Коучинг талантливые и одаренные дети. Цель: познакомиться с основными понятиями талантливые и одаренные учащиеся, нацелить на работу на практике с группой учащихся АВ

Коучинг занятие
№ п\пТема занятий « Талантливые и одарённые дети и работа с ними»
1 Общие цели Учитель должен уметь определять по различным критериям талантливых и одарённых детей,владеть стратегиями по организации эффективной работы с одарёнными и талантливыми учениками. уметь создавать необходимые для детей талантливых и одарённых благоприятные условия для обучения.Понимать суть условий,которые необходимо при обучении талантливых и одарённых учеников.
2 Ожидаемый результат Учителя будут принимать во внимание результаты исследований,касающихся талантливых и одарённых учащихся,и размышлять над определением понятий талантливых и одарённых учащихся.
3 Материалы и оборудование Флипчарты,маркеры, стикеры, раздаточный материал.
Ход занятий
Этапы занятий Время Действия преподавателя и действия участников коучинга Орг момент
Создание коллоборативной среды 5мин Приветствие деление на группы стратегия «Конфеты»
Создание психологического настроя участников коучинга.
Таланты трудно распознать, Не всякий может в них поверить. Таланты надо воспитать, Их надо развивать, в них верить. Простую истину признать Сумеет всякий... кто понятлив: Таланты может воспитать Учитель, если сам талантлив
Постановка проблемы 10мин Как понимаете понятия «одарённость»-
«Талантливость» В чём сходство,в чём различие? (составление кластера диаграмма Венна)
Вывод –Каких детей можно назвать одарёнными? А каких талантливыми?
Лекция 7мин Плестись за талантом, если он у тебя есть, мало - надо научиться водить его по путям совершенства
Борис Андреев
Как не согласиться со словами Б.Андреева, на самом деле: мало иметь талант, плестись за ним, необходимо постоянно его совершенствовать.
Что подразумевает под собой понятие «талант»? Талант - определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта. Слово происходит от меры веса «талант». В Новом Завете есть притча о трёх рабах, которым хозяин подарил монету под названием «талант». Один закопал свой талант в землю, второй разменял его, а третий приумножил. Отсюда и три выражения: закопал, разменял и умножил (развил) свой талант. Из Библии слово «талант» распространилось в переносном смысле: как дар Божий, возможность творить, и творить нечто новое, не пренебрегая им.
Все дети талантливы. Каждый человек по-своему одарен. Одаренность – это высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности. Очень сложно угадать тот момент, когда способность готова начать развиваться, и дать в это время ребенку все необходимое для развития. Иногда это удается.
Задание 1 10мин Качества талантливых и одарённых учащихся по мнению учителей из 5стран. Выбрать качества на ваш взгляд наиболее важные для талантливых и одарённых учащихся нашей страны.Какая из категорий больше соответствует учащимся нашей страны.?
Физминутка 3мин Задание 2 10мин Приведите 3 довода в пользу индивидуальной работы с талантливыми и одаренными учащимися

3 Приведите 3 критерий по выявлению талатнтливых и одаренных детей
Видеоролик Задание 3 Итог 5мин Что нам даст работа с одаренными и талантливыми детьми. Вывешивают на дереве добра: желтый лист – «Против», зелеый лист – «За»
Рефлексия обратная связь 5мин Приём «ладошка»
Талантливые
Одарённые
Талантливые
Одарённые
Плестись за талантом, если он у тебя есть, мало - надо научиться водить его по путям совершенства
Борис Андреев
Приведите 3 довода в пользу индивидуальной работы с талантливыми и одаренными учащимися
Приведите 3 довода, препятствующие работе с одаренными и талантливыми детьми
3 Приведите 3 критерий по выявлению талатнтливых и одаренных детей

г. Алматы Турксибский район КГУ ОШ №49

Коучинг для учителей

Учитель математики Штарк М.В./ первый продвинутый уровень/

Занятие Коучинг для учителей Дата занятия 24.08.15.

Тема занятия:

Талантливые и одаренные дети. Изучение модуля для открытия новых возможностей для работы с Т и О учащимися.

Содействие развитию навыков работы с Т и О учащимися

Актуализация представления учителей о работе с одаренными и талантливыми детьми;

Ознакомить с типами одаренности учащихся;

Рассмотреть психологические основы взаимодействия учителя с талантливыми и одарёнными учащимися;

Ожидаемый результат обучения:

Учитель должен:

Уметь выявлять одаренных и талантливых учащихся в своем классе с помощью наблюдения над поведением учащихся в процессе их обучения;

Понимать суть условий, которые необходимо создать для талантливых и одаренных учеников при обучении;

Уметь создавать учебные задания по таксономии Блума (анализ, синтез, оценка для развития мышления высокого уровня.

Методическое руководство для учителя-2012, раздаточные материалы, презентация, видео - ролики.

Ход занятия

Разминка:

Упражнение «знакомство, пожелания друг другу» - 3 минуты

на группы:

Формирование групп по стикерам, на которых изображены листики, бабочки, яблоки (Кому что нравится?) - 2 минуты Повторение правил работы в группе (правила вывешиваются на видном месте).

Ход занятия:

Погружение в тему

Видео – ролик «Одаренные дети».

Задание 1

Участники коучинга получают раздаточный материал для изучения:

Первая группа изучает свой текст. Участники составляют кластера «Образ талантливого и одаренного ребенка. Характеристики обучения, мышления, мотивации к обучению».

Вторая группа изучает свой текст. Участники составляют кластера «Образ талантливого и одаренного ребенка. Характеристики общественного лидерства, самостоятельности».

Третья группа изучает свой текст. Участники составляют кластера «Образ талантливого и одаренного ребенка. Виды одаренности».

Выступая при защите кластера, слушатели приводят свои критерии понимания.

По результатам идет обобщение ответов по следующим вопросам:

Каких детей можно называть одаренными?

Каких учеников нашей школы вы бы отнесли к талантливым?

Групповая

Задание 2 .

Просмотр презентации www.prezentacii.com «Одаренный ребенок. Кто он?»

Просмотрев слайды и дав определение одарённому ребёнку, сформулируйте определение каждого из типа одарённости.

1-ая группа – дать определение художественной и музыкальной одарённости;

2-ая группа – дать определение социальной и психомоторной одарённости;

3-ая группа – дать определение интеллектуальной и академической одарённости.

Составить образ ученика проявляющего способности в определённой сфере на уроке (на примере ученика из реального класса нашей школы)

Индивидуальная работа

Задание 3

«Определение психологических основ взаимодействия учителя со способными и одарёнными учащимися»

Прочитайте описание педагогической ситуации и дайте оценку организации процесса обучения отражённого в ситуации.

Ситуация «Красные кони на синей траве»/приложение 1.

Обсуждение ситуацию:

1. Прокомментируйте деятельность учителя в соответствии с темой занятия.

2. Составьте образ ученика.

3. Предложите свой вариант выхода из сложившейся ситуации.

Заслушиваются результаты работы, подводится итог.

Домашнее задание

Составьте задания, превышающие базовый уровень навыков мышления (по таксономии Блума) и включающие деятельность, требующую навыков высокого мышления - анализа, синтеза

Рефлексия:

Видео – ролик «Самые одаренные люди на земле»

/ очень позитивный/

Лист рефлексии/приложение 4/:

Была ли польза от работы лично вам, другим?

Заполнить листочками стикерами «+», «-»

Презентация, маркеры, постеры, стикеры

Распечатанный раздаточный материал из Руководства для учителя, интернета.

Приложение 1

Прочитайте описание педагогической ситуации и дайте оценку организации процесса обучения отражённого в ситуации.

Ситуация «Красные кони на синей траве».

Внук пришёл из школы грустный, задумчивый.- Что случилось?- спрашиваю. Передёрнул плечами.- Неужели двойку получил?- Вздыхает, не глядя на меня, говорит: - Дед, а дед. А какие кони бывают? Ну, какого цвета? - А причём тут кони?-Ну, какого?- Гнедой, значит, масти…-А что такое масть?-Это цвет шерсти. Гнедая лошадь – красновато-рыжая. Ещё есть буланая – светло-жёлтого цвета.-Скажи, дед, а красные лошади бывают. Вот трава синяя бывает. Я сам видел. В деревне. Ещё белый дым над ней плыл.-Ты хочешь сказать – туман?-Пускай туман. Понимаешь, под таким дымом трава синей бывает. Вот я и нарисовал красных-красных коней и синюю-синюю траву, на которой они паслись. А она…она…-Кто это «она».-Учительница. Говорит, так не бывает. Говорит, кони бывают рыжие, серые, чёрные. А трава- зелёная. Но я же видел, понимаешь, видел…Я не знал, как реагировать, ведь сказала учительница, а её слово должно быть авторитетным.-Хорошо, хорошо… Разберёмся. А из головы не выходило: «Красные кони… красные кони». Как у Петрова-Водкина – «Купание красного коня».Конечно, внук-второклассник этого художника ещё не знает. Но он видел своё и нарисовал как умел, как чувствовал. И хорошо, что мир для него так многокрасочен, что у мальчика своё собственное восприятие жизни. Ведь это по – моему, всем ясно. Но я всё же решил сходить в школу. Нет, не из-за двойки. Надо ведь когда-нибудь познакомиться с учительницей внука поговорить с ней. Короче, отправился в школу. Как раз началась большая перемена. Заглянул в класс. Учеников не было. Две молодые женщины, несомненно, учительницы, примеряли свитер. На меня не обратили внимания. Я вежливо кашлянул. Никакой реакции. Вышел, прикрыл дверь. Немного походил. Снова заглянул в класс.-Вам кого, мужчина? – с досадой и вызовом спросила одна из женщин. Я отрекомендовался, сказал, что мне нужна учительница внука Андрейки.-Это я, - не мигая сказала учительница и зачастила:- Мальчик – ничего, способный, успевает не плохо. Правда, много мух в голове.-Что? Каких мух? –не понял я.- Обыкновенных, - снимая, свитер сказала учительница.- Нарисовал, например, зачем –то красных лошадей. Разве такие бывают? Или синяя трава!.. Бред какой-то. Ведь трава всегда зелёная. Я ему двойку поставила.-Но, позвольте… Помните, «Купание красно коня» у Петрова-Водкина…-Ничего не помню. Небось какой-то авангардист… Сколько их сейчас развелось!-Но ведь это большой мастер. К тому же он давно умер.-Тем более срисовывать не позволено. Нужно самому, как оно в жизни есть.Разговор становился бессмысленным. Вторая учительница давно ушла. В класс стали заглядывать ученики. Прозвенел звонок.-Хорошо. Значит, солнце - жёлтое, снег – белый, небо – голубое…- А как иначе? – округлив глаза, недоумённо смотрела на меня учительница. – Как?.. Я не ответил. Попрощался. Мне было её жаль. Но больше жаль второклашек, которых она учила.

Приложение 2

Используемая литература:

Программа курсов повышения квалификации педагогических работников республики Казахстан АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012 г
2. Руководство для учителя, стр. 197-205, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012г

3. URL: www.prezentacii.com «Одаренный ребенок. Кто он?»

Приложение 3

Видео – ролики: «Одаренные дети», «Самые одаренные люди на земле».

Приложение 4

Лист рефлексии

1. Была ли польза от работы лично вам, другим? Какая?

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

2. Что было главным открытием для вас?

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

3. Что больше всего понравилось?

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

4. Что нужно учесть коучеру на будущее?

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

5. На какую тему предлагаете провести следующий коучинг?

_________________________________________________________

Тема занятия «Как выявлять и развивать одаренных и талантливых учеников в условиях общеобразовательной школы?»

Общие цели: углубить знания об одаренности, классификации видов одаренности, характерных особенностях одаренных детей;
формировать психолого-педагогическую готовность учителя к работе с одаренными и талантливыми детьми.
Ожидаемые результаты: узнают о различных приемах технологии критическое обучение, целенаправленное применение различных технологий в процессе обучения.
Результаты обучения: Понимание сути условий, которые необходимо создать для талантливых и одаренных учеников. Понимание того, какие изменения необходимо внести в задания, включающие интеллектуально стимулирующие задания для талантливых и одаренных учеников.
Выявить различные навыки, которые помогут использовать учителю во время работы с детьми разных способностей при выполнении совместных заданий.
Ключевые идеи: Потребности талантливых и одаренных учеников можно удовлетворить посредством создания коллаборативной среды.
Совместная групповая работа может быть использована для критической оценки потенциала талантливых и одаренных учеников.
Задания высокой сложности и интенсивности могут быть применены для критической оценки потенциала талантливых и одаренных учеников.

Подход, основанный на совместной работе Работа в группах
Обсуждение в парах подходов, которые в большей степени развивают одаренных и талантливых учеников
Материалы и оборудование Мультимедийное оборудование, компьтер, интерактивная доска, презентация; ватман для групп, маркеры, клей, стикеры (разных цветов), листочки для выполнения задания, фотоаппарат, видеоролик.

ХОД ЗАНЯТИЯ
Этапы занятия Время
Действия коуча и действия участников коучинга
Психологический настрой
Коуч предлагает, взяв разноцветные стикеры-цветочки, написать свои пожелания, что они хотели бы узнать, что хотели бы получить от взаимодействия в группе во время коучинг-сессии.
Записав свое мнение, коллеги прикрепляют его в «Корзину пожеланий».
Приветствие 2 мин.
Упражнение “Аплодисменты”.
Коуч хлопает в ладоши и говорит, называя имя: “Я приветствую…”. Тот, кого назвали, встаёт, хлопает следующему. Последний говорит: “Я приветствую всех”. Все аплодируют друг другу стоя, затем встают в круг.
Деление на группы
Коуч пускает по кругу резиночки разного цвета.
Объединяются в группы.
Разминка.
(Налаживание эмоционального настроя, знакомство)

Коуч предлагает всем в своих группах образовать круг и поздороваться как:
европейцы – пожать друг другу руки.
американцы – с улыбкой похлопывать по плечу.
японцы – скрестить руки на груди и склонить голову
африканцы – потереться носами.
казахи – обняться и похлопать друг друга.
Вызов Просмотр видеоролика «Одаренные дети».
После просмотра коуч задает вопрос: «Сформулируйте свою задачу или проблему по данной теме и запишите ее в виде вопроса»
Информация к размышлению.
Рефлексия коллег.
Формулирование темы занятия 1 мин.
- Как бы Вы сформулировали тему нашего занятия? «Как выявлять и развивать одаренность детей в условиях общеобразовательной школы?»
Формулируют тему занятия
Модуль который мы сегодня рассмотрим «Одаренные и талантливые дети».
Экспресс-диагностика 2 мин
СЛАЙД № 8 Экспресс-диагностика «Разбираетесь ли Вы
в проблеме воспитания одарённости»
Мозговой штурм
Незаконченное предложение 5 мин.

Талант – это …
- Способным и талантливым ученикам в учебе …
- Одаренным быть легко, потому что…
- Гениальными становятся ученики, если…
Спикер группы отвечает на вопрос.
Рефлексия 2 мин.

Из ваших слов можно сформулировать вывод словами Артура Шопенгауэра: «Каждый ребенок отчасти гений, а каждый гений отчасти ребенок».
Работа в группах 15 мин.

Элементы человеческого потенциала
Дж. Рензулли (малая модель)
1 группа Прием «Дерево предсказаний».
Одаренность, виды одаренности, достоинства и недостатки различных критериев определения одаренности
Каждый из критериев используется для определения одаренных учащихся. Обсудите в группе достоинства и недостатки каждого критерия и запишите свои мысли в таблицу.
Обсуждение в группе и создание «дерева», из ключевых идей задания. Тема – ствол дерева, веточки – аргументы, обоснование темы, листочки – прогноз.

2 группа Прием «Фишбоун»
1. Проблемы работы с одаренными детьми
3 группа
Сформулируйте принципы обучения одаренных детей и какие условия созданы в нашей школе для развития одаренности

4 группа
Задание. Создайте кластер «Характерные черты одаренного ребенка»

5 группа
Задание. Создайте модель учителя, работающего с одаренными детьми
Физминутка
Защита постеров Защита группами постеров.
Рефлексия Метод «Две звезды, одно предложение» относительно работы другой группы.

Над чем вы задумались, работая над новым заданием?
- К каким выводам вы пришли?
- Какова роль в развитии способностей...?
- Для развития каких навыков вы бы применили такие задания?

Охарактеризуйте вашу деятельность на занятии.
Участники обмениваются мнениями как прошло занятие, что еще они хотели бы узнать.
- На какой теории Кембриджского подхода к процессам преподавания и обучения основывалось наше занятие? (подсказка –конструктивистская теория)
Осмысление по анкете 3 мин. Участники отвечают на вопросы анкеты, одновременно проводят осмысление темы.
Эмоциональная рефлексия 5 мин.

Выскажите свое мнение о проведенной коуч-сесссии. Записав свои пожелания, эмоции на стикерах, прикрепите их к нашим цветочкам.
Эмоциональный, психологический настрой
В.А. Сухомлинский:
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой – они красиво зазвучат».
Коуч заканчивает занятие со словами: “Спасибо за коучинг! Спасибо…”, называет имя участника. Тот, кого назвали, встаёт, называет следующего… Последний участник: “Спасибо всем! До свидания!”. Все аплодируют стоя.

Материал коучинга "Обучение талантливых и одаренных детей" направлен на отработку практических навыков в работе педагога с одаренными детьми. В ходе коучинга педагогам предлагается выполнить разнообразные виды работы, начиная с приветствия — пожелания участникам занятия и настрой на работу, деление на группы — выбор геометрической фигуры с характеристикой типа личности, просмотр видеоролика с целью наблюдения за ребенком, отличающимся от остальных детей в группе, что позволяет определить критерии неповторимости, одаренности, основная работа — анализ предоставленного материала и составление постера, групповое взаимодействие(распределение ролей с помощью жеребьевки), для снятия усталости, эмоционального напряжения, сближения участников занятия и психоэмоциональной разрядки проводится психологическое упражнение "Массажист". Завершающим этапом выступает — защита плакатов, ознакомление с продуктом деятельности, рефлексия занятия.

Читайте также: