Что понравилось в басне слон и моська. Конспект урока литературного чтения И.А

Кто такие Слон и Моська, знает, пожалуй, каждый, и взрослый, и ребенок, ведь герои известной басни Крылова уже давно перешли в разряд нарицательных имен. Чем же они заслужили такую славу? – читайте в басне «Слон и Моська».

Басня «Слон и Моська»

По улицам Слона водили,
Как видно, напоказ.
Известно, что Слоны в диковинку у нас,
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться;
Ну так и лезет в драку с ним.
«Соседка, перестань срамиться, –
Ей Шавка говорит, – тебе ли со Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
Вперед
И лаю твоего совсем не примечает. –
«Эх, эх! – ей Моська отвечает, –
Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
«Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!»

Мораль басни Крылова «Слон и Моська»

  • кто бы не встречался вам на жизненном пути и что бы он не говорил, не обращайте на них своего внимания, а просто идите своей дорогой (как слон);
  • стремясь поднять свой авторитет в глазах окружающих, выбирайте равного себе оппонента, иначе в серьез вас просто никто не воспримет (как Моську).

Анализ басни «Слон и Моська»

В басне «Слон и Моська» есть два противоположных друг другу (по размеру, воспитанию, уму) главных персонажа.

Первый из них – это Слон, важный, величественный, авторитетный. Он просто идет своей дорогой и не обращает внимание на того, кто лает на него снизу. И этим он сохраняет свое достоинство и важность.

Второй персонаж – небольшая собачка Моська, которая заметив Слона, начала всячески привлекать к себе внимание: гавкать, рваться, визжать. Но внимание она хочет привлечь не того, с кем задирается, а окружающих его людей и животных, так как, по ее мнению, такое поведение выставляет ее очень смелой и сильной. Только вот окружающие не глупы, поэтому поведение Моськи вызывает у них не уважение, а насмешки.

Крылатые выражения из басни «Слон и Моська»

  • «Без драки … попасть в большие забияки» – трактуется в басне «Слон и Моська», как заслужить репутацию смельчака ничего для этого не предпринимая, в силу стечения определенных обстоятельств.
  • «По улицам слона водили» – вне контекста используется в значении «показывали что-то необычное, диковинное».
  • «Знать, она сильна, что лает на Слона» – сегодня стало идиомой «грозить негромко, трусливо, исподтишка».

Год написания: 1808

Жанр произведения: басня

Главные герои: Слон - зверь, Моська - собака-мопс, Шавка - другая собака.

Сюжет

По улицам города решили провести Слона. Тропическое животное привлекло внимание большинства жителей. Многим хотелось увидеть Слона. Толпы ходили за ним. На встречу ему вышла собака-мопс Моська. Имела серьезные намерения - вступить в поединок. Она лаяла и бросилась на Слона. Рядом стояла Шавка, и сказала Моське, что стыдно так себя вести. Её вызов Слон проигнорировал. Он равнодушно идет вперед. Победу Моська одержать не сможет. Моська возразила. Ей нужна не драка, а нужна слава. Без боя она может стать «большой забиякой». О её силе и бесстрашии будут говорить собаки.

Вывод (мое мнение)

Крылов обличает тех людей которые получают славу за имитацию бурной деятельности. Мосек полно среди людей. У Слона можно поучиться не обращать внимание на низких людей, пытающихся чем-то выделиться. Нужно идти вперед, не замечая тех, кто ставит палки в колеса.

Разделы: Начальная школа

Цель урока: знакомство с произведением И.А.Крылова «Слон и Моська», определение морали басни.

Задачи урока:

  1. Систематизировать знания обучающихся о творчестве И.А.Крылова, об особенностях басенного жанра.
  2. Обеспечить в ходе урока закрепление понятий «басня», «иносказание», «мораль», «крылатые выражения»
  3. Учить работать с содержанием басни (характеристика героев, нахождение образного выражения, чтение отрывка к иллюстрированному фрагменту басни).
  4. Развивать умение выразительно читать басню, логично излагать мысли и обосновывать своё суждение, находить значение слов по толковому словарю, пополнять словарный запас обучающихся, расширить круг читаемых басен.
  5. Воспитывать положительные моральные качества.

Оборудование:

  • учебник Л.Ф. Климанова, Л.А.Виноградская «Литературное чтение 3 класс» (Перспектива);
  • компьютер, мультимедиапроектор, проекционный экран, презентация;
  • иллюстрации к фрагментам басни, карточки для самостоятельной работы;
  • аудиозапись басни в исполнении И.Ильинского.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

Послушайте отрывок стихотворения П.Вяземского и скажите, кому оно посвящено.

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль,
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят:
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.

О ком пишет поэт?

Да, это Иван Андреевич Крылов. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с этим удивительным человеком, жившем в 19 веке, и его произведениями.

1) Систематизация знаний о биографии, творчестве баснописца.

Давайте перелистаем страницы биографии Крылова. Нам поможет

Есть ли интересные дополнения о баснописце?

2) Викторина по изученным басням.

Нам знакомы несколько произведений Крылова. Вспомним их, а помогут в этом ребята второй группы. Они проведут викторину «Угадай!»

  1. Назовите имя первого баснописца. Где он жил? А кто из современных писателей сочинял басни?
  2. Героиня какой басни так и не нашла нужное применение очкам (рисунок к басне)? Напомните нам мораль этой басни.
  3. Из какой басни эти строки:
    «До того ль, голубчик было?
    В мягких муравах у нас
    Песни, резвость всякий час,
    Так, что голову вскружило…» (рисунок).
  4. Что посоветовал Муравей Стрекозе?
  5. В какой басне герой пятился назад (рисунок)?
  6. А почему воз остался на месте?
  7. Прочитайте отрывок к этому рисунку (из басни «Ворона и Лисица»).
  8. Какова мораль басни «Ворона и Лисица»?

Молодцы, ребята! Спасибо за интересную викторину и за знание басен.

3) Повторение о басенном жанре.

К какому литературному жанру мы относим произведения Крылова?

Напомните, что такое басня?

Давайте прочитаем по толковому словарю значение словосочетания «нравоучительный рассказ».

Как вы думаете, важно ли соблюдать нравственные правила?

Что такое мораль басни? (это вывод или поучение, это главная мысль басни)

И.А.Крылов жил в 19 веке, а мы живём в 21 веке, почему же мы до сих пор читаем, заучиваем его басни, почему они актуальны в наши дни? (Людские пороки, как ложь, глупость, жадность, хитрость, лесть, есть и в настоящее время и в наши дни высмеиваются; а такие качества, как доброта, правдивость, храбрость, трудолюбие одобряются. Высмеиваются и одобряются качества и характеры людей.)

А в баснях образы людей каким образом созданы? Как называется такой приём в литературе? (Иносказание.)

III. Физкультурная минутка (фоновая музыка).

По классу развешаны рисунки героев басен Крылова. По заданию учителя ищут глазами названного персонажа.

Тихонько встаньте. Внимательно слушайте меня.

Повернитесь направо и отыщите глазами изображение героини, любившей очки.

Станьте прямо и найдите, не поворачивая головы, в верхнем правом углу лисицу.

Повернитесь налево и отыщите глазками героев, которые так и не сумели сдвинуть воз.

Станьте прямо и найдите глазами героиню, потерявшую по своей глупости сыр.

А сейчас отыщите глазками героев басни «Стрекоза и муравей»

Молодцы, были очень внимательны. Я думаю, что вы готовы к восприятию нового произведения Ивана Андреевича.

IV. Постановка проблемной задачи урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с басней И.А.Крылова «Слон и Моська» и новыми персонажами, постараемся выявить мораль произведения и подумаем, актуальна ли басня в наши дни?

V. Работа над басней.

1) Прогнозирование содержания.

Как вы думаете, о ком эта басня?

Каким вы представляете себе Слона (прикрепить на динамическую картину изображение Слона)?

А кто по-вашему Моська? Какой она вам видится (прикрепить изображение Моськи)?

Обратимся к составу слова Моська. Какая часть слова указывает на маленький размер собаки? (Уменьшительно-ласкательный суффикс –к-.)

Прочитаем по толковому словарю значение слова Моська.

2) Самостоятельное чтение басни.

Прочитайте басню, применяя технику жужжащего чтения.

Оправдались ли ваши предположения о героях басни.

3) Словарная работа.

Встретились ли вам незнакомые слова?

Объясните значения данных слов (Приложение 2).

Зеваки – тот, кто слоняется по улицам без дела.

Напоказ – обратить внимание для вида.

Забияка – человек, который любит затевать ссоры.

Отколе – откуда.

Шавка – непородистая собака, уличная или дворовая.

Диковинка – странная, удивительная вещь или явление.

4) Работа над содержанием басни.

Повторное чтение басни отдельными учениками.

а) Беседа.

Каким художник рисует Слона? Найдите в тексте слова, которые позволяют понять характер Слона.

Найдите слова-действия, показывающие поведение Моськи. Как они характеризуют героиню?

Какое действие наиболее ярко подчёркивает поведение Моськи? Как понимаете выражение «ну на него метаться»?

Заметил ли Слон, что у его ног какая-то собачонка?

Можно ли сказать, что в басне главные герои противопоставлены друг другу? Какими качествами обладает каждый их них?

Выполните небольшую самостоятельную работу по карточкам.

Карточка: подчеркни слова, которые характеризуют героя.

Разъярённый, большой, выдержанный, маленький, спокойный, злой, глупый, хороший, вредный, важный, умный, незначительный, добрый, слабый, задиристый, сильный.

Задание: первый вариант подчёркивает слова, которые характеризуют Слона, второй – Моську.

Проверка: отдельные ученики, а затем самопроверка по таблице на доске.

Как называются такие слова?

б) Работа над образными выражениями.

Отыщите в тексте образные выражения, соответствующие данным словосочетаниям (Приложение 3):

  1. 1. Показывали на улице людям. (Водили напоказ.)
  2. 2. Невидаль, редкость. (В диковинку у нас.)
  3. 3. Ходили группы любопытных, бесцельно глядящих по сторонам. (Толпы зевак ходили.)
  4. 4. Откуда-то внезапно вдруг появиться. (Отколе ни возьмись.)
  5. 5. Перестань себя позорить. (Перестань срамиться.)
  6. 6. Придаёт смелости. (Вот то-то мне и духу придаёт.)

в) Выборочное чтение.

Прочитайте фрагменты текста или строки, которые подходят к иллюстрациям (иллюстрации прикреплены на обратной стороне доски вразнобой).

Восстановите последовательность событий басни.

Что Моське посоветовала Шавка? За что она осуждает Моську?

Прочитайте, для чего Моська напала на Слона.

Почему Моська уверена, что может прослыть сильной совсем без драки?

А как вы относитесь к Моське?

Что Крылов высмеивает в басне? (Моська хвастается, хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится даже Слона. Она понимает, что не представляет для Слона никакой опасности и он не будет с ней сражаться, но ей так хочется показать себя и выделиться среди других.)

Да, Моська – хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы её боялись, считали очень сильной и задиристой. Ей хочется привлечь к себе внимание.

В каких строках, ставшими крылатыми, выражена мораль басни? А можно сказать, что мораль басни высказана через описание героев?

А можно ли с подобными «Моськами» встретиться в реальной жизни?

5) Чтение мастером художественного слова.

Сядьте поудобнее, закройте глазки и внимательно послушайте басню в исполнении великого русского актёра Игоря Ильинского – мастера художественного слова. Послушайте внимательно, с одинаковой ли интонацией будет прочитана басня актёром. (Звучит запись басни.)

Заметили разницу при чтении своём и мастером слова?

6) Чтение по ролям.

Постарайтесь при чтении соблюдать правильную интонацию.

(Слушание детей. Оценивание.)

VI. Итог урока.

Актуальна ли басня Крылова «Слон и Моська» в наши дни? Почему так думаете?

Какова же мораль басни?

Когда в жизни можно употребить слова «Ай, Моська, знать она сильна, что лает на Слона»? (Когда человек берётся за дело, которое ему не под силу. Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет.)

VII. Рефлексия.

У вас на столах лежат домики двух цветов. Выберите тот, который соответствует вашему настроению по уроку (жёлтый – радостное, весёлое, синий – грустное, печальное) и напишите на нём, какой нравственный урок извлекли для себя из басни. Затем прикрепите на динамической картине.

Что вам напоминает получившийся рисунок?

Все ли соответствует содержанию басни (добавить Шавку, убрать Тигра)?

VIII. Домашнее задание.

Выберите для себя задание:

а) выучить басню, нарисовать иллюстрацию;
б) выразительно читать басню; составить вопросы к басне;
в) выразительно читать, составить кроссворд по басне.

Басни любят слушать дети, а взрослые видят в них скрытый смысл и "двойное дно". Малыши воспринимают их как сказки, ведь главными героями произведения являются звери, птицы, насекомые. Написаны они в стихотворной форме, но легко воспринимаются, так как язык образный и доступный. Басни отличаются сатирической направленностью. Также обязательной частью является мораль - это определенный вывод, к которому приходит баснописец. Иногда он его прямо озвучивает в конце произведения, а порой читатель к нему должен прийти сам. Интересной и любимой многими является и басня Крылова "Слон и Моська".

Из истории

Появились басни довольно давно. Древние греки читали Эзопа, французы - Лафонтена. В России его басни пересказал и изложил собственным языком Крылов, который стал самым известным русским баснописцем.

Любимая басня Крылова

"Слон и Моська" - одно из наиболее известных произведений, написанных в данном жанре. В имеется два основных персонажа. Пассивный - это Слон. Он необычен для данной местности, поэтому в то время, когда его водят по улицам, собираются толпы желающих посмотреть на него. Активна собака Моська. Она всеми возможными способами пытается привлечь внимание Слона и окружающих. Для этого Моська лает, визжит и рвется вперед. Казалось бы, своей цели она не достигает, так как Слон совсем не обращает на нее внимания, а продолжает идти вперед. Басня Крылова "Слон и Моська" показывает, что по-настоящему великому человеку все равно, какое мнение сложилось о нем у ничего не значащих для него людей. Хула либо виляние хвостом - ему нет никакого дела до них. Однако поведение Моськи заметила ее соседка Шавка. Она предлагает своей знакомой перестать срамиться, ведь ее действия ни к чему не привели. На это Моська отвечает, что та совсем не поняла ее замысла. Она вовсе и не собирается вступать в открытый конфликт со Слоном. Напротив, ей нравится, что не участвуя в драке, она сможет создать о себе мнение как о большой забияке.

И.А. Крылов. "Слон и Моська". Анализ морали

В этой басне нет отдельного абзаца, где был бы сделан вывод. Поэтому здесь нет однозначной морали. Одни считают Моську отрицательным персонажем, который рекламирует себя, не имея на то никаких оснований. Разговаривая со своей соседкой Шавкой, она объясняет, что хотя она и пристает к Слону, но вовсе не его мнение ей важно. Он - лишь способ показать свою силу и храбрость. Именно к таким выводам должны прийти окружающие, наблюдающие эту сцену. Моська ведет себя как стратег, умеющий достичь поставленных целей хитростью и обходными путями. Другие считают, что басня Крылова "Слон и Моська"

указывает, насколько жалко и нелепо выглядят усилия маленькой собачки, пытающейся привлечь к себе внимание важного и великого зверя. В то же время насколько глупо ее окружение, если они принимают хитрость Моськи за храбрость и смелость! Другие люди полагают, что в басне нет скрытого смысла, и маленькая Моська, лающая на самого Слона, действительно сильна. Ее действия оценят те, для которых важнее, как они выглядят со стороны, чем то, каковы они на самом деле. Басня "Слон и Моська", текст которой весьма двусмысленный, стала еще и цитируемым произведением. Последние строчки превратились в поговорку. Так часто говорят о мелких политиках, громогласно критикующих великих, зная, что те не станут с ними связываться.

Прочитав данную басню каждый задумается - что именно хотел сказать автор своим читателям?


Анализ басни Слон и Моська

Басня о том, как по городу водили Слона на которого ни с того ни с сего накинулась крошечная собака. Здесь можно видеть о взаимодействии двоих миров - высшего и низшего. Лая на Слона Моська надеялась на то, что ее заметят другие собаки и начнут ее возвышать. Стоило бы прислушаться к словам собаки, которая советует ей не позорится, но авторитет важнее.
Нужно заметить, что в этой байке присутствует 3 участника:

  • Моська(главный герой);
  • Слон(которому не давали имени, что бы отвести его на второй план);
  • Шавка(еще одна собака).

Моська олицетворяет очень слабого человека, который жаждет внимания и хочет добиться его любым способом. Такой человек знает кого выбрать себе в напарники, в нашем случае им стал Слон. Не зря Крылов выбрал именно это животное, так как это одно из самых больших, важных и величайших зверей на планете. Умные люди, достигшие в этой жизни чего-либо, не будут обращать внимания на каких-то мелких дворняг, что Моськам идет на руку. Только бесхарактерные зарабатывают дешевый авторитет на таких людях как Слон. Шавка же играет роль советчика, которая хочет чтобы Моська прислушалась к ее советам, но та стоит на своем и не хочет упускать шанс подрать горло на великана.


Мораль басни Слон и Моська

Сколько людей - столько и мнений по поводу этого рассказа. Некоторые ищут смысл в последних словах: ”знать, она сильна, что лает на Слона”. Другие любят искать смысл поглубже. Какой бы не был спектакль, умная публика поймет, что все эти пустые звуки только ради бессмысленной славы и мнимого уважения. Огорчает то, что многие пользуются этим положением, тем самым привлекая к себе внимания таких же как они. Стоит только показать свое бесстрашие и толпа поклонников бежит тебе навстречу. Был бы это не Слон, а любой другой персонаж, который в силе дать отпор, то Моська сбежала бы с позором поджав хвост. Со стороны разумного человека это выглядит настолько смешно и низко, что самому становится стыдно за поступки такой особы. В двух словах можно сказать, что мораль этой басни такова: достаточно чтобы люди думали что ты ничего не боишься, хотя в душе ты трусливый заяц.
К сожалению, в нашем мире много кто живет таким правилом и этим способом завоевывает авторитет. И очень сильно хочется что бы в нашем окружении было поменьше подобных Мосек, а побольше желания добиваться каких либо успехов без лишнего шума.

Читайте также: