Коучинг занятие
№ п\пТема занятий « Талантливые и одарённые дети и работа с ними»
1 Общие цели Учитель должен уметь определять по различным критериям талантливых и одарённых детей,владеть стратегиями по организации эффективной работы с одарёнными и талантливыми учениками. уметь создавать необходимые для детей талантливых и одарённых благоприятные условия для обучения.Понимать суть условий,которые необходимо при обучении талантливых и одарённых учеников.
2 Ожидаемый результат Учителя будут принимать во внимание результаты исследований,касающихся талантливых и одарённых учащихся,и размышлять над определением понятий талантливых и одарённых учащихся.
3 Материалы и оборудование Флипчарты,маркеры, стикеры, раздаточный материал.
Ход занятий
Этапы занятий Время Действия преподавателя и действия участников коучинга Орг момент
Создание коллоборативной среды 5мин Приветствие деление на группы стратегия «Конфеты»
Создание психологического настроя участников коучинга.
Таланты трудно распознать, Не всякий может в них поверить. Таланты надо воспитать, Их надо развивать, в них верить. Простую истину признать Сумеет всякий... кто понятлив: Таланты может воспитать Учитель, если сам талантлив
Постановка проблемы 10мин Как понимаете понятия «одарённость»-
«Талантливость» В чём сходство,в чём различие? (составление кластера диаграмма Венна)
Вывод –Каких детей можно назвать одарёнными? А каких талантливыми?
Лекция 7мин Плестись за талантом, если он у тебя есть, мало - надо научиться водить его по путям совершенства
Борис Андреев
Как не согласиться со словами Б.Андреева, на самом деле: мало иметь талант, плестись за ним, необходимо постоянно его совершенствовать.
Что подразумевает под собой понятие «талант»? Талант - определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта. Слово происходит от меры веса «талант». В Новом Завете есть притча о трёх рабах, которым хозяин подарил монету под названием «талант». Один закопал свой талант в землю, второй разменял его, а третий приумножил. Отсюда и три выражения: закопал, разменял и умножил (развил) свой талант. Из Библии слово «талант» распространилось в переносном смысле: как дар Божий, возможность творить, и творить нечто новое, не пренебрегая им.
Все дети талантливы. Каждый человек по-своему одарен. Одаренность – это высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности. Очень сложно угадать тот момент, когда способность готова начать развиваться, и дать в это время ребенку все необходимое для развития. Иногда это удается.
Задание 1 10мин Качества талантливых и одарённых учащихся по мнению учителей из 5стран. Выбрать качества на ваш взгляд наиболее важные для талантливых и одарённых учащихся нашей страны.Какая из категорий больше соответствует учащимся нашей страны.?
Физминутка 3мин Задание 2 10мин Приведите 3 довода в пользу индивидуальной работы с талантливыми и одаренными учащимися
3 Приведите 3 критерий по выявлению талатнтливых и одаренных детей
Видеоролик Задание 3 Итог 5мин Что нам даст работа с одаренными и талантливыми детьми. Вывешивают на дереве добра: желтый лист – «Против», зелеый лист – «За»
Рефлексия обратная связь 5мин Приём «ладошка»
Талантливые
Одарённые
Талантливые
Одарённые
Плестись за талантом, если он у тебя есть, мало - надо научиться водить его по путям совершенства
Борис Андреев
Приведите 3 довода в пользу индивидуальной работы с талантливыми и одаренными учащимися
Приведите 3 довода, препятствующие работе с одаренными и талантливыми детьми
3 Приведите 3 критерий по выявлению талатнтливых и одаренных детей
г. Алматы Турксибский район КГУ ОШ №49
Коучинг для учителей
Учитель математики Штарк М.В./ первый продвинутый уровень/
Занятие Коучинг для учителей Дата занятия 24.08.15. |
|||
Тема занятия: | Талантливые и одаренные дети. Изучение модуля для открытия новых возможностей для работы с Т и О учащимися. |
||
Содействие развитию навыков работы с Т и О учащимися |
|||
Актуализация представления учителей о работе с одаренными и талантливыми детьми; Ознакомить с типами одаренности учащихся; Рассмотреть психологические основы взаимодействия учителя с талантливыми и одарёнными учащимися; |
|||
Ожидаемый результат обучения: | Учитель должен: Уметь выявлять одаренных и талантливых учащихся в своем классе с помощью наблюдения над поведением учащихся в процессе их обучения; Понимать суть условий, которые необходимо создать для талантливых и одаренных учеников при обучении; Уметь создавать учебные задания по таксономии Блума (анализ, синтез, оценка для развития мышления высокого уровня. |
||
Методическое руководство для учителя-2012, раздаточные материалы, презентация, видео - ролики. |
|||
Ход занятия |
|||
Разминка: | Упражнение «знакомство, пожелания друг другу» - 3 минуты |
||
на группы: | Формирование групп по стикерам, на которых изображены листики, бабочки, яблоки (Кому что нравится?) - 2 минуты Повторение правил работы в группе (правила вывешиваются на видном месте). |
||
Ход занятия: |
|||
Погружение в тему | Видео – ролик «Одаренные дети». Задание 1 Участники коучинга получают раздаточный материал для изучения: Первая группа изучает свой текст. Участники составляют кластера «Образ талантливого и одаренного ребенка. Характеристики обучения, мышления, мотивации к обучению». Вторая группа изучает свой текст. Участники составляют кластера «Образ талантливого и одаренного ребенка. Характеристики общественного лидерства, самостоятельности». Третья группа изучает свой текст. Участники составляют кластера «Образ талантливого и одаренного ребенка. Виды одаренности». Выступая при защите кластера, слушатели приводят свои критерии понимания. По результатам идет обобщение ответов по следующим вопросам: Каких детей можно называть одаренными? Каких учеников нашей школы вы бы отнесли к талантливым? | ||
Групповая | Задание 2 . Просмотр презентации www.prezentacii.com «Одаренный ребенок. Кто он?» Просмотрев слайды и дав определение одарённому ребёнку, сформулируйте определение каждого из типа одарённости. 1-ая группа – дать определение художественной и музыкальной одарённости; 2-ая группа – дать определение социальной и психомоторной одарённости; 3-ая группа – дать определение интеллектуальной и академической одарённости. Составить образ ученика проявляющего способности в определённой сфере на уроке (на примере ученика из реального класса нашей школы) | ||
Индивидуальная работа | Задание 3 «Определение психологических основ взаимодействия учителя со способными и одарёнными учащимися» Прочитайте описание педагогической ситуации и дайте оценку организации процесса обучения отражённого в ситуации. Ситуация «Красные кони на синей траве»/приложение 1. Обсуждение ситуацию: 1. Прокомментируйте деятельность учителя в соответствии с темой занятия. 2. Составьте образ ученика. 3. Предложите свой вариант выхода из сложившейся ситуации. Заслушиваются результаты работы, подводится итог. | ||
Домашнее задание Составьте задания, превышающие базовый уровень навыков мышления (по таксономии Блума) и включающие деятельность, требующую навыков высокого мышления - анализа, синтеза | |||
Рефлексия: | Видео – ролик «Самые одаренные люди на земле» / очень позитивный/ Лист рефлексии/приложение 4/: Была ли польза от работы лично вам, другим? Заполнить листочками стикерами «+», «-» | ||
Презентация, маркеры, постеры, стикеры Распечатанный раздаточный материал из Руководства для учителя, интернета. |
Приложение 1
Прочитайте описание педагогической ситуации и дайте оценку организации процесса обучения отражённого в ситуации.
Ситуация «Красные кони на синей траве».
Внук пришёл из школы грустный, задумчивый.- Что случилось?- спрашиваю. Передёрнул плечами.- Неужели двойку получил?- Вздыхает, не глядя на меня, говорит: - Дед, а дед. А какие кони бывают? Ну, какого цвета? - А причём тут кони?-Ну, какого?- Гнедой, значит, масти…-А что такое масть?-Это цвет шерсти. Гнедая лошадь – красновато-рыжая. Ещё есть буланая – светло-жёлтого цвета.-Скажи, дед, а красные лошади бывают. Вот трава синяя бывает. Я сам видел. В деревне. Ещё белый дым над ней плыл.-Ты хочешь сказать – туман?-Пускай туман. Понимаешь, под таким дымом трава синей бывает. Вот я и нарисовал красных-красных коней и синюю-синюю траву, на которой они паслись. А она…она…-Кто это «она».-Учительница. Говорит, так не бывает. Говорит, кони бывают рыжие, серые, чёрные. А трава- зелёная. Но я же видел, понимаешь, видел…Я не знал, как реагировать, ведь сказала учительница, а её слово должно быть авторитетным.-Хорошо, хорошо… Разберёмся. А из головы не выходило: «Красные кони… красные кони». Как у Петрова-Водкина – «Купание красного коня».Конечно, внук-второклассник этого художника ещё не знает. Но он видел своё и нарисовал как умел, как чувствовал. И хорошо, что мир для него так многокрасочен, что у мальчика своё собственное восприятие жизни. Ведь это по – моему, всем ясно. Но я всё же решил сходить в школу. Нет, не из-за двойки. Надо ведь когда-нибудь познакомиться с учительницей внука поговорить с ней. Короче, отправился в школу. Как раз началась большая перемена. Заглянул в класс. Учеников не было. Две молодые женщины, несомненно, учительницы, примеряли свитер. На меня не обратили внимания. Я вежливо кашлянул. Никакой реакции. Вышел, прикрыл дверь. Немного походил. Снова заглянул в класс.-Вам кого, мужчина? – с досадой и вызовом спросила одна из женщин. Я отрекомендовался, сказал, что мне нужна учительница внука Андрейки.-Это я, - не мигая сказала учительница и зачастила:- Мальчик – ничего, способный, успевает не плохо. Правда, много мух в голове.-Что? Каких мух? –не понял я.- Обыкновенных, - снимая, свитер сказала учительница.- Нарисовал, например, зачем –то красных лошадей. Разве такие бывают? Или синяя трава!.. Бред какой-то. Ведь трава всегда зелёная. Я ему двойку поставила.-Но, позвольте… Помните, «Купание красно коня» у Петрова-Водкина…-Ничего не помню. Небось какой-то авангардист… Сколько их сейчас развелось!-Но ведь это большой мастер. К тому же он давно умер.-Тем более срисовывать не позволено. Нужно самому, как оно в жизни есть.Разговор становился бессмысленным. Вторая учительница давно ушла. В класс стали заглядывать ученики. Прозвенел звонок.-Хорошо. Значит, солнце - жёлтое, снег – белый, небо – голубое…- А как иначе? – округлив глаза, недоумённо смотрела на меня учительница. – Как?.. Я не ответил. Попрощался. Мне было её жаль. Но больше жаль второклашек, которых она учила.
Приложение 2
Используемая литература:
Программа курсов повышения квалификации педагогических работников республики Казахстан АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012 г
2. Руководство для учителя, стр. 197-205, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012г
3. URL: www.prezentacii.com «Одаренный ребенок. Кто он?»
Приложение 3
Видео – ролики: «Одаренные дети», «Самые одаренные люди на земле».
Приложение 4
Лист рефлексии
1. Была ли польза от работы лично вам, другим? Какая?
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
2. Что было главным открытием для вас?
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
3. Что больше всего понравилось?
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
4. Что нужно учесть коучеру на будущее?
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
5. На какую тему предлагаете провести следующий коучинг?
_________________________________________________________
Тема занятия «Как выявлять и развивать одаренных и талантливых учеников в условиях общеобразовательной школы?»Общие цели: углубить знания об одаренности, классификации видов одаренности, характерных особенностях одаренных детей;
формировать психолого-педагогическую готовность учителя к работе с одаренными и талантливыми детьми.
Ожидаемые результаты: узнают о различных приемах технологии критическое обучение, целенаправленное применение различных технологий в процессе обучения.
Результаты обучения: Понимание сути условий, которые необходимо создать для талантливых и одаренных учеников. Понимание того, какие изменения необходимо внести в задания, включающие интеллектуально стимулирующие задания для талантливых и одаренных учеников.
Выявить различные навыки, которые помогут использовать учителю во время работы с детьми разных способностей при выполнении совместных заданий.
Ключевые идеи: Потребности талантливых и одаренных учеников можно удовлетворить посредством создания коллаборативной среды.
Совместная групповая работа может быть использована для критической оценки потенциала талантливых и одаренных учеников.
Задания высокой сложности и интенсивности могут быть применены для критической оценки потенциала талантливых и одаренных учеников.
Подход, основанный на совместной работе Работа в группах
Обсуждение в парах подходов, которые в большей степени развивают одаренных и талантливых учеников
Материалы и оборудование Мультимедийное оборудование, компьтер, интерактивная доска, презентация; ватман для групп, маркеры, клей, стикеры (разных цветов), листочки для выполнения задания, фотоаппарат, видеоролик.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Этапы занятия Время
Действия коуча и действия участников коучинга
Психологический настрой
Коуч предлагает, взяв разноцветные стикеры-цветочки, написать свои пожелания, что они хотели бы узнать, что хотели бы получить от взаимодействия в группе во время коучинг-сессии.
Записав свое мнение, коллеги прикрепляют его в «Корзину пожеланий».
Приветствие 2 мин.
Упражнение “Аплодисменты”.
Коуч хлопает в ладоши и говорит, называя имя: “Я приветствую…”. Тот, кого назвали, встаёт, хлопает следующему. Последний говорит: “Я приветствую всех”. Все аплодируют друг другу стоя, затем встают в круг.
Деление на группы
Коуч пускает по кругу резиночки разного цвета.
Объединяются в группы.
Разминка.
(Налаживание эмоционального настроя, знакомство)
Коуч предлагает всем в своих группах образовать круг и поздороваться как:
европейцы – пожать друг другу руки.
американцы – с улыбкой похлопывать по плечу.
японцы – скрестить руки на груди и склонить голову
африканцы – потереться носами.
казахи – обняться и похлопать друг друга.
Вызов Просмотр видеоролика «Одаренные дети».
После просмотра коуч задает вопрос: «Сформулируйте свою задачу или проблему по данной теме и запишите ее в виде вопроса»
Информация к размышлению.
Рефлексия коллег.
Формулирование темы занятия 1 мин.
- Как бы Вы сформулировали тему нашего занятия? «Как выявлять и развивать одаренность детей в условиях общеобразовательной школы?»
Формулируют тему занятия
Модуль который мы сегодня рассмотрим «Одаренные и талантливые дети».
Экспресс-диагностика 2 мин
СЛАЙД № 8 Экспресс-диагностика «Разбираетесь ли Вы
в проблеме воспитания одарённости»
Мозговой штурм
Незаконченное предложение 5 мин.
Талант – это …
- Способным и талантливым ученикам в учебе …
- Одаренным быть легко, потому что…
- Гениальными становятся ученики, если…
Спикер группы отвечает на вопрос.
Рефлексия 2 мин.
Из ваших слов можно сформулировать вывод словами Артура Шопенгауэра: «Каждый ребенок отчасти гений, а каждый гений отчасти ребенок».
Работа в группах 15 мин.
Элементы человеческого потенциала
Дж. Рензулли (малая модель)
1 группа Прием «Дерево предсказаний».
Одаренность, виды одаренности, достоинства и недостатки различных критериев определения одаренности
Каждый из критериев используется для определения одаренных учащихся. Обсудите в группе достоинства и недостатки каждого критерия и запишите свои мысли в таблицу.
Обсуждение в группе и создание «дерева», из ключевых идей задания. Тема – ствол дерева, веточки – аргументы, обоснование темы, листочки – прогноз.
2 группа Прием «Фишбоун»
1. Проблемы работы с одаренными детьми
3 группа
Сформулируйте принципы обучения одаренных детей и какие условия созданы в нашей школе для развития одаренности
4 группа
Задание. Создайте кластер «Характерные черты одаренного ребенка»
5 группа
Задание. Создайте модель учителя, работающего с одаренными детьми
Физминутка
Защита постеров Защита группами постеров.
Рефлексия Метод «Две звезды, одно предложение» относительно работы другой группы.
Над чем вы задумались, работая над новым заданием?
- К каким выводам вы пришли?
- Какова роль в развитии способностей...?
- Для развития каких навыков вы бы применили такие задания?
Охарактеризуйте вашу деятельность на занятии.
Участники обмениваются мнениями как прошло занятие, что еще они хотели бы узнать.
- На какой теории Кембриджского подхода к процессам преподавания и обучения основывалось наше занятие? (подсказка –конструктивистская теория)
Осмысление по анкете 3 мин. Участники отвечают на вопросы анкеты, одновременно проводят осмысление темы.
Эмоциональная рефлексия 5 мин.
Выскажите свое мнение о проведенной коуч-сесссии. Записав свои пожелания, эмоции на стикерах, прикрепите их к нашим цветочкам.
Эмоциональный, психологический настрой
В.А. Сухомлинский:
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой – они красиво зазвучат».
Коуч заканчивает занятие со словами: “Спасибо за коучинг! Спасибо…”, называет имя участника. Тот, кого назвали, встаёт, называет следующего… Последний участник: “Спасибо всем! До свидания!”. Все аплодируют стоя.
Материал коучинга "Обучение талантливых и одаренных детей" направлен на отработку практических навыков в работе педагога с одаренными детьми. В ходе коучинга педагогам предлагается выполнить разнообразные виды работы, начиная с приветствия — пожелания участникам занятия и настрой на работу, деление на группы — выбор геометрической фигуры с характеристикой типа личности, просмотр видеоролика с целью наблюдения за ребенком, отличающимся от остальных детей в группе, что позволяет определить критерии неповторимости, одаренности, основная работа — анализ предоставленного материала и составление постера, групповое взаимодействие(распределение ролей с помощью жеребьевки), для снятия усталости, эмоционального напряжения, сближения участников занятия и психоэмоциональной разрядки проводится психологическое упражнение "Массажист". Завершающим этапом выступает — защита плакатов, ознакомление с продуктом деятельности, рефлексия занятия.