М.Е. Салтыков-Щедрин "История одного города": описание, герои, анализ произведения

Название города, «история» которого предлагается читателю, — Глупов. Нет на карте России такого города и не было его никогда, — а всё же был… И был — всюду. А может быть, он и не исчезал никуда, несмотря на фразу, которой автор-летописец заканчивает своё повествование: «История прекратила течение своё»? Да может ли такое быть? И не эзопова ли это лукавая усмешка?..

В русской литературе непосредственно предшествовала щедринской «летописи» пушкинская «История села Горюхина». «Если Бог пошлёт мне читателей, то, может быть, для них будет любопытно узнать, каким образом решился я написать Историю села Горюхина» — так начинается пушкинское повествование. А вот начало текста «От издателя», якобы нашедшего в «глуповском городском архиве» «объёмистую связку тетрадей, носящих общее название “Глуповского Летописца”»: «Давно уже имел я намерение написать историю какого-нибудь города (или края)… но разные обстоятельства препятствовали этому предприятию».

Но вот «Летописец» найден. Собранный с древних времён материал в распоряжении «издателя». В обращении к читателю определяет он содержание «Истории». Прочитайте текст «От издателя» полностью, дабы вы убедились, что каждое слово там особое, отливает своим блеском и сливается в общем сверкании с другими, один фантастически-реальный (гротескный) образ, едва возникнув на странице, теснится уже следующим, и лучшее, что можно сделать, — стать читателем летописи Глупова, этого до странности знакомого всем нам города.

Структура самого читаемого произведения Щедрина непроста. За главой «От издателя » следует «Обращение к читателю» — текст, написанный прямо от лица «архивариуса-летописца» и стилизованный под язык XVIII века.

«Автор» — «смиренный Павлушка, Маслобойников сын», четвёртый архивариус. Заметим, что из трёх прочих архивариусов двое — Тряпичкины (фамилия взята из «Ревизора» Гоголя: так Хлестаков называет своего приятеля, «пописывающего статейки»).

«О корени происхождения глуповцев»

«О корени происхождения глуповцев», глава, открывающая «Летописец», начинается с выдуманной цитаты, подражающей тексту «Слова о полку Игореве». Историки Н. И. Костомаров (1817—1885) и С.М. Соловьёв (1820—1879) упомянуты здесь потому, что придерживались прямо противоположных взглядов на историю Руси и России: по Костомарову, главным в ней была стихийная народная деятельность («серым волком рыскал по земли»), а по Соловьеву, русская история творилась только благодаря деяниям князей и царей («шизым орлом ширял под облаками»).

Самому писателю чужды были обе точки зрения. Он считал, что русская государственность может твориться только путём организованного и сознательного народного движения.

«Опись градоначальникам»

«Опись градоначальникам» содержит пояснения к дальнейшим главам и краткий перечень градоначальников, повествования о правлении которых развёртываются далее. Не следует думать, что каждый градоначальник есть сатирический образ одного конкретного «самодержца». Это всегда образы обобщённые, как и большая часть текста «Истории одного города», но есть и чёткие соответствия. Негодяев — Павел I, Александр I — Грустилов; Сперанский и Аракчеев, приближённые Александра I, — отразились в персонажах Беневоленском и Угрюм-Бурчееве.

«Органчик»

«Органчик» — центральная и самая известная глава книги. Так прозван градоначальник Брудастый, обобщающий самые зловещие черты деспотизма. Слово «брудастый» относится с давних пор исключительно к собакам: брудастый — имеющий бороду и усы на морде и обычно особенно злобный (чаще о борзом кобеле). Органчиком же назван он потому, что в голове у него был обнаружен музыкальный инструмент, механизм, производящий всего одну фразу: «Не потерплю!» Глуповцы называют Брудастого ещё и прохвостом, но слову этому, уверяет Щедрин, никакого определённого значения не придают. Значит, таковое у слова есть — так писатель обращает ваше внимание на это слово и просит разобраться. Разберёмся.

Слово «прохвост» появилось в русском языке при Петре I от «профост» — полковой экзекутор (палач) в немецкой армии, в русской же употреблялось до 60-х годов XIX века в том же значении, после — смотритель военных тюрем. «Лондонскими агитаторами» в публицистике 60-х годов XIX века называли А. И. Герцена и Н.П. Огарёва — русских революционных публицистов, издававших в Лондоне газету «Колокол». Карл Простодушный — подобный Органчику персонаж средневековой истории — реально существовавший французский король, низложенный вследствие своих неудачных войн. Фармазоны — франкмасоны, масоны, члены общества «вольных каменщиков», весьма влиятельного в Европе начиная со Средних веков.

«Сказание о шести градоначальницах»

«Сказание о шести градоначальницах» — замечательно написанная, уморительно смешная, блестящая сатира на императриц XVIII века и их фаворитов-временщиков.

Фамилия Палеологова — намёк на супругу Ивана III, дочь последнего византийского императора династии Палеологов Софью. Именно этот брак дал основание русским владыкам сделать Россию империей и мечтать о присоединении Византии.

Имя Клементинка де Бурбон — намёк на то, что французское правительство помогало Елизавете Петровне взойти на русский престол. Упоминание труднопроизносимых выдуманных фамилий польских кардиналов здесь же — вероятно, намёк на Смутное время и польскую интригу в русской истории.

«Известие о Двоекурове»

«Известие о Двоекурове» содержит намёки на царствование Александра I и особенности его личности (двойственность, противоречивость намерений и их осуществления, нерешительность до трусости). Щедрин подчёркивает, что ему глуповцы обязаны повинностью употребления горчицы и лаврового листа. Двоекуров же — предок «новаторов», которые вели войны «во имя картофеля». Намёк на Николая I, сына Александра I, введшего на Руси картофель в голодные времена 1839—1840 годов, что вызвало «картофельные бунты», жестоко подавлявшиеся военной силой вплоть до самого мощного крестьянского восстания в 1842 году.

«Голодный город»

«Голодный город». Градоначальник Фердыщенко правит Глуповом в этой и двух следующих главах. Выслушав поучение священника об Ахаве и Иезавели, Фердыщенко обещает народу хлеба, а сам вызывает в город войска. Возможно, это намёк на «освобождение» крестьян в 1861 году, проведённое так, что вызвало недовольство и помещиков, и крестьян, оказавших сопротивление реформе.

«Соломенный город»

«Соломенный город». Описана война между «стрельцами» и «пушкарями». Известно, что в мае 1862 года в Апраксином дворе произошли знаменитые петербургские пожары. Обвинили в них студентов и нигилистов, но, возможно, пожары были провокацией. Глава — более широкое обобщение. В ней есть и намёки на наводнение 1824 года в Петербурге.

«Фантастический путешественник»

«Фантастический путешественник». Фердыщенко пускается в путешествие. Обычаем русских самодержцев было пускаться время от времени в путешествия по стране, во время которых местные власти усиленно изображали преданность народа властителям, а цари даровали милости народу, часто весьма незначительные. Так, известно, что по распоряжению Аракчеева во время объезда военных поселений Александром I из избы в избу переносили одного и того же жареного гуся.

«Войны за просвещение»

«Войны за просвещение» — описывает «самое продолжительное и самое блестящее» правление, судя по многим признакам, Николая I. Василиск Семёнович Бородавкин — образ, как и все, собирательный, но некоторые черты эпохи отчётливо намекают в первую очередь на этого монарха. Историк К. И. Арсеньев — наставник Николая I, совершивший с ним путешествие по России.

Походы на Стрелецкую слободу вновь уводят нас в XVIII век, но обобщают периоды следующего столетия — борьбу монархов против масонов, «дворянской фронды» и декабристов. Есть намёк, кажется, и на Пушкина (стихотворец Федька, «оскорбивший виршами» почтенную родительницу Василиска). Известно, что после возвращения Пушкина из ссылки в 1826 году Николай I сказал ему в личной беседе: «Довольно ты подурачился, надеюсь, теперь будешь рассудителен, и мы более ссориться не будем. Ты будешь присылать ко мне всё, что сочинишь, отныне я сам буду твоим цензором».

Поход на слободу Навозную подразумевает колониальные войны русских царей. Повествуя об экономическом кризисе в Глупове, Щедрин называет имена экономистов журнала «Русский вестник» — Молинари и Безобразова, любое положение выдававших за процветание. Наконец, походы «против просвещения» и для «уничтожения вольного духа», датированные годом революции во Франции (1790), указывают на Французскую революцию 1848 года и вспыхнувшие революционные события в европейских странах — Германии, Австрии, Чехии, Венгрии. Николай I вводит войска в Валахию, Молдавию, Венгрию.

«Эпоха увольнения от войн»

Глава «Эпоха увольнения от войн» посвящена в основном царствованию Негодяева (Павел I), «сменённому» в 1802 году, согласно «Описи», за несогласие с Чарторыйским, Строгановым и Новосильцевым. Названные вельможи были близкими советниками Александра, сына убитого императора. Они-то и ратовали за введение конституционных начал в России, но что это были за начала! «Эпоха увольнения от войн» представляет эти «начала» в их подлинном виде.

На смену Негодяеву приходит Микаладзе. Фамилия грузинская, и есть основания думать, что здесь имеется в виду император Александр I, при котором произошло присоединение к России Грузии (1801), Мингрелии (1803) и Имеретии (1810), а то, что он потомок «сладострастной царицы Тамары», — намёк на его мать Екатерину II. Градоначальник Беневоленский — вершитель судеб России, имевший огромное влияние на Александра I, — М.М. Сперанский. Ликург и Дра́кон (Дра́конт) — древнегреческие законодатели; выражения «драконовы правила», «драконовские меры» стали крылатыми. Сперанский же был привлечён царём к составлению законов.

«Оправдательные документы»

В последней части книги — «Оправдательные документы» — приведена пародия на законы, составленные Сперанским. Беневоленский закончил свою карьеру так же, как и Сперанский, его заподозрили в измене и сослали. Наступает власть Прыща — градоначальника с фаршированной головой. Это обобщающий образ, и благополучие глуповцев при Прыще Щедрин недаром сравнивает с жизнью русичей при легендарном князе Олеге: так сатирик подчёркивает вымышленный, небывалый характер описываемого благоденствия.

«Поклонение мамоне и покаяние»

Речь идёт теперь об обывателях — о самих глуповцах. Указывается на исключительность их выносливости и жизнеспособности, ведь они продолжают своё существование при перечисленных в «Летописце» градоначальниках. Продолжается и череда последних: Иванов (снова Александр I, речь идёт даже о двух вариантах его погибели: сравните легенду о добровольном отказе Александра I от власти, инсценировке им своей смерти в Таганроге и тайном уходе в монашество), затем — Ангел Дорофеич Дю-Шарио (Ангел — прозвище того же монарха в кругах близких и приближённых, Дорофеич — от Дорофей — дар Божий (греч.), следом — Эраст Грустилов (опять царь Александр I). Под разными иносказательными именами перечисляются возлюбленные Александра и их влияние на его правление. Появление обобщённого образа Пфейферши (прототипы — баронесса В.Ю. фон Крюгенер и Е.Ф. Татаринова) отмечает начало второй половины царствования Александра I и погружение «верхов» и общества в тёмный мистицизм и социальное мракобесие. Предаваясь в компании мистически-спиритических великосветских дам покаянию, реальный царь исчезает в никуда.

«Подтверждение покаяния. Заключение»

Весь этот мистический сброд и бред разгоняется вновь возникшим некогда обиженным офицером (Угрюм-Бурчеевым — Аракчеевым (1769—1834), «угрюмым идиотом», «обезьяной в мундире», впавшим в немилость при Павле I и вновь призванным Александром I). Первая часть главы посвящена борьбе его за воплощение безумной идеи военных поселений для содержания армии в мирное время, вторая — критике русского либерализма. Аракчеев, расцветший в годы «освобождения» крестьян от крепостного права, возмущал Щедрина беспринципностью, идеализмом и непоследовательной осторожностью, пустозвонством и непониманием реалий российской жизни. В список мучеников либеральной идеи, приведённый в последней главе книги, и их деяний попадают и декабристы, к деятельности которых Щедрин не мог не относиться иронически, зная Россию и понимая, насколько фантастичными были упования декабристов на свержение самодержавия с помощью их тайных обществ и восстания на Сенатской площади. Последним в ряду градоначальников, описанных в «Летописце», назван Архистратиг Стратилатович Перехват-Залихватский — образ, вновь возвращающий нас к Николаю I. «Утверждал, что он отец своей матери. Вновь изгнал из употребления горчицу, лавровый лист и прованское масло…» Таким образом, история города Глупова в «Летописце» возвращается на круги своя. Всё в ней готово к новому циклу. Особенно ясен этот намёк в утверждении Архистратига о том, что он отец своей матери. Фантасмагорический гротеск прочитывается ясно.

Заключая повествование о великой книге М.Е. Салтыкова-Щедрина, заметим только, что, читая её, нужно иметь в виду высказывание Тургенева об авторе: «Он лучше всех нас знал Россию».

Источник (в сокращении): Михальская, А.К. Литература: Базовый уровень: 10 класс. В 2 ч. Ч. 1: уч. пособие / А.К. Михальская, О.Н. Зайцева. - М.: Дрофа, 2018

М.Е. Салтыков-Щедрин

Название: История одного города

Жанр: Роман

Продолжительность:

Часть 1: 14мин 54сек

Часть 2: 13мин 52сек

Аннотация:

«История одного города» — вершина творчества Салтыкова-Щедрина в жанре сатиры. В этом произведении описывается история города Глупова и жизнь его жителей, который олицетворяет собой самодержавие в России. Первая глава романа была опубликована в 1986 году и молниеносно вызвала осуждение и критику в сторону автора. Многие люди увидели в данном произведении неуважение и насмешку над национальной историей.
Прочитав роман, вы выясните, почему этот роман актуален и в наше время. Удивительно, но пороки 19 века оказались настолько живучими, что дожили и до нашего времени.
Все городские правители издевались над жителями города, но по сравнению с остальными, первый был невинным агнцем. Другой же объясняет свои действия тем, что того требует цивилизация. А третий просит жителей, что бы ни случилось, полагаться только на себя, на свою доблесть и отвагу.
Один из самых достойных сатирических романов 19 века, показывает нам сбитый с толку, но мужественны русский народ, который на протяжении долгого времени терпит издевательства над собой их невменяемыми правителями.

М.Е. Салтыков-Щедрин — История одного города ч1. Прослушать аудиозапись краткого содержания онлайн.

«История одного города» — потрясающий роман российского писателя Салтыкова-Щедрина. Роман состоит из 15 частей. Он вышел в 1980 году и сразу вызвал резонанс у жителей России. Автору предписывали искажения исторических данных России и обвинили его в насмешке над всеми жителями этой величественной страны.

Обратите внимание! Роман написан в жанре сатиры. Он обличает истинные лица и нравы, отображает взаимоотношения правящей стороны с народом.

В творении высветляется желание народа покорятся правительству. Роман относится к русской классике и рассказывает об истории города под названием «Глупов» и жизни его градоначальников. События книги происходят в 18–19 веке. По мотивам данного романа в 1991 году была снята кинолента режиссёрами:

  • Валентин Караваев.
  • Лилиана Монахова.

Книга написана очень интересно, с первых минут чтения человек переносится в 18 век и наблюдает за истинным противоборством власти и народа. Те, кто читал роман остались в восторге от сатирического сюжета на исторические данные.

Но в силу занятости не все могут полностью прочитать данную книгу из-за её большого объёма. Поэтому предлагаем вам ознакомиться с кратким содержанием по главам «Истории одного города», представленного в виде пересказа знаменитой повести.

Таблица: главные герои повести.

Имя главного героя Характеристика
Фердыщенко Пётр Петрович Пётр Петрович в повести выступает градоначальником, бывшим денщиком при князе Потёмкине.

Изначально Пётр не вмешивался в дела города, но уже через шесть лет понял, что при помощи власти можно утолить алчность и похоть.

Угрюм Бурчеев Последний губернатор города Глупов. Его появление отмечено в последней главе сатирического рассказа.

Герой характеризуется как эгоистичная личность, не принимающая во внимание требования и пожелания жителей города.

Прыщ Иван Пантелеевич Губернатор в погонах полковника. За время своего правительства губернией полковник привёл город к необычному изобилию.
Брудастый Дементий Варламович Дементий Варламович известен как «Органчик». Он один из губернаторов города. Запомнился читателю уникальной фразой «Не потерплю».

Дементий Варламович наводил ужас на большую часть жителей Глупова.

Двоекуров Семён Константинович Стал градоначальником после Дементия Варламовича. Занял столь важный пост с одной целью – вывести город из смуты и наладить в нём жизнь.

Запомнился читателю оригинальным указом об обязательном употреблении горчицы и лаврового листа.

Глуповцы Коренные жители города Глупов.
Бородавкин Василис Семёнович Василис Семёнович стал самым крикливым губернатором города. Он грезил военными походами и победами, но ограничился лишь войной с жителями Глупова.

О корени происхождения глуповцев

Данная глава повести высветляет историю возникновения глуповцев. В древние времена существовал народ – головопята. Они признали, что без правителя им будет сложно навести порядок и стали искать губернатора. Они обращались ко многим князьям, но они отказывали по причине глупости населения. Никто не захотел становиться градоначальником головопят.

Народ обратился к человеку с прозвищем «вор-новорот» с просьбой отыскать им правителя. Вор отыскал губернатора, но тот не захотел селиться с ними на одной земле и в качестве своего наместника послал вора, который переименовал головопят в глуповцев и присвоил городу название «Глупов».

Новый правитель отличался жадностью и алчностью, поэтому вскоре был приговорён к смертной казне.

Во главе также указываются все губернаторы города:

  • Амадей Клементий.
  • Фотий Ферапонтов.
  • Иван Великанов.
  • Маныл Урус-Кугуш-Кильдибаев.
  • Ламврокасис.
  • Иван Баклан.
  • Богдан Пфейфер.
  • Дементий Брудастый.
  • Семён Двоекуров.
  • Маркиз Санглот.
  • Пётр Фердыщенко.
  • Василиск Бородавкин.
  • Онуфрий Негодяев.
  • Ксаверий Микаладзе.
  • Феофилакт Беневоленский.
  • Иван Прыщ.
  • Никодим Иванов.
  • Эраст Грустилов.
  • Урюм Бурчеев.
  • Виконт Шарио.
  • Архистратиг Залихватский.

Важно! В данном заголовке также указывается, что город неделю находился без правителя.

Органчик

Заголовок высветляет приход нового командира, который запомнился всем двумя фразами:

  • «Не потерплю».
  • «Разорю».

Жители города заметили, что немногословный правитель является таковым по причине отсутствия в голове мозга. Его голова оказалась пустой. В ней был установлен органчик, производимый всего две композиции.

Но голова сломалась. После этой страшной находки, народ вызвал мастера для ремонта головы, но он не смог её починить. После этого в городе началась суета и беззаконие, продлившееся 7 дней.

Сказание о шести градоначальницах (Картина глуповского междоусобия)

Глава о борьбе трёх женщин, желавших стать правительницами города.

Обратите внимание! У всех трёх претенденток были весомые основания для занятия государственного поста.

Но помимо них за власть боролись ещё:

  1. Нелька Лядоховская.
  2. Дунька.
  3. Матрёна.

Таблица: основные претендентки на государственный пост.

Война за власть между этими шестью женщинами привела город к разрухе и анархии, окончить которую удалось Двоекурову.

Известие о Двоекурове

Приход к власти Двоекурова значительно изменил установленный порядок жизни глуповцев.

Семён Константинович за время своего правления:

  • Пытался создать академию, но не у него не получилось.
  • Принял указ о выращивании и употреблении горчицы и лаврового листа.
  • Ввёл в Глупове пивоварение.

Важно! Двоекуров – умный правитель, но за непослушание наказывал людей ударами плети.

Голодный город

После смерти Двоекурова и правления Маркиза Санглота к власти приходит Фердыщенко.

События главы «голодный город»:

  • Приход нового губернатора.
  • Увлечение правителя замужней женщиной по имени Алёна.
  • Посылание мужа любимой в Сибирь.
  • Начало засухи и голода.
  • Смерть Алёны от рук глуповцев.
  • Начало войны между народом и правителем.
  • Усмирение жителей при помощи войск.

Соломенный город

После смерти Алёнки и войны в городе временно наступает покой.

Обратите внимание! Но спокойствие прекращается с новым увлечением губернатора стрельчихой по имени Домашка.

Таблица: хронология событий после влюблённости правителя.

Фантастический путешественник

Хронология событий в разделе «фантастический путешественник»:

  • После череды неприятных событий губернатор решает отправиться в путешествие по окрестностям.
  • В поездке люди его угощают различными кулинарными изобилиями.
  • Через три дня после отправления градоначальнику становится плохо на фоне обжорства и переедания. Он умирает.
  • На смену ему приходит новый правитель – Бородавкин.

Важно! Василиск Семёнович заложил фундамент изобильной жизни глуповцев.

Войны за просвещение

Хронология событий:

  1. Бородавкин вводит выращивание персидской ромашки.
  2. Возобновляет выращивание горчицы.
  3. Новый правитель собирает поход, который продлился всего 9 дней.

За время правления этого губернатора Глупов стал нищим городом. Он оставил свой государственный пост перед тем, как приказал сжечь город и всё его население.

Эпоха увольнения от войн

Поле разрушительного правления старого губернатора город окончательно обнищал и чтобы его спасти на место правителя начали назначать не менее безответственных и эгоистичных особ.

Обратите внимание! В этой главе пост градоначальника сменило сразу 4 человека.

Таблица: правившие градоначальники в этой главе по порядку.

Правитель Описание его правления
Капитан Негодяев Капитан стал преемником Бородавкина. Но на государственном посту он продержался недолго, его уволили по причине несогласия с конституционными правами и обязанностями жителей.
Микеладзе Бездеятельный правитель города. Делами Глупова он не занимался. Запомнился зрителю как Казанова и сердцеед.
Беневоленский Написал большое количество законодательных актов, которые не имел права писать.

Этим делом он занимался подпольно, агитируя народ следовать новым законам. За такую незаконную деятельность губернатор был уволен.

Прыщ При градоначальнике город «купался» в изобилии и богатстве. Но участь Прыща была трагичной. Его голову съел один из предводителей дворянства.

Поклонение мамоне и покаяние

Хронология событий:

  • Следующим мэром города становится Иванов. Во времена его правления жители не знают нищеты. Но губернатора увольняют.
  • За ним пост мэра занимает Дю-Шарио, заложивший культ поклонению языческим богам.
  • После него государственный пост занимает Грустилов. Но занявшись обязанностями мэра замечает, что жители живут в разврате.

Важно! Последнего правителя этой главы арестовывают на несоблюдение своих должностных обязательств.

Подтверждение покаянию. Заключение

События в хронологическом порядке:

  • Место мэра занимает Угрюм-Бурчеев.
  • Он вводит строгий режим в Глупове и заставляет жителей повиноваться.
  • После возникновения природной катаклизмы, жестокий губернатор исчезает.
Замысел этого произведения и главная его идея родились у писателя не сразу. В 1867 году он опубликовал “Рассказ о губернаторе с фальшивой головой” сказочно-фантастического характера, который стал основой для главы “Органчик”. В 1868 г. он начал работу над романом и закончил ее только в 1870 году. Произведение было напечатано в журнале “Отечественные записки”.
Важно! Роман можно смело назвать новаторским. Он написан , но явно имеет параллели с реальной историей Руси. Автор подчеркивает это специально, намекая, что все правители имеют реальных прототипов в лицах глав государства Российского.

Главные герои

Главными действующими лицами романа являются градоначальники. Автор изобразил множество глав города Глупова, но мы выделим наиболее яркие персонажи:
  • Великанов - третий градоначальник, который прославился тем, что убил директора по хозяйственным вопросам и ввел налог в 3 копейки. Затем он завел интрижку с супругой Петра I и был отправлен в ссылку.
  • Брудастый - очень категоричен, необщителен и угрюм. По любому поводу он громко восклицал “Не потерплю” и “Разорю!”. В народе его прозвали “Органчик” за то, что в голове у него был механизм. Когда голову собрались отвезти на починку, кучер испугался и выбросил ее из экипажа. Хотя потом она каким-то чудным образом к нему вернулась и он возил ее рядом с собой.
  • Двоекуров - проводит необыкновенно “важные” реформы по поводу горчицы и лаврового листа. Довольно безобиден. Он приводил в порядок внешний вид города, хотел основать академию и пивоварение.
  • Бородавкин - воюет со своим населением “за просвещение”. Он правил городом дольше всех. Он уничтожил все слободы, почти приготовил город к сжиганию, но умер раньше, чем воплотился этот план.
  • Фердыщенко - очень похотливый и алчный человек, пороки которого чуть не погубили Глупов.
  • Грустилов - занял высшие слои Глупова балами и чтениями, до народа ему дела не было, что привело к нищете и голоду.
  • Прыщ - он не вмешивался ни в какие дела и народу жилось с ним слишком хорошо.
  • Угрюм-Бурчеев - на редкость глупый человек, прохвост. Он пытался реализовать безумную идею - построить новый город Непреклонск. Это чуть не погубило весь народ.
  • Народ - образ собирательный. Он отличается своей покорностью, повинуется правителю во всем, готов терпеть любые притеснения. Это масса без лица и характера, которая может взбунтоваться, только если люди начинают массово гибнуть от серьезных катастроф или голода.

Краткое содержание романа “История одного города”

Рассказ ведет летописец от первого лица. Он повествует о жителях одного населенного пункта, их начальниках и истории.

От издателя

Автор рассказывает, что это произведение - летопись одного маленького городка, расположенного в провинции. Ее писали четыре летописца, которые жили здесь в разные периоды. События, о которых говорится в романе, охватывают промежуток 1731-1825 гг.

Обращение к читателю от последнего архивариуса-летописца

Обращение последнего автора летописи по имени Павлуша Маслобойников. Он объясняет, что книга содержит информацию о 22-х градоначальниках и их реформах, а также о той неделе, когда народ 7 дней жил без правителя.

О корени происхождения глуповцев

Читателю рассказывают о том, откуда произошел народ Глупова, как был основан город. На Руси в давние времена жил народ головотяпы, который не отличался развитыми умственными способностями. Он не заводил дружеских отношений с соседями и внутри него часто возникала вражда.

Поняв, что жить в беспорядке они устали, головотяпы решили выбрать главу, который бы все привел в порядок. Выбирали они трое суток, после чего нашли князя, который был настолько глуп, что согласился . Народ свой он назвал “глуповцами” и заложил город, названный “Глупов”. Жить с ними он не стал и оставил на месте правителя - своего наместника вора-новатора.

Опись градоначальникам, в разное время в город Глупов от вышнего начальства поставленным (1731-1826)

Читателю дается список из 21 градоначальника с небольшим описанием каждого из них. Подробный рассказ об их правлении мы видим далее.

Органчик

Во главе Глупова стоит Брудастый. Он резок и груб, весьма вспыльчив. Однажды народ понимает, что его голова на самом деле музыкальный инструмент - орган. Начался переполох и появился двойник градоначальника. В результате - их обоих убирают с поста.

Сказание о шести градоначальницах. Картина Глуповского междоусобия

После ухода градоначальника в Глупове целую неделю не было правителя. Это приводит к тому, что населенный пункт захватывает анархия. За место в правлении борются шесть простых женщин. Они строят друг другу препоны, но власть не получает никто из них. Наконец в город прислали Двоекурова, он и сумел навести порядок.

Известие о Двоекурове

Двоекуров был человеком, настроенным на работу. Начальник вынуждает население массово растить и употреблять в пищу лавровый лист и горчицу. Также он хочет открыть учебное заведение, но у него это не выходит. Следующим его шагом было основание дела по варению пива и меда. Он много порет народ, чтобы держать его в смирении. В 1770 году он умирает.

Голодный город

Фердыщенко приходит на пост в 1772 году на смену маркизу де Санглоту. Шесть лет, пока он занимает этот пост, глуповцы живут неплохо. Но седьмой год запоминается тем, что он влюбляется в Аленку, замужнюю даму. Мужа ее он ссылает и живет с Аленкой незаконно. В это время население начинает сильно голодать. Жители думают, что во всем виновата эта женщина, что она ведьма. Они убивают ее, сбросив с колокольни. Фердыщенко вызывает войска, чтобы усмирить народ.

Соломенный город

Градоначальник переживает смерть женщины и влюбляется в Домашку (стрельчиху). Он также поселяет ее у себя. В городе резко начинаются пожары, население опять обвиняет в этом женщину градоначальника. Тогда он вернул Домашку к ней домой и опять вызывает войско, чтобы навести порядок в городе.

Фантастический путешественник

Как-то раз Фердыщенко решает отправиться в поездку по окрестностям города. Ему было скучно, он общался с населением, его много угощают. На одной из трапез он вдруг умирает.

Войны за просвещение

Бородавкин становится следующим правителем. Он старательно ведет среди населения войны за просвещение. Под его руководством начинается массовый выпуск горчицы, ромашки. Вскоре их становится так много, что начинается кризис. Глуповцы стремительно беднеют. В этот момент они узнают, что во Франции идет революция. Глава города опасается, что и у него начнутся беспорядки, что приводит к началу войны уже против просвещения. Он уничтожает дома, его паранойя приводит к тому, что он чуть не сжег весь Глупов, но неожиданная его смерть спасла жителей.

Эпоха увольнения от войн

На смену Бородавкину приходит Негодяев. Он остается на посту 4 года. Его действия приводят к тому, что город окончательно разоряется, население становится диким и даже обрастает шерстью. Князь Микаладзе становится следующим главой Глухова. Он незаметен и тих, жители со временем приходят в себя и становятся веселее. Микаладзе питает необычайную страсть к женщинам, это доводит его до истощения и смерти.

Следующим градоначальником стал Беневоленский. Он очень любил составлять законы. Прав на это он не имеет, но не может сдержаться. Он придумывает указы и секретно доносит их до народа. В 1811 году он начинает переписку с Наполеоном. Об этом становится известно и его арестовывают. Бразды правления принимает Прыщ, который ранее был офицером. Он не озабочен работой и дает народу полную свободу. Большую часть времени он занят весельем и охотой.
Важно! Население в это время очень богатеет. Затем становится известно, что голова у градоначальника фальшивая, и предводитель дворянства убивает его.

Поклонение Мамоне и покаяние

Следующим пост главы Глупова занимает Иванов. Он не работает головой и народ все так же процветает. Затем он умирает. О том, как это произошло, ходило 2 гипотезы. Первая - предполагала, что он скончался от испуга, увидев указ начальства. А вторая - что его уволили за то, что голова его усохла, так как он ею не пользовался. На его место назначают виконта Дю-Шарио. Этот человек был весел и довольно глуп. При нем народ живет настолько весело, что буквально начинает становиться сумасшедшим. Люди вернулись к языческой вере, носят дивные одеяния, придумывают свой язык и совершенно бросают работу. Затем оказывается, что виконт - дама, и ее выгоняют. Грустилов занимает место главы города и застает население, погрязшее в разврате. Он идет по этому же пути и бросает всякие дела. Но затем случился неурожай и Грустилов начал активно действовать. Он вернул народ к вере, но не смог заставить его работать. Во время правления он с представителями высших кругов собирается, чтобы читать статьи запрещенного публициста. Об этом узнают выше и его арестовывают.

Подтверждение покаяния. Заключение

Городом приходит править Угрюм-Бирючев. Он редкостный идиот и прохвост. Глуповцы вынуждены повиноваться жесткой дисциплине. Градоначальник доходит до того, что разрушает Глупов и пытается построить здесь новый город - Непреклонск. Народ, страдающий от беспредела и угнетения, не выдерживает и устраивает бунт. Тут на город налетел смерч и правитель пропадает без следа.

Оправдательные документы

Это приложение к произведению. В нем собраны три сочинения, которые написали Бородавкин, Беневоленский и Миналадзе. Повесть “История одного города” была написана не для того, чтобы посмешить читателя. М. Салтыков-Щедрин стремился вызвать у него чувство стыда за действия народа, его бездумную покорность. Он иронично отмечает, что такому народу нужен строгий начальник, держащий всех в ежовых рукавицах, иначе - начинается анархия и все рушится. Чтобы лучше понять сюжетную линию и характеристики персонажей, рекомендуем вам также посмотреть видео.

Замысел книги сформировался у Салтыкова-Щедрина постепенно, в течение нескольких лет. В 1867 году писатель сочинил и выставил на суд публики новый сказочно-фантастический «Рассказ о губернаторе с фаршированной головой» (он ложится в основу известной нам главы под названием «Органчик»). В 1868 году автор начал работу над полномасштабным романом. Этот процесс занял чуть больше года (1869-1870 гг). Первоначально произведение было озаглавлено «Глуповский Летописец». Название «История одного города», ставшее окончательным вариантом, появилось позже. Литературный труд был опубликован по частям в журнале «Отечественные записки».

Книгу Салтыкова-Щедрина некоторые люди по неопытности считают рассказом или сказкой, но это не так. Такая объемная литература не может претендовать за звание малой прозы. Жанр произведения «История одного города» масштабнее и называется «сатирический роман». Он представляет собой некое хронологическое обозрение о выдуманном местечке Глупов. Судьба его записана в летописях, которые находит автор и издает, сопровождая их собственными комментариями.

Также к данной книге можно применить такие термины, как «политический памфлет» и «сатирическая хроника», но она лишь вобрала в себя некоторые черты этих жанров, а не является их «чистокровным» литературным воплощением.

О чем произведение?

Писатель иносказательно передал историю России, которую оценивал критически. Жителей российской империи он назвал «глуповцами». Они являются жителями одноименного города, жизнь которого описана в «Глуповской летописи». Данный этнос произошел от древнего народа под названием «головотяпы». За свое невежество они были переименованы соответствующе.

Головотяпы враждовали с соседними племенами, а также между собой. И вот устав от ссор и беспорядков, они решили найти себе правителя, который устроил бы порядок. Через три года они нашли подходящего князя, который согласился править ими. Вместе с приобретенной властью люди основали город Глупов. Так писатель обозначил формирование Древней Руси и призвание Рюрика на княжение.

Сначала правитель послал им наместника, но тот проворовался, и тогда он прибыл самолично и навел жесткие порядки. Так Салтыков-Щедрин представлял себе период феодальной раздробленности в средневековой России.

Далее писатель прерывает повествование и перечисляет биографии знаменитых градоначальников, каждая из которых – отдельная и законченная история. Первым был Дементий Варламович Брудастый, в голове которого располагался органчик, что играл лишь две композиции: «Не потерплю!» и «Разорю!». Потом у него сломалась голова, и настало безначалие – смута, которая пришла после смерти Ивана Грозного. Именно его автор изобразил в образе Брудастого. Далее появились одинаковые самозванцы-близнецы, но их вскоре убрали – это появление Лжедмитрия и его последователей.

Воцарилась анархия на неделю, в течение нее друг друга сменяли шестеро градоначальниц. Это эпоха дворцовых переворотов, когда в Российской Империи правили одни женщины и интриги.

Семен Константинович Двоекуров, который учредил медоварение и пивоварение, скорее всего, является прообразом Петра Первого, хоть данное предположение и идет вразрез с исторической хронологией. Но реформаторская деятельность и железная рука правителя очень уж похожи на характеристику императора.

Начальники сменялись, их самомнение росло пропорционально градусу абсурда в произведении. Откровенно безумные реформы или же безысходный застой губили страну, народ скатывался в нищету и невежество, а верхушка то пировала, то воевала, то охотилась за женским полом. Чередование непрекращающихся ошибок и поражений привело к ужасающим последствиям, сатирически описанным автором. В конце концов, последний правитель Угрюм-Бурчеев умирает, и после его кончины повествование обрывается, а из-за открытого финала брезжит надежда на изменения к лучшему.

Так же Нестор описал историю возникновения Руси в «Повести временных лет». Эту параллель автор проводит специально, чтобы намекнуть, кого же он подразумевает под глуповцами, и кто все эти градоначальники: полет фантазии или реальные русские правители? Писатель четко дает понять, что описывает не весь род человеческий, а именно Россию и ее порочность, переиначивая ее судьбу на свой лад.

Композиция выстроена в хронологической последовательности, в произведении классическое линейное повествование, но каждая глава – вместилище полноценного сюжета, где есть свои герои, события и итоги.

Описание города

Глупов находится в далекой провинции, об этом мы узнаем, когда в дороге портится голова Брудастого. Это небольшой населенный пункт, уезд, ведь двух самозванцев приезжают забирать из губернии, то есть городок является лишь незначительной ее частью. В нем нет даже академии, зато стараниями Двоекурова процветает медоварение и пивоварение. Он делится на «слободы»: «Пушкарская слобода, за ней слободы Болотная и Негодница». Там развито сельское хозяйство, так как засуха, обрушавшаяся от грехов очередного начальника, сильно задевает интересы жителей, они даже готовы идти на бунт. При Прыще же увеличиваются урожаи, что безмерно радует глуповцев. «История одного города» пестрит драматическими событиями, причиной которых является аграрный кризис.

Угрюм-Бурчеев воевал с рекой, из чего мы делаем вывод, что уезд находится на берегу, в холмистой местности, так как градоначальник уводит народ в поисках равнины. Главным местом в данном регионе является колокольня: с нее сбрасывают неугодных граждан.

Главные герои

  1. Князь – иностранный правитель, согласившийся принять власть над глуповцами. Он жестокий и недалекий, ведь посылал вороватых и никчемных наместников, а после руководил с помощью одной лишь фразы: «Запорю». С него началась история одного города и характеристика героев.
  2. Дементий Варламович Брудастый – замкнутый, угрюмый, молчаливый обладатель головы с органчиком, который проигрывает две фразы: «Не потерплю!» и «Разорю!». Его аппарат для вынесения решений отсырел в дороге, его не смогли починить, поэтому послали за новым в Петербург, но исправная голова задержалась и так и не приехала. Прообраз Ивана Грозного.
  3. Ираида Лукинична Палеологова – жена градоначальника, которая день властвовала над городом. Намек на Софью Палеолог, вторую жену Ивана IIII, бабушку Ивана Грозного.
  4. Клемантинка де Бурбон – мать градоначальника, ей тоже довелось править один день.
  5. Амалия Карловна Штокфиш – помпадурша, которой тоже хотелось задержаться во власти. Немецкие имена и фамилии женщин – юмористический взгляд автора на эпоху немецкого фаворитизма, а также на ряд коронованных персон иностранного происхождения: Анна Иоановна, Екатерина Вторая и т.д.
  6. Семен Константинович Двоекуров – реформатор и просветитель: «Он ввёл медоварение и пивоварение и сделал обязательным употребление горчицы и лаврового листа. Еще он хотел открыть Академию наук, но не успел довершить начатые преобразования.
  7. Петр Петрович Фердыщенко (пародия на Алексея Михайловича Романова)– трусливый, слабохарактерный, любвеобильный политический деятель, при котором в Глупове 6 лет был порядок, но потом он влюбился в замужнюю женщину Алену и сослал ее мужа в Сибирь, чтобы она уступила его натиску. Женщина поддалась, но судьба обрушила на народ засуху, и люди начали погибать от голода. Случился бунт (имеется в виду соляной бунт 1648 года), в результате которого погибла любовница правителя, ее сбросили с колокольни. Тогда градоначальник пожаловался в столицу, ему прислали солдат. Восстание подавили, а он нашел себе новую пассию, из-за которой опять произошли бедствия – пожары. Но и с ними справились, а он, отправившись в путешествие по Глупову, умер от переедания. Очевидно, что герой не умел сдерживать свои желания и пал их безвольной жертвой.
  8. Василиск Семенович Бородавкин – подражатель Двоекурова, насаждал реформы огнем и мечом. Решительный, любит планировать и учреждать. Изучал, в отличие от коллег, историю Глупова. Однако и сам был недалек: учредил военный поход на собственный народ, в темноте «свои бились со своими». Потом провел неудачное преобразование в армии, заменив солдат на оловянные копии. Своими битвами довел город до полного изнеможения. После него разграбление и разорение завершил Негодяев.
  9. Черкешенин Микеладзе – страстный охотник за женским полом, занимался лишь тем, что устраивал свою насыщенную личную жизнь за счет служебного положения.
  10. Феофилакт Иринархович Беневоленский (пародия на Александра Первого) – друг Сперанского (знаменитого реформатора) по университету, который по ночам сочинял законы и разбрасывал их по городу. Любил умничать и пускать пыль в глаза, но ничего полезного не сделал. Уволен за государственную измену (отношения с Наполеоном).
  11. Подполковник Прыщ – обладатель фаршированной трюфелями головы, которую съел в голодном порыве предводитель дворянства. При нем был расцвет сельского хозяйства, так как в жизнь подопечных он не вмешивался и не мешал им работать.
  12. Статский советник Иванов – прибывший из Петербурга чиновник, который «оказался столь малого роста, что не мог вмещать ничего пространного» и лопнул от натуги постичь очередную мысль.
  13. Эмигрант виконт де Шарио – иностранец, который вместо работы только веселился и закатывал балы. Вскоре за безделье и растрату был выслан за границу. Позже выяснилось, что он женского пола.
  14. Эраст Андреевич Грустилов – любитель покутить за государственный счет. При нем население перестало работать на полях и увлеклось язычеством. Но жена аптекаря Пфейфера пришла к градоначальнику и навязала ему новые религиозные воззрения, он начал вместо пирушек организовывать чтения и конфессиональные сборище, и, узнав об этом, высшее начальство лишило его поста.
  15. Угрюм-Бурчеев (пародия на Аракчеева, военного чиновника) – солдафон, который замыслил всему городу придать казарменный вид и порядок. Он презирал образование и культуру, зато хотел, чтобы у всех граждан были одинаковые дома и семьи на единообразных улицах. Чиновник разрушил весь Глупов, перенес его в низину, но тогда случился природный катаклизм, и чиновника унесла буря.
  16. На этом список героев заканчивается. Градоначальники в романе Салтыкова-Щедрина являются людьми, которые по адекватным меркам никак не способны управлять хоть каким-либо населенным пунктом и быть олицетворением власти. Все их действия совершенно фантастичны, бессмысленны и часто противоречат одно другому. Один правитель строит, другой все разрушает. Один приходит на место другого, но в народной жизни ничего не меняется. Не происходит никаких существенных перемен или улучшений. Политические деятели в «Истории одного города» имеют общие черты - самодурство, ярко выраженная порочность, мздоимство, алчность, глупость и деспотизм. Внешне же персонажи сохраняют обычный человеческий облик, тогда как внутреннее содержание личности таит в себе жажду подавления и угнетения народа с целью наживы.

    Темы

  • Власть. Это основная тема произведения «История одного города», которая по-новому раскрывается в каждой главе. Главным образом, она видится через призму сатирического изображения современного Салтыкову-Щедрину политического устройства России. Сатира здесь направлена на две стороны жизни – показать, насколько губительно самодержавие и выявить пассивность народных масс. По отношению к самодержавию она носит полное и беспощадное отрицание, то по отношению к простым людям ее цель заключалась в исправлении нравов и просветлении умов.
  • Война. Автор заострил внимание на губительности кровопролития, которое лишь разоряет город и убивает людей.
  • Религия и фанатизм. Писатель иронизирует насчет готовности народа поверить любому самозванцу и в любых идолов, лишь бы переложить на них ответственность за свою жизнь.
  • Невежество. Народ не образован и не развит, поэтому правители манипулируют им, как хотят. Жизнь Глупова не становится лучше не только по вине политических деятелей, но и из-за нежелания людей развиваться и учиться осваивать новые навыки. Например, ни одна из реформ Двоекурова не прижилась, хоть и многие из них несли положительный результат для обогащения города.
  • Раболепство. Глуповцы готовы терпеть любой произвол, лишь бы не было голода.

Проблематика

  • Разумеется, автор затрагивает вопросы, касающиеся управления государством. Основная проблема в романе - это несовершенство власти и ее политических приемов. В Глупове правители, они же градоначальники, сменяются один за другим. Но при этом они не привносят чего-то нового в жизнь народа и в устройство города. В их обязанности входит забота лишь о своем благополучии, интересы жителей уезда градоначальников не волнуют.
  • Кадровый вопрос. На должность управленца некого назначить: все кандидаты порочны и не приспособлены к бескорыстной службе во имя идеи, а не ради наживы. Ответственность и стремление устранить насущные проблемы им и вовсе чужды. Это происходит оттого, что общество изначально несправедливо разделено на касты, и никто из простых людей не может занять важный пост. Правящая элита, ощущая отсутствие конкуренции, живет в праздности ума и тела и не работает на совесть, а просто выжимает из чина все, что тот может дать.
  • Незнание. Политики не понимают проблем простых смертных, и даже если хотят помочь, не могут сделать это правильно. Во власти нет людей из народа, между сословиями глухая стена, поэтому даже самые гуманные чиновники бессильны. «История одного города» — лишь отражение реальных проблем Российской Империи, где были талантливые правители, но им не удалось в силу оторванности от подданных благоустроить их жизнь.
  • Неравенство. Народ беззащитен перед произволом управленцев. Например, мужа Алены городоначальник без вины отправляет в ссылку, злоупотребляя своим положением. А женщина сдается, так как даже не рассчитывает на правосудие.
  • Ответственность. За свои разрушительные деяния чиновники не наказываются, и их приемники чувствуют себя в безопасности: что бы ты ни сделал, ничего серьезного за это не будет. Всего лишь снимут с должности, и то в крайнем случае.
  • Чинопочитание. Народ является великой силой, не в ней нет толку, если он согласен во всем слепо подчиняться начальству. Свои права он не отстаивает, своих людей не защищает, по сути, превращается в инертную массу и по своей же воле лишает себя и своих детей счастливого и справедливого будущего.
  • Фанатизм. В романе автор заостряет внимание на теме чрезмерного религиозного рвения, которое не просвещает, а ослепляет людей, обрекая их на празднословие.
  • Казнокрадство. Все наместники князя оказались ворами, то есть система прогнила настолько, что позволяет своим элементам безнаказанно проворачивать любые махинации.

Главная мысль

Авторский замысел состоит в изображении государственного строя, в котором общество примиряется со своим вечно угнетенным положением и считает, что это в порядке вещей. В лице общества в повести выступает народ (глуповцы), «угнетателем» же являются градоначальники, которые сменяют друг друга с завидной скоростью, при этом успевая разорить, разрушить свои владения. Салтыков-Щедрин иронично замечает, что жителями движет сила «начальстволюбия», и без правителя они незамедлительно впадают в анархию. Таким образом, идея произведения «История одного города» - это стремление показать историю русского общества со стороны, как люди на протяжении многих лет переносили всю ответственность за устройство своего благополучия на плечи почитаемого монарха и неизменно обманывались, ведь один человек не может изменить целую страну. Перемены не могут прийти извне, пока народом правит сознание того, что самодержавие - есть высший порядок. Люди должны осознать свою личную ответственность перед родиной и ковать свое счастье сами, но тирания не позволяет им проявить себя, а они горячо ее поддерживают, ведь пока она есть, ничего делать не надо.

Несмотря на сатирическую и ироничную основу повествования, в нем заложена очень важная суть. В произведении «История одного города» смысл - показать, что только при наличии свободного и критического видения власти и ее не несовершенств возможны перемены к лучшему. Если общество живет по правилам слепой покорности, то притеснения неизбежны. Автор не призывает к восстаниям и к революции, в тексте нет ярых бунтовских стенаний, но суть одна - без народного осознания своей роли и ответственности нет пути к переменам.

Писатель не просто критикует монархический строй, он предлагает альтернативу, выступая против цензуры и рискуя своей государственной должностью, ведь издание «Истории…» могло повлечь для него не только отставку, но и тюремное заключение. Он не просто говорит, а своими действиями призывает общество не бояться власти и открыто говорить ей о наболевшем. Основная мысль Салтыкова-Щедрина – привить людям свободу мысли и слова, чтобы они могли улучшать свою жизнь сами, не дожидаясь милости градоначальников. Он воспитывает в читателе активную гражданскую позицию.

Художественные средства

Особенность повествованию предает своеобразное переплетение мира фантастического и реального, где соседствуют фантастический гротеск и публицистический накал актуальных и реальных проблем. Необычные и невероятные происшествия и события подчеркивают абсурдность изображаемой реальности. Автор мастерски использует такие художественные приемы, как гротеск и гипербола. В жизни глуповцев все невероятно, преувеличено, смешно. Например, пороки градоначальников разрослись до колоссальных масштабов, они намеренно выведены за рамки действительности. Писатель сгущает краски для того, чтобы искоренить реально существующие проблемы через осмеяние и публичное поругание. Ирония также является одним из средств выражения авторской позиции и его отношения к происходящему в стране. Люди любят посмеяться, и серьезные темы лучше преподносить в юмористическом стиле, иначе произведение не найдет своего читателя. Роман Салтыкова-Щедрина «История одного города», прежде всего, смешной, поэтому он пользовался и пользуется популярностью. В то же время он безжалостно правдив, он больно бьет по злободневным вопросам, но читатель уже заглотил наживку в виде юмора и не может оторваться от книги.

Чему учит книга?

Глуповцы, которые олицетворяют народ, находятся в состоянии бессознательного поклонения власти. Они беспрекословно подчиняются капризам самодержавия, абсурдным приказам и самодурству правителя. При этом они испытывают страх и благоговение перед покровителем. Власть же в лице градоначальников использует свой инструмент подавления на полную силу, не считаясь с мнением и интересами горожан. Поэтому Салтыков-Щедрин указывает на то, что простой люд и его вождь друг друга стоят, ведь пока общество не «дорастет» до более высоких стандартов и не научится отстаивать свои права, государство не изменится: оно будет отвечать примитивному спросу жестоким и несправедливым предложением.

Символическая концовка «Истории одного города», в которой погибает деспотичный градоначальник Угрюм - Бурчеев, призвана оставить послание, что у российского самодержавия нет будущего. Но нет и определенности, постоянства в вопросах власти. Остается только терпкий привкус тирании, за которым, возможно, последует что-то новое.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также: