в традициях язычества и местного шаманизма, свято верит, что все беды, пришедшие в их горы, стали последствиями гнева мертвых.

Назад на плато Укок?

Шаманы и общественные деятели из коренного населения везде и постоянно подчеркивают мысль, когда успокоится мумия прародительницы алтайцев, все беды отступят. Сейчас идет серьезный спор между шаманами и учеными. Одни не отступают от своих вековых традиций, другие видят в мумифицированном теле алтайской принцессы уникальный интереснейший объект для исследований. Без ледовой сохраняющей тело линзы в случае захоронения данная мумия будет утрачена для науки и для алтайского народа навсегда.

Вера коренного алтайского народа в то, что мумию нужно обязательно захоронить на прежнем месте с годами только укреплялась. И 18 августа 2014 года состоялся совет старейшин Алтая. На этом мероприятии старейшины алтайских родов зайсаны практически единогласно проголосовали за решение захоронить мумию алтайской принцессы в ее кургане на плоскогорье Укок. Власти республики идут навстречу решению старейшин, и готовится проект республиканского закона об этом важном для местного населения событии.

Шаманы считают, что мумию не зря прятали древние жители Алтая под другим захоронением, что на нее возложена священная миссия охраны врат подземного мира. И покой таких сакральных захоронений нарушать нельзя. Древние люди были, несомненно, мудрее наших современников, они понимали законы мироздания шире и обладали более серьезными знаниями.

Видео о Алтайской принцессе

Читайте также: