Тема урока: «Способ проверки парных согласных на конце слова. Способы проверки парных согласных на конце слова I

Способ проверки парных согласных на конце слова. 2-й класс

Цель урока:

1. ознакомление с проверкой парных согласных на конце слова путём изменения формы слова;

2. развивать внимание, память; навыки грамотного письма, работать над каллиграфией;

3. формировать умение обосновывать написание путём подбора проверочного слова.

Ход урока

    Сообщение темы и цели урока.

(Слайд №1)

Шка…, дру…, кру…, моро…, гри…

На какую орфограмму эти слова? (Парный согласный на конце слова.)

Что мы должны сделать, чтобы правильно написать эти слова? (Подобрать проверочное слово.)

Скажите, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Сегодня на уроке мы будем учиться находить проверочные слова).

Назовите парные соглассные?

Почему их надо проверять?

Как проверить написание соглассного парного звука на конце слова

Поставьте вопросы к этим словам.

(Слайд №2)

2. Чистописание.

Открыли тетради, запишите число, классная работа.

Запишитие Ее

- Отгадайте загадки:

В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра - машинист.
Должен знать он очень много,
Потому, что он... (Артист)

(Слайд №3)

Кафтан на мне зеленый,
А сердце как кумач,
На вкус как сахар сладок,
А сам похож на мяч.

(Арбуз)

На какую букву начинаются слова? (На букву А.)

Какое из этих слово нужно проверить, что бы правильно написать? (Арбуз)

Придумайте, однокоренное слово к слову АРБУЗ, в котором будет проверяемая парная согласная. - Запишите, обозначьте орфограмму. - Проверим.

Какие еще однокоренные слова вы можете придумать к этому слову?

Доп. вопрос: какие слова называются однокоренными?

Сегодня поработаем над заглавной буквой А.

Найдите проверочные слова к следующим словам. Проверочные слова называем хором, согласный, который стоит на конце слова, показываем сигнальной карточкой.

Морковь, шкаф, шарф, шалаш, суп, зуб, жираф, мак.

4. Физкультминутка.

Это лёгкая забава -
Повороты влево-вправо.
Нам известно всем давно -
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)

5. Работа по теме урока.

Откройте учебники на с. 111.

(Слайд 10) Упражнение 167

Какое слово подбирают для проверки? (Родственное )

А после сомнительного согласного, какой окажется звук? (Гласный )

Алгоритм (… родственное слово, чтобы после согласного звучал гласный)

Сформулируйте правило проверки.

Работа в парах по учебнику

(Слайд 11) Стр. 111 упражнение 168. Разбор устно. Письменно в парах.

Выберите из предложенных только три слова.

Проверка. - Докажите, почему так написали… Самооценка.

3. -Молодцы, а сейчас закончите мои предложения:

    Звуки бывают гласными и согласными.

    Согласные звуки бывают твердыми и мягкими.

    Согласные звуки бывают звонкими и глухими.

    Согласные звуки бывают парные и непарные.

    Парные согласные это б в г д ж з
    п ф к т ш с

    Непарные согласные. Всегда звонкие л м н р й

Всегда мягкие ч щ х ц

На доске

Постановка проблемы, обсуждение и реализация проекта выхода из затруднения. Работа в группах (Слайд 12)

Как ещё можно проверять сомнительные парные согласные, вы определите, поработав в группах

Что? Какой?

холо .. (д, т) холод н ый

гри .. (б, п) …….. н

моро .. (з, с) …….. н

тру .. (з, с) …….. л

На слайде. Проверяем. Делаем вывод. (Слайд 13)

(В проверочном слове после сомнительного парного согласного может оказаться…)

Прочтём правило «Шаги к умению» в учебнике (с. 112)

Алгоритм (… изменить слово, чтобы после согласного оказались согласные [л],[м], [н], [р])

Составление кластера (на доске появляются карточки)

Как называются согласные звуки, которые имеют пару по звонкости-глухости?

В какой части слова эти парные согласные вызывают у нас сомнения при написании?

Что нужно сделать, чтобы правильно написать нужную букву?

Как проверить парные согласные звуки на конце слова?

Парные согласные

на конце слова

изменить слово

после согласного звука после согласного звука

звучит гласный звук звучат звонкие согласные

[Н], [М], [Р], [Л]

4.-Сейчас проведём тест, который покажет, как вы усвоили правило проверки парных согласных в конце слова. (Слайд №6)

ТЕСТ. На доске

Выпиши парные согласные:

Б, З, Ч, Ж, Й, Х, Ф

Выпиши слова с парной согласной на конце:

Глаз, кот, лук, гном, воз:

Вставь букву:

Моро…, жира…, пиро…, бага….

Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями, проведём взаимопроверку.

(Слайд № 7)

6. Словарно-орфографическая работа.

1.Игра “Фотограф”.

Сейчас мы с вами поиграем в игру “Фотограф”. Я буду показывать словарные слова, а вы должны будете очень быстро прочитать слово, вспомнить, как оно пишется, вставить пропущенную букву, записать.

Ягода, девочка, лисица, воробей, заяц, медведь, тетрадь.

2.Работа над новым словарным словом.

Отгадайте: кто мы?

Если дождик, мы не тужим -
Бойко шлёпаем по лужам,
Будет солнышко сиять -
Нам под вешалкой стоять.
(Сапоги.) (Слайд №8)

Запишите слово сапоги. Поставьте ударение.

Что обозначает это слово? (Обувь.)

Можно купить в магазине один сапог?

Сапоги это вещь парная. Поэтому мы просим показать нам сапоги, подать примерить сапоги, хочу купить сапоги.

Парный согласный на конце слова сапог можно проверить, словом сапоги. А вот безударную гласную а в этом слове надо запомнить.

Составьте и запишите предложение с этим словом.

7. Закрепление изученного материала.

(Слайд №10)

Найдите на этой картине слова, в которых встречается парная согласная на конце слова. Подберите проверочные слова.

8. Итог урока. (Слайд №11)

Как проверить парный согласный на конце слова?

Приведите примеры.

Домашнее задание: уч.с.112 правило, упр.169

В слове «ре́дька»: слогов-2 (ре-дька), букв-6, звуков-5:

согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий гласный согласный, парный глухой, парный мягкий гласный

МБОУ «Лицей № 4»

Рузаевского муниципального района

Республики Мордовия

Методическая разработка урока

по теме:

«Способ проверки парных согласных на конце слова»

(2 класс)

Составила Хохлова М.П.,

учитель начальных классов

Тема : Способ проверки парных согласных на конце слова.

Цели: формировать представление о словах, которые нужно проверять,

развивать умение различать парные звонкие и глухие согласные и

проверять слова с парной согласной; совершенствовать устную речь;

воспитывать в детях любовь к природе.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять наличие

орфограмм в корне слова; объяснять написание слов с парными

звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова;

применять способы проверки.

Ход урока.

I. Сообщение темы и целей урока.

II . Минутка чистописания.

На минутке чистописания мы будем писать букву, которая есть во всех данных словах и может разделить их на 2 группы. Какая это буква? На какие 2 группы эта буква может разделить слова?

(ЕНОТ, СЕТКА, ЕЖИХА, ЛЕС )

Определите последовательность букв в этом ряду:

ЕРА, ЕРБ, ЕРВ…

Напишите предложенный ряд букв в указанной последовательности до конца строчки.

III . Словарная работа.

Чем мы будем заниматься на уроке? Об этом мы узнаем из словарной

работы. Для этого надо выполнить несколько заданий, связанных с

нахождением букв.

1 буква задуманного слова является парной согласной в слове заяц;

2 является парной согласной в слове ворона;

3 ударной в слове капуста;

4 парной согласной в 3 слоге слова собака;

5 безударной гласной в слове в слове лисица.

Соедините мысленно все подчёркнутые буквы. Какое слово получилось? (Звуки). Вот и сегодня мы будем наслаждаться звуками природы.

IV . Новая тема.

И вот мы в лесу! Слышите: кричат иволги, трещат дрозды, стучат дятлы. Какие звуки вы услышали?

(Ответы детей) б в г д ж з

п ф к т ш с

Чем отличаются звуки верхнего ряда от звуков нижнего ряда?

V . Физкульминутка.

Я буду называть слова. Если слово начинается звонким парным согласным – вы делаете наклон вперед. Если слово начинается глухим согласным – вы приседаете. (Зайка, сайка, Веня, Феня, дрова, трава, жить, шить, тень, пень, дверь, зверь, пеньки, деньки)

VI . Новая тема (продолжение)

С этим заданием вы справились тоже. Если слово начинается с парного согласного – для написания, согласитесь, это не так уж сложно. А вот если слово оканчивается на парный согласный – это всегда вызывает сложности. Как же проверить парный согласный на конце слова? (Ответы детей). Учитель читает правило в стихотворной форме.

Какие же слова в стихотворении требуют проверки?

Работа над словами на доске

б) Чтение правила в учебнике.

VII . Закрепление.

Сейчас нас ждёт встреча с пернатыми друзьями. Давайте познакомимся с ними. Читаем названия птиц, вставляем нужную букву и объясняем правописание. Приготовили блок-сигналы.

а) Голубь

Стриж
Ястреб

б) – А вот с представителями животного мира мы познакомимся заочно, разгадав кроссворд. И заодно узнаем, с какой просьбой обращаются к нам братья наши меньшие.

1) животное-сладкоежка

2) животное, имеющее в области носа мощное орудие – рог

3) самый лучший истребитель мух

4) самое высокое животное на земле

5) корабль пустыни, который может прожить без воды больше месяца

6) самое быстрое животное на земле

Представители животного мира хотят дружбы с нами. (Чтение стихотворения «Все на свете нужны»)

в) В качестве подарка составим предложение о животных и птицах.

(Дети составляют предложения. Лучшие записываются детьми на доске и делается полный разбор предложения по членам и объясняется написание всех слов на изученные правила)

VIII . Самостоятельная работа.

Пока вы работаете самостоятельно, наша друзья наблюдают за вами.

Упр. № 171 с.92 – с последующей проверкой (5 человек работают по карточкам)

IX . Итог урока.

В любом тексте очень важно не допускать ошибок, особенно связанных с парными согласными, потому что именно по их наличию или отсутствию будут судить об уровне грамотности человека. Иногда совсем непонятно, какая буква должна стоять в тех или иных словах, в связи с чем часто допускаются ошибки в их написании. Главной причиной, по которой это происходит, является расхождение в произношении и обозначении их на письме.

Например, в слове «гриб» при произношении мы четко слышим звук «п», однако пишем обязательно «б». Для того чтобы точно быть уверенными в этом, нужно проверить ее обозначение. В этом нам помогают проверочные слова. В нашем случае мы можем просто изменить число, в результате чего получим слово «грибы», где точно слышится звонкий звук «б». Для начала нужно сказать о том, что любой парный согласный в слове может находиться в слабой или сильной позиции. Если вслед за парным согласным стоит гласная либо сонорная согласная, среди которых Л, М, Н, Р, то можно точно утверждать, что позиция у парного согласного сильная. Если же парный согласный расположен в конце слова, либо после него идет другой парный согласный, то это значит, что он находится в слабой позиции. Совершенно понятно, что для проверки правильного написания нам придется изменить слово, чтобы привести его в сильную позицию. Чтобы быть уверенным в верном написании, можно использовать такую проверку , как изменение числа , как это было описано выше . В этом случае после проверяемого согласного слышится гласный звук . Однако обратите внимание , что если вам нужно проверить букву в середине слова , то такой способ вам не подойдет . К примеру , слово «мороз »: изменяем число и получаем «морозы », в этом слове мы четко слышим звук «з ». А вот в слове «рыбка » во множественном числе получаем «рыбки » – как видим ситуация не изменилась , мы по –прежнему слышим «п ». Многие по ошибке могут так и написать , однако такой способ для проверки этого слова использовать нельзя .


Проверка парных согласных, расположенных в середине слова, делается по-другому. Необходимо подбирать однокоренные слова таким образом, чтобы после звука, который мы проверяем, стоял звонкий согласный звук. В слове «рыбки» для правильной проверки парной «б» подбираем однокоренное слово, например, «рыбак». Теперь можно точно быть уверенным, что здесь мы будем писать букву «б». Если парная согласная буква находится в приставке, то её написание подчиняется несколько другим правилам. В приставках, которые оканчиваются на з или с, коими являются воз-, вз-, без-, раз-, низ- и так далее, перед глухими согласными пишется только с, во всех других случаях нужно писать з. Например: бесполезный, искусать, расценка, воспользоваться; но вздремнуть, безотказный, возбудить, износить, низвести и так далее.


Существуют слова, в которых проверка правильного написания невозможна. К ним, например, относятся «завтра», «завтрак», «вдруг». В этом случае их надо запомнить. Если же вам трудно это сделать, всегда можете воспользоваться словарем.


Из всего вышесказанного можно сделать один простой вывод : чтобы точно знать, как правильно написать парную согласную , в которой вы сомневаетесь , поставьте ее в сильную позицию , то есть сделайте так , чтобы после нее шла гласная либо сонорная согласная . В случае с приставками всегда учитывайте следующий после парной согласной звук . А если проверка слова не представляется возможной , воспользуйтесь словарем .

Класс: 2 «Б»

Тема урока: «Способ проверки парных согласных на конце слова»

Тип урока: объяснение нового материала

Учебник: «Русский язык» Москва «Дрофа» 2003 г.

Цель: Ознакомление с проверкой парных согласных на конце слова путем изменения формы слова.

Задачи:

Обучающие

¨ Обеспечить условия необходимости поиска способа проверки правописания парных согласных на конце слова;

¨ Научит различать в словах на основе произношения звонкие и глухие согласные, определять их позицию и обозначать звуки буквами;

Развивающие

¨ Развивать аналитико-синтезирующее мышление: умение анализировать, классифицировать, точно формулировать вывод;

¨ Развивать у учащихся навыки грамотного письма, речь

¨ Развивать умение учащихся работать в должном темпе, в группе.

¨ Развивать инициативу, уверенность в своих силах.

Воспитывающие

¨ Воспитывать положительное отношение к знаниям.

Оборудование:

¨ Сигнальные карточки с парными согласными,;

¨ тексты для самостоятельно учащихся;

¨ рисунок с предметами, в названиях которых на конце стоят сомнительные согласные.

Литература:

1) «Правописание в начальных классах», Москва «Просвещение» 1990 г.

2) «интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка, Москва «Владос» 2001 г.

3) «Занимательная грамматика», Москва «Омега» 1995 г.


4) , «Я иду на урок в начальную школу», русский язык. Книга 2, Москва «Первое сентября» 2000 г.

Этапы урока

1) Организационный момент – 2 мин

2) Организация деятельности по подготовке к восприятию нового материала – 5 мин.

3) Открытие детьми нового знания – 10 мин.

4) Закрепление – 10 мин.

5) Самостоятельная работа – 8 мин.

6) Задание на дом – 2 мин.

7) Итог урока. Рефлексия – 3 мин.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный момент

На доске эпиграф: «Хочешь альпинистом стать – иди в горы.

Хочешь грамотным быть – учись думать, мыслить»

– Как понимаете слова?

– Мы отправляемся в трудное путешествие. Сегодня на уроке откроем орфографические секреты. Успех ждет тех, кто будет внимательным, любознательным, активным.

Ответы детей.

2. Организация деятельности по подготовке к восприятию нового материала

– Назовите буквы:

б, п, в, ф, г, к, д, т, ж, ш, з, с

– Какие это буквы?

– Согласные, т. к. звуки, которые они обозначают нельзя попеть и голос на пути встречает преграды. Они парные.

– На какие две группы их можно разделить?

– Звонкие и глухие.

– Чем отличатся звонкие согласные от глухих?

Чистописание

– Запиши на одной строке только звонкие согласные, на другой строке – только глухие.

– Дети записываютв тетрадях:

б в г д ж з

п ф к т ш с

– Чей секрет мы узнаем на уроке?

– Сегодня на уроке мы разгадаем секрет парных согласных.

– Этот секрет могу вам раскрыть я. Вы можете прочитать его в учебнике.

– Попробуйте раскрыть сами.

– Попробуем раскрыть сами.

3. Открытие детьми нового знания

На доске:

ПРУ. –ПРУТИК

ПРУ. –ПРУДЫ

– Догадайтесь какое слово записано.

– Объясните его лексическое значение

– Прут – тонкая отломанная или срезанная ветка без листьев.

– Какую букву напишем?

– Прут – прутик, напишем букву Т

– Придумайте предложение с этим словом.

– Я длинный прут домой принес.

– Как слово можно записать по-другому? Объясните лексическое значение.

Пруд – пруды, напишем Д

Старый пруд совсем зарос.

–Какой вывод можно сделать?

– Парный согласный на конце слова нужно проверять. Звук слышим один, а букву надо писать другую. Меняется лексическое значение слова.

Это первый секрет.

2) разделим слова на две группы: 1 гр - – слова, в которых парный согласный на конце слова нужно проверять.

2 гр – слова, в которых согласный произносите четко.

Приложение1

– Дети работают самостоятельно в парах:

Снег – снега

Лед – льды

Мороз – мороз

Сугроб – сугробы

– Назовите слова, которые нужно проверять.

Почему они требуют проверку?

– На конце слова происходит оглушение. Звук слышим один, а букву пишем другую.

– В каких словах согласный слышится четко? Почему?

В словах снега, льды, морозы, сугробы после согласного стоит гласный, поэтому слышится четко.

–Сделайте вывод. Как проверить парный согласный на конце слова?

Чтобы проверить парный на конце слова, надо изменить слово так, чтобы после согласного стояла гласная.

Это второй секрет парных согласных.

4. Закрепление полученных знаний

Откроем учебник на стр.22

1) Важно не только знать это правило, но и применять его на практике. А поможет нам в этом алгоритм (на доске)

Дети читают правило.

Дети, пользуясь алгоритмом выполняют упр. № 000 стр. 91

Дуб – дубы

Ряды – ряд

Сапоги – сапог

Физкультминутка

Приложение 2

2) Найди где в классе»спрятались» парные согласные и вставь их в нужное слово. Какое слово лишнее?

3) Найди на рисунке слова, в названии которых на конце слова есть парный согласный. Покажи его.

Медве…ь морко…ь

Жира… арбу…

Ле… виногра…

Дети работают с сигнальными карточками

Столб, дуб, паровоз, поезд, мост, насыпь, груз, состав, лошадь, стог, изгородь.

5. Самостоятельная работа учащихся

Приложение 3

Работа с текстом на карточках

Приложение 4

а) Прочитай текст и вставь пропущенные буквы

б) Взаимопроверка работ

в) Измени каждое предложение так, чтобы получилось описание зимнего леса.

Дети работают в группах (устно)

Красив зимний наряд леса. На деревьях лежит искристый снег.

На тонких ветках берез снежный пух. Весь в снегу стоит дуб. Хорошо поработал мороз!

6. Задание на дом

Новый текст о зиме, который вы сейчас составили запишите дома в тетрадь.

7. Итог урока.

Какие орфографические секреты узнали на уроке?

Парный согласный на конце слова надо проверять.

Чтобы проверить парный согласный на конце слова, надо изменить слово так, чтобы после согласного стояла гласная.

Рефлексия

Выберите утверждение:

· Всё понял, могу помочь другим…

· Всё понял...

· Могу, но нужна помощь…

· Ничего не понял…


Приложение 1

Снег, снег, мороз, сугроб,

Снега, льды, морозы, сугробы

Приложение 4

Краси. осенний наря. леса. На деревьях пожелтела листва. На тонких ветках бере. шелестят золотые листочки. В багряном цвете стоит ду. Хорошо поработали краски осени!

Слова для справок:

Лежит искристый снег.;

зимний, снежный пух;

весь в снегу; мороз. .

Приложение 2

Алгоритм

Есть ли в слове на конце парный согласный?

https://pandia.ru/text/78/535/images/image006_39.gif" width="30" height="31 src="> согласного был гласный

Слышим Слышим

звонкий глухой

https://pandia.ru/text/78/535/images/image009_31.gif" width="12" height="27">

пиши: б, в, г, д, з, ж пиши: п, ф, к, с, т, ш

Читайте также: