Разработка методического семинара "современное учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей". Семинар для педагогов дополнительного образования "современные подходы к организации учебного процесса" Темы семинаров методистов для педагогов

муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

«Центр развития и творчества»

муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области

Сценарий

проведения семинара – практикума

для педагогов дополнительного образования

«Современные подходы, принципы и формы планирования

и организации работы с родителями и общественностью

в дополнительном образовании »

методист МКУ ДО «ЦРТ»

Волкова Валентина Васильевна.

Нея, 2018

Семинар-практикум для педагогов « »,

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями обучающихся

Задачи:

уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.

повысить профессиональную компетентность педагогов по организации новых форм взаимодействия с родителями;

активизировать педагогическое мышление ПДО как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в УДО, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности;

поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.

Материал: сердечки, дерево с листочками, клей, карточки с названиями животных, таблицы с формами работы.

Ход семинара:

I. Вступительная часть. Создание позитивной атмосферы.

Тема семинара-практикума «« «Современные подходы, принципы и формы планирования и организации работы с родителями и общественностью в дополнительном образовании » . Сегодня пойдет речь о том, как эти встречи сделать интересными. А проведем наш семинар в форме тренинга, как одной из инновационных форм работы.

Девизом, послужит высказывание Конфуция: "Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать - и я пойму. " Мы будем сегодня играть, и разговаривать!

Любое мероприятие начинается с организационного момента или «знакомства». Я вам предложу несколько вариантов. Можно использовать в работе с родителями:

Упражнение «Волшебный клубок», (клубок) называя свое имя, (имя ребенка,) рассказывает какую-то информацию о себе; А начну я. Пока вы немного соберете свои мысли.

Мы сегодня знакомимся так. А можно и так (Упражнение «Разноцветные колпачки», (коктейльные трубочки, колпачки) передвигаясь по залу, группе знакомиться друг с другом;

(Упражнение «Сердечки» (Коробочка, сердечки)

Я вам предлагаю взять одно, два или несколько сердечек из нашей коробочки. В зависимости от того сколько у вас сердечек, расскажите о себе несколько фактов (рассказы воспитателей).

(Упражнение «Идеальное общение» (пары названий животных)

Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано «слон». Прочитайте название так, чтобы надпись видели только вы, карточку можно убрать.

Задача каждого найти свою пару, при этом можно использовать любые выразительные средства, нельзя только говорить и издавать звуки характерные для вашего животного. Когда вы найдете пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда у нас будут все пары образованы, мы посмотрим, что у нас получилось.)

Это упражнение можно провести с родителями, обычно проходит оно весело, в результате у участников группы повышается настроение, снижается усталость. Особенно, если не все родители знакомы друг с другом.

Продолжаем: Сейчас встанут те, кто любит читать книги. А теперь поднимут руки те у кого есть кот или кошка. Попрыгают на левой ноге те, у кого есть бусы. Те, кто любит мороженое, попрыгают на правой ноге… У кого есть сестренка, обнимут себя. У кого есть брат, похлопают в ладоши. Те, кто ел сегодня кашу, погладят себя по голове…

Отлично. Сняли немного напряжение, и продолжаем.

Педагоги присаживаются.

II. Теоретическая часть.

Во все времена существования общеобразовательных учреждений, поднимался и поднимается вопрос о работе с родителями, привлечение их к сотрудничеству во всех областях как воспитательных, так и образовательных. Наравне с традиционными формами работы мы чаще слышим инновационные, нетрадиционные. Сегодня мы с вами попробуем с ними разобраться.

Но сначала послушаем наших педагогов. Они поделятся опытом работы, мы узнаем их опыт работы с родителями.

(выступают ПДО, методисты)

Круглый стол для ПДО «Инновационные формы работы с родителями: мостик общения»

А сейчас упражнение:

Упражнение «Найди определение»

На одном столе лежат формулировки форм работы, на втором – приблизительные их определения: найдите правильное определение к формам работы.

Круглый стол - это форма организации обсуждения темы, в которой изначально заложены несколько точек зрения.

Родительское собрание – это совместное присутствие группы людей в определённом месте для обсуждения разных тем или решения определённых проблем.

Родительский ринг - одна из дискуссионных форм общения родителей, возможность обсудить различные ситуации в воспитании, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, познакомиться с различными точками зрения родителей на ту или иную предложенную для обсуждения проблему воспитания детей. В ходе проведения по одному и тому же вопросу ведут полемику две и более семей. У них могут быть разные позиции, разные мнения.

Родительская конференция - одна из форм просвещения родителей, которая расширяет, углубляет и закрепляет знания родителей о воспитании детей.

Родительский тренинг – это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить своё взаимодействие с собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребёнка.

Родительский клуб - это еженедельные встречи с мамами и папами для повышения их родительской компетентности в вопросах воспитания и домашней коррекции.

Семейные клубы – это неформальные объединения родителей, созданные для решения практических задач воспитания. Обычно они организуются группой энтузиастов: педагогов и родителей. Деятельность семейных клубов основана на добровольных началах.

Семейная гостиная – это альтернатива родительскому собранию, в которой педагогические задачи решаются в форме свободного общения семей воспитанников и педагогов. Сюда можно включить чаепитие.

Мастер-класс для родителей – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.

Посещение семьи – эта форма работы позволяет педагогу познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме.

Папки-передвижки - в них подбирается тематический материал с иллюстрациями и практическими рекомендациями; он систематически пополняется и заменяются новыми.

Индивидуальные беседы - родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях, которые порой могут быть в семье, о беспокойстве, которое вызывает поведение ребенка, об успехах малыша.

День открытых дверей - мероприятие, призванное познакомить родителей с жизнью детей.

Это только малая часть инновационных форм работы, которые можно использовать, попробуем пополнить недостающими формами.

Но для начала ном нужно разделиться на подгруппы, какие варианты можно использовать? (ответы участников семинара)

Игра «Мозаика», сложить картинку.

«Лидеры», которые, набирают себе группу.

«Разведчики. Стрельба глазами». Участники встают в круг, опускают глаза. По команде учителя дети поднимают глаза, ища свою пару. Если глаза встретились, то образовалась пара, она выходит из круга.

Внешние признаки: цвет одежды, рюкзаков, наличие галстуков, часов, заколок, украшений и проч.

Игра «Один, два, три» под музыку передвигаются по залу, ведущий говорит «три» - участники нашли разгруппировались по три человека и т. д.

Игра «Капля, река, море»

Цель: эмоциональная разрядка, разделение на пары, тройки, пятерки. Объединение трех «пятерок» в два круга. (2-3 мин)

Инструкция: «Представьте, что мы капли. Хаотично движемся по залу в любом направлении. По сигналу «Река!» берем за руку рядом стоящего товарища, «Море» все беремся за руки».

Работы в подгруппах:

Упражнение «Карусель»

Мы с вами остановились на формах работы. На команды разделились, выполняем упражнение «Карусель». Ваша подгруппа, в таблицу записывает

информационно-аналитические формы работы;

досуговые;

познавательные;

наглядно-информационные.

На выполнение дается 1 минута, далее меняемся, пока все подгруппы не заполнят таблицы.

Теперь зачитываем.

Информационно-аналитические – направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми: (опрос; тесты; анкетирование; заполнение социального паспорта; почтовый ящик доверия; интервью с родителями; посещение обучающихся на дому; ознакомление родителей с документацией по объединению, с уставом и др. документами ОУ)

Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки - призваны установить теплые, неформальные, доверительные отношения, эмоциональные контакты между педагогами и родителями, и между родителями и детьми. (семейные театры, концерты, игры, конкурсы; спортивные досуговые мероприятия, походы, экскурсии; вернисаж совместного творчества; выставки семейных коллекций; родительский уголок творчества..).

Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей. Их суть ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей возраста, формирование практических навыков детей. (родительские собрания в нетрадиционной форме (читательская конференция, аукцион); родительские клубы; проекты; индивидуальные практические занятия (ребенок + родитель); семинар-практикум; информационные стенды, и др).

Наглядно-информационные формы необходимы, чтобы правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. (открытые занятия; родительские уголки; выпуски газет; выставки детских работ, фотографий; просмотр видеороликов; день открытых дверей; интернет странички для родителей; проведение коррекционных занятий по скайпу; кейс технологии; мини-библиотека; прайс-листы.)

Я надеюсь, что наш семинар-практикум не прошел даром, и при планировании работы с родителями на следующий учебный год, спектр разнообразных форм работы увеличится.

    Уважаемые коллеги, а теперь в двух словах продолжите фразу:

Я узнал…

Я понял…

Я думаю, что….

    упражнение «Улыбка»

Закройте глаза, постарайтесь ни о чем ни думать несколько минут, при этом на вашем лице обязательно должна быть улыбка. Если вам удалось удержать ее хотя бы минуту, вы стразу почувствуете, что успокоились, и ваше настроение улучшилось. Такое упражнение старайтесь выполнять хотя бы один раз в день.

Итоговая рефлексия.

Вот и подошло к концу время нашего общения. Я предлагаю вам взять на память себе сердечко, а на втором сердечке написать пожелания о нашей встрече и прикрепить их на наше дерево.

ксения Шаимова
Семинар-практикум по организации дополнительного образования в ДОУ в соответствии с ФГОС

Цель : Систематизировать знания воспитателей об . Совершенствовать умения педагогов при организация кружковой и студийной работы ДОУ.

Задачи :

1. Изучить теорию и практику об организации дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с ФГОС

2. Кружки как форма

3. Разработать вариативную часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учетом кружковой и студийной работы.

Оборудование : Интерактивная доска

I. 1. Теоретическая часть :

1.1. «Организация дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с ФГОС »

В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование , но и дополнительное . Дополнительное образование в дошкольных учреждениях дает возможность выявить и развить творческие способности детей. На занятиях по дополнительному образованию идет углубление , расширение и практическое применение приобретенных знаний в основной образовательной деятельности .

Дополнительного образования детей даёт возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы. При организации деятельности дополнительного образования детей детский сад учитывает :

Интересы детей и добровольность выбора ими кружка, секций, студий;

образовательных

дополнительного образования детей именно на ее основе;

Нормы нагрузки на ребенка.

Дополнительное образование детей в детском саду – одно из направлений творческого, физического, социально-личного и интеллектуального развития воспитанников помимо реализуемой в дошкольных учреждениях основной общеобразовательной программы дошкольного образования .

Наиболее востребовано дополнительное образования детей художественно-эстетического направления : по обучению детей различным техникам изобразительной деятельности - лепка из пластилина, нетрадиционным способам рисования, а также по физическому развитию дошкольников.

Дополнительное образования осуществляется во внеурочной деятельности, и осуществляется в течение всего учебного года педагогическими работниками и специалистами.

Дети занимаются 1 раз в неделю во вторую половину дня. Результаты деятельности детей выражаются в оформлении коллективных выставок, в издании альбомов, оформлении стенгазет, в проведении отчетных концертов.

1.2. Кружки как форма дополнительного образования в ДОУ ;

Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы воспитания и обучения в детском саду под руководством взрослого (педагога) .

Цель дополнительного образования - внедрение новых вариативных форм дошкольного образования с целью повышения качества образовательного процесса и удовлетворения запроса общества.

Кружки в детском саду выполняют несколько функций :

- образовательную – каждый воспитанник ОУ имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений , навыков в интересующем его виде деятельности;

Социально-адаптивную – занятия в кружках позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха» , научиться самоутверждаться;

Коррекционно-развивающую – воспитательно-образовательный процесс , реализуемый на занятиях кружка, позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка;

Воспитательную – содержание и методика работы в кружках оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.

Кружки как форма дополнительного образования в ДОУ могут открываться с различными целями :

1. Углубление и расширение базовых знаний, опережающее развитие ребенка или компенсирующие занятия (для детей с отставанием в развитии) .

2. Ознакомление с областями знаний, выходящими за рамки государственной Программы (работа с одаренными детьми) .

3. Ознакомление с областями знаний и умений, включающих развитие самопознания, саморегуляцию, саморазвитие, формирование навыков межличностных коммуникаций.

Деятельность любого кружка регулируется нормативно-правовыми документами :

Уставом ДОУ;

- Образовательной программой ДОУ ;

Положением о кружке;

Программой кружка (цель и задачи, предполагаемый конечный результат) ; - Планом работы кружка на год;

Списком детей;

Расписанием деятельности;

Материалами контроля качества (результативностью) работы кружка (диагностические карты) .

Алгоритм деятельности педагога по созданию кружка (секции, студии) :

1. Изучение нормативно-правовой базы.

2. Выявление потребностей ОУ, родителей, детей в .

3. Анализ результативности работы по усвоению детьми государственной программы дошкольного образования .

4. Разработка (подбор) программы кружка.

5. Разработка плана кружка на учебный год.

6. Утверждение программы, плана работы кружка заведующей ДОУ.

7. Реализация плана работы кружка на практике.

8. Анализ результативности работы кружка.

9. Защита результатов работы перед родительской и педагогической общественностью. (уголки кружковой работы, выставки, участие в конкурсах, показах и т. д.)

Важно учесть, что организация кружков предполагает добровольное (без психологического принуждения) включение детей в деятельность, поэтому помимо подбора интересного содержания существует ряд конкретных условий :

организация рабочего пространства;

– возможность детей заниматься по своим силам и интересам.

– игровой характер подачи любого материала;

Руководители кружков организовывают свою деятельность посредством следующих форм :

С детьми :

Фронтальные занятия (групповые)

Экскурсии

Тематические прогулки

Развлечения, досуги

Участие в различного уровня конкурсах

С педагогами :

Консультации, мастер- классы, семинары для педагогов ДОУ

С родителями :

Консультации, мастер- классы, выступления на родительских собраниях , информация на сайте.

Кружки могут быть различной направленности :

1) Физическое развитие

2) Социально - личностное развитие

3) Познавательно-речевое развитие

4) Художественно-эстетическое развитие

Тематика кружков может быть разнообразна .

При организации деятельности кружков педагоги должны учитывать :

Интересы детей и добровольность выбора ими кружка;

Возрастные особенности детей, имеющийся у них опыт участия в такого рода занятиях;

Необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;

Понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на ее основе;

Необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;

Нормы нагрузки на ребенка.

Схема разработки программы кружковой работы

1. Титульный лист

2. Пояснительная записка (актуальность, цели и задачи)

3. Ожидаемые результаты (предполагаемый результат)

4. Учебно-тематическое планирование

5. Диагностические карты, методы проведения диагностики

6. Список литературы

2. Практическая часть :

2.1. Составление примерных вопросов для выявление потребностей родителей, детей в дополнительных образовательных услугах .

2.2. Разработка (подбор) программы кружка (студии, секции) .

Ожидаемый результат семинара-практикума :

1) Повышение эффективности педагогической деятельности.

2) Улучшение качества предоставляемых образовательных услуг .

3) Создание и привлечение инновационных педагогических технологий.

4) Создание доступного дошкольного образовательного пространства .

Районный семинар«Разработка программы дополнительного образования детей»


Программа – нормативный официальный документ, фиксирующий процесс управления совместной деятельностью, который является: Показателем профессионального уровня педагога; Характеристикой содержания совместной деятельности педагога и воспитанника; Обоснованием необходимости материально-технического обеспечения работы педагога. Педагогический процесс фиксируется содержанием программы


Целью дополнительного образования детей является создание условий для самообразования, самореализации в интересной для личности деятельности, т.е. знания здесь являются средством решения значимых для ребенка проблем.Образовательный процесс осуществляется в непринужденной обстановке, который позволяет детям проявить свою самостоятельность, фантазию, выдвигать новые неожиданные идеи.


Пунктом 5 статьи 14 Закона Российской Федерации «Об образовании» установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.


Любая программа должна обладать следующими качествами:- Актуальность;- Вариативность;- Оптимальность;- Реалистичность;- Контролируемость;- Чувствительность к сбоям.


Структура дополнительной образовательной программы Дополнительная образовательная программа, как правило, включает следующие структурные элементы: Титульный лист Пояснительную записку Учебно-тематический план Содержание изучаемого курса Методическое обеспечение Список литературы


Титульный лист Полное наименование образовательного учреждения; Где, когда и кем утверждена ДОП; Название ДОП; Возраст детей, на которых рассчитана ДОП; Срок реализации ДОП; ФИО, должность составителя (автора); Название города , населенного пункта, в котором реализуется ДОП; Год разработки ДОП.


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯМуниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей«Центр развития творчества детей и юношества» Рекомендовано педагогическим советом «УТВЕРЖДАЮ»Протокол № _____ Директор ЦРТД и Ю «__»__________201_ г. ________/Сапронова Е.Е./ «__»___________201_ г. Приказ № __________ Программа дополнительногообразования детей«Гитара» Срок реализации 3 годадля детей 10-16 лет Составитель: Педагог дополнительного образования Федотова Нина Александровна г. Красногорск2011


Пояснительная записка Направленность, вид (модифицированная, авторская) ДОП; Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность; Цель ДОП; Задачи ДОП; Отличительные особенности данной программы от уже существующих ДОП; Возраст детей, участвующих в реализации данной ДОП, их возрастные особенности; Сроки реализации ДОП (продолжительность образовательного процесса, этапы); Формы и режим занятий; Ожидаемые результаты и способы их проверки; Формы подведения итогов реализации ДОП (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).


Цель программы Это предполагаемый результат образовательного процесса, к которому необходимо стремиться. Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность и быть конкретной, чтобы можно было отследить ее выполнение.. В описании цели важно избежать общих абстрактных формулировок, таких, например, как «всестороннее развитие личности», «создание возможностей для творческого развития детей» и т.п.


Задачи программы Показывают, что нужно сделать для достижения цели. Задачи должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами. Типы задач: Обучающие (приобретение определенных знаний, умений, навыков); Воспитательные (формирование социальной активности, культуры общения, поведения); Развивающие (развитие самостоятельности, активности, ответственности).


Учебно-тематический план Составляется по годам обучения. Содержит: Перечень разделов, тем ДОП; Количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий. 1 час в неделю – в год 36 часов 2 часа в неделю – в год 72 часа 3 часа в неделю – в год 108 часов



Методическое обеспечение программы Формы занятий, планируемые по каждой теме или разделу ДОП (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.); Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий; Формы подведения итогов по каждой теме или разделу ДОП; Критерии оценки уровня освоения ДОП.


Список литературы Список использованной литературы и рекомендуемой для педагогов Список рекомендованной литературы для детей и родителей.


Приложения Календарно-тематические планы по годам обучения; Памятки; Инструкции по технике безопасности; Образцы анкет, тестов; Достижения обучающихся; Разработки мероприятий, открытых занятий и т.д.

Читайте также: