Сжатое изложение по русскому языку как писать. Тексты изложений огэ по русскому языку

В школьной учебной программе предусмотрено регулярное проведение изложения, данное задание также является экзаменационным. На первый взгляд может показаться, что за пределами школьных стен, человек уже может спокойно распрощаться с навыками написания изложения: даже на филологических факультетах таким заданиям практически не уделяется внимание. Но на самом деле это не так. Именно написание изложений развивает умение выделять в тексте главное, определять узловые моменты любого повествования, хорошо запоминать и излагать мысли, передавать содержание любого материала в максимально сжатой форме.


Для тех, кто хорошо писал в школе изложения, не составит труда найти в материалах основные мысли, сжато отразить их в конспекте и выучить. Разумеется, при написании изложения лучше не стараться пересказать весь текст, а именно отразить основные, центральные моменты. В дальнейшей жизни данные навыки также понадобятся: как на работе, так и при чтении и анализе любых материалов.

Основные способы и приёмы сжатия текста
Чтобы написать сжатое изложение, объем которого будет заметно сокращен по сравнению с исходным текстом, необходимо знать все основные способы сжатия текста. Существует несколько видов и приёмов сжатия текстов.

  1. Слияние. Несколько предложений можно слить в одно: образовать сложное предложение, в котором речь будет идти об одном предмете. Синтаксические приёмы слияния при компрессии текста:
    • пропуск логических звеньев высказывания, связок;
    • использование бессоюзия;
    • создание неполноты предложений;
    • пропуск сказуемых, подлежащих.
  2. Исключение. Следует исключать любые части текста, без которых можно передать основное содержание, не исказив смысл. Есть целый ряд видов исключений:
    • исключение предложения, содержащего второстепенные для главной темы текста факты;
    • сокращение и исключение однородных членов предложений;
    • исключение членов предложения, восстановимых при чтении из общего смысла текста;
    • исключение объёмных рассуждений, описаний, не играющих серьёзной роли в тексте;
    • исключение нескольких синонимов из ряда;
    • частичное исключение повторов;
    • вырезание фрагментов предложений.
  3. Замена. Нужно заменять части текста и языковые категории другими, если это способствует сокращению общего объёма. Существует множество эффективных приёмов замены:
    • сокращение сложного предложения до простого;
    • замена сложноподчинённого предложения простым;
    • замена предложения, части предложения определительным либо отрицательным местоимением, несущим обобщающее значение;
    • замена предложения, его части указательным местоимением;
    • эффективно заменить фрагмент предложения синонимичным лаконичным выражением;
    • однородные члены лучше заменить на одно обобщающее их значение наименование.
Все приёмы компрессии следует использовать комплексно, ориентироваться в них свободно, тогда сокращение текста не займёт много времени. Главное – не забывать о его связности и логичности, не допускать резких смысловых сдвигов.

При сжатии стоит осуществлять действия в определённой последовательности:

  • исключить все мелкие подробности, не столь значительные детали;
  • обобщить все конкретные и единичные явления;
  • постоянно следить за гармоничным сочетанием обобщения и исключения.
Также нужно использовать содержательные приёмы компрессии текста:
  • сворачивать до минимума исходную информацию, используя приём обобщения: сначала выделить единичные факты, а затем подобрать языковые средства и передать смысл обобщённо;
  • разделять всю информацию на основную и второстепенную, полностью исключать любые сведения, без которых можно обойтись.
Применение всех методов сокращения текста поможет максимально сжать материал, концентрированно выразить основное содержание.

Требования к изложению различных типов текстов
Сейчас предлагаются разные типы текстов для написания сжатого изложения. Они строятся по индивидуальным моделям, должны излагаться в соответствии с их нюансами. Нужно правильно определить стиль, тип повествования, чтобы знать, в каком направлении писать изложение.

  1. В тексте-рассуждении необходимо придерживаться чёткой логической структуры: тезис, аргументы, вывод. То есть сначала нужно изложить основную мысль, затем привести доказательства, а закончить текст авторским выводом. Важно установить причинно-следственные связи и верно сформулировать вывод. Иногда в самом тексте вывод может не содержаться, но обозначенный в изложении вывод должен соответствовать тезису и аргументам.
  2. В тексте-описании надо отразить все наиболее яркие признаки предмета, дать ему оценку. Детали нужно запомнить при чтении и внести в план, а при составлении чернового варианта изложения постараться логично распространить их дополнениями признаков и оценками. В начале изложения понадобится назвать описываемый предмет.
  3. В тексте-повествовании необходимо основное внимание уделять заданной последовательности событий, чтобы не нарушить её при пересказе.
Соблюдение данных принципов поможет писать изложение в нужном стилевом направлении.

Алгоритм и главные принципы написания изложения.
При написании изложения важно соблюдать основные принципы и действовать по определённому алгоритму. Тогда будет проще создать действительно законченный, логичный и адекватный текст.

  1. Во время первого чтения текста нужно сразу обратить внимание на его языковые особенности, структуру. Надо постараться вычленить художественные средства.
  2. Не следует пытаться подробно записать текст. Лучше кратко схематизировать, выделив 3-4 слова из абзаца. Количество абзацев нужно посчитать, пронумеровав каждый из них.
  3. В перерыве понадобится определить тему и подробно изложить её в черновике. Также стоит написать тип речи, стиль.
  4. Затем нужно записать основную мысль, выяснить, какие слова повторяются наиболее часто.
  5. Главная цель второго прослушивания – конкретизация первоначальных впечатлений. Надо записать ключевые слова и словосочетания, постараться проследить развитие каждой микротемы.
  6. Желательно оставлять просветы в тексте, чтобы при редактировании заполнять их дополнительной информацией.
  7. На данном этапе нужно написать черновик. Важно обратить внимание на следующие факторы:
    • связь микротем;
    • соотнесения смысла частей с основной мыслью.
    Потом нужно внести все дополнения и исправления, проверить текст на наличие ошибок.
  8. Только после полной проверки черновика, когда в нём уже нет ошибок, можно приступать к написанию чистового варианта. Его нужно писать внимательно, не отвлекаясь и не пропуская фрагменты текста. Проверяя чистовик, необходимо не только искать ошибки, но и соотносить его с черновиком – чтобы весь текст был перенесён дословно.
Чтобы правильно писать изложение, нужно владеть основными приёмами сжатия текста, уметь отличать тексты разных типов, находить основную мысль и тему. Важно помнить о необходимых умениях и требованиях к изложению, точно рассчитывать время, не спешить и не волноваться. На завершающем этапе понадобится внимательно перечитать изложение и проверить его на наличие ошибок.

По отношению к объему исходного текста изложения бывают подробные и сжатые. Именно этот вид изложения закладывает навыки конспектирования.

По

По способу восприятия прочитанного и на основе услышанного текста, а также комбинированные

По характеру текста

По цели проведения изложения

Выразительно читает текст;

Оценка изложений

Дополнительно:

Как писать сжатое изложение?

Во-первых, вспомним, что такое изложение.

Изложение – вид работы, в основе которого лежит устный или письменный пересказ исходного текста. Сжатое изложение – это краткая, обобщенная передача содержания исходного текста.

В сжатом изложении необходимо максимально отразить содержание первоначального текста, минимально используя речевые средства.

Сжатое изложение – это первое задание, которое вам предстоит выполнить на ОГЭ по русскому языку.

Как написать изложение по русскому языку?

Это задание призвано проверить навыки информационной обработки текста.

Согласно критериям оценивания сжатого изложения,

необходимо выполнить следующие задачи:

1) Передать основное содержание прослушанного текста, не упустив ни одной микротемы;

2) Применить не менее одного способа сжатия текста;

3) Написать работу без логических ошибок и нарушений абзацного членения текста (примерный объем 90-110 слов).

Прослушивание текста

Самая сложная задача - запомнить и записать текст.

Исходный текст воспроизводится дважды. Между первым и вторым прочтением у вас будет 3-4 минуты на осмысление текста.

При первом прочтении попытайтесь понять суть текста, его основную проблему. Проследите за развитием микротем, запомните их положение и последовательность.

Между записями оставляйте просветы: это даст вам возможность (при втором прочтении и редактировании) вставлять слова, словосочетания и даже предложения. Постарайтесь составить план, формулируя в виде тезиса каждую микротему.

При втором прочтении проверьте, правильно ли вы запомнили последовательность раскрытия темы и рассуждений автора. Дополните свои записи.

Микротемы

В процессе прослушивания текста необходимо мысленно разделить его на составляющие части - микротемы.

Микротема - содержание нескольких предложений, объединенных одной мыслью. Микротема является частью общей темы текста и, как правило, представляет собой отдельный абзац (или несколько). В тексте сжатого изложения следует отметить все микротемы исходного текста, иначе оценка будет снижена.

Способы сжатия (компрессии) текста

Смысл сжатия текста в том, чтобы оставить главную информацию, сократив второстепенную.

Существует три языковых способа компрессии текста: исключение, обобщение и упрощение (замена) .

1. Исключение

Вводных слов;

Однородных членов предложения;

Повторов;

Однотипных примеров;

Риторических вопросов и восклицаний;

Деталей, содержащих второстепенную, несущественную информацию;

Пояснений;

Рассуждений;

Описаний;

Слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

2. Обобщение или объединение

Частей предложений;

Конкретных, единичных фактов, событий, явлений;

Ряда предложений, связанных одной мыслью;

Частей предложений;

Конкретных, единичных фактов, событий, явлений.

3. Упрощение (замена)

Сложного предложения – простым;

Части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;

Прямой речи – косвенной;

Части текста одним предложением;

Части предложения местоимением и т.д.

31. Изложение, виды изложений, методика их проведений.

Воспроизведение текста имеет устную форму - пересказ и письменную форму - изложение. Изложение является традиционным методом работы по развитию речи учащихся и служит для формирования навыков аудирования, запоминания, воспроизведения текста и для обогащения словаря и грамматического строя речи учащихся, а также для развития речемыслительных механизмов, тренировки памяти, закрепления и проверки правописных умений и навыков.

Классификация изложений происходит по разным основаниям.

По отношению к объему исходного текста изложения бывают подробные и сжатые.

Как писать изложение. Памятка.

Именно этот вид изложения закладывает навыки конспектирования.

По отношению к содержанию исходного текста изложения бывают полные, выборочные(выбирается одна из микротем текста) или дополняющие(учащиеся должны дополнить текст концовкой, началом, описаниями или рассуждениями. Это вид работы называется изложение с элементами сочинения) исходный текст.

Изложение с дополнительным заданием (или осложненное, или творческое) может заключаться в замене лица рассказчика.

По способу восприятия исходного текста изложения делятся на написанные на основе прочитанного и на основе услышанного текста, а также комбинированные (часть текста воспринимается на слух, часть излагается после прочтения).

По характеру текста изложения делятся изложения повествовательного характера с элементами описания, изложения-описания, изложения-рассуждения, изложения-характеристики.

По цели проведения изложения делятся на обучающие и контрольные.

Как следует проводить обучающее изложение?

Непосредственно на уроке подготовка заключается в следующем: учитель

Выразительно читает текст;

Объясняет непонятные слова и выражения;

Проводит беседу с классом по содержанию.

В ходе беседы учитель добивается ответа на следующие вопросы:

1) В чем заключается основная мысль текста?

2) На какие части делится текст?

3) Какова связь между частями?

4) Какими художественными средствами раскрывается главная мысль?

Изложение является необходимым методом, переходным от трансформации готового текста к созданию собственного высказывания.

Оценка изложений

Примерный объем текста для подробного изложения - изложения, близкого к тексту, - определяется для 5 класса в 100–150 слов, для 6 класса - 150–200, для 7 класса - в 200–250, для 8 класса - в 250–350, для 9 класса - в 350–450 слов.

Объем текстов контрольных изложений в 8 и 9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Дополнительно:

Так как при написании изложения существуют типовые ошибки, целесообразно оформить требования, предъявляемые к этому виду письменной работы, в виде памятки.

Не стремиться воспроизвести текст дословно!

Не повторять одни и те же слова (имена собственные, глаголы движения и речи и т. п.).

Чередовать разные типы предложений и употреблять только изученные.

Правильно употреблять личные местоимения.

Для методики проведения изложений надо иметь в виду следующее: изложения на основе услышанного, то есть воспринятого только на слух, текста представляют для многих учащихся (особенно визуалов) значительную трудность, так как требуют большой концентрации внимания, поэтому учитель должен целенаправленно учить детей этапам восприятия и переработки текста.

Как достичь наилучших результатов при подготовке к написанию сжатого изложения

Баранова Н.Н., преподаватель русского языка
(Факультет довузовской подготовки ТулГУ)

Кратко изложить прослушанный текст - сложное задание, поэтому мы рекомендуем сначала поработать с текстом, который можно увидеть, прочитать. Текст, визуально воспринимаемый, удобен для первого этапа обучения сжатому изложению, на нём достаточно легко отрабатываются различные приёмы компрессии.

Как написать изложение кратко и правильно?

Последовательность работы при визуальном восприятии текста

  1. Прочитайте исходный текст.
  2. Подчеркните ключевые слова и предложения.
  3. Выделите в тексте микротемы или сформулируйте их самостоятельно.
  4. Выделите в тексте компоненты (слова, словосочетания, предложения), которые можно подвергнуть компрессии.
  5. Используя различные способы сжатия, сократите текст.
  6. Проверьте наличие в тексте изложения всех микротем, их последовательность и точность передачи каждой из них.
  7. Проверьте связь между частями изложения.
  8. Проверьте наличие авторского замысла.
  9. Напишите сжатое изложение.
  10. Как показывает практика, выполняя данное задание, учащиеся идут по одному из двух путей написания изложения.

Первый путь:

  • написание подробного изложения;
  • компрессия подробного изложения до требуемого объёма.

Второй путь:

  • краткая запись микротем изложения;
  • «наращивание» внутри каждой микротемы до требуемого объёма (компрессия производится на уровне внутренней речи).

Какой бы путь вы ни выбрали, писать изложение вам будут помогать опорные (ключевые) слова или словосочетания и грамотно составленный план.

После того как первый этап работы по сокращению текста освоен, можно переходить к более сложному виду - изложению по тексту, непринимаемому на слух. Логически выстроить работу помогут предварительные записи, на их основе составляется подробный план. Составление плана - чрезвычайно важный приём подготовки к изложению, активизирующий процесс анализа, осмысления и воспроизведения текста. Именно подробный план не позволит удалить из текста важную для содержания информацию, благодаря ему сохранится также последовательность и связанность частей.

Последовательность работы при восприятии текста на слух

  1. Прослушайте исходный текст.
  2. Сформулируйте основную тему и идею текста (о чём текст? что хотел сказать автор?).
  3. Зафиксируйте последовательность событий, рассуждений:
  • в повествовании - начало события, ход его, кульминация, конец;
  • в описании - предмет речи и его значимые, существенные признаки;
  • в рассуждении - общие положения, аргументы, доказательства, вывод.
  • Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части текста.
  • Выберите способы компрессии для каждой части текста.
  • Используя эти способы, сократите текст, сохраняя главную информацию и все микротемы.
  • Проверьте смысловую и грамматическую связь между частями изложения, а также наличие исходного авторского замысла.
  • Напишите сжатое изложение.
  • Перечитайте полученный текст и посчитайте количество слов (их должно быть не менее 70). Если объём меньше, надо определить ту часть, которую можно расширить.
  • Проверив изложение с содержательной стороны, тщательно проверьте текст на наличие грамматических, речевых, орфографических и пунктуационных ошибок.
  • Напишите сжатое изложение.
  • Восприятие текста, или аудирование

    Аудирование (от лат. audire - «слышать») - это процесс восприятия и понимания речи говорящего. Основная цель аудирования - понимание содержания чужой речи, чужих мыслей и замысла, лежащего в основе устного высказывания.

    По мнению учёных, слышать (воспринимая, понимать) речь собеседника могут далеко не все. Между тем умение слушать — показатель речевой культуры человека, проявление способности адекватно понимать и верно оценивать звучащую речь. Это умение является важнейшим условием для успешного овладения основами наук по разным школьным предметам.

    Восприятие — процесс, требующий повышенной концентрации внимания. Поэтому надо чётко сформулировать себе цель аудирования и стараться подчинить ей всю работу со звучащим текстом. Внимательно следите за интонацией чтеца, какие слова выделены особенно (именно с их помощью привлекается внимание слушателя к ключевым понятиям, мыслям).

    Известно, что аудиоинформация воспринимается значительно легче, если она подкреплена зрительной наглядностью. На экзамене роль визуальных средств при аудировании могут выполнять ключевые слова, план (простой, подробный, тезисный).

    Если вы при первом прослушивании текста изложения или сразу после него сумели составить список ключевых слов, то второе прослушивание становится целенаправленным, осмысленным и углублённым, поскольку этот рабочий материал становится зрительной опорой, которая включается в приём аудиоинформации и в определённой мере упрощает этот процесс.

    Восприятие текста требует умения погружаться в авторский замысел, идею произведения, умения структурировать содержание, определять микротемы и видеть, как они связаны между собой. К сожалению, эксперты часто отмечают тот факт, что текст воспринимается пишущим формально, и это отражается в изложении: сохраняются внешние приметы связности, а смысл тем не менее искажён или вообще утрачен. Чтобы избежать подобного явления, вникайте в смысл прослушанного или прочитанного текста, формулируйте тему и идею произведения, находите ключевые слова, выделяйте микротемы. Такой анализ позволит правильно провести следующую часть работы — компрессию .

    Компрессия текста

    Степень сжатия исходного текста в изложении может быть различной, однако важна не степень сжатия текста, а то, может ли выпускник передать содержание исходного текста сжато. Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию. Напомним: в изложении должно быть не менее 70 слов.

    Необходимо чётко следить за тем, чтобы в сжатом изложении сохранились все микротемы исходного текста. Напомним: в требованиях к сжатому изложению сказано о том, что теперь исходный текст содержит 3 микротемы.

    Основные приёмы компрессии текста

    Существуют различные подходы к определению способов и приёмов сжатия текста — языковые и содержательные. Однако надо отметить, что если по отношению к содержательным способам методисты единодушны, то сами языковые способы свёртывания называются ими по-разному.

    К основным языковым приёмам компрессии исходного текста одни авторы относят:

    1. Исключение:
    • повторов;
    • одного или нескольких из синонимов;
    • уточняющих и поясняющих конструкций;
    • фрагмента предложения, содержащего второстепенную, несущественную информацию;
    • одного или нескольких предложений, содержащих второстепенную, несущественную информацию.
  • Обобщение:
    • замена однородных членов обобщающим наименованием;
    • замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.
  • Упрощение (или сочетание исключения и обобщения):
    • слияние нескольких предложений в одно;
    • замена предложения или его части указательным местоимением;
    • замена сложноподчинённого предложения простым;
    • замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
    • замена прямой речи косвенной.
    1. Исключение:
    • отдельных членов предложения;
    • однородных членов;
    • повторов;
    • одного или нескольких синонимов;
    • фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение и др.
  • Замена:
    • однородных членов обобщающим словом;
    • фрагмента предложения синтаксическим синонимом;
    • прямой речи косвенной;
    • предложения или его части указательным местоимением, сложного предложения простым и др.
  • Слияние:
    • двух простых предложений или сложного и простого. Как правило, сопровождается заменой или исключением.

    Синтаксическая компрессия предусматривает сжатие предложения при помощи пропуска сказуемых (эллиптирования), неполноты, бессоюзия, синтаксической асимметрии (пропуска логических звеньев высказывания). Степень компрессии исходного варианта текста определяется поставленной коммуникативной задачей и может быть различной — от незначительного сокращения до сжатия в одно предложение, которое выражает главную мысль произведения.

    Какой бы вариант вы ни выбрали, принципы сжатия едины. Рассмотрим их.

    Основные принципы сжатия текста

    1. Вы должны продемонстрировать не столько репродуктивные, сколько продуктивные коммуникативные умения.
    2. Сокращения в тексте не должны носить случайный, субъективный характер.
    3. В результате сжатия должен получиться связный, логичный сокращённый текст, а не его план или подробный пересказ.
    4. Необходимо сохранить в новом тексте все микротемы и не упустить идею (основную мысль) исходного текста. Основными содержательными формами компрессии можно назвать такие:
    • разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;
    • свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее).

    Итак, выбор способа компрессии в каждом конкретном случае зависит от коммуникативной задачи, лексико-грамматических особенностей текста и вашей подготовленности. Однако независимо от того, какие способы вы выбираете для выделения основного содержания текста, сжатое изложение должно отвечать следующим методическим требованиям:

    • сохранение последовательности в развитии событий; в наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части;
    • установление смысловой и грамматической связи между предложениями;
    • использование уместных, точных и лаконичных языковых средств обобщённой передачи содержания.

    В 1-й части экзамена эксперты проверяют следующие коммуникативно-речевые умения выпускника:

    • умение отобрать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное (внутри каждой основной части);
    • умение сокращать текст разными способами;
    • умение правильно и логично излагать свои мысли;
    • умение точно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

    Список использованных источников

    Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ОГЭ. Учебно-методическое пособие. (Под редакцией Н. А. Сениной) Издательство "Легион". Ростов-на-Дону. 2016.

    Вернуться в раздел "Информация"

    Памятка для учащихся

    «Как писать сжатое изложение»

    1. Прослушайте текст.

    2. После первого чтения текста выполните следующие шаги:

    Определите тему текста (о чем текст?).

    Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).

    Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста (в повествовании – начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод).

    3. Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.

    4. Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

    5. Прослушайте текст во второй раз.

    6. Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части.

    Как написать изложение в 9 классе на ОГЭ?

    Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение).

    7. Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т.п.).

    8. Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.

    9. Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

    Объём изложения – не менее 90 слов.

    Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

    Основные средства связи между предложениями в тексте

    Название средства

    1.Слова-заместители

    местоимения девушка – она

    наречия в лесу – там

    синонимы быстро, стремительно

    различные оценочные обозначения

    храбрец – богатырь

    родовидовые слова деревья – березы

    имя собственное – имя нарицательное

    офицер – Соболевский

    2. Лексические повторы

    Золотая полка – это та, которая заводится исключительно для любимых книг. Я давно мечтаю об этом – завести золотую полку .(Ю. Олеша)

    3. Соответствие видовременных глагольных форм

    Однажды человек берет в руки книгу. У него открываются глаза на мир – он проверяет свои слова и поступки, он формирует себя как личность. (Л. Васильева)

    4. Предлоги

    Главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придает жизненные силы. (Ф. Искандер)

    5. Анафора (единоначатие) и эпифора (концовка)

    Вдали слышался страшный шум.

    Вдали грохотали пушки. Вдали медленно двигались армейские колонны.

    6. Параллелизм

    …что знаешь в детстве – знаешь на всю жизнь…, чего не знаешь в детстве – не знаешь на всю жизнь (М. Цветаева).

    7. Противопоставление

    Она громче захохотала, взяла его под руку и потянулась вперед . Он попятился назад . (Чехов А.П.)

    8. Вопросительные предложения.

    Какие же это слова? Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать.

    1.Фарадей был героем моего детства. Я тоже хотел стать великим ученым. (Д. Гранин)

    2. Эскалаторы, компьютеры, универмаги, телетайпы – все это изобретается для того, чтобы сберечь человеку время. Однако почему – то нехватка этого время у человека возрастает. (Д. Гранин)

    10. Порядок слов в предложении (прямой, обратный)

    Под навесом крыши, на самом краешке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя Нахохлились оба , и чувствует каждый своим крылом крыло соседа…(И.С. Тургенев)

    11. Последовательность в изложении мыслей

    встал, умылся, позавтракал

    12. Слова-организаторы логических связей

    вот, почему, из этого следует и др.

    13. Вводные слова, организующие порядок высказывания

    итак, наконец, в заключение разговора.

    Сайт создан по технологии

    Изучение литературы в школе - это очень увлекательно и познавательно. Именно на этом предмете мы знакомимся с творчеством великих авторов, с шедеврами русской и зарубежной литературы. Но бывают и сложности в изучении. Преподаватели требуют учить стихотворения, писать сочинения и другие Сегодня мы разберем, что такое изложение, научимся правильно его писать, а также рассмотрим некоторые хитрости, которые намного облегчат вам работу.

    Начнем мы с самого понятия того, что такое изложение. Приведем настоящий пример работы пятиклассника и разберем все ошибки, которые допускать не стоит. Попробуем написать идеальное изложение, учитывая поправки педагога. Предлагаем приступить незамедлительно.

    Что это?

    Итак, что такое один из видов творческой работы по литературе. Преподаватели очень часто используют изложение для контроля знаний учеников. Чтобы получить высокую оценку за четверть, необходимо изрядно постараться и довести качество своих творческих работ до идеального состояния.

    В чем заключается смысл изложения? Вы читаете, или вам зачитывают небольшой текст, как правило, из классической литературы. Далее необходимо проанализировать прочитанное или услышанное и написать краткий пересказ, сохранив основную мысль произведения или его отрывка. Есть и такой вид работы, как устное изложение. Для чего его применяют? Изложение (устное и письменное) позволяет формировать навыки правописания и стилистики, что очень необходимо для выживания в нашем обществе. После окончания школы ученик должен представлять собой сформированную личность, которая может красиво и гладко излагать свои мысли, имеет определенные цели в жизни.

    Сначала преподаватель читает текст. Задача ученика заключается в фиксировании необходимых данных (числа, имена, последовательность событий и так далее). Учитель дает некоторое время для написания чернового варианта, ученик должен оставлять пустые места там, где это необходимо (что-то забыл, не успел записать). Далее текст читается повторно. Это последний шанс что-то дополнить в своем изложении. Дополняется черновой вариант, проверяется орфография, пунктуация, стилистика. Следующий этап - написание чистового варианта.

    Часто встречается такая практика: совместно с изложением необходимо выполнить небольшое творческое задание (озаглавить текст, написать развернутый вывод, то есть свое отношение к проблеме, дополнить незаконченную мысль и так далее).

    План

    Когда преподаватель первый раз читает текст, необходимо делать некоторые наброски. Очень важно на этом этапе сформировать план изложения. Одна часть - это отдельный абзац. Необходимо внимательно слушать и делить весь текст на смысловые части. Записывайте их, так и получится план. Он позволяет написать красивый и стройный текст, не запутаться в последовательности происходящих в тексте событий.

    Написание

    Что такое изложение и зачем его применяют, мы разобрались, а теперь перейдем к краткой памятке, помогающей написать качественную работу:

    • Внимательно слушайте текст, выявите главную проблему.
    • При первом прочтении старайтесь делать небольшие пометки (план, имена, даты, яркие выражения, которые необходимо включить в изложение).
    • Уточните у преподавателя значения слов, которые вам непонятны.
    • При повторном чтении составьте подробный план.
    • Далее идет работа над текстом, удалите из плана пункты, которые не несут смысловой нагрузки.
    • Напишите черновой вариант, проверьте орфографию, пунктуацию и стилистику.
    • Приступайте к написанию чистового варианта.

    Пример

    Приведем в пример изложение 5 класса. Здесь же мы рассмотрим и ошибки.

    "В избу поставили новую хорошую дверь, все ее хвалили".

    Правильно: в избу поставили новую дверь.

    "Она не пропускала зимнюю стужу и летний зной, о ней перестали говорить, потому что упрекнуть ее было не в чем".

    Правильно: она хорошо закрывалась и открывалась, не в чем было ее упрекнуть.

    "Зато все очень много говорили о рамах, да и как о них можно было не говорить, когда они скрипели, пропускали мороз и набухали".

    Правильно: все говорили о рамах, потому что они были плохими.

    Принцип написания сжатого изложения даже в этом небольшом отрывке понятен. Нужно исключать информацию, которая не несет смысловой нагрузки, убирать повторы и описания.

    30 Изложений в полном комплекте с микротемами

    Текст 1

    Испытания ждут дружбу всегда. Главное из них сегодня - изменившийся уклад, перемена в образе и распорядке жизни. С ускорением темпа жизни, со стремлением быстро реализовать себя пришло понимание значимости времени. Раньше невозможно было представить, например, чтобы хозяева тяготились гостями, теперь, когда время - цена достижения своей цели, отдых и гостеприимство перестали быть значимыми. Частые встречи и неторопливые беседы не являются уже непременными спутниками дружбы. В силу того что живём мы в разных ритмах, встречи друзей становятся редкими.

    Но вот парадокс: раньше круг общения был ограничен, сегодня человека угнетает избыточность вынужденного общения. Особенно это заметно в городах с высокой плотностью населения. Мы стремимся обособиться, выбрать уединённое место в метро, в кафе, в читальном зале библиотеки.

    Текст 2

    У каждого из нас когда-то были любимые игрушки. Пожалуй, у каждого человека есть связанные с ними светлые и нежные воспоминания, которые он бережно хранит в своем сердце. Любимая игрушка - это самое яркое воспоминание из детства каждого человека.

    В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные, но, несмотря на все появляющиеся новинки такие, как телефоны и компьютерная техника, игрушка всё-таки остаётся неповторимой и незаменимой в своём роде. Ведь ничто так не учит и не развивает ребёнка, как игрушка, с которой он может общаться, играть и даже приобретать жизненный опыт.

    Игрушка - это ключ к сознанию маленького человека. Чтобы развить и укрепить в нём положительные качества, сделать его психически здоровым, привить любовь к окружающим, сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбрать игрушку, помня, что она внесёт в его мир не только свой образ, но и поведение, атрибуты, а так же систему ценностей и мировоззрений. Невозможно воспитать полноценного человека с помощью игрушек негативной направленности.

    МИКРОТЕМЫ
    1. Любимая игрушка - это самое яркое воспоминание из детства каждого человека.
    2. В век компьютерных технологий игрушка всё-таки остается незаменимой, потому что она учит, развивает ребёнка, помогает ему приобретать жизненный опыт.
    3. Игрушка - это ключ к сознанию маленького человека. Необходимо тщательно выбирать игрушку для формирования положительных качеств ребенка.

    Текст 3

    Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне томик «Животные-герои». Я считаю её своим «будильником». От других людей знаю, что для них «будильником» чувства природы были месяц, проведённый летом в деревне, прогулка в лесу с человеком, который «на всё открыл глаза», первое путешествие с рюкзаком. Нет нужды перечислять всё, что может разбудить в человеческом детстве интерес и благоговейное отношение к великому таинству жизни.

    Вырастая, человек умом постигать должен, как сложно всё в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим, как всё в нашей жизни зависит от богатства земли, от здоровья живой природы. Эта школа должна обязательно быть.

    И всё-таки в начале всего стоит Любовь. Вовремя разбуженная, она делает познание мира интересным и увлекательным. С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчёта всех ценностей жизни. Любовь ко всему, что зеленеет, дышит, издаёт звуки, сверкает красками,- и есть любовь, приближающая человека к счастью.

    МИКРОТЕМЫ
    1. У каждого человека есть свой «будильник» чувства природы.
    2. У человека должна быть школа благоговейного отношения к таинству жизни.
    3. Точкой отсчёта всех ценностей жизни является Любовь, которая приближает человека к счастью.

    Текст 4

    Какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребенка, не прочти он драгоценных книг - он обделен. Такие утраты невосполнимы. Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год - разница невелика. В детстве же счет времени ведется иначе, тут каждый день - открытия. И острота восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь.

    Впечатления детства - самые яркие и прочные впечатления. Это фундамент будущей духовной жизни, золотой фонд. В детстве посеяны семена. Не все прорастут, не все расцветут. Но биография человеческой души - это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве.

    Последующая жизнь сложна и многообразна. Она состоит из миллионов поступков, определяющихся многими чертами характера и, в свою очередь, формирующих этот характер. Но если проследить и найти связь явлений, то станет очевидным, что всякая черта характера взрослого человека, всякое качество его души и, может быть, даже всякий его поступок были посеяны в детстве, имели с тех пор свой зародыш, свое семечко.

    МИКРОТЕМЫ
    1. Впечатления детства составляют фундамент будущей духовной жизни ребёнка.
    2. Биография человеческой души - это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве.
    3. Все качества личности взрослого человека были заложены в детстве.

    Текст 5

    Мы часто говорим о сложностях, связанных с воспитанием начинающего жизнь человека. И самая большая проблема - это ослабление семейных уз, уменьшение значения семьи в воспитании ребёнка. А если в ранние годы в человека семьёй не было заложено ничего прочного в нравственном смысле, то потом у общества будет немало хлопот с этим гражданином.

    Другая крайность - чрезмерная опека ребёнка родителями. Это тоже следствие ослабления семейного начала. Родители недодали своему ребёнку душевного тепла и, ощущая эту вину, стремятся в будущем оплатить свой внутренний духовный долг запоздалой мелочной опекой и материальными благами.

    Мир изменяется, становится другим. Но если родители не смогли установить внутренний контакт с ребёнком, перекладывая основные заботы на бабушек и дедушек или общественные организации, то не стоит удивляться тому, что иной ребёнок так рано приобретает цинизм и неверие в бескорыстие, что жизнь его обедняется, становится плоской и сухой.

    МИКРОТЕМЫ
    1. Сложности в воспитании молодого поколения связаны с уменьшением значения семьи.
    2. Чрезмерная опека ребёнка родителями - следствие ослабления семейного начала.
    3. Если родители не смогли установить контакт с ребёнком, то такой ребёнок становится циничным, а жизнь его - плоской и сухой.

    Текст 6

    Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём в нелестных выражениях. «Да не может быть! - воскликнул человек. - Я ничего хорошего для него не сделал... ». Вот он, алгоритм чёрной неблагодарности, когда на добро отвечают злом. В жизни, надо полагать, этот человек не раз встречался с людьми, перепутавшими ориентиры на компасе нравственности.

    Нравственность - это путеводитель по жизни. И если ты будешь отклоняться от дороги, то вполне можешь забрести в бурелом, колючий кустарник, а то и вовсе утонуть. То есть если ты неблагодарно ведёшь себя по отношению к другим, то и люди вправе вести себя по отношению к тебе так же.

    Как же относиться к этому явлению? Относитесь философски. Совершайте добро и знайте, что оно наверняка окупится. Уверяю Вас, что Вы сами будете получать наслаждение от того, что делаете добро. То есть Вы будете счастливы. А это и есть цель в жизни - прожить её счастливо. И помните: творят добро возвышенные натуры.

    МИКРОТЕМЫ
    1. Один человек, услышав о себе нелестные отзывы знакомого, ответил, что этого не может быть, ведь он ничего хорошего для него не сделал.
    2. Люди будут относиться к тебе так, как ты относишься к ним.
    3. Делая добро, которое наверняка окупится, вы сами будете счастливы.

    Текст 7

    Времена меняются, приходят новые поколения, у которых, казалось бы, всё не такое, как у прежних: вкусы, интересы, жизненные цели. Но трудноразрешимые личные вопросы между тем почему-то остаются неизменными. Нынешних подростков, как и их родителей в своё время, волнует всё то же: как обратить на себя внимание того, кто тебе нравится? Как отличить увлечение от настоящей любви?

    Юношеская мечта о любви - это, что бы ни говорили, прежде всего, мечта о взаимопонимании. Ведь подростку обязательно нужно реализовать себя в общении со сверстниками: проявить свою способность к сочувствию, сопереживанию. Да и просто показать свои качества и способности перед тем, кто настроен к нему доброжелательно, кто готов его понять.

    Любовь - это безусловное и безграничное доверие двоих друг к другу. Доверие, которое раскрывает в каждом всё то лучшее, на что только способна личность. Настоящая любовь непременно включает в себя дружеские отношения, но не ограничивается ими. Она всегда больше дружбы, поскольку только в любви мы признаём за другим человеком полное право на всё то, что составляет наш мир.

    МИКРОТЕМЫ
    1. С течением времени трудноразрешимые личные вопросы остаются неизменными. Как обратить на себя внимание того, кто тебе нравится? Как отличить увлечение от настоящей любви?
    2. Подростку нужно реализовать себя в общении со сверстниками и показать свои качества перед тем, кто готов его понять.
    3. Любовь больше дружбы, она предполагает полное взаимное доверие, раскрывающее все лучшие свойства личности.

    Текст 8

    Неуверенность в себе - проблема древняя, однако она привлекла внимание медиков, педагогов и психологов сравнительно недавно - в середине XX века. Именно тогда стало понятно: все усиливающаяся неуверенность в себе может стать причиной массы неприятностей - вплоть до серьезных заболеваний, не говоря уже о житейских проблемах.

    А проблемы психологические, ведь неуверенность в себе может послужить почвой постоянной зависимости от чужого мнения. Представим себе, как неудобно чувствовать себя зависимым: чужие оценки кажутся ему более важными и значимыми, чем собственные. Каждый свой поступок он видит прежде всего глазами окружающих. А главное - ему хочется одобрения ото всех: начиная с близких и заканчивая пассажирами в трамвае. Такой человек становится нерешительным и не может правильно оценить жизненную ситуацию.

    Как же преодолеть неуверенность в себе? Одни ученые ищут ответ на этот вопрос, основываясь на физиологических процессах, другие опираются на психологию. Ясно одно: преодолеть неуверенность в себе можно лишь в случае, если человек способен правильно ставить цели, соотносить их с внешними обстоятельствами и позитивно оценивать свои результаты.

    МИКРОТЕМЫ
    1. Неуверенность в себе может стать причиной многих неприятностей.
    2. Человек, не уверенный в себе, постоянно зависит от чужого мнения, и поэтому он становится нерешительным и не может использовать жизненные ситуации в своих интересах.
    3. Преодолеть неуверенность в себе способен только тот человек, который правильно ставит цели, соотносит их с внешними обстоятельствами и позитивно оценивающий свои результаты.

    Текст 9

    Сущность понятия «власть» заключается в возможности одного человека заставить другого делать то, что тот по своей воле не сделал бы. Дерево, если ему не мешать, растёт ровно вверх. Но даже если ему не удаётся расти ровно, то оно, изгибаясь под препятствиями, старается из-под них выйти и опять тянуться вверх. Так и человек. Рано или поздно он захочет выйти из повиновения. Люди покорные обычно страдают, но если раз им удалось сбросить свою «ношу», то они нередко и сами превращаются в тиранов.

    Если командовать везде и всеми, то человека ждёт одиночество как финал жизни. Такой человек всегда будет одинок. Ведь на равных общаться он не умеет. Внутри у него глухая, иногда неосознаваемая тревога. И он чувствует себя спокойно только тогда, когда люди беспрекословно выполняют его распоряжения. Командиры и сами несчастные люди, и плодят несчастье, даже если добиваются неплохих результатов.

    Командовать и управлять людьми - это разные вещи. Тот, кто управляет, умеет ответственность за поступки брать на себя. Такой подход сохраняет психическое здоровье и самого человека, и окружающих.

    МИКРОТЕМЫ
    1. Сущность власти заключается в том, что один человек заставляет другого делать то, тот по своей воле не сделал бы. Выйдя из повиновения, покорные люди сами нередко превращаются в тиранов.
    2. Люди, которые командуют везде и всеми, всегда одиноки, ведь они не умеют общаться на равных, поэтому они и сами несчастны, и плодят несчастье.
    3. Командовать и управлять - разные понятия. Управлять - значит уметь брать
    ответственность за свои поступки на себя.

    Текст 10

    Можно ли одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство? Нет, конечно. Искусство - это очарование и колдовство, это выявление смешного и трагедийного, это мораль и безнравственность, это познание мира и человека. В искусстве человек создаёт свой образ как нечто отдельное, способное существовать вне его самого и остаться после него как его след в истории.

    Момент обращения человека к творчеству, быть может, является величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории. Ведь через искусство каждый отдельный человек и народ в целом осмысляет свои особенности, свою жизнь, своё место в мире. Искусство позволяет соприкоснуться с личностями, народами и цивилизациями, отдалёнными от нас временем и пространством. И не просто соприкоснуться, а узнать и понять их, потому что язык искусства универсален, и именно он даёт возможность человечеству ощутить себя как единое целое.

    Вот почему ещё с глубокой древности сформировалось отношение к искусству не как к развлечению или забаве, а как к могучей силе, способной не только запечатлеть образ времени и человека, но и передать его потомкам.

    МИКРОТЕМЫ
    1. Ни одной формулой нельзя определить, что такое искусство.
    2. Язык искусства универсален: он позволяет соприкоснуться с другими личностями и цивилизациями.
    3. Искусство способно запечатлеть образ эпохи и передать его потомкам.

    Текст 11

    Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.

    Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.

    Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории - это Люди и Время. Не забывать Время - это значит не забывать Людей, не забывать Людей - это значит не забывать Время.

    МИКРОТЕМЫ
    1. Война была для детей жестокой и грубой школой. Они не понимали истинной
    ценности простых вещей, так как не обладали жизненным опытом.
    2. Война наполнила их душевный опыт до предела. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.
    3. Память о войне должна жить, ведь главные участники истории - это Люди и Время. Не забывать Время - значит не забывать Людей, не забывать Людей - значит не забывать Время.

    Текст 12

    Универсального рецепта того, как выбрать правильный, единственно верный, только тебе предназначенный путь в жизни, просто нет и быть не может. И окончательный выбор всегда остается за человеком. Этот выбор мы делаем уже в детстве, когда выбираем друзей, учимся строить отношения с ровесниками, играть.

    Но большинство важнейших решений, определяющих жизненный путь, мы все-таки принимаем в юности. Как считают ученые, вторая половина второго десятилетия жизни - самый ответственный период. Именно в это время человек, как правило, выбирает самое главное и на всю жизнь: ближайшего друга, круг основных интересов, профессию.

    Понятно, что такой выбор - дело ответственное. От него невозможно отмахнуться, его нельзя отложить на потом. Не стоит надеяться, что ошибку после можно будет исправить: успеется, вся жизнь впереди! Что-то, конечно, удастся подправить, изменить, но далеко не все. И неверные решения без последствий не останутся. Ведь успех приходит к тем, кто знает, чего он хочет, решительно делает выбор, верит в себя и упорно достигает намеченных целей.

    МИКРОТЕМЫ
    1. Универсального рецепта, как выбрать верный, предназначенный только тебе путь, не существует. Выбор всегда остаётся за человеком.
    2. Большинство серьёзных решений мы принимаем в юности.
    3. Такой выбор - дело ответственное, его нельзя отложить на потом. Успех приходит к тем, кто верит в себя и упорно достигает намеченных целей.

    Текст 13

    Есть ценности, которые изменяются, теряются, пропадают, становясь пылью времени. Но как бы ни изменялось общество, все равно на протяжении тысячелетий остаются вечные ценности, которые имеют большое значение для людей всех поколений и культур. Одной из таких вечных ценностей, безусловно, является дружба.

    Люди очень часто употребляют это слово в своем языке, тех или иных людей называют своими друзьями, но мало кто может сформулировать, что такое дружба, кто такой настоящий друг, каким он должен быть. Все определения дружбы сходны в одном: дружба - это взаимоотношения, основанные на взаимной открытости людей, полном доверии и постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь.

    Главное, чтобы у друзей были одинаковые жизненные ценности, похожие духовные ориентиры. Тогда они смогут дружить, даже если их отношения к определенным явлениям жизни разные. И тогда на настоящую дружбу не влияет время и расстояние. Люди могут разговаривать друг с другом лишь изредка, быть в разлуке в течение многих лет, но все равно оставаться очень близкими друзьями. Подобное постоянство - отличительная черта настоящей дружбы.

    МИКРОТЕМЫ
    1. Одной из вечных ценностей, которые имеют большое значение для людей всех
    поколений и культур, является дружба.
    2. Дружба - это взаимоотношения, основанные на открытости, доверии и готовности прийти друг другу на помощь.
    3. У друзей одинаковые жизненные ценности, духовные ориентиры. Постоянство - отличительная черта настоящей дружбы.

    Текст 14

    Слово «мама» - особое слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Его лепечет дитя в колыбели, с любовью произносит юноша и глубокий старец. В языке любого народа есть это слово, и на всех языках оно звучит нежно и ласково.

    Место матери в нашей жизни особое, исключительное. Мы всегда несем ей свою радость и боль и находим понимание. Материнская любовь окрыляет, придает силы, вдохновляет на подвиги. В сложных жизненных обстоятельствах мы всегда вспоминаем маму, и нужна нам в этот миг только она. Человек зовет мать и верит, что она, где бы ни была, слышит его, сострадает и спешит на помощь. Слово «мама» становится равнозначным слову жизнь.

    Сколько художников, композиторов, поэтов создали замечательные произведения о матери. «Берегите матерей!» - провозгласил в своей поэме известный поэт Расул Гамзатов. К сожалению, мы слишком поздно понимаем, что забыли сказать много хороших и добрых слов своим мамам. Чтобы этого не произошло, нужно дарить им радость каждый день и час, ведь благодарные дети - лучший подарок для них.

    МИКРОТЕМЫ
    1. Слово «мама» — особое слово. Оно сопровождает нас в течение всей жизни.
    2. Место матери в нашей жизни особое.
    3. Нужно дарить радость матерям постоянно, ведь благодарные дети - лучший подарок для них.

    Текст 15

    В обществе, где культивируется идея индивидуализма, многие забыли о таких вещах, как взаимовыручка и взаимопомощь. А человеческое общество как раз и сформировалось, и продолжает существовать благодаря общему делу и помощи слабым, благодаря тому, что каждый из нас дополняет друг друга. И как теперь мы можем поддерживать абсолютно противоположную точку зрения, гласящую о том, что нет иных интересов, кроме наших собственных?

    И дело тут даже не в том, что это звучит эгоистично. Дело в том, что именно в этом вопросе переплетаются личные и общественные интересы. Понимаете, насколько это глубже, чем кажется? Ведь индивидуализм разрушает общество, а, стало быть, и ослабляет нас. И только взаимная поддержка может сохранить и укрепить общество.

    И что же больше отвечает нашим интересам - взаимовыручка или примитивный эгоизм? Здесь двух мнений быть не может. Мы должны понимать друг друга, если хотим все вместе жить хорошо и ни от кого не зависеть. И, помогая людям в трудную минуту, не надо ждать благодарности, надо просто помогать, не ища для себя выгод. Тогда и тебе в ответ помогут обязательно.

    МИКРОТЕМЫ
    1. В обществе, где культивируется идея индивидуализма, многие забыли о таких вещах, как взаимовыручка и взаимопомощь. А человеческое общество как раз и сформировалось, и продолжает существовать благодаря общему делу и помощи слабым.
    2. Индивидуализм разрушает общество и ослабляет нас. И только взаимная поддержка может сохранить и укрепить общество.
    3. Мы должны понимать друг друга, если хотим все вместе жить хорошо и ни от кого не зависеть. И, помогая людям в трудную минуту, не надо ждать благодарности.

    Текст 16

    Я вспоминаю сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать. Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… И никто не сказал — добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты, подлинной теплоты сердца, невозможна душевная красота человека.

    И опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. Если они не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых — это ценность жизни, чужой, своей, жизни животного мира и растений. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в волнениях, радостях и печалях.

    Добрые чувства, эмоциональная культура — это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путём добра — путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен и человеку в одиночку, и всему обществу в целом.

    МИКРОТЕМЫ
    1. Без доброты, подлинной теплоты сердца, невозможна душевная красота человека.
    2. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в волнениях, радостях и печалях.
    3. Следование путём добра — путь самый приемлемый и единственный для человека.

    Текст 17

    В детстве человек счастлив, как сейчас говорят, по умолчанию. По природе своей ребенок - существо инстинктивно предрасположенное к счастью. Какой бы трудной и даже трагичной ни была его жизнь, он все равно радуется и постоянно находит для этого всё новые и новые поводы. Возможно, потому что пока не с чем сравнить жизнь. Он ещё не подозревает, что может быть как-то иначе, но скорее всего, все-таки потому, что душа еще не успела покрыться панцирем и более открыта добру и надежде, чем душа взрослого человека.

    А с возрастом все словно выворачивается наизнанку. Как бы спокойно и благополучно ни складывалась жизнь, мы не успокоимся, пока не найдем в ней некую занозу, нескладицу, неполадку, прицепимся к ней и почувствуем себя глубоко несчастными. И мы верим в придуманную нами драму, искренне жалуемся на нее друзьям, тратим на переживания время, здоровье, душевные силы.

    Лишь когда случается действительно настоящая трагедия, мы понимаем, сколь нелепы выдуманные страдания и сколь пустячен повод для них. Тогда мы хватаемся за голову и говорим себе: «Господи, каким же я был глупцом, когда страдал из-за какой-то ерунды. Нет, чтобы жить в свое удовольствие и наслаждение каждой минутой».

    МИКРОТЕМЫ
    1. В детстве человек счастлив, как сейчас говорят, по умолчанию.
    2. А с возрастом все словно выворачивается наизнанку. Мы верим в придуманную нами драму, искренне жалуемся на нее друзьям, тратим на переживания время, здоровье, душевные силы.
    3. Лишь когда случается действительно настоящая трагедия, мы понимаем, сколь нелепы выдуманные страдания и сколь пустячен повод для них.

    Текст 18

    Меня предал родной человек, меня предал лучший друг. Такие высказывания мы, к сожалению, слышим довольно часто. Чаще всего предают те, в кого мы вложили душу. Закономерность здесь такова: чем больше благодеяния, тем сильнее предательство. В таких ситуациях вспоминается высказывание Виктора Гюго: " Я безразлично отношусь к ножевым ударам врага, но мне мучителен булавочный укол друга".

    Многие терпят издевательство над собой, надеясь, что у предателя проснется совесть. Но не может проснуться то, чего нет. Совесть - функция души, а у предателя ее нет. Предатель обычно объясняет свой поступок интересами дела, но, для того чтобы оправдать первое предательство, совершает второе, третье и так до бесконечности.

    Предательство с точностью разрушает достоинство человека, в результате предатели ведут себя по-разному. Кто-то отстаивает свое поведение, пытаясь оправдать содеянное, кто-то впадает в ощущение вины и страха перед надвигающимся возмездием, а кто-то просто старается все забыть, не обременяя себя ни эмоциями, ни размышлениями. В любом случае жизнь предателя становится пустой, никчёмной и бессмысленной.

    МИКРОТЕМЫ
    1. Чем больше мы вкладываем душу в отношения, тем сильнее боль измены.
    2. У предателя нет совести. Один раз предав, человек предаст снова и снова.
    3. Жизнь предателя становится пустой и бессмысленной.

    Текст 19

    Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей. В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом - немецким фашизмом.

    Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории. Но память человека со временем ослабевает, из неё по крупицам уходит сначала второстепенное: менее значимое и яркое; а затем - и существенное. К тому же всё меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней. Если в документах и в произведениях искусства не будут отражены самопожертвования и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется. А этого нельзя допустить!

    Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает литературу и искусство. О жизни и подвиге человека на войне снято немало прекрасных фильмов, созданы замечательные произведения литературы. И тут нет какой-либо преднамеренности, есть боль, не покидающая душу народа, который потерял за годы войны миллионы человеческих жизней. Но самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам, живым, но, главным образом, погибших.

    МИКРОТЕМЫ
    1. Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей.
    2. Но память человека со временем ослабевает, из неё по крупицам уходит сначала второстепенное: менее значимое и яркое; а затем - и существенное. А этого нельзя допустить.
    3. Самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам, живым, но, главным образом, погибших.

    Текст 20

    В современном мире нет человека, который не соприкасался бы с искусством. Его значение в нашей жизни велико. Книга, кино, телевидение, театр, музыка, живопись прочно вошли в нашу жизнь и оказывают на неё огромное влияние. Но особенно сильно воздействует на человека художественная литература.

    Соприкосновение с миром искусства доставляет нам радость и бескорыстное наслаждение. Но неправильно было бы видеть в произведениях писателей, композиторов, художников только средство получения удовольствия. Конечно, мы нередко идем в кинотеатр, садимся к телевизору, берём в руки книгу, чтобы отдохнуть и развлечься. Да и сами художники, писатели, композиторы так строят свои произведения, чтобы поддержать и развить интерес и любопытство зрителей, читателей, слушателей. Но значение искусства в нашей жизни намного серьёзнее. Оно помогает человеку лучше увидеть и понять окружающий мир и самого себя.

    Искусство способно сохранять характерные черты эпохи, дарить людям возможность общаться друг с другом через десятилетия и века, становясь своеобразным хранилищем памяти для последующих поколений. Оно незаметно формирует взгляды и чувства, характер, вкусы человека, пробуждает любовь к прекрасному. Именно поэтому в трудные минуты жизни люди нередко обращаются к произведениям искусства, которые становятся источником духовной силы и мужества.

    МИКРОТЕМЫ
    1. Значение искусства в нашей жизни велико.
    2. Соприкосновение с миром искусства доставляет нам радость и бескорыстное наслаждение. Оно помогает человеку лучше увидеть и понять окружающий мир и самого себя.
    3. Искусство способно сохранять характерные черты эпохи, дарить людям возможность общаться друг с другом через десятилетия и века.

    Текст 21

    Чтобы оценить доброту и понять ее значение, надо непременно самому испытать ее. Надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нем. Надо почувствовать, как луч этой доброты овладевает сердцем, словом и делами всей жизни. Доброта приходит не по обязанности, не в силу долга, а как дар.

    Чужая доброта - это предчувствие чего-то большего, во что даже не сразу верится. Это теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение. Человек, раз испытавший доброту, не может не ответить рано или поздно, уверенно или неуверенно своею добротою.

    Это великое счастье - почувствовать в своем сердце огонь доброты и дать ему волю в жизни. В этот миг, в эти часы человек находит в себе своё лучшее, слышит пение своего сердца. Забывается «я» и «своё», исчезает чужое, ибо оно становится «моим» и «мною». И для вражды и ненависти не остаётся места в душе.

    МИКРОТЕМЫ
    1. Доброта приходит не по обязанности, не в силу долга, а как дар.
    2. Человек, раз испытавший доброту, не может не ответить рано или поздно, уверенно или неуверенно своею добротою.
    3. Это великое счастье - почувствовать в своем сердце огонь доброты и дать ему волю в жизни.

    Текст 22

    Если отнять у человека способность мечтать, то отпадёт одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего. Но мечты не должны быть оторваны от действительности. Они должны предугадывать будущее и создавать у нас ощущение, что мы уже живём в этом будущем и сами становимся иными.

    Мечта нужна не только детям, но и взрослым. Она вызывает волнение, источник высоких чувств. Она не даёт нам успокоиться и показывает всегда новые сверкающие дали, иную жизнь. Она тревожит и заставляет страстно желать этой жизни. В этом её ценность.

    Только лицемер может сказать, что надо успокоиться на достигнутом и остановиться. Чтобы бороться за будущее, нужно уметь мечтать страстно, глубоко и действенно. Нужно воспитать в себе непрерывное желание осмысленного и прекрасного.

    МИКРОТЕМЫ
    1. Нельзя отнимать у человека способность мечтать.
    2. Мечта нужна не только детям, но и взрослым. Её ценность заключается в том, что она является источником вдохновения и высоких чувств.
    3. Нужно уметь мечтать, нужно воспитывать в себе желание осмысленного ипрекрасного.

    Текст 23

    В чём польза чтения? Верно ли утверждение, что читать полезно? Почему многие продолжают читать? Ведь не только для того, чтобы отдохнуть или занять свободное время.

    Польза чтения книг очевидна. Книги расширяют кругозор человека, обогащают его внутренний мир, делают умнее. А ещё важно читать книги потому, что это увеличивает словарный запас человека, вырабатывает чёткое и ясное мышление. Убедиться в этом каждый может на собственном примере. Стоит только вдумчиво прочесть какое-нибудь классическое произведение, и вы заметите, как стало проще с помощью речи выражать собственные мысли, подбирать нужные слова. Читающий человек грамотнее говорит. Чтение серьёзных произведений заставляет нас постоянно думать, оно развивает логическое мышление. Не верите? А вы прочитайте что-нибудь из классики детективного жанра, например, «Приключения Шерлока Холмса» Конан Дойла. После прочтения вы будете соображать быстрее, ваш ум станет острее и вы поймёте, что читать полезно и выгодно.

    Ещё полезно читать книги потому, что они оказывают значительное влияние на наши нравственные ориентиры и на наше духовное развитие. После прочтения того или иного классического произведения люди порой начинают меняться в лучшую сторону.

    МИКРОТЕМЫ
    1. В чем польза чтения? Полезно ли читать?
    2. Польза чтения книг очевидна. Чтение серьёзных произведений заставляет нас постоянно думать, оно развивает логическое мышление.
    3. Ещё полезно читать книги потому, что они оказывают значительное влияние на наши нравственные ориентиры и на наше духовное развитие.

    Текст 24

    Что такое хорошая книга? Во-первых, книга должна быть увлекательной и интересной. После прочтения первых страниц не должно возникать желания поставить её на полку. Речь идёт о книгах, заставляющих нас задуматься, выразить эмоции. Во-вторых, книга должна быть написана богатым языком. В-третьих, она должна нести глубокий смысл. Оригинальные и необычные идеи тоже делают книгу полезной.

    Не стоит увлекаться каким-либо одним жанром или родом литературы. Так, увлечение только лишь жанром фэнтези способно превратить молодых читателей в гоблинов и эльфов, знающих дорогу в Авалон гораздо лучше, чем путь домой.

    Если вы не читали книг из школьной программы или читали их в сокращённом виде, следует начать именно с них. Классическая литература - это обязательная база для каждого человека. В великих произведениях есть разочарование и радость, любовь и боль, трагедия и комедия. Они научат вас быть чуткими, эмоциональными, помогут увидеть красоту мира, понять себя и людей. Естественно, читайте научно-популярную литературу. Она расширит ваш кругозор, сформирует знание о мире, поможет вам определить свой путь в жизни, даст возможность саморазвитию. Надеемся, что эти доводы, приведённые в пользу чтения, сделают книгу вашим лучшим другом.

    МИКРОТЕМЫ
    1. Что такое хорошая книга? Это книга, которая заставляет нас задуматься о хорошем, это полезная книга.
    2. Не стоит увлекаться каким-либо одним жанром или родом литературы.
    3. Читать надо классическую литературу. Это обязательная база для каждого человека. В великих произведениях есть разочарование и радость, любовь и боль, трагедия и комедия.

    Текст 25

    Иметь семью и детей так же необходимо и естественно, как необходимо и естественно трудиться. Семья издавна скреплялась нравственным авторитетом отца, который традиционно считался главой. Отца дети уважали и слушались. Он занимался сельхозработами, строительством, заготовкой леса и дров. Всю тяжесть крестьянского труда с ним разделяли взрослые сыновья.

    Руководство домашним хозяйством было в руках жены и матери. Она ведала всем в доме: присматривала за скотом, заботилась о питании, об одежде. Все эти работы она делала не одна: даже дети, едва научившись ходить, понемногу, вместе с игрой, начинали делать что-то полезное.

    Доброта, терпимость, взаимное прощение обид перерастали в хорошей семье во взаимную любовь. Сварливость и неуживчивость считались наказанием судьбы и вызывали жалость к их носителям. Надо было уметь уступить, забыть обиду, ответить добром или промолчать. Любовь и согласие между родственниками давали начало любви за пределами дома. От человека, не любящего и не уважающего своих родных, трудно ждать уважения к другим людям.

    МИКРОТЕМЫ
    1. Иметь семью и детей так же необходимо и естественно, как необходимо и естественно трудиться.
    2. Руководство домашним хозяйством было в руках жены и матери.
    3. В семье воспитывались любовь и уважение друг к другу, которые помогали и за пределами родного дома. Это было важно, так как от человека, не любящего и не уважающего свою семью, трудно ждать уважения к другим людям.

    Текст 26

    Слово "культура" многогранно. Что же в первую очередь несёт в себе истинная культура? Она несёт в себе понятие духовности, свет, знание и истинную красоту. И если люди поймут это, то наша страна станет процветающей. И потому было бы очень хорошо, если бы в каждом городе и посёлке был свой центр культуры, центр творчества не только для детей, но и для людей всех возрастов.

    Истинная культура всегда направлена на воспитание и на образование. И во главе таких центров должны стоять люди, хорошо понимающие, что такое настоящая культура, из чего она складывается, каково её значение.

    Ключевой нотой культуры могут стать такие понятия, как мир, истина, красота. Было бы хорошо, если бы культурой занимались люди честные и бескорыстные, беззаветно преданные своему делу, уважающие друг друга. Культура - огромный океан творчества, места хватит всем, для каждого найдётся дело. И если мы все вместе станем участвовать в её создании и укреплении, то вся планета наша станет прекраснее.

    МИКРОТЕМЫ
    1. Подлинная культура несёт в себе понятие духовности, свет, знание и истинную красоту. И потому было бы очень хорошо, если бы в каждом городе и посёлке был свой центр культуры
    2. Истинная культура всегда направлена на воспитание и образование. И во главе таких центров должны стоять люди, понимающие это.
    3. Было бы хорошо, если бы культурой занимались люди честные и бескорыстные, беззаветно преданные своему делу, уважающие друг друга.

    Текст 27

    Что значит быть культурным человеком? Культурным можно считать человека образованного, воспитанного, ответственного. Он уважает себя и окружающих. Культурного человека отличает также творческий труд, стремление к высокому, умение быть благодарным, любовь к природе и родине, сострадание и сочувствие к ближнему, доброжелательство.

    Культурный человек никогда не солжёт. Он сохранит самообладание и достоинство в любых жизненных ситуациях. Он имеет чётко поставленную цель и добивается её. Главная же цель такого человека - увеличивать добро в мире, стремиться к тому, чтобы все люди были счастливы. Идеалом культурного человека является подлинная человечность.

    В наше время люди уделяют слишком мало времени культуре. А многие даже не задумываются об этом на протяжении всей жизни. Хорошо, если у человека процесс приобщения к культуре происходит с детства. Ребёнок знакомится с традициями, переходящими из поколения в поколение, впитывает положительный опыт семьи и своей родины, познаёт культурные ценности. Став взрослым, он сможет быть полезным обществу.

    МИКРОТЕМЫ
    1. Культурным можно считать человека образованного, воспитанного, ответственного.
    2. Главная же цель такого человека - увеличивать добро в мире, стремиться к тому, чтобы все люди были счастливы.
    3. Хорошо, если у человека процесс приобщения к культуре происходит с детства. Став взрослым, он сможет быть полезным обществу.

    Текст 28

    Некоторые считают, что человек взрослеет в каком-нибудь определённом возрасте, например, в 18 лет, когда он становится совершеннолетним. Но есть люди, которые и в более старшем возрасте остаются детьми. Что же значит быть взрослым?

    Взрослость означает самостоятельность, то есть умение обходиться без чьей-либо помощи, опеки. Человек, обладающий этим качеством, всё делает сам и не ждёт поддержки от других. Он понимает, что свои трудности должен преодолевать сам. Конечно, бывают ситуации, когда человеку одному не справиться. Тогда приходится просить помощи у друзей, родственников и знакомых. Но в целом, самостоятельному, взрослому человеку не свойственно надеяться на других.

    Есть такое выражение: руке следует ждать помощи только от плеча. Самостоятельный человек умеет отвечать за себя, свои дела и поступки. Он сам планирует свою жизнь и оценивает себя, не полагаясь на чьё-то мнение. Он понимает, что многое в жизни зависит от него самого. Быть взрослым - значит отвечать за кого-то ещё. Но для этого тоже надо стать самостоятельным, уметь принимать решения. Взрослость зависит не от возраста, а от жизненного опыта, от стремления прожить жизнь без нянек.

    МИКРОТЕМЫ
    1. У всех разное понимание того, что значит быть взрослым.
    2. Взрослость означает самостоятельность, то есть умение обходиться без чьей-либо помощи, опеки.
    3. Быть взрослым - значит отвечать за кого-то ещё. Взрослость зависит не от возраста, а от жизненного опыта, от стремления прожить жизнь без нянек.

    Текст 29

    Что такое дружба? Как становятся друзьями? Друзей встретишь чаще всего среди людей общей судьбы, одной профессии, общих помыслов. И всё же нельзя уверенно сказать, что подобная общность определяет дружбу, ведь могут подружиться люди разных профессий.

    Могут ли дружить два противоположных характера? Конечно! Дружба - равенство и сходство. Но в то же время дружба - это неравенство и несходство. Друзья всегда нужны друг другу, но не всегда друзья получают от дружбы поровну. Один дружит и дарит свой опыт, другой в дружбе обогащается опытом. Один, помогая слабому, неопытному, молодому другу, познаёт свою силу, зрелость. Другой, слабый, познает в друге свой идеал, силу, опыт, зрелость. Так, один в дружбе дарит, другой радуется подаркам. Дружба основывается на сходстве, а проявляется в различии, противоречиях, несходствах.

    Друг тот, кто утверждает твою правоту, талант, заслуги. Друг тот, кто любя разоблачает тебя в твоих слабостях, недостатках и пороках.

    МИКРОТЕМЫ
    1. Что такое дружба? Как становятся друзьями?
    2. дружба - это неравенство и несходство. Дружба основывается на сходстве, а проявляется в различии, противоречиях, несходствах.
    3. Друг тот, кто любя разоблачает тебя в твоих слабостях, недостатках и пороках.

    Текст 30

    Дружба - это не что-то внешнее. Дружба лежит глубоко в сердце. Нельзя заставить себя быть другом кому-то или заставить кого-то быть твоим другом.

    Для дружбы нужно очень многое, прежде всего взаимное уважение. Что означает уважать своего друга? Это значит считаться с его мнением и признавать его положительные черты. Уважение проявляется в словах и делах. Друг, к которому проявляется уважение, чувствует, что его ценят как личность, уважают его достоинства и помогают ему не только лишь из чувства долга. В дружбе важно доверие, то есть уверенность в искренности друга, в том, что он не предаст и не обманет. Конечно, друг может совершать ошибки. Но ведь все мы несовершенны. Это два основных и главных условия для дружбы. Кроме этого, для дружбы важны, например, общие нравственные ценности. Людям, которые по-разному смотрят на то, что есть добро, а что зло, будет тяжело быть друзьями. Причина простая: сможем ли мы проявлять к другу глубокое уважение и, возможно, доверие, если видим, что он совершает поступки недопустимые, по нашему мнению, и считает это нормой. Укрепляют дружбу и общие интересы или увлечения. Однако для дружбы, которая существует давно и проверена временем, это не принципиально.

    Дружеские чувства не зависят от возраста. Они могут быть очень сильными и приносить человеку множество переживаний. Но без дружбы жизнь немыслима.

    МИКРОТЕМЫ
    1. Нельзя заставить себя быть другом кому-то или заставить кого-то быть твоим другом.
    2. Для дружбы нужно очень многое, прежде всего взаимное уважение, доверие, уверенность в искренности друга, общие нравственные ценности.
    3. Дружить могут люди разных возрастов. Без дружбы жизнь немыслима.

    Итак, девятиклассники понемногу начинают волноваться. Русский язык – непростой экзамен, ведь кроме знания правил, нужно уметь писать изложения, понимать главную мысль текста, четко излагать свои мысли и подбирать правильную аргументацию в развернутых ответах на вопросы по тексту.

    В нашей первой статье, посвященной ОГЭ, мы попробуем дать несколько полезных советов по подготовке к первой части экзамена по русскому - изложению. В марте уже пора начинать активно тренироваться.

    1. Фокус на главном!

    Изложения в школе пишут в каждом классе, поэтому часто школьники считают, что здесь проблем возникнуть просто не может. С одной стороны, тренировка всегда помогает, с другой – есть несколько моментов, на которые имеет смысл обратить пристальное внимание.

    На экзамене в первом задании требуется написать сжатое изложение.

    При сжатом изложении не нужен подробный пересказ текста. От школьника требуется другой важный навык – понять основное содержание и ключевые моменты, поддерживающие главную мысль. Все остальное не только можно, но и нужно опустить.


    Чем меньше вы растекаетесь мыслью по древу, чем четче формулируете, тем лучше. Главное в формате сжатого изложения – ясно передать ядро текста с авторскими аргументами и примерами (их называют микротемами). Вот именно в этом направлении и нужна тренировка. Тексты для прослушивания есть в открытом доступе на сайте ФИПИ. Как же с ними работать?

    2. Первое прослушивание = план

    Включите аудиозапись, внимательно прослушайте текст. Записывать во время чтения ничего не надо! Попытка стенографирования – большая ошибка школьников. Часто при таком подходе ускользает смысл текста, пропущенные куски очень трудно восстановить, ведь они пролетели мимо ушей.

    Попробуйте просто сосредоточиться и понять, о чем вам рассказывают. Сразу схватите главную тему, обратите внимание на аргументы или примеры автора. И обязательно – на стиль!

    Замена стиля в изложении – одна из самых частых и печальных ошибок. Придерживайтесь авторского стиля, не меняйте художественный на деловой, ведь вы не переписываете произведение, а всего лишь пересказываете его.


    После того, как вы прослушали текст, запишите основную тему и важные моменты, которые вы отметили. То есть составьте краткий план работы. Так у вас перед глазами появится схема, на которую вы будете опираться.

    3. От второго прослушивания к черновику

    А вот во время второго прослушивания работайте уже с составленным планом, обозначьте абзацы к каждому авторскому утверждению.

    Совет – пишите не подряд, оставляйте между намеченными абзацами достаточно места, чтобы вписать туда по памяти недостающее.

    Итак, у вас есть план изложения и намеченные абзацы. Теперь пишем черновик. Не торопитесь, не бойтесь что-то упустить. Тексты для изложений по силам каждому школьнику. Пишите по абзацам, вспоминая услышанное. Старайтесь сохранять авторский стиль, не допускать отсебятины.


    Написав черновик, обязательно сверьте свой первоначальный план с получившимся текстом. Подумайте, все ли вы учли, «прокрутите» текст в голове. Раскрыли ли вы тему? Соответствует ли написанное авторской логике? Достаточно ли внятно изложены микротемы и ведут ли они к главной мысли, высказанной в тексте? Если вы удовлетворены работой, переходите к проверке орфографии и пунктуации.

    4. Проверяем себя

    Уровень грамотности во время экзамена также оценивается, а баллы за ошибки снижают. Но вы пишете не диктант, а изложение, этот формат работает на вас. При любых сомнениях в написании слова вспоминайте синонимы. Меняйте слова, словосочетания, даже предложения, если не уверены в правильности орфографии и пунктуации. В изложении важно не использование точных авторских слов, а передача смысла.


    Но помните, что писать телеграфным стилем позволено или Хэмингуэю, или ученику начальной школы. От девятиклассника все же ждут развернутых предложений, поэтому не нужно хитрить в надежде избежать ошибок, это может обернуться против вас.

    5. Как понять, что все получилось

    Итак, вы тренируете свои навыки, но как понять, что все получается? Во-первых, можно для начала потренироваться на печатных текстах. Так вы лучше будете видеть соответствие изложения и оригинала. Попробуйте прочитать текст самостоятельно вслух, убрать текст, записать план. Прочитайте второй раз, уберите, запишите план по абзацам. Напишите черновик. Проверьте грамотность. А потом сверьте оба текста.

    Во-вторых, можно привлекать родителей и друзей – пусть прочитают вам текст, а вы действуйте по вышеизложенной схеме. С друзьями тренироваться очень удобно – можно читать по очереди и проверять работы друг друга.

    Ну, и в-третьих, если вы чувствуете неуверенность, еще есть время прокачать свои навыки на курсах или с помощью репетиторов.


    Изложение – это, прежде всего, анализ текста, быстрое понимание главной мысли. Этому можно научиться даже если до экзамена осталось всего ничего.


    Удачи в подготовке к экзаменам!

    Читайте также: